Андрей Золотарев
фото: Максим Кашин/Wink

«В этот проект не пробиться, там снимают только своих!», «Она получила роль по знакомству!», «Я провалил два кастинга, я бездарен», – большинство молодых актеров говорят или думают именно так. Однако кастинг-директора, продюсеры и режиссеры утверждают обратное: путь в кино по-прежнему лежит через кастинги и пробы. Вопрос лишь в том, как их пройти.
Как раз с этим мы и попробовали разобраться. Мы опросили режиссеров, актеров и кастинг-директоров и составили небольшой свод правил, который сможет помочь начинающим артистам.
Главный соперник – ты сам
Кастинг – это всегда встряска для психики, просто кто-то нервничает больше, а кто-то меньше. К этому придется привыкнуть. Более того, по словам актера Антона Ескина, это еще и тест на стрессоустойчивость.
Кастинг – часть нашей профессиональной жизни. Хочешь того или нет, но ты обязан собраться и отработать на все сто, зная, что за дверью сидит еще десяток человек и каждый из них может оказаться лучше тебя. Кстати, сидя в этой очереди, ты должен не перегореть, и это тоже серьезное испытание, – делится актер Антон Ескин.
Антон Ескин
кадр из фильма «Полярный»

Но что делать, если вы реально волнуетесь и собраться не получается? Есть несколько правил.
1. Поймите главное: кастинг – это просто работа. Это не конкурс красоты и не битва с драконом, от исхода которой зависит судьба человечества. Единственное, что от вас требуется, – сыграть небольшую роль. Все. В институте или училище вы сыграли сотни этюдов. Так сыграйте еще один. Это несложно.
2. Не надо относиться к каждому кастингу как к последнему. Будут другие. А тот, на который вы пришли сейчас, – это просто одна из ступеней вашего опыта.
3. Превратите «нервяк» из врага в друга. Пусть адреналин, который вы испытываете, добавит эмоциональности вашей роли.
4. Даже если на кастинге у вас совсем ничего не выйдет, не нужно посыпать голову пеплом. Если актер подходит на роль по типажу и режиссер в него верит, его утвердят даже по совершенно безнадежным пробам. Это подтверждают очень многие кастинг-директора.
Пробы – это мини-спектакль. Вы должны быть готовы
Волнение не единственный камень преткновения, с которым сталкивается на пробах актер. Вот небольшой список проблем, о которых говорят режиссеры и кастинг-директора.
1. Самое очевидное требование кастинга, как ни странно, нарушается чаще всего. Актер, пришедший на пробы, должен ЗНАТЬ ТЕКСТ. И знать его не приблизительно, а очень точно. Знание текста – это в том числе и тест на профпригодность. Если вы не сумели выучить одну сцену, где гарантия, что вы не будете забывать реплики на протяжении всего съемочного периода?
Только сев в режиссерское кресло, я впервые понял суть кастинга. До этого я мог позволить себе прийти на пробы, просто пробежав текст глазами. Сейчас я знаю, что это недопустимо: нужно знать реплики во всех нюансах: сценаристы не зря выбрали именно эти формулировки, а не какие-то другие. В тексте все выверено до миллиметра, – говорит Алексей Чадов.
Алексей Чадов
кадр из фильма «Московский роман»

2. Нужно соответствовать тому персонажу, на которого вы претендуете. Если вас позвали на Татьяну Ларину, глупо приходить на кастинг с синими волосами и серьгой в носу. Ваши прическа, макияж и образ должны быть максимально близкими вашей героине. Да, история знает исключения: известно, что Лариса Гузеева пришла на пробы «Жестокого романса» в рваных джинсах, сандалиях, с прической с вплетенными в волосы монетками и с ногтями устрашающей длины и цвета. И была принята на роль! Но лучше все же не рисковать.
3. Если вам прислали сценарий целиком, это сделано для того, чтобы вы его прочли. Если не успели этого сделать, это тревожный звоночек для кастинг-директора и режиссера: возможно, вы не успеете это сделать и до начала съемок.
4. Вам нужно узнать про своего персонажа как можно больше. Но если у вас появится своя трактовка, не старайтесь ее выпячивать: сначала выслушайте режиссера, выполните все его требования и только потом предложите свой вариант. «Когда ты оказался на кастинге, – говорит Чадов, – ты должен в первую очередь довериться режиссеру. Твои придумки – это прекрасно, но ты должен на уровне энергетики слушать того, кто знает этот сценарий в несколько раз лучше тебя!»
Эпизоды – это тоже серьезно
От актеров-студентов, которые только входят в мир кино, часто можно слышать примерно следующее: «Меня позвали на эпизод в потоковом сериале, вот думаю, идти или нет. Роль-то не главная…» В итоге на кастинг они, безусловно, приходят (особенно если их в это же время не позвал к себе Стивен Спилберг, а он, как правило, их не зовет). Но делают все спустя рукава: текст не учат, надеясь на импровизацию, о внешности и характере своего персонажа не думают. И это огромная ошибка.
1. Любые пробы, как и любые съемки, – это прежде всего опыт. Чем он у вас больше, тем вы сильнее.
2. Не бойтесь испортить свою фильмографию участием в непопулярных проектах: отсутствие ролей портит ее еще больше.
3. Кастинг – возможность завязать знакомства. Да, сейчас вас позвали не на проект мечты. Но наша киноиндустрия стремительно растет, и, возможно, через несколько лет тот же кастинг-директор будет работать на многомиллионном блокбастере. И о вашем существовании он уже будет знать.
4. Не приучайтесь халтурить. Яркий эпизод даже в проходном сериале может стать козырной картой вашего портфолио: не забудьте включить его в ваш шоурил.
Не стесняйтесь самопроб
Еще несколько лет назад просьба кастинг-директора записать самопробу воспринималась актерами, мягко скажем, без большого энтузиазма. Сейчас с этой практикой многие смирились. В связи с этим кейс Марка Эйдельштейна, проявившего чрезвычайную изобретательность на самопробах к «Аноре», весьма поучителен и, возможно, когда-нибудь войдет в киноучебники. Готовясь к прослушиванию, Марк уже знал, что его герой – сын русского олигарха. Он придумал записываться в испачканных брендовых вещах. Однако, поразмыслив недолго, актер пришел к выводу, что не может себе позволить испортить столь дорогие вещи, и… записал ролик голым.
Марк Эйдельштейн и Майки Мэдисон
кадр из фильма «Анора»

