Сергею Мирошниченко – 70 лет: поздравления от коллег и учеников

В день юбилея классика документального кино выслушиваем пожелания от его ближнего круга.

Наверняка будут и поздравления официальных лиц. Сергей Валентинович – фигура в нашем кино значимая. А некоторые знакомые режиссеру люди решили поздравить его через наше издание. С удовольствием публикуем их наблюдения, воспоминания и благодарности на DOC.ru. Да здравствует мастер!

Евгений Жаринов

фото: Прямая речь

Евгений Жаринов в кресле

Евгений Жаринов

Доктор филологических наук, писатель, литературовед, публицист, переводчик:

Дорогой Сергей Валентинович, с юбилеем!

Дружба с вами для меня стала в какой-то мере спасением от уныния и разочарования. Вы просто созданы для дружбы. И это не только ощущение вашей постоянной поддержки и внимания, это еще и, как сказал Лев Семенович Выготский (советский психолог. – Прим. ред.), «опора на зону ближайшего развития». Дружить с вами, большим художником, означает лишь одно – постоянно находиться в состоянии внутреннего, душевного роста. Это означает, что каждый раз надо менять ракурс съемки, учиться смотреть на жизнь и людей сразу с разных точек зрения, как будто участвуешь в создании какой-то грандиозной киноэпопеи.

Да, вы обладаете этим самым «эпическим дыханием», вы умеете буквально взлететь над суетой. И это необычайно важно в наш век тотальной пошлости. Обо всем этом говорит ваш грандиозный проект, который вы снимаете уже более 30 лет, «Рожденные в СССР». Что стало с детьми эпохи развала великой державы? Кто-нибудь из современных отечественных режиссеров осмелился на подобный замысел? Вопрос риторический.

А три фильма про российские тюрьмы? Тюрьма – это место, где скапливаются отбросы общества. На первый взгляд тема может показаться низкой, недостаточной внимания большого художника. Но это только на первый взгляд. Я вспоминаю роман Виктора Гюго «Отверженные», в котором Жан Вальжан, этот гигант, бросивший вызов самой судьбе, несет по городской канализации раненого Мариуса. Там, в этой парижской клоаке, на дне лежит всяческий мусор. И тут Гюго буквально взрывается и начинает рассуждать о жизни целого общества по его отбросам. Прекрасное место в известном романе-эпопее, которую сам Лев Толстой назвал лучшим романом XIX века.

Вы, дорогой Сергей Валентинович, в своих фильмах про тюрьмы (хотя в титрах вы присутствуете только как продюсер, но не увидеть руку Мастера невозможно) делаете нечто близкое. Я восхищаюсь вашей силой, восхищаюсь тем, как вы готовы бросать вызов неласковой судьбе. Есть в вас что-то от моего любимого Жана Вальжана. Так продолжайте и дальше бросать вызов судьбе! На ваших сильных плечах лежит очень важная миссия, смысл которой вам самому еще не очень понятен. Надо двигаться дальше, и тогда смысл обязательно откроется. И пусть вас никогда не покидает надежда!

Юлия Бобкова

фото: социальные сети

Режиссер Юлия Бобкова

Юлия Бобкова

Кинорежиссер, педагог, выпускница ВГИКа 2018 года (мастерская Сергея Мирошниченко), лауреат Московского международного кинофестиваля (2023), обладатель премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» (2017), призер российских и зарубежных кинофестивалей:

Сергей Валентинович – Художник с большой буквы. Он создает настоящую летопись жизни нашей страны, рассказывая о судьбах людей, живущих рядом с нами.

Он всегда говорил, что если у тебя чуткое сердце и ты можешь по-настоящему полюбить героев своих фильмов и их истории, то это будет заметно зрителям. Эти фильмы будут пересматривать, к ним будут возвращаться и через пять, и через десять, и через двадцать лет. Любить живого человека с его успехами, недостатками, болью, одиночеством, сомнениями – вот, пожалуй, чему он меня научил. Еще он учит бесстрашию. Его слова «Ничего не бойтесь» по-настоящему поддерживают в трудные моменты.

Он, как никто другой, умеет искренне радоваться успехам своих учеников, умеет поддержать их, когда сложно. Он в каждой идее всегда может рассмотреть и подчеркнуть, чем она важна. И если в проекте есть глубина смысла и реальный потенциал, он будет биться за этот проект как продюсер, заставляя тебя не сдаваться и идти до конца. Это укрепляет веру автора в себя. А без веры сильное кино не снять.

