Александра Киселёва: «Работа с Романом Михайловым – это как вдох»

«Путешествие на солнце и обратно»

трейлер сериала

Саша, на START вышел сериал с вашим участием «Путешествие на солнце и обратно» – событие громкое и обсуждаемое. Поделюсь опытом своего знакомства с проектом. На Московском фестивале я забронировала билеты на показ пяти серий из семи, далее хотела посмотреть другой фильм. Сериал настолько пригвоздил меня к креслу, что, сидя в темном зале, я бронировала билеты на показ финальных эпизодов, меняя все планы. Для меня это лучшее высказывание про 90-е. И тут возникает вопрос: как вы, человек, который не жил в эти годы, 25-летняя, в эту атмосферу врастали?

Всегда была мечта сняться в проекте про 90-е, до того, как это стало мейнстримом, до «Слова пацана». Возможно, после того, как увидела фильм «Бык» Бориса Акопова, это желание стало разгораться.
У меня тесная связь с мамой, а время ее взросления (и папы, кстати, тоже) пришлось как раз на 90-е, это их становление. Папа достаточно консервативный, поэтому большинство рассказов про то время от мамы.

Моя мама – самая настоящая героиня фильма о той эпохе, потому что она прошла все: раннюю беременность, рождение первого ребенка. У нее было прозвище Королева бензоколонки: работала на заправке. И эти истории, когда приезжали криминальные люди, приставляли пистолет к голове… Она об этом сейчас рассказывает спокойно, но события происходили трагические, тяжелые. Понимая, что весь этот ужас был настоящей судьбой родителей, еще больше восхищаюсь ими. Пройти через такое и стать теми, кем они есть сегодня, – путь, вызывающий большое уважение. Мама как-то призналась: «Никогда бы не подумала, что через какое-то время будут снимать фильмы про 90-е. Это было очень страшное время, и я не представляла, что к нему можно вернуться даже в качестве художественной идеи».

Что касается сериала «Путешествие на солнце и обратно», я с вами абсолютно согласна – его невозможно сравнивать с тем, что выходило про 90-е в последнее время. Вообще, для меня этот сериал и не про 90-е вовсе. Он про людей, которые росли и формировались в то время. Оно прошлось по их судьбам. Поэтому работа получилась такой мощной.

Вероятно, можно, обобщив, высокопарно сказать: это история о поисках любви. Тем не менее та легкость, с которой умирали люди, часто молодые, хрупкость самой жизни присутствовала только в 90-х. Я в них жила и отчетливо помню и выстрелы за окнами, и страх, что на близких «наедут» и «посадят нас счетчик». Как вы считаете, фильм доносит ощущение опасности этого времени?

Мне кажется, «Путешествие на солнце» какие только смыслы не доносит! Можно его пересматривать и находить новые смыслы.

Александра Киселева с мамой Еленой

фото: Анастасия Юрьева

Александра Киселева с мамой

Сейчас происходит некая романтизация и поэтизация 90-х. Раздаются голоса: «Это было время пассионариев, жизнь бурлила, было интересно». Эта чушь вам не кажется это опасной?

Никакой романтизации в сериале нет. Там фиксация момента. Вообще, я давно не помню такой работы, где это время передано настолько достоверно. Эти телевизоры, эти люди, эта музыка – просто грандиозно! Роману Михайлову удалось рассказать истории людей, которые живут, ищут свою любовь, прорабатывают свои глубинные страхи, комплексы и взрослеют, а фоном – время. Недаром сериал называется не «Дождись лета и посмотри, что будет», как книга Ромы, по которой снят этот фильм, а «Путешествие на солнце и обратно». Это настоящее путешествие, героям удается прожить что-то горячее, опасное, но при этом привлекающее. Солнце и есть та самая любовь. Вернуться обратно, к себе самому, к своей личности не всегда получается после такого обжигающего приключения, но у наших героев это случилось. Все актеры в проекте молодые, убеждена: это самая талантливая молодежь, которая на сегодня есть в русском кинематографе. И большая заслуга нашего режиссера в том, что он сумел сделать наше существование в кадре органичным.

Первый показ на ММКФ, закрытый, врезался и мне в память. Я запомнила зал вначале, когда шла первая серия, и сравнила с залом, когда пошли финальные титры. За семичасовой сеанс никто не ушел. Минуты четыре люди стоя аплодировали без остановки. Это были какие-то Канны.

В чем секрет успеха, как вам кажется?

В том, что это высказывание от чистого сердца, отталкивающееся от личного опыта нашего режиссера Романа Михайлова. Это сериал сделан по его книге, я читала ее перед съемочным процессом. Понятно, что киноистория получилась другой, и это нормально. Наверное, экранизации никогда не равны литературным источникам. Рома во время общения со зрителями (а я всегда стараюсь слушать, удивляюсь его филигранному умению давать ответы на вопросы и учусь у него этому) говорит, что экранизировать литературу в точности как написано – бесполезное занятие. Потому что, читая, мы сами выстраиваем историю в голове – в зависимости от нашего сегодняшнего состояния, настроения, бэкграунда.

