Владимир Тодоров: «Меня сформировали фильмы про Джеймса Бонда»

Интервью с продюсером по документальному контенту Okko.
/

Этот онлайн-кинотеатр однажды амбициозно заявил, что нацелен делать из своего контента события. Пока получается: сериалы «Аутсорс», «Волшебный участок», «1703», «Дыши», предстоящий «Маяк» – это то, что обсуждается всей индустрией. Но и к неигровым форматам у платформы особое отношение: здесь берутся за исследование прошлого – недавнего и далекого, создают антологии (например, русских сказок и русского секса), изучают особенности целых народов… За этими громкими доками стоит команда Владимира Тодорова.

Его судьба тоже вполне годится для дока – например, о том, как перестать тревожиться и выстроить офигительную карьеру. Или о том, как сохранить пытливость, не потеряв в себе «пацана». О вышедших и готовящихся к эфиру проектах Okko, о том, с какими трудностями приходится сталкиваться и где черпать темы, – в нашем интервью.

Владимир, вы отказались от должности главреда Lenta.ru, чтобы полностью отдаться документальному контенту Okko. Странное решение для журналиста, который привык получать результат здесь и сейчас, мгновенно. Документалистика – все-таки отложенный результат. Не пожалели?

Нет, решение принято осознанно. Тем более все было сделано в периметре компаний-партнеров; не сказать, что трансфер случился неожиданно. Я прекрасно понимал, что классические медиа – история с иной динамикой развития. Потому что… Вот вы где читаете новости?

В «Телеге».

И большинство людей делает точно так же. Есть ощущение, что будто бы в медиа уже сделано много и все последующее будет лишь повторением. Мы можем сделать еще один невероятный спецпроект, но он все равно будет «еще одним». В доке не так. За год работы в Okko на совмещении я осознал, что эта история гораздо более интересная и перспективная. Онлайн-платформы – то, что будет активно расти и развиваться.

Цифры дока как будто говорят о другом.

Безусловно, доки пока не могут тягаться с самыми популярными оригинальными сериалами Okko, но надо принять во внимание то, что мы еще не достигли пика той аудитории, которая способна иметь подписки на стриминги. Более того, человек подписался, а как его удерживать, чем? Во что вообще онлайн-платформы могут превратиться? Думаю, это будет история не только про смотрение, а в целом про досуг. На самых прогрессивных платформах уже есть и спорт, и стендапы, и кулинарные шоу, и документальное кино в том числе – все, что в возможностях одновременно смартфона, телевизора, десктопа и способно скрасить человеку свободное время, сделать его максимально приятным, полезным, эмоциональным. И гораздо интереснее применить навыки, которые мне посчастливилось обрести в журналистской работе, контакты, связи, умение работать с командами в этом направлении.

Как устроен ваш документальный отдел? У вас же нет собственного производства. Это какие-то дружественные продакшены? Они приходят с идеями или вы к ним с задачами?

Все просто. У нас несколько направлений. Первое: мы разрабатываем некие темы в контексте истории. Например, к 80-летию Победы выпустили документальный сериал «Герои неизвестных войн», рассказывающий о главных мировых конфликтах, вспыхнувших после окончания Великой Отечественной войны. Все, что мы показали в сериале, основано исключительно на официальных документах, личных архивах и воспоминаниях реальных людей. Второе: есть художественный сериал, потенциально хитовый – хочется поговорить на эту тему и в документальном преломлении. Но это не фильм о фильме и уж тем более не попытка взять художественные линии и раскрыть их в доке. Нет! Это может быть перевертыш жанра, может быть рассказ, как оно было на самом деле. У нас есть два примера: милая семейная комедия «Мамонты» и триллер «На крючке. Когда звонит мошенник». Абсолютно разные вещи, но созвучные.

Или, например, «Быть цыганом» – тревел-стендап с элементами драмы, снятый как бы в поддержку художественного сериала «Улица Шекспира».

«Быть цыганом»

трейлер стендап-сериала

Очень крутой документальный проект получился.

