«Путешествие на солнце и обратно»
трейлер сериала
Саша, на START вышел сериал с вашим участием «Путешествие на солнце и обратно» – событие громкое и обсуждаемое. Поделюсь опытом своего знакомства с проектом. На Московском фестивале я забронировала билеты на показ пяти серий из семи, далее хотела посмотреть другой фильм. Сериал настолько пригвоздил меня к креслу, что, сидя в темном зале, я бронировала билеты на показ финальных эпизодов, меняя все планы. Для меня это лучшее высказывание про 90-е. И тут возникает вопрос: как вы, человек, который не жил в эти годы, 25-летняя, в эту атмосферу врастали?
Моя мама – самая настоящая героиня фильма о той эпохе, потому что она прошла все: раннюю беременность, рождение первого ребенка. У нее было прозвище Королева бензоколонки: работала на заправке. И эти истории, когда приезжали криминальные люди, приставляли пистолет к голове… Она об этом сейчас рассказывает спокойно, но события происходили трагические, тяжелые. Понимая, что весь этот ужас был настоящей судьбой родителей, еще больше восхищаюсь ими. Пройти через такое и стать теми, кем они есть сегодня, – путь, вызывающий большое уважение. Мама как-то призналась: «Никогда бы не подумала, что через какое-то время будут снимать фильмы про 90-е. Это было очень страшное время, и я не представляла, что к нему можно вернуться даже в качестве художественной идеи».
Вероятно, можно, обобщив, высокопарно сказать: это история о поисках любви. Тем не менее та легкость, с которой умирали люди, часто молодые, хрупкость самой жизни присутствовала только в 90-х. Я в них жила и отчетливо помню и выстрелы за окнами, и страх, что на близких «наедут» и «посадят нас счетчик». Как вы считаете, фильм доносит ощущение опасности этого времени?
Александра Киселева с мамой Еленой
фото: Анастасия Юрьева

Сейчас происходит некая романтизация и поэтизация 90-х. Раздаются голоса: «Это было время пассионариев, жизнь бурлила, было интересно». Эта чушь вам не кажется это опасной?
Никакой романтизации в сериале нет. Там фиксация момента. Вообще, я давно не помню такой работы, где это время передано настолько достоверно. Эти телевизоры, эти люди, эта музыка – просто грандиозно! Роману Михайлову удалось рассказать истории людей, которые живут, ищут свою любовь, прорабатывают свои глубинные страхи, комплексы и взрослеют, а фоном – время. Недаром сериал называется не «Дождись лета и посмотри, что будет», как книга Ромы, по которой снят этот фильм, а «Путешествие на солнце и обратно». Это настоящее путешествие, героям удается прожить что-то горячее, опасное, но при этом привлекающее. Солнце и есть та самая любовь. Вернуться обратно, к себе самому, к своей личности не всегда получается после такого обжигающего приключения, но у наших героев это случилось. Все актеры в проекте молодые, убеждена: это самая талантливая молодежь, которая на сегодня есть в русском кинематографе. И большая заслуга нашего режиссера в том, что он сумел сделать наше существование в кадре органичным.
В чем секрет успеха, как вам кажется?
«Путешествие на солнце и обратно»
кадр из сериала

Попасть в переплет
Насколько я помню, вашей героини нет в книге?
Да, это так, и я счастлива, что Роман дописал ее для меня. Известно, он всегда работает со своими артистами. Если ты попадаешь в круг «своих», то кочуешь из проекта в проект. Так работают многие большие режиссеры, потому что это просто удобно: ты уже знаком с фактурой человека и понимаешь, как ее можно использовать. Вы не проходите стадию знакомств, понимания, кто что может, – сразу работаете. Моя героиня – помощница депутата, постоянно говорящая по телефону, все время решающая какие-то вопросы, появляется только в четвертой серии, но в историях Ромы, как и в жизни, нет лишних персонажей. Депутат по классике, конечно, пьющий, и моей героине нужно разгребать результаты его бурной деятельности.
Расскажите, как Михайлов работает с актерами.
Например?
Я родилась в Казахстане, это священная земля, встречала там немало людей, которые могут видеть чуть больше, чем все остальные. В «Жар-птице» многие сцены, связанные с мистикой, тесно переплелись с моей жизнью.
На съемках фильма «Жар-птица» в Варанаси
фото: личный архив Александры Киселевой

