«Симбиоз»
трейлер фильма
Крепкая самодостаточная, уверенная в себе женщина ныряет в глубины в гидрокостюме и маске (нет, это не Ирина Шаталова), одиноко гоняет на катерочке, любуется дельфинами, собирает мусор в акватории, забирается на вулкан с верным спутником псом, дышит серными испарениями на фумаролах. Не жизнь, а сказка! Все это перебивается короткими зарисовками из быта местных чудиков, от поющего арию торговца до рыбаков и дайверов. Людей мало, если вдруг организуется толчея, это будет странноватый костюмированный парад, на который строго посмотрит с балкончика местная бабушка. Главная в ассамбляже фильма – статуя Девы Марии, денно и нощно взирающая на окрестности свысока. Еще очень много природы. Красота неописуемая!
Когда-то в этих краях рыбу ловили женщины, а мужчины занимались домом и сельским хозяйством. Другой рыбак рассказывает, как спасал в юности кашалота, заглотившего снасть.
«Симбиоз»
кадр из фильма

«Симбиоз»
кадр из фильма

«Симбиоз»
кадр из фильма

«Симбиоз»
кадр из фильма

Параллельно развивается в кадре история вулкана, который дымит-дымит, да как жахнет! Пока смотрел, вспоминал великую картину «Стромболи, земля Божья» (Роберто Росселлини, Италия, 1950).
Грешным делом, всегда думал, что это какой-то городок на самой Сицилии. Оказалось, совсем другой остров, из тех самых Липарских. И вулкан тот же в кадре – одноименный. Тут все окончательно сошлось. У Росселлини была великая эмоционально насыщенная сцена ловли тунца, в «Симбиозе» этого нет, но героиня постоянно встречает рыбаков, и их пустые сети и рассказы диалектично отсылают к когда-то бурлившему здесь изобилию. Извержение вулкана дано как зловещее предупреждение человечеству, у Росселлини тоже как предчувствие зыбкости мира. Красо́ты, старый город у моря – все это работало на характер героини Ингрид Бергман, давило на нее, меняло и зеркалило ее внутреннее состояние. Не мог современный итальянский режиссер все это не срифмовать. В «Симбиозе» страсти подутихли. Условная внучка бабушки Ингрид слилась с пространством, растворилась в нем. Однозначно хороший финал для той старинной бурной картины. Хотя и безрадостный финал для человечества. Недвусмысленное послание от режиссера и от фестиваля.
Заглавное фото: кадр из фильма «Симбиоз»