«Путешествие на солнце и обратно»

кадр из сериала

Путешествие на солнце и обратно

Попасть в переплет

Насколько я помню, вашей героини нет в книге?

Да, это так, и я счастлива, что Роман дописал ее для меня. Известно, он всегда работает со своими артистами. Если ты попадаешь в круг «своих», то кочуешь из проекта в проект. Так работают многие большие режиссеры, потому что это просто удобно: ты уже знаком с фактурой человека и понимаешь, как ее можно использовать. Вы не проходите стадию знакомств, понимания, кто что может, – сразу работаете. Моя героиня – помощница депутата, постоянно говорящая по телефону, все время решающая какие-то вопросы, появляется только в четвертой серии, но в историях Ромы, как и в жизни, нет лишних персонажей. Депутат по классике, конечно, пьющий, и моей героине нужно разгребать результаты его бурной деятельности.

Помню, как Роме пришла идея ввести эту роль. Была премьера его же «Жар-птицы», а я бесконечно решала вопросы по телефону, разговаривала с людьми. Он ко мне подошел и сказал: «Саша, ты очень деловая. Я понял, я понял…» И ушел загадочно, как обычно это делает. Через два дня сказал: «Будешь играть деловую даму вместе с Варей Павловой». Это замечательная актриса, моя партнерша по фильму «Путешествие на солнце»… Мы вместе там заправляли делами питерского депутата.

Расскажите, как Михайлов работает с актерами.

Рома всегда много разговаривает с нами, и это основная подготовка. Она заключается не в чтении материала, не в просмотре, а в диалоге. Мы тщательно разбираем персонажей. Рома всегда рассказывает истории из своей жизни. Это помогает гораздо больше, чем высокопарные разговоры о рисунке роли. Личное лучше и быстрее доносится до зрителя. Рома никогда не снимает про то, что не знает. Этот сериал – его личный опыт, возможно, даже его автобиография. И нас это тронуло, захотелось сделать правдиво. Ну и плюс магия. Рома работает с неосязаемыми материями. Мы взаимодействуем с энергией. Как это объяснить словами? Это можно как-то пощупать? Нет. Это не из сферы рационального. Но когда история начинает складываться, столько совпадений удивительных начинает происходить!

Например?

Я родилась в Казахстане, это священная земля, встречала там немало людей, которые могут видеть чуть больше, чем все остальные. В «Жар-птице» многие сцены, связанные с мистикой, тесно переплелись с моей жизнью.

На съемках фильма «Жар-птица» в Варанаси

фото: личный архив Александры Киселевой

Александра Киселева и актеры сериала Жар-птица в Варанаси

Видимо, открылся третий глаз и вы сумели увидеть те самые энергии, которые блуждают из прошлого в будущее?

Я искренне верю в то, что, когда ты на правильном пути, мир начинает тебе это подсвечивать, подсказывать. Ты не воин, который вечно борется за что-то, стучится в закрытые двери. Мир тебя берет и несет по этому пути. Твоя задача – просто фиксировать.

На площадке у Ромы мы многое не выстраиваем заранее в кадре, у нас есть понимание, что мы делаем в начале, что в конце сцены, а все, что происходит в середине, – это наш выбор, импровизация. Только мы вправе решать, как сейчас это будет. Конечно, к этой импровизации надо готовиться. Я, как профессиональный танцор (в прошлом танцевала десять лет), хорошо знаю: чтобы выйти и сымпровизировать круто, у тебя должна быть такая база, ты должен быть так подготовлен, чтобы свободно чувствовать себя в моменте и выдавать все, что необходимо. То же самое здесь: эта актерская импровизация простроена нашими разговорами. Рома никогда не возьмет актера, который, по его мнению, не сделает того, что нужно, у него невозможно сделать что-то на сопротивление. Рома ловит такую тоненькую правду, такой «25-й кадр», который мы не видим на экране, но чувствуем непременно.

Метод Михайлова

Феномен заключается в том, что Роман, будучи по образованию ученым-математиком, делает невероятно поэтическое кино. Как вы для себя это объясняете? Как он подружил математику и поэзию?

Рома же еще и драматург и автор сказок. Он очень четко структурирует произведения. Хотя он всегда говорит, что и к математике относился достаточно творчески. Что касается его метода, то он заключается в правильном выборе актеров. Его кино будет другим, если в кадре будет другой актер. Уверена, «Жар-птица» получилась бы совсем иной, если бы на моем месте оказалась другая главная героиня и весь актерский состав был бы другим. Фильм случился таким, потому что Рома познакомился со мной, с Илларионом Маровым, Марком Эйдельштейном, Машей Мацель, с Чингизом Гараевым и другими актерами нашего фильма.