Видимо, открылся третий глаз и вы сумели увидеть те самые энергии, которые блуждают из прошлого в будущее?
Я искренне верю в то, что, когда ты на правильном пути, мир начинает тебе это подсвечивать, подсказывать. Ты не воин, который вечно борется за что-то, стучится в закрытые двери. Мир тебя берет и несет по этому пути. Твоя задача – просто фиксировать.
Метод Михайлова
Феномен заключается в том, что Роман, будучи по образованию ученым-математиком, делает невероятно поэтическое кино. Как вы для себя это объясняете? Как он подружил математику и поэзию?
А как он знакомится? Где вас находит?
Александра Киселева в шоу «Танцы»
фрагмент проекта
Является ли частью метода умение Романа создавать из съемочной группы некую семью? Вы же все друзья, насколько я понимаю?
В этом коллективе у одного человека, Марка Эйдельштейна, уже есть международная кинокарьера. А у другой части коллектива пока нет. Это повод для зависти? Марк мне говорил, что всегда готов возвращаться в проекты Михайлова, где бы он ни играл.
Так и происходит. Марк снимался в «Путешествии…», когда «Анору» номинировали на «Оскар». Это происходило в один момент. В процессе работы все статусы, навязанные извне, сходят в никуда, потому что, если заходить в кадр с регалиями, все рассыплется. У нас не каждый имеет международную карьеру, не каждый успешен, не у каждого фильмография в 30 проектов. Но это не мешает отношениям! А когда еще есть наставник, которому есть что сказать, статусы вообще сходят на нет, ты видишь настоящего, большого профессионала своего дела, который реально много знает, многое понимает, и в присутствии его, еще и в силу возраста, чувствуешь себя учеником.
О коллективной молитве и командных плясках
Оказывает ли Роман на своих молодых соратников идеологическое влияние? У него ведь сложная система взглядов: в юности он попал в секту, потом стал алтарником в православном храме, одновременно весьма увлечен буддизмом…
Помню, как после возвращения из Варанаси пришла поддержать сестру, снявшуюся в сериале «Иные», на премьеру в «Октябрь». Стою и думаю: «А как вообще сейчас жить-то? Как относиться ко всему этому?» После того, как я увидела Индию, поняла, что наша Москва очень маленькая, совершенно застроенная, с какими-то удивительными правилами индустриальными… Меня изменила и поездка, и Рома, и его понимание, каким должно быть кино…
«Жар-птица»
трейлер фильма
Насколько я понимаю, в новом фильме Михайлова «Песни джиннов» вас нет, и всей остальной команды тоже. Вы не ревновали Михайлова к новой группе?
Вашу команду отличает еще умение устраивать классные перформансы. Перед показом «Путешествия на солнце…» на ММКФ Москва пережила минуты счастья: съемочная группа танцевала на Арбате. Это было так атмосферно, соцсети разрывались от ваших видосов… Как родилась такая идея поддержать фильм?
Актеры сериала «Путешествие на солнце и обратно» танцуют на Старом Арбате перед премьерой
видео: личный архив Александры Киселевой
Я видела. Мне было страшно за вас: вы такие трюки на каблучищах выделывали!
Ну вот да. Другие бы продакшены придумали роман Мацель с Эйдельштейном и так бы продвигали фильм – дешево, натужно, уже и не все верят в эти пиар-ходы, но пользуются же… А у вас была офигенская юношеская атмосфера и энергия.
Танцы минус
Саша, теперь подробнее про танцы. Знаю, что 6-летней начинали в «Тодесе» у Аллы Духовой.
В вашей судьбе всегда в нужный момент появлялись нужные люди – сначала Алла Духова, потом Мигель, далее Роман Михайлов… Вы везучая?
Вы пытались попасть в шоу «Большие танцы» на канале «Россия 1», но после удачных кастингов вас развернули – из-за возрастных ограничений проекта. То же самое повторилось на «Танцах» ТНТ, но вас заметил Мигель и вопреки всем правилам взял вас, 14-летнюю, в свою команду. По сути вы именно этому шансу обязаны своей известностью?
Мария Мацель и Александра Киселева
фото: личный архив

