Горький fest, день 2-й: «Три сестры», два брата и чудачества Гузеевой

Продолжаем анализировать фильмы конкурсной программы.

Сегодня стало понятно, что программный директор фестиваля Андрей Апостолов скомпоновал проекты по темам: если в первый конкурсный день мы смотрели фильмы о поисках себя в искусстве, то второй объединил картины про родственные отношения. Отцы и дети, бабушки и внуки, братья… Череду состязающихся фильмов остроумно завершил внеконкурсный сериал «Три сестры». 

«Единственный шанс»

Режиссер Юрий Межевич

«Единственный шанс»

кадр из фильма

Пацаны в гаражах делают шашлыки на мангале
Короткометражка, выросшая из любви к Тарантино, нагло заимствует приемы из «Криминального чтива» и «Бешеных псов», включая излюбленные диалоги в автомобиле. При этом фильм не лишен обаяния отечественных подворотен. По сюжету в шахтерский городок приезжает с расследованием блогер, подозревающий местных в распиле денег, получаемых за добычу угля. Четверка местных ребят получает задание его остановить и припугнуть. Они оказываются абсолютными идиотами, предпочитающими действия пафосным разговорам о судьбах родины. «На чем наша страна держится? Кто герой?» — в перерывах между подготовкой к акции устрашения задаются вопросами из «Брата» герои. Еще они встречают на своем пути разных нелепых людей, типа девушка, одетой единорогом с фейхоа в руках. Сюр и абсурд в стиле Ренаты Литвиновой оборачивается кровавой разборкой. Из этого вторсырья вполне бы могла получиться полнометражная черная комедия — если докрутить сценарий. По актерской части тут все очень неплохо; роли исполняют актеры театра Дмитрия Брусникина «Практика» – Мария Лапшина, Петр Скворцов, Василий Буткевич, Леонид Самосудов, Родион Долгирев.

«Молоко матери»

Режиссер Елизавета Дорожина

«Молоко матери»

кадр из фильма

Режиссер за работой в студии смотрит на хромокей
Градус абсурдизма, обнаруженного в предыдущем фильме, тут просто зашкаливает. Претенциозная антиутопия показывает мир будущего, зависящего от … материнского молока. Все вокруг – даже взрослые дядьки — пьют молоко из грудей своей матерей. Молокоотсосы рекламируются по телеку, потому что являются системообразующим изобретением. Выросшее поколение детей превратилось в иждивенцев, в буквальном смысле сосущем соки из родительниц — ни любви, ни жалости, только одно желание использовать. Для главной героини Оли (Мария Кротова) получение материнского молока становится вопросом выживания. Но мама пытается отучить девушку от потребительской психологии и манкировать обязанностью сцеживать молоко: ей хочется пить, курить и жить свою жизнь. Однако коварная Оля умудрится попользоваться матерью, даже лежащей бездыханной под капельницей. Фильм снят в стилистике боди-хорроров, некоторые сцены чрезмерно физиологичны, однако обилие розового цвета в кадре заставляет вспомнить и о фильме «Барби». Приходит на ум и сериал «Два холма»: там восторги выражали словом «пурпурно», здесь — словом «сливочно». О чем хотел сказать автор? О необходимости сепарации от родителей, о том, что мамы — не дойные коровы? Смысл разжевывает песня на титрах, исполненная режиссером. Просто поразительно, чем только не вдохновляются молодые авторы.
Кстати, впереди у Елизаветы Дорожной реализация собственного сценария про хедхантерах, использующими провокационные методы в охоте за самыми лучшими специалистами — вот тут может получиться интересно. Проект будет реализовываться совместно с Амедиа и продюсером Юлией Мишкинене, они и направят имеющийся у молодого режиссера острый киноязык и отвагу в нужное русло.

