«Царь ночи»
Платформа: PREMIER
Режиссер: Дмитрий Месхиев
Чем интересен этот проект, так это командой создателей: автором сценария и продюсером выступил отец Дмитрий (Рощин), настоятель храма, сын актрисы Екатерины Васильевой, когда-то окончивший ВГИК, но ушедший из профессии в церковь. Режиссер сериала Дмитрий Месхиев хоть и не отличается такими поворотами судьбы, но довольно редко снимает, поэтому все, за что он берется, вызывает в нас хотя бы исследовательский интерес. Представляя сериал на «Новом сезоне», создатели сказали, что их интересует происхождение зла.
Нам показали 3-ю и 4-ю серии, а не первые две, поэтому рассказываем, как поняли. Начало XX века, предреволюционная ситуация, в российском обществе вирусятся разные течения и учения – от спиритизма до марксизма. Кроме всего прочего страна раздираема битвами уличных банд. Посреди всего этого хаоса брат и сестра Софья и Яков теряют друг друга. Яков, обладающий удивительным даром «отшептывать» людей от всяких болячек молитвами, становится членом одной из банд. Нам показывают столкновение «петровских» с «инвалидовскими» – ворами, которые по идее должны совершать кражи только на своих территориях, но «инвалидовские» вечно нарушают договоренности, а Якову плохо объяснили «понятия», и он постоянно лезет не туда и ратует за справедливость. В результате показательно казнят его юного товарища. Сестра Якова Софья тем временем живет у странной особы Адель Ламар, промышляющей спиритизмом и лечащей людей разрядами электричества и своими экстрасенсорными способностями. Однажды ее пациенткой станет больная чахоткой дочь командира комиссариата жандармов (Владимир Вдовиченков), но девушке от опытов станет только хуже. И – о чудо! – вовремя появится Яков и спасет и больную, и сестру с Аделью от тюремного срока. В стране меж тем зреет что-то нехорошее, и вчерашние воришки могут стать террористами.
Сериал сильно отдает «Серебряными коньками»: филигранно выполненные карманные кражи, погони, харизматичный лидер бандюганов. Но если «Коньки» усердствовали с романтикой, то «Царь ночи» усердствует с кровью – некоторые сцены поданы прямо с откровенной жестокостью. Сериал уже назвали «Словом пацана» в декорациях революции.
«Тоннель»
Платформа: KION
Режиссер: Флюза Фахшатова
В этом сериале события уже происходят в нашей действительности, и Елизаветы Боярской тут много, она главная. Героиня с суровым именем Светлана Суворова работает на таможне, она безошибочно угадывает контрабандистов и может оценить стоимость часов, бросив на них взгляд мельком. Она бескомпромиссна, но иногда может проявить человечность, особенно если видит, что потенциальный преступник – трепетный и нежный отец. Отношения дочерей и пап вызывают в Светлане болезненные и одновременно теплые воспоминания. Ее отец когда-то был асом таможни, а еще он читал ей на ночь сказки. Теперь она выросла, сама стала классным профессионалом, вышла замуж за легкомысленного мужчину по имени Руслан (Сергей Гилев) и растит с ним дочь (Таисия Калинина). У Суворовой есть проблема: она передавливает с контролем даже в своей семье. Дочь ее почти ненавидит за нарушение личного пространства, подростковая нервозность выливается в драки в школе. Зато папа Руслан – само понимание и деликатность.
Все эти исходные весьма напоминают сериал «Опасная близость», в котором Елизавета Боярская тоже играет принципиальную стержневую дамочку, дочь именитого ученого и жену слабого мужа. В «Тоннеле» герой Гилева, который общается с женой фразами «Целую в попу», как и герой Артура Бесчестного из «Опасной близости», попадет в переделку, подставит жену – проиграется в финском казино. Местные контрабандисты возьмут его в заложники и заставят Суворову выполнять их указания – по перевозке, например, бриллиантов. Светлана выполнит требования, но не сдастся и начнет расследование. А с другого конца это расследование будет вести герой Даниила Страхова.