Еще мастер всегда высоко поднимает планку для своих учеников. Я имею в виду качество работ, он учит равняться на лучших режиссеров мирового уровня. Это позволяет теперь легко выходить за рамки. Во время обучения во ВГИКе нам показывали лучшие документальные фильмы со всего мира. Актуальные разноплановые современные работы, которые номинировались на «Оскар», выигрывали Sundance, в Берлине, на IDFA, в Кракове и на других заглавных мировых фестивалях.

Сергея Валентиновича знают далеко за пределами России не только как документалиста, но и как куратора документальной программы ММКФ «Свободная мысль». Программы, любимой зрителями и очень яркой. Пользуясь своими контактами, он часто делал для нас, студентов, невозможное. В 2013–2014 годах мог привести к нам на студенческий показ или экзамен Годфри Реджио – абсолютную легенду неигрового кино. К нам приходили с мастер-классами Иштван Сабо, Артавазд Пелешьян, Сергей Дворцевой и многие другие мастера кино. Мне кажется, что ни в одной киношколе в нашей стране такого реально не было.
Такие ориентиры просто не дают схалтурить или работать спустя рукава. Навык уметь смотреть и слушать, полученный в годы учебы, дорогого стоит. Поэтому скажу однозначно, что Сергей Валентинович не только Художник, но и Мастер с большой буквы. А еще он, несмотря на внешнюю строгость, человек с отменным чувством юмора, его интеллектуальные шутки действительно запоминаются и учат тому, что наши фильмы не всегда должны быть слишком серьезными.

Григорий Либергал

фото: агентство городских новостей «Москва»

Григорий Либергал

Григорий Либергал

Член правления Гильдии неигрового кино и телевидения, куратор программ «Свободная мысль» и конкурса документального кино Московского международного кинофестиваля:

Одно только пожелание – чтобы сил хватило продолжать дальше с такой же эффективностью и такой же душевностью.

Дмитрий Семибратов​

фото: социальные сети

Дмитрий Семибратов

Дмитрий Семибратов

Кинорежиссер, руководитель студии «Хронос», выпускник ВГИКа 2013 года (мастерская Сергея Мирошниченко):

Слово «наставник» легковесно по сравнению с тем, что дал мне Сергей Валентинович. Слово «мастер» точнее, значимее. Цельная, выработанная совместно с другими нашими мастерами ВГИКа – Светланой Музыченко, Владимиром Фенченко – методика позволила Сергею Валентиновичу воспитать много талантливых документалистов. Я к ним не отношусь, считаю себя простым трудягой.

Передача ученикам колоссального опыта работы с героями дала возможность сделать нам свои первые интересные картины еще в стенах вуза. Позже мы, работая в его манере и привнося свое видение, отличное от его собственного, занимались, по сути, масштабированием опыта мастера.
После вуза я какое-то время еще проработал с Сергеем Валентиновичем, что еще больше позволило окрепнуть в профессии. Монтируя фильмы «Кольца мира», «Дух в движении», «Рожденные в СССР», работая над совместными проектами «Философия мягкого пути», «Империя балета», перенял не только его подход к материалу, но и, как мне кажется, манеры и привычки мастера. Много задумчиво говорю, ярко звуками озвучиваю сцены во время обсуждения монтажа (взлет самолета, работу механизмов завода и т. д.), использую его жесты, что-то объясняя, сильно тру глаза от усталости. Его ли это фишка или всех уставших документалистов, до конца не понял. Но оно ко мне пришло, и я принял это как данность. Передача ученикам колоссального опыта работы с героями дала возможность сделать нам свои первые интересные картины еще в стенах вуза. Позже мы, работая в его манере и привнося свое видение, отличное от его собственного, занимались, по сути, масштабированием опыта мастера.

Главными достоинствами Сергея Валентиновича считаю его готовность и умение преподавать в течение уже очень серьезного времени. Могу судить по себе, я преподавал в Краснодарском государственном институте культуры. Студенты высасывают энергию, и восполнить ее, возвращаясь в студию для работы над проектами, очень сложно. В какой-то момент понял, что надо прекратить преподавать. А Сергей Валентинович каждый год говорит, что переутомился и заканчивает со студентами. Но потом снова встает и идет делать то, что у него получается так же хорошо, как и создание документальных картин. И это не может не восхищать!

Заглавное фото: личный архив Сергея Мирошниченко

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время