«Теплая жизнь»

Режиссер Никита Журавлев

«Теплая жизнь»

кадр из фильма

Внук нежно обнимает бабушку
Главный герой фильма — хороший внук. Он очень любит бабушку и хочет запечатлеть ее на своей пленке, потому что понимает, что бабушка уже уходит, потому что размываются его детские воспоминания и он забывает, как она выглядела лет двадцать назад (нам показывают кадры молодой бабушки в расфокусе). Страх потерять воспоминания и заставляют его снимать без устали. Бабушке плохо, она мерит давление. Бабушке хорошо — они вместе сажают картофель. Бабушка прихорашивается в парикмахерской, бабушка пытается дозвониться до внука и смешно общается с автоответчиком.
Фильм оставляет впечатление хоумвидео, но поскольку у всех нас есть близкие и есть страх их потерять, ты подключаешься к этой действительно теплой истории, и тебя обдает волной любви и будущей тоски по неминуемому расставанию.

«Забор»

Режиссер Лев Евлампиев

«Забор»

кадр из фильма

Два брата на кухне деревенского дома
Режиссер этого фильма признался, что снятая короткометражка — автобиографичная история: его дед когда-то бросил семью и уехал в поисках лучшей жизни в Германию. А потом, когда у него ничего не получилось, вернулся назад. В картине эти события подаются через отношения братьев. Вот они подростки, играющие в бадминтон снежными комками. А вот старики: один — длинноволосый франт, любящий приодеться, немец — «плененный», как ехидничает старший брат. Другой — словно вырубленный топором из дерева — большой, тяжелый. Живя в одном доме, они постоянно препираются: старший брат занимается делами — например, красит забор, младший — эстетствует: курит, читает… На чердаке находится портсигар со старыми сигаретами, их запах запускает цепочку воспоминаний: эту пачку «Житана» привезла из парижской командировки мама. Скоро после поездки она умрет… Зрителю не рассказывают, как сложились жизни ее сыновей, но очевидно, что отъезд младшего брата в Германию и стал тем самым забором, которым он отгородился от реальной жизни. Фильм насыщен художественными приемами: в нем есть и звуки, и цвета, и капельки, дрожащие на ветру, и даже запахи, есть и воспоминания, снятые дрожащей камерой. Но мысли, увы, не хватает даже на короткий метр.

«Обрыв»

Режиссер Семен Граций

«Обрыв»

кадр из фильма

Покрытая женщина бежит на автобусе из села

Не успел после показа своей короткометражки режиссер подняться на сцену для коротких вопросов-ответов, как сразу же получил по полной: у него спросили, смотрел ли он фильм Заки Абдрахмановой «Папа умер в субботу» и любит ли иранское кино. Фильм и впрямь выглядит как развернутый тизер к нашумевшей картине Заки. По сюжету молодая красивая не казашка, а узбечка приезжает на свою родину из Москвы — у нее умер отец. Они так и не успели помириться при его жизни, ведь девушка позволила себе полюбить и вступить в добрачную связь с парнем. Опозорила честь семьи и вынуждена была уехать. Эта история сломала героиню: беременность была прервана, замуж она так и не вышла, детей у нее больше быть не может. Ее бы обнять и пожалеть — но что скажут соседи?

Бунтарки, бегущие из патриархальных семей, выбирающие свободу, но так и не перерезавшие пуповину со своим родом, не простившие себя и своих близких… Этих героинь мы видели не только у Абдрахмановой, но и у чеченского режиссера Малики Мусаевой ( «Клетка ищет птицу»), кабардино-балкарского Кантемира Балагова («Теснота»), во многих иранских фильмах и вполне себе русском «Танцуй, селедка!» Александры Лупашко. Отсутсвие оригинальности тем не менее компенсируется в «Обрыве» хорошей операторской работой Алины Чеботаревой и прекрасным лицом главной актрисы Наргиз Абдуллаевой, которое хочется рассматривать. Режиссер говорит, что в остальных ролях снялись его родственники.