Я так понимаю, вы достигли потолка: параллельно с шоу побеждали в различных батлах, стали трехкратной чемпионкой мира на Международном фестивале по уличным танцам StreetStar в Швеции, вошли в американский вог-дом The House of Xclusive Lanvin. Как-то вы легко от всего этого отказались? Неужели возраст в танцах дает о себе знать. 22 года – уже пенсия?
А что касается танцев… Любой танцор очень быстро достигает потолка. Эта сфера не сольная. Если спросить у прохожего, кого из танцоров знает, ответит: «Полунин, Волочкова». В России в большинстве своем знают только балетных. А современных танцоров назовут реже. Временем разрыва шаблонов было шоу «Танцы». Оно выставило нас на передовую позицию. Но все уже позади.
О хейте, моде и эпатаже
Для несведущих: что такое танец вог? Насколько он травматичен?
Танец вог – это целая танцевальная субкультура. Принято считать, что стиль появился в гарлемских тюрьмах, где заключенные копировали позы моделей с фотографий глянцевых журналов. А затем добавился ритм, и это действо превратилось в эпатажный красивый танец. Когда впервые увидела, как люди танцуют вог, я офигела! Так необычно, круто, так ярко! Грация, эстетика, стиль – я это люблю! Вог во мне взрастил любовь к моде, потому что этот стиль обязывает выглядеть соответствующе. У нас принято, что танцоры вечно в растянутых трениках и в футболке. А здесь есть понятие вог-бал – это действительно бал, только современный, с костюмами и танцевальными батлами. И каждый бал сопровождается дресс-кодом для различных категорий и номинаций. Есть, например, категория «Бизар», твоя задача – презентовать не столько танец, сколько костюм. Однажды состоялся торжественный российский вог-бал, куда пригласили всех звезд вог-культуры и награждали лучших из лучших за всю историю русского вог-бал-рума. И я была признана самым ярким представителем вог-бизара в России. Это была большая честь и радость – признание со стороны индустрии. Не могу не сказать, что все костюмы шила моя мама, она творческий человек, большое ей за это спасибо.
Вот как раз про маму хотела спросить. В сети много хейта в адрес вога, танец, простите, называют «проститутским» – видимо, из-за высоченных каблуков и сексапильных нарядов и поз. Родители безоговорочно приняли ваше увлечение?
Александра Киселева
фото: личный архив

У вас и в жизни выходы в свет всегда очень интересные. Помню зефирное розовое облако, наверное, оммаж «Жар-птице»; что-то этническое на Московском фестивале… Как рождаются образы?
А где вы сейчас находите роскошные наряды?
У вас же был опыт участия в рекламных кампаниях Гуччи, Кензо. Что это для вас было? Новый вид творчества либо работа ради денег?
Не по Михайлову: «Надо жить бедно и думать о высоком».
Александра Киселева на красной дорожке ММКФ
фото: пресс-служба фестиваля

Вы уже разговариваете как продюсер. А есть ли для вас какие-то табу, нечто запретное в профессии, через что вы не переступите, например, обнажение в кадре?
О психиатрии и важности слова
Саша, вас в жизни несколько раз выгоняли в дверь, а вы входили в окно. Легко такое дается?
Не понаслышке знаю, что такое стучаться в закрытые двери, кровью и пóтом добиваться своих целей. Но вечно в таком режиме существовать ты не можешь, и в какой-то момент хочется чего-то другого. Я могла технически недотягивать какие-то моменты в танцах, но актерски всегда свой номер максимально проживала. Параллельно занималась моделингом, ездила в Китай, сотрудничала с модельными брендами. А потом попала на кастинг короткого метра «Танец тишины» режиссера Евгения Кравченко. Для своей выпускной работы он искал девочку, которая может танцевать в кадре. Я тогда была очень на виду с «Танцами». Естественно было предложить это мне. Пошла на пробы, и меня утвердили. Мы сработались. Было тяжело: я играла глухонемую девочку. Сложно, ничего не говоря, донести до зрителя чувства и эмоции. Помню, режиссер сказал: «Саша, мне бы очень не хотелось, чтобы ты перестала этим заниматься. Кино – это твое». Я его послушала, и моя мама послушала. Мне было 14 лет. За любыми успехами детей стоят их родители. Большая радость, что родители меня во всех моих смелых решениях поддерживали.
А вы показывались с пластическим этюдом?
Нет, там есть пластический тур, и я танцевала. Но в остальном как все: басня, песня, стихотворение. Было тяжело. Лучше розовые очки снять сразу. Если человек проходит через поступление в театральный, это некое посвящение. Он готов к профессии. Это мегамясорубка! Эти неоправданные надежды, понимание, что не случится того, что ты хочешь. Тех, кто снимается, кто в итоге работает, кто в этом потоке существует из проекта в проект, единицы. А актеров тысячи. Помню, поступала во ВГИК. Один из педагогов поднимался по лестнице, а нас очень много стояло, он покачал головой и сказал: «Господи, ну куда вы все? Куда вы все идете? Места не найдется вам!» Мы тогда недоумевали, а сейчас поняла, что это правда.
Ольга Медынич, Виталия Корниенко, Александра Киселева, Артем Фадеев, Александр Булатов и Михаил Трухин
кадр со съемочной площадки сериала «Погнали»

