«Маяк». День 3: рефлексии Нади Михалковой и кино «для своих»

Фестиваль актуального российского кино продолжает представлять фильмы дебютантов.

День начался с показов короткого метра. И снова темы фестиваля – молодые люди в поисках себя, их попытки выстроить отношения друг с другом и внешним миром. Работы нестройные, во многом заигрывающие с формой. Из восьми представленных критики особо отметили «Складки» и «Животные». Куда больше поводов для споров и впечатлений подарили фильмы основного конкурса.  

«Огненный мальчик»

Режиссер: Надя Михалкова

Для Нади-режиссера это вторая полнометражная картина, первой был хоррор «Проигранное место». Нашумевшая «Номинация» была сериалом, а значит, Михалкову все еще можно считать дебютантом. Об «Огненном мальчике» много писали, его ждали, ибо тема, на которую замахнулась Надя, будоражила: высокопоставленная чиновница (Юлия Высоцкая), занимающаяся вопросами семьи и детей, готовится к переизбранию. Как вдруг сын-третьекурсник (Денис Косиков) подсовывает ей «подарок»: напившись в клубе, он по просьбе неадекватного молодого человека отдает ему зажигалку, а тот вдруг, облившись бензином, совершает акт самосожжения.

Не задав сыну ни одного вопроса, не поговорив, а просто увидев выложенное в интернет видео, мать спешно отправляет его в деревню к знакомой женщине (Анна Михалкова). Макс послушно уезжает, и там его накрывает: муки совести, обида на мать, страх и главное – дикое чувство вины, ведь отданная им зажигалка сродни заряженному пистолету, преподнесенному на блюде самоубийце. Макс казнит себя за то, что не удосужился поговорить с потерянным парнем, который метался по клубу, не уделил ему времени… На фестивале представлено много фильмов, обозначающих нашу ментальную проблему – нежелание и неумение разговаривать, но фильм «Огненный мальчик» внезапно зарифмовался с «Моим сыном», где героиня Юлии Снигирь, холодная и расчетливая адвокат, не пытающаяся его выслушать, по сути подталкивает пасынка вершить справедливость по разумению подростка-максималиста.

Откуда берутся эти холодные женщины, плюющие на своих детей? Кто их сделал такими? Увы, оба фильма не дают ответа. В фильме Михалковой образ Юлии Высоцкой вообще представлен несколькими мазками: дама на шпильках, с идеальной прической, суровая и нервная, не ладящая даже с собственной сестрой (Оксана Акиньшина), скорая на принятия поверхностных решений… «Ты хоть кого-нибудь любишь?» – кричит ей сестра. Похоже, любит, и ее выбор в сторону сына как бы доказывает это: отказавшись от высокой карьеры, она едет к своему ребенку. Но почему мы не видим ни внутреннего надлома, ни работы души этой героини?

Анна Михалкова

кадр из фильма «Огненный мальчик»

Анна Михалкова в фильме «Огненный мальчик»

При этом картина очень медленная, времени много, и вот душевные поиски Макса отображены в таких мельчайших подробностях, что даже хотелось бы подсократить. Он мучается огненными кошмарами, пьет водку, ссорится с деревенскими (Анна Михалкова и Александр Устюгов создают тут образы реальных, живущих на земле людей, и Анна, как всегда, очень хороша), видит прекрасную рыжеволосую девушку (Елизавета Ищенко) – ангела-хранителя, лесную колдунью? Фильм напитан метафизикой, и, как говорит Михалкова, сценарист Марина Степанова хотела добавить ее еще побольше, но Надя не позволила. В итоге юноша, неспособный в начале фильма сам попасть в рукава куртки, упакованный в «луи виттоны», к финалу взрослеет и становится другим человеком.

На коротком обсуждении фильма режиссера несправедливо обвинили в том, что это – наблюдение с «Николиной горы», имеющее слабое отношение к правде жизни. Мол, если Макс никого не убивал своими руками, то как бы отсутствует и предмет разговора. И Надя горячо защищала свою точку зрения: не быть, а чувствовать себя виноватым хотя бы потому, что ты передал ту злосчастную зажигалку, тоже очень важно. Это тоже способно вызвать рефлексии. Я тут на стороне Нади: ну сколько можно обвинять клан Михалковых в мажористой оптике? Молодому режиссеру удалось подвесить в фильме умные и тонкие вопросы, проблема этой картины совсем в другом – в том, как все это реализовано.

Упакуй Надя свое высказывание в язвительную форму «Номинации» – и зал бы довольно смеялся. Но режиссер выбрала путь артхауса: форма довлеет тут над содержанием, и бесконечные крупные молчаливые планы, медленный темпоритм делают картину совершенно не прокатной, не зрительской. Хотя изысканную работу оператора Алишера Хамидходжаева невозможно не заметить: бабочка с трепещущими крыльями, ползущий муравей, травы-муравы, деревья и вода – это гигантское художественное полотно. Увы, существующее отдельно от истории.

«Картины дружеских связей»

Режиссер: Софья Райзман

«Картины дружеских связей»
На абсолютном контрасте смотрелся второй конкурсный полный метр. Зал хохотал и аплодировал отдельным сценам прямо во время сеанса. Черно-белая, сделанная в стиле новой волны, чьи вайбы отчетливо ощущаются на этом «Маяке», картина действительно получилась обаятельной и атмосферной, но полюбит ли ее зритель так же, как полюбила узкая кинотусовка фестиваля?

Речь идет об одном дне ребят – бывших однокурсников ГИТИСа. У Марины (Мария Карпова) умирает кошка, и прямо с первых кадров нам показывают, как животное усыпляют. У ее подруги кинопробы в сказку, и она их феерически смешно проваливает. Кто-то из пацанов никак не может договориться о правках в свой первый фильм, а кто-то разрабатывает сценарий «Чип олл ино» – фильма о битве кланов овощей и фруктов по типу Монтекки и Капулетти, и на роль «криволапой луковицы», влюбленной в «спелую вишню», в дримкасте заявлен Лев Зулькарнаев. Все, включая их любимого мастера (Евгений Цыганов), встречаются вечером, чтобы отметить проводы еще одного однокурсника (Александр Паль). Он уезжает из города – и, возможно, навсегда. Рушится любовь с любимой девушкой, впереди у всех непонятное – и страшно, и интересно. Все полунамеками, все не в лоб. Короткие зарисовки: пробы, этюды, стихи невпопад, шуточки для своих, эпическая сцена с полупьяным педагогом, который на альпинистском снаряжении сигает в окно, чтобы найти выброшенные Мариной ключи… Ты словно подглядываешь за бытовой жизнью творческой молодежи. Для кого-то, как говорили во время обсуждения фильма, «Картины» оказались погружением в мир прекрасных воспоминаний, когда жизнь манила и давала надежды…

Но, отдавая должное безусловному очарованию этого фильма и органике актеров (танцующий пьяный Цыганов прекрасен), невозможно не заметить: это совсем не поколенческая картина уровня «Заставы Ильича» (хотя влияние чувствуется), это обаятельный междусобойчик, талантливый и искрометный капустник, суть которого понятна исключительно кинотусовке.

Заглавное фото: Александр Паль / кадр из фильма «Картины дружеских связей»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время