А как он знакомится? Где вас находит?

Опять же магия. Со мной было удивительно: Рома искал актрису в «Жар-птицу», смотрел видео танцующих девушек и наткнулся на мое. А я в это время посмотрела первый фильм Ромы «Сказку для старых» и поняла, что мне хочется однажды с ним поработать. Потом забыла об этом. А через какое-то время пошел активный слух, что есть такой режиссер Роман Михайлов, который дает полную свободу актерам в кадре и занимается чистым творчеством, абсолютно невзирая на сложившуюся в индустрии систему, зачастую базирующуюся на желании заработать денег с кассы, с проката. Он об этом не думает совершенно. Это независимое кино, которое снимается при поддержке большого профессионала – Юлии Витязевой, являющейся продюсером его фильмов. И вот на волне этих взволновавших меня слухов пришло сообщение от Юлии: «Александра, я продюсер Романа Михайлова. Рома хочет пообщаться с вами по зуму».
Что, так бывает? Я перекроила дела так, чтобы мы созвонились. Договорились встретиться лично. Рома чаще всего бывает в Питере, а я – в Москве. Не было никакого представления, когда мы совпадем по дате, но совершенно случайно так вышло, что проект, в котором я снималась в тот момент, перенес съемки на пораньше. Такого практически не бывает, обычно смены переносят на попозже. Звонят и говорят: «Саша, можете ли вы быть в Питере завтра?» Я приезжаю на смену другого проекта и пишу: «Рома, я в Питере!» Договорились встретиться в индийском кафе, где мне он рассказал про идею фильма «Жар-птица», про то, что он хочет, чтобы в главной роли была девушка, умеющая хорошо двигаться в кадре. Мы договорились, что сделаем пробы. Рома практически никогда их не делает, да и тут он сказал, что будут снимать как первый съемочный день и, если все удастся, сцена войдет в фильм. Большая ответственность! Я переживала. Мы сняли сцену, Рома подошел и сказал: «Саша, я приглашаю тебя в свое кино».
Дальше все закрутилось-завертелось. Мы уехали в Индию. И сняли там еще один фильм, который тоже скоро выходит в прокат под названием «Надо снимать фильмы о любви». Потом родилась идея снять «Путешествие на солнце и обратно». Сейчас я прихожу к выводу, что у Ромы особая внимательность и чуткость к миру. Это другой взгляд на поиск актеров, непривычная система координат. Обычно режиссер полагается на опыт кастинг-директора, который набирает пул актеров, и кто-то доходит или не доходит до проб. У Ромы нет кастинг-директора. Абсолютно авторский подход во всем, внимательность ко всем, в том числе и к неизвестным артистам. Ему совершенно неважно, где человек снимался. Обычно, если человек поучаствовал в ситкоме, считается, что ему трудно выйти из жанра и сняться в авторской драме. Рома лишен таких стереотипов. Не секрет, что в фильме «Песни джиннов» у него недавно снялись Юля Волкова, солистка группы «Тату», и Светлана Бондарчук. Казалось бы, люди другой энергии, из другой сферы жизни. Но он смотрит на них и понимает, что важнее фактура, умение существовать в истории. А все, что было «до», его совершенно не интересует.

Александра Киселева в шоу «Танцы»

фрагмент проекта

Является ли частью метода умение Романа создавать из съемочной группы некую семью? Вы же все друзья, насколько я понимаю?

Это громко сказано, понятно, что мы не все друзья. В команде много людей, невозможно, чтобы каждый был другом. Но мы все друг друга уважаем, понимаем, чувствуем. Это элементарная система существования любого успешного коллектива: когда царят уважение, любовь, понимание, вероятность того, что коллектив развалится, сводится к нулю. Всё будет работать.

В этом коллективе у одного человека, Марка Эйдельштейна, уже есть международная кинокарьера. А у другой части коллектива пока нет. Это повод для зависти? Марк мне говорил, что всегда готов возвращаться в проекты Михайлова, где бы он ни играл.

Так и происходит. Марк снимался в «Путешествии…», когда «Анору» номинировали на «Оскар». Это происходило в один момент. В процессе работы все статусы, навязанные извне, сходят в никуда, потому что, если заходить в кадр с регалиями, все рассыплется. У нас не каждый имеет международную карьеру, не каждый успешен, не у каждого фильмография в 30 проектов. Но это не мешает отношениям! А когда еще есть наставник, которому есть что сказать, статусы вообще сходят на нет, ты видишь настоящего, большого профессионала своего дела, который реально много знает, многое понимает, и в присутствии его, еще и в силу возраста, чувствуешь себя учеником.