«Сверхновая»

Режиссер Женя Третьяков

«Сверхновая»

кадр из фильма

Сумасшедший профессор в своей лаборатории

Если предыдущий фильм похож сразу на несколько других, то этот не похож вообще ни на одно кино. Артем – ученый-сухарь, практический физик, который ищет темное вещество в космосе. Своему исследованию он посвятил не один год, но доказать пока концепцию не может – нужно понаблюдать за взрывом звезды, а он случается крайне редко.

Случай сводит его с детдомовцем Мишей, неблагополучным мальчишкой, который отовсюду сбегает и все крадет. Ученый живет будущим, мальчишка – прошлым: у него осталась одна кассета, на которой запечатлен отец – самое дорогое, что у него есть, и призрачная вера в существование старого деревенского дома. Настоящего для обоих героев не существует, они не замечают ценности жизни, которая течет прямо сейчас. Но пройдя через перипетии в поисках этого дома в деревне Крайний остров, оба обретут важное — понимание, что надо жить здесь и сейчас, храня память о прошлом и двигаясь к будущему. Эти двое плюс сотрудница полиции, занимающаяся розыском сбежавшего детдомовца, станут друг для друга настоящей семьей. Мысль не новая, давно реализованная, например, Анной Гавальдой в романе «Просто вместе», да и снято чрезмерно затянуто. Но парочка диалогов и поэтичное изображение вымирающих русских деревень доказывает потенциал автора. «Сверхновая» могла бы стать хорошей короткометражкой, если бы дебютант был обучен правилу Родена — отсекать все лишнее. Тем не менее он снимает о том, что хорошо знает: жил в Новосибирском академгородке, работал в детдоме.

«Три сестры»

Режиссер Маруся Трубникова

«Три сестры»

кадр из сериала

Павел Деревянко в трусах на коленях перед Ларисой Гузеевой
Этот сериал онлайн-кинотеатра KION выйдет к зрителю только 1 августа, далее будет показан на ТНТ. Фестивальной публике его показали во внеконкурсной программе как спецсобытие. Проект позиционируется как современная адаптация пьесы Чехова, сделанная сценаристом Екатериной Богомоловой и Марусей Трубниковой, написавшей «Номинацию» и The Телки, спродюсировавшей «Обоюдное согласие», «Топи», «Пищеблок» и «Аврору».

С Чеховым новый проект роднят только имена главных героинь. Три сестры – Ирина, Ольга и Мария (Юлия Александрова, Маруся Климова и Полина Гухман) живут в Нижнем Новгороде, но мечтают о Москве. Нет, они не бедные бесприданницы: их мать (Лариса Гузеева) богатейшая бизнесвумен, владеющая сетью ювелирных магазинов. Но обеспечить им переезд в столицу она не может и не хочет: 60-летняя женщина влюбилась в молодого массажиста (Павел Деревянко). В семействе переполох, дочери считают, что мать сошла с ума и боятся, что новый отчим — альфонс.

У каждой из женщин тут своя судьба, своя арка. Дочери, рожденные от разных мужей, унаследовали разные способности и темперамент: Ирина – законченный трудоголик, разведена с сыном, мечтает вырваться из замкнутого круга, чтобы закрутить роман с новым мужчиной (Александр Цыпкин). Ольга, считавшая свой брак образцовым, вдруг понимает, что это иллюзия — муж (Павел Попов) явно ей изменяет. Младшая Маша, взявшая на себя дела в ювелирном магазине, не справилась – у нее украли сейф с драгоценностями на 50 млн рублей. Мать трех сестер искренне рада свалившимся на головы дочерей напастям – ведь они вынуждены будут решать их дома, а значит, не уедут в Москву.

Лариса Гузеева в этом сериале самая живая из актерского ансамбля. Все остальные выглядят неестественно, персонажи нереалисичные, включая мелькнувшего в кадре Павла Волю, диалоги скучны, а сериал нуждается в более бодром темпоритме.

Заглавное фото: кадр из фильма «Единственный шанс»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время