Евгений Жаринов
фото: Прямая речь

Евгений Жаринов
Доктор филологических наук, писатель, литературовед, публицист, переводчик:
Дружба с вами для меня стала в какой-то мере спасением от уныния и разочарования. Вы просто созданы для дружбы. И это не только ощущение вашей постоянной поддержки и внимания, это еще и, как сказал Лев Семенович Выготский (советский психолог. – Прим. ред.), «опора на зону ближайшего развития». Дружить с вами, большим художником, означает лишь одно – постоянно находиться в состоянии внутреннего, душевного роста. Это означает, что каждый раз надо менять ракурс съемки, учиться смотреть на жизнь и людей сразу с разных точек зрения, как будто участвуешь в создании какой-то грандиозной киноэпопеи.
Да, вы обладаете этим самым «эпическим дыханием», вы умеете буквально взлететь над суетой. И это необычайно важно в наш век тотальной пошлости. Обо всем этом говорит ваш грандиозный проект, который вы снимаете уже более 30 лет, «Рожденные в СССР». Что стало с детьми эпохи развала великой державы? Кто-нибудь из современных отечественных режиссеров осмелился на подобный замысел? Вопрос риторический.
А три фильма про российские тюрьмы? Тюрьма – это место, где скапливаются отбросы общества. На первый взгляд тема может показаться низкой, недостаточной внимания большого художника. Но это только на первый взгляд. Я вспоминаю роман Виктора Гюго «Отверженные», в котором Жан Вальжан, этот гигант, бросивший вызов самой судьбе, несет по городской канализации раненого Мариуса. Там, в этой парижской клоаке, на дне лежит всяческий мусор. И тут Гюго буквально взрывается и начинает рассуждать о жизни целого общества по его отбросам. Прекрасное место в известном романе-эпопее, которую сам Лев Толстой назвал лучшим романом XIX века.
Юлия Бобкова
фото: социальные сети

Юлия Бобкова
Кинорежиссер, педагог, выпускница ВГИКа 2018 года (мастерская Сергея Мирошниченко), лауреат Московского международного кинофестиваля (2023), обладатель премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» (2017), призер российских и зарубежных кинофестивалей:
Он всегда говорил, что если у тебя чуткое сердце и ты можешь по-настоящему полюбить героев своих фильмов и их истории, то это будет заметно зрителям. Эти фильмы будут пересматривать, к ним будут возвращаться и через пять, и через десять, и через двадцать лет. Любить живого человека с его успехами, недостатками, болью, одиночеством, сомнениями – вот, пожалуй, чему он меня научил. Еще он учит бесстрашию. Его слова «Ничего не бойтесь» по-настоящему поддерживают в трудные моменты.
Еще мастер всегда высоко поднимает планку для своих учеников. Я имею в виду качество работ, он учит равняться на лучших режиссеров мирового уровня. Это позволяет теперь легко выходить за рамки. Во время обучения во ВГИКе нам показывали лучшие документальные фильмы со всего мира. Актуальные разноплановые современные работы, которые номинировались на «Оскар», выигрывали Sundance, в Берлине, на IDFA, в Кракове и на других заглавных мировых фестивалях.
Григорий Либергал
фото: агентство городских новостей «Москва»

Григорий Либергал
Член правления Гильдии неигрового кино и телевидения, куратор программ «Свободная мысль» и конкурса документального кино Московского международного кинофестиваля:
Дмитрий Семибратов
фото: социальные сети

Дмитрий Семибратов
Кинорежиссер, руководитель студии «Хронос», выпускник ВГИКа 2013 года (мастерская Сергея Мирошниченко):
Слово «наставник» легковесно по сравнению с тем, что дал мне Сергей Валентинович. Слово «мастер» точнее, значимее. Цельная, выработанная совместно с другими нашими мастерами ВГИКа – Светланой Музыченко, Владимиром Фенченко – методика позволила Сергею Валентиновичу воспитать много талантливых документалистов. Я к ним не отношусь, считаю себя простым трудягой.
Главными достоинствами Сергея Валентиновича считаю его готовность и умение преподавать в течение уже очень серьезного времени. Могу судить по себе, я преподавал в Краснодарском государственном институте культуры. Студенты высасывают энергию, и восполнить ее, возвращаясь в студию для работы над проектами, очень сложно. В какой-то момент понял, что надо прекратить преподавать. А Сергей Валентинович каждый год говорит, что переутомился и заканчивает со студентами. Но потом снова встает и идет делать то, что у него получается так же хорошо, как и создание документальных картин. И это не может не восхищать!
Заглавное фото: личный архив Сергея Мирошниченко