О коллективной молитве и командных плясках

Оказывает ли Роман на своих молодых соратников идеологическое влияние? У него ведь сложная система взглядов: в юности он попал в секту, потом стал алтарником в православном храме, одновременно весьма увлечен буддизмом…

Для меня «Жар-птица» – невероятный опыт не только актерский, но и личный, связанный с поездкой в Индию, в священный Варанаси – один из старейших городов мира, где проводятся кремации. Это важное духовное место для всего населения Индии. Когда соприкасаешься с этим местом, не можешь оставаться равнодушным, не можешь жить в привычных мыслях. Тебя ломает. Когда ты видишь детей в трущобах не на картинке в телефоне, а лично…

Помню, как после возвращения из Варанаси пришла поддержать сестру, снявшуюся в сериале «Иные», на премьеру в «Октябрь». Стою и думаю: «А как вообще сейчас жить-то? Как относиться ко всему этому?» После того, как я увидела Индию, поняла, что наша Москва очень маленькая, совершенно застроенная, с какими-то удивительными правилами индустриальными… Меня изменила и поездка, и Рома, и его понимание, каким должно быть кино…

В Индии мы праздновали Новый год вместе. Рома сделал общую молитву. Когда такие вещи происходят с тобой, это как вдох, и, когда ты выдыхаешь, понимаешь: ты уже другой. Это тонкая работа со мной как с человеком, как с актрисой. И все это приводит к результату: в последней, финальной сцене «Жар-птицы» меня просто разорвало на слезы – совершенно искренние. Я не могу объяснить, почему плакала, но это была квинтэссенция невероятных чувств – что тебе доверяют, дают творческую свободу, ты вправе сейчас строить свою героиню, ты понимаешь, что все это делается из чистой любви, понимаешь, зачем это делаешь. Это простые вещи, но, к сожалению, в последнее время такие подходы уже удивление. Часто слышу комментарии в свой адрес: «Саша, ты такая адекватная». А как иначе?! Понимаете, адекватность вызывает удивление, потому что в творческой индустрии каждый со своим эго борется.

«Жар-птица»

трейлер фильма

Насколько я понимаю, в новом фильме Михайлова «Песни джиннов» вас нет, и всей остальной команды тоже. Вы не ревновали Михайлова к новой группе?

Ни в коем случае! Должно появляться новое вдохновение, вообще что-то другое. А чтобы другое получалось, надо брать других людей. Планируется следующий проект, где мы будем снова вместе работать. А из «Песен джиннов» Рома хотел сделать международный проект. Там играли актеры из Индии – и англоговорящие, и говорящие на хинди.

Вашу команду отличает еще умение устраивать классные перформансы. Перед показом «Путешествия на солнце…» на ММКФ Москва пережила минуты счастья: съемочная группа танцевала на Арбате. Это было так атмосферно, соцсети разрывались от ваших видосов… Как родилась такая идея поддержать фильм?

Танец Рому не отпускает, он часто встраивает его в свое кино. Это потому что он сам круто двигается. Он танцует, жонглирует – это тоже те вещи, которыми он занимался в жизни. Вокруг Ромы и сегодня много людей, которые танцуют, и это уже наша традиция – устраивать перформанс перед показом. Такое кино и представлять надо по-другому, ломать систему, рвать шаблоны. Естественно, мы осознавали, что столь важное событие, как показ сериала на Московском фестивале с последующим выходом на платформах, – больше счастье для независимого кино. И понимали, что надо придумать такую штуку, которая вызовет эмоции. Решили, что сделаем перф на Арбате, все безусловно на это согласились, распечатали плакаты. Люба, Марк, Чингиз, я, Маша Мацель – приехали все актеры и станцевали. Потоки теплой энергии ощущались физически! Я стояла на голове!

Актеры сериала «Путешествие на солнце и обратно» танцуют на Старом Арбате перед премьерой

видео: личный архив Александры Киселевой

Я видела. Мне было страшно за вас: вы такие трюки на каблучищах выделывали!

Зато видео получилось красивое. Жители Арбата, прохожие вместе с нами танцевали. Кажется, что может быть проще – выйти и так представить свой фильм, а получается, что на это способны только те, кто искренне чувствует, кто легок и открыт.

Ну вот да. Другие бы продакшены придумали роман Мацель с Эйдельштейном и так бы продвигали фильм – дешево, натужно, уже и не все верят в эти пиар-ходы, но пользуются же… А у вас была офигенская юношеская атмосфера и энергия.

Танцы минус

Саша, теперь подробнее про танцы. Знаю, что 6-летней начинали в «Тодесе» у Аллы Духовой.

Да, но в 13 лет мне приспичило уйти. Все было круто, мы занимали места, я была солисткой. «Тодес» был на пике популярности. Но мы делали одно и то же, из концерта в концерт. Расставаться было болезненно. Но я привыкла уходить красиво. Просто поняла, что здесь большего уже не сделаю, надо двигаться дальше. В этом плане мы похожи с Ромой. Он после каждого своего проекта говорит, что не знает, сможет ли сделать лучше. Это очень важно для человека по-настоящему творческого – сделать лучше, чем было «до». Тогда я понимала, что лучше уже не могу.