Мы гордимся тем, что выдумали жанр. Про цыган нельзя сказать «народ», это такой народно-культурно-социальный пласт в России. У нас получилась комедия, в которой мы проработали инсайты; первый о том, что цыгане – последние неудержимые хастлеры планеты Земля. Причем у них на это есть реальные основания. Второй инсайт: у русских много стереотипов по отношению к цыганам. И третий: цыгане – это вихрь, шаровая молния, с ними ни о чем нельзя договориться. Этот хаос нам тоже хотелось как-то отразить. Этот их стиль, их образ.

Исходя из этого, мы начали думать, что нам нужна какая-то центральная линия, которая будет это все скреплять. Вначале была мысль, что это история о музыкантах. Но потом вышел фильм «Джипси», и мы подумали, что это будет повторение. А что, если у нас будет человек, который обшутит все стереотипы, стендап-комик? Начали его выбирать. Почти договорились с одним, написали под него сценплан. И тут он слился.

Испугался?

Не знаю. Он никак не объяснил свою мотивацию. Пошли дальше. Тут возникает Леня Кулаков. Приходим на встречу, общаемся пять минут и понимаем: наш человек. У него есть это здоровое русское пацанство. А без него с цыганами не справиться! Любой другой стендап-комик просто испугается. Леня не из таких. Были сложные ситуации на съемках, которые он помог решить.

Какие?

К нам шли претензии, и любой другой сдулся бы, а Леня проявлял настойчивость. И это сработало. В итоге случился коннект, так родился этот док. Было ясно, что нам нужно снять сцены в таборе, нужно написать стендап и потом уже доснимать некоторых героев отдельно. Съемка в таборах – это, конечно, отдельное приключение: ни о чем нельзя договориться, ты все делаешь экспромтом. Я не очень люблю экспромт, но здесь он был максимально обоснован. Конечно, здесь нужно сказать спасибо и продюсерскому цеху, который был на площадке, и нашему режиссеру Владику Кузнецову.

А с чем экспромт был связан?

Например, накануне съемок был созвон с бароном, тот говорит: все окей, приезжайте. Приезжаем на автодоме.

Как только автодом останавливается, туда начинают залезать дети и отрывать от него куски. Детей просто гигантское количество!

Цыгане сидят, выпивают. У них какой-то праздник, а нас они вообще не предупредили. Мы говорим: «Сейчас расставляемся, снимаем». Они: «Что вы собрались снимать?! Никто ни с кем не договаривался!»

Про «Общак»

В поддержку второй главы «Лихих» у вас вышел док «Общак. Главная ОПГ России» – и это уже что-то невеселое, без комиков и стендапа.

Вот тут как раз пример, как художественный сериал и док в его поддержку получились созвучными. У нас в доке получилось нечто быковское, балабановское. Тестовая аудитория, которой я показывал сериал, особенно тем, кто не из Москвы и не из Питера, из небольших городов, говорила: «У нас было то же самое!»

Мы взяли историю Джема, который уже умер, и рассказали про его происхождение, про его воровской титул, к которому есть немало вопросов.

«Общак. Главная ОПГ России»

трейлер доксериала

И, кстати говоря, к его шляпам тоже. Не по-пацански это выглядит.

Джем посмотрел «Крестного отца» и очень впечатлился итальянской мафией. Есть запись его интервью, где он говорит: «Приезжайте в наше маленькое Палермо». Ему нравилась вот эта манера создавать структуру, когда мафия, как спрут, все опутывает и контролирует все сферы общественной жизни, по факту подменяя официальную власть.

Более того, у нас была беседа с мужчиной, которого «прислали люди». Нам так и сказали: «Люди интересуются, что у вас вообще за проект».

Состоялась встреча, мы объясняли, о чем проект. Нам сказали: «Самое главное – чтобы вы на Батю не наезжали». Его никто Джемом не зовет, по-прежнему Батей величают или Евгением Петровичем.