Как конкретно вы справляетесь с неудачами? Для вас это стимул двигаться дальше?
Вы не пользуетесь услугами психотерапевта?
Да-да, Никита Ефремов, Ирина Старшенбаум носят сценарии к психологам, Ира мне об этом рассказывала.
Вы звучите как очень осознанный человек, не по годам! И речь у вас прекрасная. Вы много читаете?
С ума сойти!
Александра Киселева
фото: личный архив

Это будет программа про кино?
Режиссеры ее мечты
Саша, вам удалось помимо романа Михайлова поработать и с другими интересными режиссерами – Ильей Ермоловым, Машей Агранович. С кем как?
С Ильей Ермоловым у нас была интересная коммуникация. В «Разрешите обратиться» Илья использовал разные методы работы с актерами. Он утвердил меня на роль, которая совершенно не по моей фактуре. Я там играю простую девушку, бабу, которая варит борщи, ждет парня дома и прощает ему измены. А я вообще не такой человек! Но Илья увидел все это во мне, и спасибо ему, потому что у нас получилось. Я смотрю на себя в сериале и вижу другого человека, и это большая радость. Илья – профессионал, он настолько четкий в своем деле – директор площадки. Всех держит под контролем, все должны всё делать вовремя, никаких переработок.
А Душан Глигоров? Он сейчас один из главных режиссеров России.
Да! Считаю, что сериал «Хрустальный» – один из лучших. Я сыграла там героиню Даши Екамасовой в детстве, мы с ней потом встретились у Ромы Михайлова. Душан другой, Душан немного говорит, но ты его понимаешь, чувствуешь. Я в восхищении от «Аутсорса». Считаю, что это очень мощная работа. Из проекта в проект ему удается расти и удивлять зрителей.
Саша, в начале интервью я спрашивала о 90-х как об очень трудном периоде. Он пришелся на время молодости ваших родителей. Но и ваша юность приходится на сложные сегодняшние времена. У вас начиналась международная карьера, вы побеждали в Швеции, принадлежите американскому вог-хаусу. Все сейчас на паузе. Вы себя чувствуете несчастной в этой эпохе?
Заглавное фото: личный архив Александры Киселевой
Ilica opublin sessatum publiam incultiae in tum pariculius auctus isque iam acte tratuam inteati ssentio in sesse terori consitus, num et, consultordis con dic re, cone ca; ia? Nihilic averemqua moli in reconfe rordien atiaet verio, nontracitam patique consull abuste huit dum quam. Ahaccipterum Rommove risque anum demquon sulari publiam enatic tervir liis. ered con inerei sent. Habus mussen vit. Faudemus. Ilica opublin sessatum publiam incultiae in tum pariculius auctus isque iam acte tratuam inteati ssentio in sesse terori consitus, num et, consultordis con dic re, cone ca; ia? Nihilic averemqua moli in reconfe rordien atiaet verio, nontracitam patique consull abuste huit dum quam. Ahaccipterum Rommove risque anum demquon sulari publiam enatic tervir liis. ered con inerei sent. Habus mussen vit. Faudemus.
Введите текст