В вашей судьбе всегда в нужный момент появлялись нужные люди – сначала Алла Духова, потом Мигель, далее Роман Михайлов… Вы везучая?

Я знаю, как это тяжело – сидеть без работы, без проектов, думать, что делать. Чем больше ты будешь пытаться, тем больше вероятность, что возникнут новые возможности. Если ты делаешь все с открытым сердцем, с любовью, без эгоистичных желаний, к тебе потянутся нужные люди. Они сами тебя найдут, потому что они такие же. К этому моменту нужно быть готовым. Тебе может подвернуться шанс, а ты не справишься. Но я фаталист и считаю: раз не справился, значит, это твоя судьба.

Вы пытались попасть в шоу «Большие танцы» на канале «Россия 1», но после удачных кастингов вас развернули – из-за возрастных ограничений проекта. То же самое повторилось на «Танцах» ТНТ, но вас заметил Мигель и вопреки всем правилам взял вас, 14-летнюю, в свою команду. По сути вы именно этому шансу обязаны своей известностью?

Да, первая вспышка популярности связана с этим шоу. Оно для меня – как «Слово пацана» для тех юных актеров, проснувшихся знаменитыми. Помню вечер, когда показали мой эфир на ТНТ, зашла в соцсеть и офигела: подписчики прибывают и прибывают – десять тысяч, двадцать, тридцать… Ни до меня, ни после уже не было детей в проекте. Потом уже сделали отдельный выпуск «Танцы. Дети». Так удалось войти в историю, и я свои заслуги обесценивать не хочу. Раньше я скромничала, а сейчас – что такого?

Мария Мацель и Александра Киселева

фото: личный архив

Мария Мацель и Александра Киселева

Я так понимаю, вы достигли потолка: параллельно с шоу побеждали в различных батлах, стали трехкратной чемпионкой мира на Международном фестивале по уличным танцам StreetStar в Швеции, вошли в американский вог-дом The House of Xclusive Lanvin. Как-то вы легко от всего этого отказались? Неужели возраст в танцах дает о себе знать. 22 года – уже пенсия?

Возраст, конечно, дает о себе знать. Но он никогда ни для кого не является критерием. У меня все произошло органично. Я тоже себя недавно спросила: а почему так легко все получилось? Единственный ответ: значит, так надо было. Уже не было такого желания выступать. И я всегда знала, что это этап. Так же, мне кажется, и с актерской профессией будет. Не исключаю, что дальше буду двигаться в направлении продюсирования и режиссуры: со временем мы растем, растут и наши амбиции.

А что касается танцев… Любой танцор очень быстро достигает потолка. Эта сфера не сольная. Если спросить у прохожего, кого из танцоров знает, ответит: «Полунин, Волочкова». В России в большинстве своем знают только балетных. А современных танцоров назовут реже. Временем разрыва шаблонов было шоу «Танцы». Оно выставило нас на передовую позицию. Но все уже позади.

О хейте, моде и эпатаже

Для несведущих: что такое танец вог? Насколько он травматичен?

Он травматичный, потому что большая нагрузка на колени, на локтевые суставы. Я сейчас разгребаю кучу всего, у меня искривление плеча, осанки. С остеопатом работаю.

Танец вог – это целая танцевальная субкультура. Принято считать, что стиль появился в гарлемских тюрьмах, где заключенные копировали позы моделей с фотографий глянцевых журналов. А затем добавился ритм, и это действо превратилось в эпатажный красивый танец. Когда впервые увидела, как люди танцуют вог, я офигела! Так необычно, круто, так ярко! Грация, эстетика, стиль – я это люблю! Вог во мне взрастил любовь к моде, потому что этот стиль обязывает выглядеть соответствующе. У нас принято, что танцоры вечно в растянутых трениках и в футболке. А здесь есть понятие вог-бал – это действительно бал, только современный, с костюмами и танцевальными батлами. И каждый бал сопровождается дресс-кодом для различных категорий и номинаций. Есть, например, категория «Бизар», твоя задача – презентовать не столько танец, сколько костюм. Однажды состоялся торжественный российский вог-бал, куда пригласили всех звезд вог-культуры и награждали лучших из лучших за всю историю русского вог-бал-рума. И я была признана самым ярким представителем вог-бизара в России. Это была большая честь и радость – признание со стороны индустрии. Не могу не сказать, что все костюмы шила моя мама, она творческий человек, большое ей за это спасибо.

Вот как раз про маму хотела спросить. В сети много хейта в адрес вога, танец, простите, называют «проститутским» – видимо, из-за высоченных каблуков и сексапильных нарядов и поз. Родители безоговорочно приняли ваше увлечение?