Про «Черкизон»

Ваш недавний сериал «Черкизон. Ад и рай новой России» как будто из того же смыслового ряда, что и «Общак». Не боитесь ответной реакции всесильного Тельмана Исмаилова?

Мне кажется, этот проект ему даже понравится. Тельман Марданович – человек, который любит внимание и, самое главное, любит творческих талантливых людей. Здесь это все сошлось. Мы же не говорим о нем плохо. Мы рассказываем о том, что было время, которое позволило появиться такому человеку – Тельману Мардановичу Исмаилову. Там нет оскорблений, нет насмешки. Мы сделали все максимально уважительно, более того, мы обращались с просьбой дать интервью для проекта. Он принял решение этого не делать. Это первое. Второе: будем честны, если бы я за все время своей работы боялся ответа всесильного кого-то, то, наверное, ничего бы и не сделал. Сегодня мы живем в такое время, не только в России, но и во всем мире, где обидеться может любой человек на что-то совершенно непредсказуемое.

Мы живем в мире, где твой домашний адрес легко можно узнать, и сломать тебе голову может любой ненормальный, которому просто не понравилась твоя аватарка или сториз. Поэтому просто нужно понимать: если мы связываем жизнь, творческую карьеру с публичной деятельностью и созданием интересного для зрителя массового контента, такой риск незримо присутствует – точно так же, если ты выйдешь из дому и тебе кирпич на голову упадет. Поэтому ответ: нет, не боюсь.

«Черкизон. Ад и рай новой России»

трейлер доксериала

Каким вам вообще видится этот человек, Тельман Исмаилов? Это история о чем? О неумении жить в тишине, о гордыне? О том, что опасно не делиться?

Думаю, это история об абсолютно уникальном человеке, которого создала абсолютно уникальная историческая эпоха. Он не хороший и не плохой, он такой, какой есть. Такой, каким он сам себя формировал, какое пространство вокруг себя создавал. Об этом, собственно, и говорит в фильме Иосиф Пригожин: времена поменялись, а Тельман остался тем же. В силу своего характера он не мог или не захотел. Это тоже, мне кажется, достойно уважения, потому что меняться под гнетом обстоятельств гораздо проще, чем оставаться собой и терпеть удары судьбы. Поэтому я к Тельману Мардановичу отношусь с огромным исследовательским интересом. Очень хотелось бы с ним при благоприятных обстоятельствах пообщаться вживую.

Что вас больше всего потрясло в фактуре этого фильма? Юбилей Исмаилова, на котором поет Дженнифер Лопес, произносят тосты Марк Захаров, Олег Янковский, мэр Лужков?

У меня самое любимое – это песня! Я заразил ею всех своих домашних. Сижу дома, смотрю черновые монтажи и комментарии к ним, сцена собрана, и говорю жене: «Смотри, в концовке мы сделаем вот так! Вот он танцует с деньгами в руках, встык – силовики, которые все громят, и все под песню “И чтоб звезда всегда светила, мы выпьем за тебя, Тельман Марданыч Исмаилов!”». Мы потом ее всей семьей напевали.

Про сказки

У вас в производстве находится документальный сериал «Русские народные. Вся правда о сказках». Вы в этом проекте вслед за «Волшебным участком» классифицируете нечисть?

В том числе. Мы все выросли на русских сказках, но у себя в голове их не систематизировали. Интересно исследовать традицию – то, что зовется на английском original lor. Почему русские сказки такие? А такие ли они, как мы о них думаем? У нас же осталось милое светлое воспоминание из детства, но на самом деле русские сказки – это страшная, такая тарантиновская или, я бы даже сказал, элай-ротовская история. Сказки такие, потому что времена были такие. Потому что сказка – ложь, да в ней намек, это вообще не для детей. Вернее, в том числе для детей, но в основном для взрослых. Потому что это одновременно и инструмент обучения.

И манипуляции?

И манипуляции! Особенно если мы говорим про женских персонажей. Это закрепление традиционного взаимодействия внутри общины, внутри коллектива.