Лизе Боярской выдалось тут ползать по снегу в платье, говорить по-фински, по-звериному орать… И отчего-то актрису невыносимо жаль, потому что так эмоционально тратиться на абсолютно искусственную сконструированную историю – не беречь себя. Сериал напичкан алогичностями. Например, узнав о муже, взятом в заложники, Суворова первым делом бежит на могилу отца и… спрашивает: «Че мне делать-то?» И даже получает ответ: проваливается в «кроличью нору» – под могилу, в пространство, в котором есть явные следы чьего-то обитания, есть фотопортрет ее отца и путь в самую Финляндию – это пресловутый тоннель, вынесенный в название.
«Полураспад»
Платформа: Okko
Режиссер: Максим Свешников
Уже перед показом шептались, что этот сериал – главный претендент на победу, что в принципе и понятно: исходные – кинокомпания «Среда», сценарист Олег Маловичко плюс Okko – всегда обеспечивают проект-событие. Предчувствия не обманули.
В основе сюжета – реальная история о том, как в 1954 году под Оренбургом прошли Тоцкие войсковые учения, во время которых была сброшена атомная бомба. На территории, где жили люди. Спустя 35 лет журналистка, воспитывающая одна сына, больного раком щитовидки (Анна Михалкова), начинает расследование: ей кажется, что между статистикой ранних смертей и тяжелых заболеваний в этой области и испытаниями бомбы есть прямая связь. Времена хоть и «вегетарианские», перестроечные, но добраться до правды ой как непросто. Неудобные факты одни люди скрывают, потому что просто «нельзя». А вторые… Их жалко больше всего: они-то, поколение фронтовиков, точно знали, что произошло, но посчитали своим долгом стать жертвами, помочь государству создать ядерный щит – и теперь их подвиг взять и обесценить?!
Сериал поднимает вопросы такой глубины, на которые нет однозначных ответов. Действие разворачивается в двух временах – 1954 и 1989 годах, и ты видишь не только изменившийся вещественный мир (прекрасная работа художников-постановщиков), ты видишь изменившихся эволюционно людей. Тогда люди, недавно пережившие страшную войну, оперировали категориями «мы», сейчас – «я».
Тщательно проработаны арки и второстепенных героев (Мила Ершова, Ксения Трейстер). Олег Маловичко никого из них не бросает, всем придает пикантные красочки. Режиссеру Максиму Свешникову удается аккомпанировать сценарию длинными и умными кадрами, выстроенным светом, музыкой… Один из героев фильма увлечен поэзией, и звучащие в кадре строки Бориса Слуцкого «Лошади умеют плавать, но не хорошо» под соответствующий визуал вызывает то самое ощущение мурашек, которое ты и ждешь от кино.
«Семьянин»
Платформа: START
Режиссер: Дмитрий Власкин
На «Новом сезоне» уже во второй раз показывают адаптации американских фильмов. До этого был «Лысый нянь», где Никита Панфилов сыграл роль, некогда исполненную Вином Дизелем. Фильм же «Семьянин» имеет одноименный аналог с Николасом Кейджем. Естественно, переснято это не «в ноль», а с чувством, толком и локализованным юмором. Главная удача «Семьянина» – актерский состав. Павел Деревянко из любой комедии умеет выжимать драму. А тут и сам сюжет велел. Его герой Георгий, богатый владелец фабрики по производству игрушек, переживает кризис среднего возраста. Ему 45, он одинок, да и в бизнесе дела не клеятся: фабрика почему-то выпускает бракованные игрушки – зайцев с грустными коровьими глазами. Гоша задумал продать бизнес сербам и уехать чилить на острова.
Напившись, герой отдает приказание своему верному и щепетильному до мелочей помощнику найти ему семью, чтобы перед сделкой произвести на сербов хорошее впечатление. Наутро Георгий обнаруживает в своем роскошном доме незнакомую женщину (Юлия Снигирь), двоих разнополых детей и рыжую собаку. Все вокруг утверждают, что это семья Георгия, даже его верный водитель, собственная мама и сотрудники фабрики. Гошу происходящее жутко бесит. Сначала он думает, что сошел с ума, потом изобретает разные планы, как избавиться от нежданных домочадцев. Но с каждым днем он привыкает к роли папы и мужа все больше и находит в ней массу положительных моментов.
Заглавное фото: Даниил Страхов, Елизавета Боярская, Флюза Фархшатова и Сергей Гилев / пресс-служба фестиваля «Новый сезон»