Да, и спасибо им за поддержку, когда посыпался этот хейт. Сейчас вижу, как нечто подобное переживает Аня Пересильд, ей часто пишут, мол, одевается не по возрасту, вызывающе. А мне кажется, что красиво, и такой стиль ей очень идет.

Александра Киселева

фото: личный архив

Александра Киселева танец вог

У вас и в жизни выходы в свет всегда очень интересные. Помню зефирное розовое облако, наверное, оммаж «Жар-птице»; что-то этническое на Московском фестивале… Как рождаются образы?

Из моей любви к моде, к стилю и к проекту, который я представляю. Розовый наряд действительно был оммажем «Жар-птице». На ММКФ – оммаж индийским проектам. Каждый мой выход на дорожку должен что-то сказать. Иначе зачем тогда выходить? Я люблю красиво одеваться. Уже выработалась привычка делать это очень быстро, понимаю, что мне идет, что не идет, прекрасно осознаю, что делаю, и знаю, какие комментарии будут прилетать.

А где вы сейчас находите роскошные наряды?

По разным местам, у меня много друзей – русских дизайнеров. Поддерживаю отечественных производителей. На Каннский фестиваль приехала с нашими дизайнерами – Galina Podzolko, Vassa&Co. Давно с ними дружим. Когда познакомились, увидела их платья, сразу подумала: это мой крой, потому что у меня есть фигура. Надо только уметь грамотно стилизовать!

У вас же был опыт участия в рекламных кампаниях Гуччи, Кензо. Что это для вас было? Новый вид творчества либо работа ради денег?

Все мы любим хорошо зарабатывать. Не буду отрицать. Однако эти проекты действительно были достаточно креативные.

Не по Михайлову: «Надо жить бедно и думать о высоком».

Тогда, в детстве, я не думала про деньги совсем. Просто делала то, что мне было важно и нужно для карьеры. Всегда стратегически подходила к этому, я ничего не могла делать просто так. Все для результата, и не всегда, если мне не нравился процесс, отказывалась. Тогда у меня было желание достичь какого-то уровня. Я и сейчас постоянно анализирую рынок, смотрю, где мои коллеги, друзья. Услышала, что есть вот это, – поняла, что и мне тоже туда надо! Надо найти людей, которые меня туда проведут. Часто молодые актеры спрашивают, как знакомиться. На самом деле это так просто, если ты делаешь искренне и очень уверенно. Просто пишешь: я такой-то, могу то-то, давай коллаборировать. Все открыты, если ты предлагаешь что-то конкретное. Все любят четкость и целесообразность. Ты понимаешь, что уместен для конкретного проекта? Иди и предложи себя! Понятно, что это судьба: сложится – не сложится, но я всегда стараюсь использовать обстоятельства.

Александра Киселева на красной дорожке ММКФ

фото: пресс-служба фестиваля

Александра Киселева на ММКФ

Вы уже разговариваете как продюсер. А есть ли для вас какие-то табу, нечто запретное в профессии, через что вы не переступите, например, обнажение в кадре?

К обнажению я отношусь трепетно, но не могу сказать, что этого не сделаю. Если это пригодится художественно, меня убедит режиссер и это все оправдается нашей идеей – почему нет? Я так часто меняю образы, делаю это осознанно, люблю меняться, обнажение тоже может быть образом – все зависит от материала, от команды и от конкретных обстоятельств. Даже самую величественную тему можно опошлить. И наоборот.

О психиатрии и важности слова

Саша, вас в жизни несколько раз выгоняли в дверь, а вы входили в окно. Легко такое дается?

Не понаслышке знаю, что такое стучаться в закрытые двери, кровью и пóтом добиваться своих целей. Но вечно в таком режиме существовать ты не можешь, и в какой-то момент хочется чего-то другого. Я могла технически недотягивать какие-то моменты в танцах, но актерски всегда свой номер максимально проживала. Параллельно занималась моделингом, ездила в Китай, сотрудничала с модельными брендами. А потом попала на кастинг короткого метра «Танец тишины» режиссера Евгения Кравченко. Для своей выпускной работы он искал девочку, которая может танцевать в кадре. Я тогда была очень на виду с «Танцами». Естественно было предложить это мне. Пошла на пробы, и меня утвердили. Мы сработались. Было тяжело: я играла глухонемую девочку. Сложно, ничего не говоря, донести до зрителя чувства и эмоции. Помню, режиссер сказал: «Саша, мне бы очень не хотелось, чтобы ты перестала этим заниматься. Кино – это твое». Я его послушала, и моя мама послушала. Мне было 14 лет. За любыми успехами детей стоят их родители. Большая радость, что родители меня во всех моих смелых решениях поддерживали.