Почему архетип героя русской сказки именно такой? Почему богатыри? Почему Емеля или Иван-дурак? А почему злодеи такие? Что такое загробный мир? Как в этом сплелись языческие традиции, которые потом были «раздавлены» христианством? Православие на Русь пришло «стремительным домкратом», естественно, это был слом традиций коренных. Мы про это и в «Истории русского секса» рассказываем.

Почему этот слом нашел отражение в сказках? Что это вообще значило для людей? Мы разложили все это с культурологической точки зрения, воспользовавшись трудами Проппа и Афанасьева. Эти две пассионарные личности проделали колоссальную работу, без них мы вообще ничего бы не поняли. Представляете, в какой-то момент времени два известных ученых собрались и сказали: «Поедем-ка по городам и весям, соберем сказки и классифицируем их».

«Русские народные. Вся правда о сказках»

Николай Наумов на съемочной площадке

Коля Наумов и Щука из сказок

Про Гагарина

У вас готовится еще один док – «Гагарин. После космоса». К разговору о сказках – в сознании современных людей он уже почти сказочный персонаж. А кто он для вас?

В моем сознании это, с одной стороны, человек, совершивший величайший подвиг, с другой – жертва величайшей трагедии. Он стал символом при жизни. Про это, собственно, и сам проект. Наша задача – рассказать о том, что ощущает человек, когда становится самым знаменитым и узнаваемым на Земле. Когда он совершает то, чего до этого никто никогда не совершал. Что он чувствует? Что ощущают его близкие? О чем думает, когда понимает, что больше никогда не полетит в космос? А он очень хочет прах Королева доставить на Луну. Советский Союз изначально понимал, что мы не долетим до Луны, ну не хватает нам денег! А Гагарин – человек идеалов, он ребенок войны, он во все это верил. И когда он сталкивается со всей этой номенклатурой, тем, что его тисками ограничивают: сегодня поедешь туда, завтра пойдешь туда, это тебе нельзя, ты же символ, ты же Юрий Гагарин! Это опять же история про эпоху и про то, как эпоха ломает человека.

Тайну гибели раскрываете: убийство, самоубийство?

Мы рассказываем об этом, конечно. Это точно не было самоубийством. Скорее всего, он попал в воздушный вихрь другого самолета, потому что их плохо развели, на аэродроме не работал в тот день радар. На самом деле, по основной версии, Юрий Гагарин погиб геройски. Он мог спастись, но тогда бы заклинило кабину его напарника. Он ждал, пока катапультируется напарник, чтобы катапультироваться следом, но напарник потерял сознание. Это происходило буквально за секунды, и они просто не успели. Когда самолет попадает в воздушный вихрь другого самолета, у него отказывает двигатель, машина просто камнем летит вниз.

Вам не кажется, что вообще судьба любого русского символа – от Пушкина, Высоцкого и до Гагарина – всегда трагическая, а финал всегда какой-то неестественный, кинематографичный?

Мы обсуждали общинность нашу и некую нашу трагичность, когда говорили о сказках, ее и иностранцы отмечают, поэтому не может такого быть, чтобы ключевые символы нашей страны не имели бы налета трагедии, причем трагедии, граничащей не то что с фарсом, а во многом со случаем.

«Гагарин. После космоса»

фрагмент презентации проекта

Презентация проекта «Гагарин. После космоса»

И это все о нем

Владимир, в череде всех этих знаменитых имен хочется узнать подробности и вашей жизни. В 23 года вы стали главным редактором Lenta.ru. Вы вундеркинд? Гений?

Думаю, что и в моей судьбе во многом правит случай. Но, с другой стороны, везет тем, кто везет. Я никогда не считал себя самым умным, или самым сообразительным, или самым обаятельным. У нас в семье не принято было себя возвеличивать.

Семья гуманитарная?

