Доки о том, как снимал Линч

Актеры и режиссеры пробуют понять, что творилось в голове у кинематографиста.

В 2025 году в программу Beat Film Festival вошли сразу четыре дока о Дэвиде Линче. Два из них посвящены ранним этапам биографии режиссера. В фильме «Жизнь в искусстве» Дэвид сам рассказывает о том, чем занимался до того, как вошел в мир кинематографа, а проект «Линч: Начало» представляет собой сборник короткометражных фильмов режиссера, включая «ожившие картины», с которых начинался его творческий путь. В доках «Линч/Оз» и «Добро пожаловать в Линчлэнд» с разных сторон пытаются подобрать ключи к работам Линча.

«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве»

кадр из фильма

дэвид линч
При жизни Дэвид Линч всегда крайне уклончиво отвечал на вопросы о своих фильмах и отказывался объяснять заложенный в них смысл. Неясность и недосказанность стали частью фирменного почерка режиссера. Он вовлекал зрителя в происходящее на экране, побуждал анализировать увиденное и давать собственные трактовки, оставлял намеки и подсказки, но не предлагал готовых ответов. Тем не менее на Международном кинофестивале в Нью-Йорке после показа фильма «Малхолланд Драйв» Дэвид Линч признался: «Не проходит ни дня, когда бы я не думал о „Волшебнике страны Оз“». Режиссер Александр О. Филипп зацепился за эти слова и собрал шесть видеоэссе, в которых профессионалы киноиндустрии пробуют переосмыслить фильмографию Линча, опираясь на это признание.

«Линч/Оз»

кадр из фильма

Отражение Дэвида Линча в разбитом зеркале
Следует отметить, что «Волшебник страны Оз» является важной частью американского культурного кода. В США этот фильм каждый год показывают по телевизору, примерно как «Иронию судьбы…» в России, но без привязки к конкретным датам. Для многих американцев «Волшебник страны Оз» стал первым фильмом, который они увидели в детстве, его видел почти каждый житель США, так что любой зритель способен опознать отсылки к этой картине и цитаты из нее. На постсоветском пространстве подобным влиянием на умы обладают разве что «Приключения Буратино» Леонида Нечаева. Таким образом, цитируя «Волшебника страны Оз» в своих фильмах, Линч наверняка знает, что зритель его поймет. Это касается как относительно очевидных моментов вроде появления доброй волшебницы Глинды в «Диких сердцем», так и более тонких отсылок вроде красных туфель, которые мелькают во многих фильмах Дэвида.

«Малхолланд Драйв»

кадр из фильма

Нежная блондинка Наоми Уоттс и огненная брюнетка Лаура Хэрринг
Впрочем, «Линч/Оз» не ограничивается поиском киноцитат в картинах Линча. Этот док пытается понять, насколько глубоко «Волшебник страны Оз» был вплетен в творчество режиссера. Не секрет, что Дэвид Линч был очарован не только самим фильмом, но и теми историями, что окружали его создание, например, трагической судьбой Джуди Гарленд, сыгравшей Дороти. Отзвуки ее падения звучат в «Малхолланд Драйв» и «Внутренней империи», а в «Твин Пиксе» мы встречаем персонажей с именами Гарланд и Джуди. Более того, тема насилия над женщинами в той или иной форме появляется практически в каждой картине Линча. Не стоит забывать и финал «Волшебника страны Оз», где Дороти приходит в себя в Канзасе и понимает, что ее приключения с Железным дровосеком и Страшилой были просто ярким сном, в котором причудливо преломились образы людей из реальной жизни. Точно так же и в фильмах Линча мы постоянно наблюдаем расслоение реальности, герои обретают двойников, а ключевую роль в сюжете играют те, кто может перемещаться между мирами или заглядывать за грань.

«Добро пожаловать в Линчлэнд»

кадр из фильма

Режиссер Дэвид Линч в мастерской

Кинокритик Эми Николсон обращает внимание на одержимость Линча образом занавеса и на этом основании проводит параллель между режиссером и самим волшебником, который прятался за портьерой и не хотел, чтобы посторонние узнали, как он творит свои фальшивые «чудеса». Авторы других видеоэссе, включая режиссеров Родни Ашера и Дэвида Лоури, смотрят глубже и считают, что мысли Дэвида Линча занимал идеализированный образ Америки 50-х с пинап-девушками и аккуратными белыми заборчиками из штакетника вокруг идеально подстриженных лужаек. Такое же мнение звучит в фильме «Добро пожаловать в Линчлэнд» Стефана Геза, где в качестве спикеров выступают бывшие жены режиссера и актеры, снимавшиеся в его фильмах. Дэвид Линч родился в маленьком городке в штате Монтана, его семья часто переезжала с места на место, и к 14 годам Дэвид успел пожить в шести городах пяти разных штатов. Образ небольшого американского городка навсегда отпечатался у него в сознании. При этом в творениях Линча такой городок всегда имеет темную сторону, в нем за идеальными фасадами творится нечто странное и недоброе, а жители хранят неприглядные тайны.

Лора Дерн пересказывает воспоминание Дэвида о том, как он в детстве гулял с приятелями и внезапно наткнулся на идущую по улице обнаженную женщину. Дети не стали смеяться или дразнить ее, потому что сразу поняли, что случилось что-то ужасное. Много лет спустя из этого эпизода вырос фильм «Синий бархат».

«Синий бархат»

кадр из фильма

Трое в автомобиле на переднем сиденье Изабелла Росселлини и Кайл Маклоклен

Док Стефана Геза рассматривает и другие источники вдохновения Линча. Кайл Маклоклен напоминает, что Дэвид в течение семи лет обедал в закусочной Bob’s Big Boy в Калифорнии, где каждый день заказывал молочный коктейль в строго определенное время, когда напиток, по его мнению, достигал определенной температуры. Таким образом Кайл подчеркивает, что Линч всегда уделял огромное внимание мелочам. Неспроста он старался принимать участие в каждом этапе создания фильмов и даже своими руками работал над декорациями. В доме Дэвида были и звукозаписывающая студия, и столярная мастерская, и отдельное пространство, где он мог заниматься скульптурой и живописью, ведь Линч был художником, прежде чем освоил профессию режиссера. При этом первая жена Дэвида Пегги Ленц вспоминает, что на стиль Линча серьезно повлияла посещенная им в 1968 году выставка картин Фрэнсиса Бэкона (британского художника-экспрессиониста, тезки известного философа). Некоторые образы из работ Бэкона позднее нашли отражение в сериале «Твин Пикс».

«Твин Пикс»

кадр из фильма

Женщина наклонилась и целует мужчину который сидит в кресле

Доки «Линч/Оз» и «Добро пожаловать в Линчлэнд» рассказывают много интересных фактов о Дэвиде Линче и источниках его вдохновения, но не дают более глубокого понимания его фильмов. Александр О. Филипп и Стефан Гез словно показывают зрителю кучу кирпичей и сообщают, что из точно таких же были выстроены величайшие шедевры архитектуры. Дэвид давал каждому из зрителей право по-своему толковать его фильмы, а в доках Геза и Филиппа нам предлагают всего лишь еще одну трактовку заложенных в работы Линча смыслов. Кайлу Маклоклену хватает смелости признать, что он порой и сам не понимал, что происходит в той или иной сцене, а просто выполнял команды режиссера, которому всецело доверял. Дэвид Линч в своих интервью также призывал зрителей доверять прежде всего своей интуиции, которая становится самым надежным компасом в сюрреалистичном мире его фильмов.

Заглавное фото: www.imago-images.de / Global Look Press

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время