Потом у меня нашелся актерский агент, появилась главная роль в сериале «Погнали» на СТС, прекрасный актерский состав – Ольга Медынич, Михаил Трухин. Подошло время к поступлению в вуз, нужно было определяться. Я понимала, что буду поступать в театральный, потому что хореографические вузы актуальны для тех, кто занимается балетом. Поступила в ГИТИС, в этом году оканчиваю.

А вы показывались с пластическим этюдом?

Нет, там есть пластический тур, и я танцевала. Но в остальном как все: басня, песня, стихотворение. Было тяжело. Лучше розовые очки снять сразу. Если человек проходит через поступление в театральный, это некое посвящение. Он готов к профессии. Это мегамясорубка! Эти неоправданные надежды, понимание, что не случится того, что ты хочешь. Тех, кто снимается, кто в итоге работает, кто в этом потоке существует из проекта в проект, единицы. А актеров тысячи. Помню, поступала во ВГИК. Один из педагогов поднимался по лестнице, а нас очень много стояло, он покачал головой и сказал: «Господи, ну куда вы все? Куда вы все идете? Места не найдется вам!» Мы тогда недоумевали, а сейчас поняла, что это правда.

Ольга Медынич, Виталия Корниенко, Александра Киселева, Артем Фадеев, Александр Булатов и Михаил Трухин

кадр со съемочной площадки сериала «Погнали»

Как конкретно вы справляетесь с неудачами? Для вас это стимул двигаться дальше?

Я не робот, я человек, и вообще все не так просто, как кажется. То, что я сейчас имею, – результат воли, которая у меня есть, воспитания, характера, танцевальной закалки. В актерской профессии без воли ничего не получится. Когда случаются разочарования и неудачи, мне обидно. Просто я в глубине души – оптимист. Даю себе время попереживать, порасстраиваться. А как по-другому? Проживаю эти эмоции. А потом вспоминаю, что у меня есть предрасположенность, талант и будет тупо не развивать эти данные если не здесь, то в другом месте, и двигаюсь дальше.

Вы не пользуетесь услугами психотерапевта?

Пока не пользовалась. Но в последнее время все чаще задумываюсь об этом, потому что ранняя популярность, понимание того, что ты не такой уже эксклюзивный, осознание, что раньше моим преимуществом был молодой возраст, а теперь я повзрослела… Я в юности делала то же самое, что делают взрослые. А потом ты вырастешь, а навык твой – тот максимальный – остается прежним. И в чем тогда твоя эксклюзивность? Происходит надлом психики. Взросление я проживала нелегко, и это интересно разобрать с психологом, и я обязательно сделаю это, потому что полезно для моей профессии. Круто даже разбирать роли с точки зрения психологии. Знаю, что у нас многие актеры так делают.

Да-да, Никита Ефремов, Ирина Старшенбаум носят сценарии к психологам, Ира мне об этом рассказывала.

Сабина Ахмедова мне тоже недавно об этом рассказала. Думаю, не у всех и не всегда есть возможность отнести сценарий психологу, но и с режиссером я пытаюсь разбирать роль именно с точки зрения психологии.

Вы звучите как очень осознанный человек, не по годам! И речь у вас прекрасная. Вы много читаете?

В свое время много читала. Но у меня случилось перегорание в связи с занятостью. Я стала больше смотреть кино – европейское, американское. А сейчас у меня другой период, смотрю только русские проекты, из профессионального интереса. Хожу на все премьеры. А для хорошей речи самое эффективное – это даже не чтение книг, а навык. И этот навык – не поверите! – я зарабатывала на прямых эфирах. Была эра прямых эфиров в запрещенной сейчас соцсети, и был период активной популярности танцев, обожала это делать! Быстро отвечала на вопросы, из этого родилась рубрика, потом стала писать мотивационные посты, выкладывала философские мысли. На прямых эфирах я заморачивалась тем, как говорю, с какой скоростью, потом пересматривала эфиры, выписывала слова-паразиты. Для меня это было важно. У меня был псевдоним Саша Клевая, посты выходили с одноименным хэштегом. До сих пор многие просят вернуть эту рубрику.
Сегодня красивая речь мне уже нужна для актерской профессии. Книжки – это здорово, но они влияют на мысль, но не влияют на умение строить предложения, облекать мысль в слова. Я посмотрела в интернете много видеоуроков. Большой вклад внесла и мой замечательный педагог по речи в театральном вузе Ирина Викторовна Галибина. Ни один съемочный день у меня не проходит без речевой разминки. Скороговорку «Лигурия» на 4 минуты знаю наизусть, читала каждый день перед сменами. Речь – важный для меня инструмент. Поэтому поступила на заочку журфака параллельно актерскому образованию.

С ума сойти!

У меня всегда была цель, и я к ней иду: хочу стать ведущей программы. Понимаю, с помощью каких инструментов нужно делать это шоу, поэтому стараюсь развиваться.