Абсолютно гуманитарная, у меня отец по образованию учитель русского и литературы, но круто изменивший свой карьерный трек. У нас в семье топливо, и в том числе и моя психотравма, которую я прорабатываю, – это история про постоянную недостаточность. Это в целом нормальные вещи для родителей эпохи 90-х, у которых есть незакрытый гештальт: «Наверное, я мог бы больше в 90-е, но я выбрал стабильность и семью. Но своего ребенка я должен вырастить в первую очередь как проект по достижению успеха. Наш ребенок должен все уметь и всем нравиться. Наш ребенок должен быть успешным в секциях, в кружках, в спорте, в учебе». Несмотря на то что у меня с родителями замечательные отношения, очень гармоничные, я могу вспомнить и эпизоды, когда мне говорили: в нашей семье тройка – это не оценка.

А мне говорили, что четверка не оценка.

И четверка не оценка. А как это нас формирует? С одной стороны, это стержень, а с другой – это все-таки очень суровое обтесывание личности.
Вместе с тем папа подкидывал мне умные книжки. Он стимулировал читать дополнительную информацию. Говорил, что не всегда следует верить написанному в учебниках. Что, когда тебя вызовут к доске, отвечай по учебнику, как все. Но твоя задача – на контрапункте работать все время. А чтобы работать на контрапункте, нужно повышать общую образованность и объем знаний. В нашей семье это было настолько естественно, что я никогда даже не задумывался: почему читаю книгу, когда все остальные гуляют? Потому что папа тоже читает книжки. Наверное, такие семейные традиции действительно сильно помогают. Это тренировка памяти, тренировка категоризирования и закладывания информации.

И стрессоустойчивости?

Тут не могу похвастаться.

Неужели к помощи психолога прибегали?

В терапии, проработанный.

Из-за родительского перфекционизма?

Я в целом человек, замороченный на здоровье. Поэтому вся эндокринология, гормональные штуки, как мы формируемся как личности, как биологический вид, мне интересны.

Ваши изречения – практически цитатник Стэтхема. А что увидел в вас 23-летнем Мамут, из-за чего взял на пост главного редактора Lenta.ru?

Думаю, об этом лучше спросить у Александра Леонидовича. Но у меня есть некоторые подозрения. Думаю, что он человек по своей сути хулиганский, во многом экспериментатор и новатор. Первый, кто создал в России урбанистическую культуру. Мамут с компанией стояли на территории фабрики «Красный Октябрь», разрушенной, жарили шашлыки, и он вдруг сказал: «О! А вот тут построить бы институт урбанистики, архитектуры и дизайна!» С моим назначением было то же самое. Ресурс стал каким-то скучным. «А что будет, если взять вот этого прикольного парня? Он умненький, бойкий, вроде как со стержнем. Не получится – сменим через три месяца. Я собственник, я назначаю, и я сменяю. Будет моя кадровая инвестиция в российский медиарынок. Да и бизнес поправлю». Забегая вперед, скажу: бизнес получилось поправить. Но интерес ко мне явно был антропологический.

Ваши многочисленные татуировки что-то означают?

Нет, я думаю, это попытка радикальной сепарации от родителей, потому что у детей, которые вырастают в тревожных семьях, под гиперопекой, гиперконтролем и давлением, возникает желание радикальной сепарации.

В какой-то момент я подумал: «Что родителей взбесит?» И в 16 лет сделал первую татуировку. Я подумал: «Если я у них спрошу, они, конечно, скажут, что нет. А если я их поставлю перед фактом, ну что произойдет? Выгонят меня из дома? Вряд ли. Пусть три дня будет суровый отцовский взгляд, мама будет всплескивать руками. Я это уже переживал и в этот раз переживу».

Я же потом еще в Китай уехал жить на год. Там, собственно, многие из этих работ появились. Но понятно, что я выпорхнул из родительского гнезда, погрузился во все прелести экспатской жизни еще в том Китае, не в Великом пятитысячелетнем Китае товарища Си Цзиньпина, а в Китае, где можно было пьяненьким на лужайке рядом с Министерством госбезопасности рвать газон посреди дня. Все с тобой только фоткаться подходили.

