Виктор Гуреев: «Судоплатовы живут рядом с нами»

6 сентября в 16:55 на РЕН ТВ состоится премьера захватывающего дока о легендаром разведчике.

DОС.ru поговорил с одним из режиссеров фильма НМГ ДОК «Судоплатов. Хроники тайной войны глазами очевидца» о том, как шла работа над проектом, что осталось за кадром и будет ли продолжение.     

«Судоплатов. Хроники тайной войны глазами очевидца»

трейлер документального фильма

Виктор, когда впервые вы услышали о Судоплатове?

Давно. Я ведь в медиапространстве уже много лет, фильм о Павле Анатольевиче у нас первый, но эпизодически мы обращались к этому герою. Личность известная, но, так скажем, в узких кругах. Это значит, что он был хорошим разведчиком.

У разведчиков ведь и девиз об этом: «Без права на славу, во имя державы».

Судоплатов – глыба, а не человек. В фильме используются два видеоинтервью с Павлом Анатольевичем. Одно из архива КГБ 1977 года, а другое снято на Лубянке в 1993-м. Это было последнее интервью Павла Анатольевича, через три года он скончался. Тема проекта мне близка. Мой дед служил во фронтовой разведке с 18 лет. То поколение особенное. Для них слово «Родина» не пустой звук. Они за нее жизнь отдавали, не моргнув глазом.

Что, по вашему мнению, определило судьбу вашего героя?

Судоплатов родился на Украине, в Мелитополе, был сиротой, в 14 лет пошел в армию, прибился к отряду красных. Судя по биографии, у него не было ни отца, ни матери. Был старший брат, но его судьба неизвестна. Как правило, такие люди без «ниточек» в биографии и попадают в разведку. Тогда еще Служба внешней разведки не была отделена, это был один из отделов НКВД. Так что Павел Анатольевич, считайте, стоял у истоков. Главное – он был Патриотом с большой буквы. Если послушать его интервью, он с такой любовью отзывается о своей Родине, говорит все время «мы», а не «я»: «Мы стремились, мы боролись»… Он ассоциировал себя со всей страной. Такие люди готовы на все, даже на самопожертвование, во имя высоких целей.

Павел Анатольевич Судоплатов

фото: историк.рф

Павел Анатольевич Судоплатов

Фильм начинается с операции 1938 года по ликвидации националиста Коновальца в Роттердаме. Расскажите, как снималась сцена, в которой используются и документальная хроника, и игровые эпизоды с актерами.

Для непосвященных: это первое на самом деле большое и важное задание Судоплатова, после которого началась его карьера. Но далеко не последнее. На самом деле там на сериал наберется. Ликвидация Коновальца – сложнейшая операция, к которой Павел Анатольевич готовился не один год, нелегально работая и в Германии, и на Украине, внедряясь в ряды Коновальца. Судоплатов «присвоил» личность одного из соратников националиста и пришел к Коновальцу на встречу с подарком – коробкой конфет, в которую был внедрен взрывной механизм. Читаешь об этой истории, и кажется, что она написана для остросюжетного фильма.

Да, настолько кинематографично все выглядит, что кажется, будто в жизни такого и не происходило.

А было именно так. Существовал специальный технический отдел, занимающийся подготовкой к операции. В фильме говорится, что инженеры предложили Судоплатову вариант взрывного механизма с кнопкой. Он отказался, потому что оставался высокий риск: можно было разволноваться, не вовремя нажать кнопку и в итоге самому подорваться. Поэтому соорудили специальный механизм, который приводился в действие после того, как коробка переходила в горизонтальное положение. До этого Судоплатов нес ее вертикально в портфеле. Когда вручал, перевернул ее, начался обратный отсчет, сработала пружина, но до взрыва наш разведчик успел выйти из здания.

Заметно, что вы тщательно подбирали детали для этого проекта. Где брали эту ретрокоробку из-под конфет?

Изначально в нашем в реквизите была картонная коробка. Но, просматривая исторические материалы, увидели, что упоминалась коробка жестяная, а вот конфеты шоколадные. Киевские. Именно их любил Коновалец. И сделали все достоверно.

Идею с конфетами действительно Судоплатову подсказал Сталин или это выдумка?