Александра Киселева

фото: личный архив

Александра Киселева улыбается

Это будет программа про кино?

Думаю, что кино точно там будет. Там будет все, что я люблю. И там точно будет интервью, потому что в детстве моим любимым занятием было не играть в куклы, а разговаривать с людьми. Я всегда много говорила со всеми близкими друзьями, телефонные разговоры длились по пять часов. Мы разговаривали обо всем. Обожала людей, обожала с ними общаться. Почему говорю в прошедшем времени – «обожала»? Потому что актерская профессия предполагает огромное количество людей вокруг тебя, и в какой-то момент я поняла, что надо себя беречь, не растрачивать столько энергии, а взращивать ее, уходить в тишину. Раньше была суперэкстравертом, а сейчас я что-то между, время наедине с собой для меня стало очень важным.

Режиссеры ее мечты

Саша, вам удалось помимо романа Михайлова поработать и с другими интересными режиссерами – Ильей Ермоловым, Машей Агранович. С кем как?

В первую очередь, это очень разные люди. Во-вторых, девушка-режиссер и парень-режиссер – разные энергии. Я не про сексизм, а про разное видение. Скажу сначала про Машу Агранович. Увидев меня давно в танце, она захотела со мной поработать. В один фильм пробовала на основную роль, но проект не сложился. Но Маша сдержала обещание, сняла в своем первом полном метре «Люби их всех». Это был мой дебют в полном метре, и Маше за это большое спасибо. Потом я снялась у нее в «Блеске». В общем, мы приятельствуем и не отпускаем друг друга. Верю, нам удастся сделать нечто такое, что раскроет наш потенциал. Пока были касания, мазки, без раскрытия друг друга.

С Ильей Ермоловым у нас была интересная коммуникация. В «Разрешите обратиться» Илья использовал разные методы работы с актерами. Он утвердил меня на роль, которая совершенно не по моей фактуре. Я там играю простую девушку, бабу, которая варит борщи, ждет парня дома и прощает ему измены. А я вообще не такой человек! Но Илья увидел все это во мне, и спасибо ему, потому что у нас получилось. Я смотрю на себя в сериале и вижу другого человека, и это большая радость. Илья – профессионал, он настолько четкий в своем деле – директор площадки. Всех держит под контролем, все должны всё делать вовремя, никаких переработок.

С благодарностью вспоминаю и фильм «Чиновник». Замечательное кино, но в силу того, что был слабый маркетинг, к сожалению, громко не прозвучало. Хотя там сильный состав: Любовь Толкалина, Павел Майков, Андрей Бурковский, Тереза Диуро и я. Режиссером у нас был актер Владимир Моташнёв. Очень крутой! Обожаю Владимира! У меня тогда было немного опыта, а мне дали первую главную роль в полном метре. Он осмелился. Я такой человек: если кто-то осмелился и сделал выбор в мою сторону, что бы дальше ни делал, я всегда за него! Это мой человек.

А Душан Глигоров? Он сейчас один из главных режиссеров России.

Да! Считаю, что сериал «Хрустальный» – один из лучших. Я сыграла там героиню Даши Екамасовой в детстве, мы с ней потом встретились у Ромы Михайлова. Душан другой, Душан немного говорит, но ты его понимаешь, чувствуешь. Я в восхищении от «Аутсорса». Считаю, что это очень мощная работа. Из проекта в проект ему удается расти и удивлять зрителей.

Саша, в начале интервью я спрашивала о 90-х как об очень трудном периоде. Он пришелся на время молодости ваших родителей. Но и ваша юность приходится на сложные сегодняшние времена. У вас начиналась международная карьера, вы побеждали в Швеции, принадлежите американскому вог-хаусу. Все сейчас на паузе. Вы себя чувствуете несчастной в этой эпохе?

Сейчас я сосредоточена на работе в проектах, связанных с актерской, продюсерской и театральной деятельностью. И ощущаю себя счастливой.

Заглавное фото: личный архив Александры Киселевой

Ilica opublin sessatum publiam incultiae in tum pariculius auctus isque iam acte tratuam inteati ssentio in sesse terori consitus, num et, consultordis con dic re, cone ca; ia? Nihilic averemqua moli in reconfe rordien atiaet verio, nontracitam patique consull abuste huit dum quam. Ahaccipterum Rommove risque anum demquon sulari publiam enatic tervir liis. ered con inerei sent. Habus mussen vit. Faudemus. Ilica opublin sessatum publiam incultiae in tum pariculius auctus isque iam acte tratuam inteati ssentio in sesse terori consitus, num et, consultordis con dic re, cone ca; ia? Nihilic averemqua moli in reconfe rordien atiaet verio, nontracitam patique consull abuste huit dum quam. Ahaccipterum Rommove risque anum demquon sulari publiam enatic tervir liis. ered con inerei sent. Habus mussen vit. Faudemus.

Введите текст

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время