Владимир Тодоров

фото: пресс-служба Okko

Владимир Тодоров

Сдается мне, что вы не просто так продюсируете доки о пацанской культуре. Чувствуете себя ее частью?

Я рос во времена, когда пацанская культура начиналась в малом возрасте. Например, тебе семь лет, и ты живешь во дворе, где есть мальчик, который пожаловался на тебя родителям, или у него папа милиционер, с такими раньше не взаимодействовали.

В нашем районе пацанам нельзя было носить рубашки с погончиками: это маркировало их как «ментовских».

Я учился в относительно суровой школе в районе Ясенево, и у нас там тоже были такие истории. Когда посмотрел сериал «Слово пацана», заново пережил ощущение: ты идешь по коридору школы, а у нас редкая перемена обходилась без стычки, драки, и думаешь, что, не дай Бог, к тебе подойдет какой-нибудь старшак и начнет «древо диалогов», где тебя нужно заставить признаться, что ты не прав. Идешь и думаешь: хоть бы никто ко мне не подошел, не задал вопрос.

Как вы выживали?

Нормально. Дрались.

Да, с таким опытом вы просто обязаны были снять «Общак». Но вы ведь и в Lenta.ru прогремели криминальным расследованием – рассказали о механизме распространения наркотиков в сети.

Оно родилось из того, что был один популярный форум в даркнете, там сидели люди довольно радикальных взглядов, так называемые криптоанархисты и шифропанки, которые считали, что государство и корпорации забирают у нас слишком много данных, надо шифроваться и нужно всеми силами стараться выходить в андерграунд и уходить через забор. И кто-то на основе информации из интернета, кто-то из реального опыта писал подробные гайды.

Вы потом показывали возможность легкой покупки запрещенных веществ в интернете в Госдуме?

Я создал нулевой аккаунт, пришел в Госдуму и сказал: «Давайте посмотрим, какие запрещенные вещества продаются рядом». На депутатов это произвело впечатление. Никто же не верит, что это так легко. Особенно в 2019 году. Сейчас это стало таким же лейтмотивом городского пейзажа, как курьеры на электробайках. А тогда реакция была такая: «Этого не может быть! Это все вранье». Нужно было на примере показать, как это работает.

А как при таком бурном прошлом кино вошло в вашу жизнь?

Мне всегда оно было интересно. Со своих пятнадцати в течение трех лет я каждый вечер смотрел какой-то новый фильм. Это был системный подход, я двигался по фильмографии в английской «Википедии».

Проштудировал ее от начала и до конца. Родители ругались, но мне ничто не мешало скачивать фильмы на айпэд – такой классический, с колесиком, и смотреть тайно под одеялом. Кино – самая интересная штука, потому что все в любом случае начинается с истории, с героев. Я точно не жалею, что занимаюсь сейчас этим.

А что из фильмов вас сформировало?

Думаю, меня сформировали фильмы про Джеймса Бонда. Впервые я их увидел в три с половиной года. Это было не совсем правильное решение родителей – разрешать такое смотреть. После этого мы с девочками стали целоваться в старшей группе детского сада. Я называл их любовницами

Естественно, я все детство представлял себя Джеймсом Бондом, ходил с чемоданом от стирального порошка «Тайд» и дома одевался только в костюм.

Ну, теперь в моей голове все сошлось. Если представить, что у вас появилось много свободного времени, чем бы вы занялись?

Думаю, что-то бы новое изучил. У меня вот, например, на днях возник вопрос, на который я пока себе еще не ответил. Есть клещи. А для чего они существуют в пищевой цепочке? Если мы уберем клещей, что случится? И я отложил себе этот вопрос на потом. Но как только у меня время будет, я пойму, для чего нужны клещи в пищевой цепочке. И таких вопросов у меня гигантское количество.

Заглавное фото: Владимир Тодоров / пресс-служба Okko

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время