«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве»
кадр из фильма

«Линч/Оз»
кадр из фильма

«Малхолланд Драйв»
кадр из фильма

«Добро пожаловать в Линчлэнд»
кадр из фильма

Кинокритик Эми Николсон обращает внимание на одержимость Линча образом занавеса и на этом основании проводит параллель между режиссером и самим волшебником, который прятался за портьерой и не хотел, чтобы посторонние узнали, как он творит свои фальшивые «чудеса». Авторы других видеоэссе, включая режиссеров Родни Ашера и Дэвида Лоури, смотрят глубже и считают, что мысли Дэвида Линча занимал идеализированный образ Америки 50-х с пинап-девушками и аккуратными белыми заборчиками из штакетника вокруг идеально подстриженных лужаек. Такое же мнение звучит в фильме «Добро пожаловать в Линчлэнд» Стефана Геза, где в качестве спикеров выступают бывшие жены режиссера и актеры, снимавшиеся в его фильмах. Дэвид Линч родился в маленьком городке в штате Монтана, его семья часто переезжала с места на место, и к 14 годам Дэвид успел пожить в шести городах пяти разных штатов. Образ небольшого американского городка навсегда отпечатался у него в сознании. При этом в творениях Линча такой городок всегда имеет темную сторону, в нем за идеальными фасадами творится нечто странное и недоброе, а жители хранят неприглядные тайны.
Лора Дерн пересказывает воспоминание Дэвида о том, как он в детстве гулял с приятелями и внезапно наткнулся на идущую по улице обнаженную женщину. Дети не стали смеяться или дразнить ее, потому что сразу поняли, что случилось что-то ужасное. Много лет спустя из этого эпизода вырос фильм «Синий бархат».
«Синий бархат»
кадр из фильма

Док Стефана Геза рассматривает и другие источники вдохновения Линча. Кайл Маклоклен напоминает, что Дэвид в течение семи лет обедал в закусочной Bob’s Big Boy в Калифорнии, где каждый день заказывал молочный коктейль в строго определенное время, когда напиток, по его мнению, достигал определенной температуры. Таким образом Кайл подчеркивает, что Линч всегда уделял огромное внимание мелочам. Неспроста он старался принимать участие в каждом этапе создания фильмов и даже своими руками работал над декорациями. В доме Дэвида были и звукозаписывающая студия, и столярная мастерская, и отдельное пространство, где он мог заниматься скульптурой и живописью, ведь Линч был художником, прежде чем освоил профессию режиссера. При этом первая жена Дэвида Пегги Ленц вспоминает, что на стиль Линча серьезно повлияла посещенная им в 1968 году выставка картин Фрэнсиса Бэкона (британского художника-экспрессиониста, тезки известного философа). Некоторые образы из работ Бэкона позднее нашли отражение в сериале «Твин Пикс».
«Твин Пикс»
кадр из фильма

Доки «Линч/Оз» и «Добро пожаловать в Линчлэнд» рассказывают много интересных фактов о Дэвиде Линче и источниках его вдохновения, но не дают более глубокого понимания его фильмов. Александр О. Филипп и Стефан Гез словно показывают зрителю кучу кирпичей и сообщают, что из точно таких же были выстроены величайшие шедевры архитектуры. Дэвид давал каждому из зрителей право по-своему толковать его фильмы, а в доках Геза и Филиппа нам предлагают всего лишь еще одну трактовку заложенных в работы Линча смыслов. Кайлу Маклоклену хватает смелости признать, что он порой и сам не понимал, что происходит в той или иной сцене, а просто выполнял команды режиссера, которому всецело доверял. Дэвид Линч в своих интервью также призывал зрителей доверять прежде всего своей интуиции, которая становится самым надежным компасом в сюрреалистичном мире его фильмов.
Заглавное фото: www.imago-images.de / Global Look Press