Юля, расскажи, как ты судила. Какой был критерий у жюри при принятии решений?
Это был сложный, но интересный опыт. Мне было довольно трудно судить, есть некая профдеформация, потому что у нас, в НМГ ДОК, немного другая заточка. Мы все-таки работаем для массового зрителя. Я привыкла оценивать проекты с точки зрения того, насколько это будет интересно широкой аудитории, насколько они зацепят и как долго смогут удержать внимание зрителя. Зрителя, который хочет экшена, развлечений и хочет получать знания в легкой форме и красивой обертке. А на «Лендоке» были представлены именно фестивальные фильмы. Те самые, просмотр которых – это работа, это погружение и поиск смыслов, абсолютное творчество. И здесь я уже в основном опиралась на мнение моих коллег по жюри – профессиональных документалистов Ильи Желтякова и Николая Васильевича Волкова.
Юлия Засько
фото: НМГ ДОК

Понимаю, извечный спор артхауса и мейнстрима.
Игровое кино уже четко определилось в этих направлениях. И то и другое имеет право на существование и требует хорошей профессиональной работы. Есть авторское игровое кино, а есть огромное количество сериалов и полнометражных фильмов, которые снимаются по единым драматургических законам и выверенным схемам. Это творчество, да, но очень технологичное творчество, где важны картинка, активные герои и высокий темпоритм повествования. Это обеспечивает успех у зрителя и кассу. Это понимают и продюсеры, и режиссеры, и сценаристы.
В документальном кино дела обстоят иначе: авторы в большинстве своем уверены, что они исключительно про искусство и самовыражение. И в этом я вижу проблему. При таком подходе нам не хватает ремесленников. Документалистов, которые понимают, что смыслы и самовыражение важны, но не менее важен зритель. И нужно для самовыражения выбирать такую форму подачи, которая этого зрителя привлечет.
В итоге вы присудили победу фильму «У ветра нет хвоста». Кажется, эта работа как раз примиряет оба лагеря?
Не совсем. Это абсолютно фестивальный фильм. С интересными героями, отличной режиссерской работой и понятным нарративом: с наступлением школьного возраста жители Крайнего Севера отправляют детей на учебный год в школу-интернат, где они проведут девять месяцев, а в тундру вернутся только на каникулы. В фильме рассказывается про девочку, которую как раз отправляют в такую школу. Как убедить ребенка, привыкшего чувствовать себя свободно, жить с оленями, в важности принятия такого решения, как учеба? Ребята-создатели сами молоды, поэтому искренне рассказали эту историю и передали настроение. Тем, кому интересна жизнь людей за полярным кругом, я этот фильм точно рекомендую. Но будет ли он интересен массовому зрителю? Совсем не уверена. Уверена в одном: «У ветра нет хвоста» – это шикарная картинка и абсолютно творческая документалистика в высшем ее проявлении! За операторскую работу этот фильм тоже был поощрен.
«У ветра нет хвоста»
трейлер документального фильма
Но спецприз жюри достался фильму с интригующим названием «Хирург Павлов боится крови». Не приложила ли ты к этому руку?
Я предложила вручить авторам проекта специальный диплом, потому что как раз этот фильм попал в мои представления, выращенные в НМГ ДОК, о драматургии, внутреннем конфликте, ярком герое… Рада, что коллеги меня поддержали и учредили диплом «За лучшую драматургию в жанре “фильм-портрет”». Главный герой ленты – онколог Ростислав Павлов, самый молодой начмед в России, стал им, по-моему, в 29 лет. Он проводит лапароскопические операции, которые считаются малокровными. И обычно перед операцией, чтобы успокоить пациентов, говорит: «Мы будем работать быстро и без крови, потому что крови я боюсь». На самом деле, конечно же, он не боится крови, но эта забавная деталь обеспечила фильму интригующее название.
Поначалу Ростислав кажется не очень приятным типом: напористым, честолюбивым, и ты относишься к нему с недоверием, ощущением, что он родился с золотой ложкой во рту. Но постепенно он совершает такие поступки, что проникаешься к нему симпатией. На мой взгляд, в плане драматургии это один из самых удачных фильмов, что я видела в последнее время.
Главный герой сам получал этот диплом на закрытии фестиваля, пришел туда со своими детьми. И рассказал, что фильм снимался четыре года и все эти четыре года рядом с ним была съемочная группа.
Все по классике: с героем надо прожить, как говорит гуру документалистики Сергей Мирошниченко, несколько лет, чтобы получился классная история.
Вот тут мы опять вступаем на скользкую дорожку «творчество vs ремесло». Поэтому давай так скажу: если есть возможность, почему бы и нет. Авторам «Хирурга Павлова» такой подход однозначно принес успех. В фильме хороший монтаж и, главное, видно абсолютнейшее доверие героя к автору, к съемочной группе, это подкупает.
«Хирург Павлов боится крови»
трейлер проекта
Фестивали часто формируют или, наоборот, транслируют тренды индустрии. Ты уловила, по какому пути сейчас движется документалистика?
А какие интересные коллаборации возникли на фестивале, идеи?
А еще в этом году на фестиваль приехала большая делегация из Узбекистана, были и представители Беларуси и Казахстана. Я знаю, что сейчас «Лендок» снимает с телеканалом РЕН ТВ игровую сказку «Волшебная лампа» именно в Узбекистане. Коллеги из этой страны призывали снимать у них, рассказывали о чудесных локациях и возможностях для съемок. Это абсолютно «кинофрендли» страна, в которой нет дождей, практически всегда светит солнце. Для производителей это важные особенности. У нас в НМГ ДОК тоже был опыт работы с узбекскими коллегами – над фильмом про Авиценну из цикла «Великие». И честно могу сказать: мы столкнулись с высоким профессиональным уровнем и абсолютнейшим желанием хозяев во всем помогать.
Юлия Засько на награждении в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга
фото: пресс-служба LEFF

Любой человек, имеющий отношение к производству проектов, на подобных мероприятиях еще и выискивает интересные продакшены, присматривает авторов, с которым интересно было бы поработать. Были открытия в этом плане?
Да, фестивали дают возможность обрастать контактами, но в игровом кино все это происходит быстрее и активнее. Документалисты – больше «вещь в себе», более интровертны. Но мы стараемся привозить из каждой поездки не только впечатления. И, кстати, усилия замечают: нам вручили благодарственное письмо от Заксобрания Питера за нашу работу.
Заглавное фото: Валерия Азарочкина / пресс-служба LEFF