Судоплатов сам говорит в интервью, что Сталин предложил угостить Коновальца конфетами, которые тому нравились. Поэтому давайте считать, что все было действительно так.

Где снимали этот эпизод, уносящий в ресторан голландской гостиницы «Атланта»?

Мы использовали павильоны и ИИ-технологию. Проводили комбинированные съемки с применением экранов с генерацией локации по заднему фону. И, разумеется, выстраивали декорации по переднему плану: стол, стулья той эпохи… У нас прекрасные декораторы, они всегда находят отличный реквизит.

Бэкстейдж со съемок фильма «Судоплатов. Хроники тайной войны глазами очевидца»

видео: личный архив Виктора Гуреева

Вы ведь наверняка были ограничены хронометражем. Многое из биографии Судоплатова осталось за кадром?

Да, несколько сцен не вошли именно по причине ограниченного хронометража. Был эпизод на кладбище, на могиле Петлюры, где Судоплатов встречался с Коновальцем. Там тоже все достоверно воссоздано, декораторы классно отработали, но, к сожалению, сцену пришлось вырезать. Возможно, мы ее вернем, когда будем делать режиссерскую версию этого фильма. Был еще расширенный эпизод про Бандеру, где рассказывалось о нем как об исторической личности. И встречу Коновальца с Гитлером мы отсняли, они были лично знакомы, но в фильм вошел лишь небольшой фрагмент.

Зато эпизод убийства Троцкого в проекте сделан подробно и зрелищно.

Тут уже Судоплатов скорее был вербовщиком, организатором операции. А основной персонаж в этом деле Наум Эйтингон – напарник и коллега, с которым Павел Анатольевич вместе работал. Эйтингон тоже весьма яркая личность – испаноязычный советский разведчик-нелегал.

Не хотели бы сделать о нем отдельный фильм?

У нас в планах есть задумка снять документальный сериал о разведчиках, материалов много, одним из героев может стать и Эйтингон. В те годы в отделе разведки работала молодая интересная команда, о многих операциях которой мы еще не знаем. Если снимать такой проект, надо все делать достоверно. И тут предстоит огромная работа и с архивами, и со Службой внешней разведки.

Кстати, актер, исполняющий роль Троцкого, весьма похож на прототипа. Долго искали?

Да, это почетный Троцкий нашей команды. Мы не в первый раз снимаем этого артиста (Игорь Тихомиров). Он у нас играл и в других проектах, причем тоже Троцкого. Разумеется, еще работа гримеров и костюмеров дополнила образ. А вот на Сталина пробовали разных актеров, но поняли: как ни гримируй, они все равно не станут копией вождя. В итоге взяли на роль одного из двойников Сталина (Анатолий Токарь).

Анатолий Токарь и Иосиф Сталин

фото: личный архив актера, Википедия

Двойник Сталина Анатолий Токарь

В сцене убийства Троцкого Рамон Меркадер наносит удар ледорубом. Вы поняли, почему было избрано столь экзотическое орудие убийства?

Для меня самого стало большой загадкой, почему именно ледорубом, а не ножом или, скажем, кочергой. Мы нашли небольшой альпинистский ледоруб на «Мосфильме», причем того времени, его и старить не пришлось. Один из спикеров нашего проекта, журналист и писатель Николай Долгополов, много рассказывающий об истории разведки, упоминая Меркадера, как раз говорит в фильме, что он был фронтовым разведчиком в испанскую войну и «снимал» часовых неприятеля либо ножом, либо ледорубом. Ледорубом, наверное, считал, надежнее. Меркадер тоже персонаж, достойный отдельного кино. Около двадцати лет отсидел в мексиканской тюрьме. Потом вернулся в Советский Союз, получил звание Героя СССР и был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

В фильме Судоплатов с сожалением говорит, что наши спецслужбы могли организовать побег Меркадера из тюрьмы, но не стали этого делать, чтобы не привлекать внимания.

Да, Меркадер просидел за убийство Троцкого все эти годы за решеткой, из него выбивали показания, но он никого не сдал.

Мы говорили, что реальные истории разведчиков весьма кинематографичны. На Западе из судьбы Судоплатова сделали бы франшизу по типу приключений Джеймса Бонда. Почему у нас не снимают такое кино?

Мне кажется, потому, что Судоплатов долгое время был слишком закрытой персоной. Его биография много лет лежала на полке и ждала своего часа. Но сегодня таких людей наконец-то начинают вспоминать. Думаю, еще снимут и сериал, и полный метр.

А кто из наших актеров мог бы сыграть Судоплатова?

Сергей Марин. Он, кстати, исполнял главную роль в сериале «Начальник разведки», играл Павла Фитина и выглядел убедительно.

Виктор, в фильме в игровые эпизоды вмонтированы и кадры хроники, которые смотрятся довольно свежо. Как добились такого изображения?

Все отреставрировано с помощью искусственного интеллекта и нескольких приемов восстановления качества и оцветнения старых кадров. В картине примерно 30–35 процентов хроники по сравнению с другими сценами. Причем есть эксклюзивные кадры похорон Коновальца. Мы их нашли среди рассекреченных материалов Бундесархива Германии.

Спикеров для проекта как выбирали?

Старались, чтобы были самые профессиональные и компетентные, имеющие отношение к истории разведки. Все спикеры – люди весьма занятые, поэтому с ними надо было работать быстро, подстраиваясь под их график. А поскольку снимали в свободные окошки спикеров, то некоторые были одеты, скажем, не должным образом для фильма: кто-то в костюме, а кто-то и в футболке. В итоге нескольких спикеров мы умудрились «переодеть», применив новую технологию. Так мы еще не делали ни в одном фильме. Заодно протестировали новые технологии.

При помощи современных технологий можно переодеть спикера на видео

фото: личный архив Виктора Гуреева

Переодеть человека на видео при помощи ИИ

Не скрою, впечатлившись фильмом, стал дальше читать о судьбе Судоплатова и Эйтингона. Поразила их судьба. Вроде бы «силовая структура», а на деле подвергшаяся самым жестким и массовым репрессиям. В фильме об этом не упоминается, но с приходом Хрущева Судоплатова посадили на 15 лет.

И оправдали лишь с распадом Советского Союза. Судоплатов служил в эпоху Сталина, был человеком Берии, поэтому все логично. Когда приходит новая метла, то убирает чужих. Практически все ведомство разведки разогнали, поменяв штат. Эти люди много знали, у них мог быть компромат на всех, в том числе и на Хрущева, и на Маленкова, вот от них и избавлялись. Все это печально. И в то же время ты понимаешь, насколько Судоплатов и такие, как он, были сильны духом: отсидеть 15 лет и выйти на свободу несломленным человеком! Правда, думаю, в местах заключения прекрасно знали, кем он был, что сделал для страны, поэтому, хочется верить, к нему не так жестко относились.

Не хотите ли вы обо всем этом рассказать в продолжении фильма?

Вполне возможно. И об этом, и о других операциях, и об историях, связанных с Судоплатовым и не только. Там точно найдется материала на документальный сериал.

Скажите, а люди масштаба Судоплатова могут сегодня появиться на свет?

Думаю, что они есть и живут рядом с нами. Просто мы о них не знаем, потому что они действительно хорошие разведчики. Все циклично, все повторяется. Возможно, сегодня мимо нас проходил «Судоплатов», но мы никогда не узнаем, что он – разведчик.

Памятник Павлу Судоплатову под Смоленском

фото: историк.рф

Открытие памятника Павлу Судоплатову

Какой посыл вы хотели бы донести до зрителя?

Этот фильм для многих даже из команды стал своего рода прозрением. Такой холодный душ. Нас как в школе учили? Мы победили не одни. У нас были союзники. А тут мы вдруг узнали цену этим союзникам. А потом осмотрелись и стали понимать, что продолжаем узнавать. Достаточно посмотреть новости. При этом стоит только в новостях появиться обнадеживающему материалу, как мы начинаем как-то по-детски верить: снова будет мир, дружба, жвачка. Но, отсмотрев 10 часов интервью Судоплатова, мы внутри команды четко осознали: нам придется быть сильными и всегда готовыми держать удар. «Мы» – это россияне. Нам пора жить без иллюзий. И чтобы не повторять ошибок в будущем, раз и навсегда усвоить довольно неприятный урок. Я намеренно не буду говорить, какой. Пусть каждый зритель сделает свой вывод.

Заглавное фото: личный архив Виктора Гуреева

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время