Поступок Марка поразил нас – не только его смелость, но и то, что он был по-настоящему забавным и приземленным. Мы не могли рассматривать никого другого на эту роль», – делился потом режиссер Шон Бэйкер в интервью Vulture.
Самопробы часто применяются на этапе предварительного отбора (до вызова на очный кастинг) или даже при окончательном утверждении (в небольших проектах или на небольшие роли). Но здесь есть свои правила игры.
1. Художественных совершенств от видеопроб никто не ждет. Но это не значит, что их нужно снимать «на отвали». Сделайте несколько дублей, выложитесь на максимум. Смонтируйте самые удачные куски.
2. Главное требование к самопробам: актера должно быть видно и слышно. Но в реальности этого мало! Проба должна представлять вас максимально выгодно. Поэтому вы должны хорошо знать свое лицо: при каком ракурсе, при каком свете и с какого расстояния вы смотритесь лучше всего? Не надейтесь, что получите ответ сразу: это нужно тестировать заранее и тесты время от времени придется повторять.
3. Не откладывайте запись на потом. Соблюдение дедлайнов – показатель вашего профессионализма.
4. Не бойтесь попросить коллег вам подыграть или хотя бы попросите родственников/знакомых почитать с листа реплики. Как правило, у таких проб больше шансов.
Не бойтесь себя предлагать
Отсутствие инициативы – гарантия безвестности. Например, актер Константин Плотников – чрезвычайно скромный человек, но, узнав о кастинге в сериал «Король и Шут», сам написал режиссеру Рустаму Мосафиру о своем сходстве с музыкантом Михаилом Горшеневым. В результате был приглашен на пробы. Это не значит, что вы должны узнавать адреса продюсеров/режиссеров и устраивать митинги под их окнами, требуя дать вам главную роль. Но если уверены в силах, можете попросить своего агента постучаться в интересный для вас проект или самому выслать портфолио/самопробу кастинг-директору. Но в этом случае есть тоже несколько правил.
1. Вы должны хорошо знать себя как актера. По словам Анны Котовой-Дерябиной, такое знание – одна из ваших сильных сторон.
Надо точно понимать, на какие роли ты можешь претендовать. И это не только вопрос статуса (глупо требовать главных ролей, если ты еще ничего не сыграл). Важно понять, какие персонажи твои, а какие нет. Что тебе ближе – авторское кино или семейное. Совпадают ли твои хотелки с внешними данными. И чем быстрее ты с этим разберешься, тем лучше, – комментирует Анна Котова-Дерябина.
Анна Котова-Дерябина
кадр из сериала «ВИА "Васильки"»

2. Если вас позвали на кастинг (пусть даже на эпизод), а вам очень нравится другая роль, не стесняйтесь сказать об этом кастинг-директору. Подготовьтесь заранее и скажите, что готовы пробоваться и на ту позицию тоже. Случаев, что такой ход срабатывает, довольно много. К примеру, Игорь Хрипунов, который был приглашен на небольшой эпизод в комедию Данила Иванова «Операция “Холодно”», настоял на том, чтобы его рассмотрели на главную роль. Итог – его утвердили. Рузиль Минекаев рассматривался в сериале «Слово пацана» сначала на роль Вовы Адидаса, ему предпочли Ивана Янковского, однако Рузиль не обиделся и пробовался дальше – сначала на роль Андрея Пальто (на нее впоследствии утвердили Леона Кемстача) и, наконец, на роль Марата. Теперь мы не можем себе представить никого, кроме Рузиля, в этом образе.
Рузиль Минекаев и Леон Кемстач
кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

3. Постоянно ищите информацию о новых проектах и кастингах и не стесняйтесь высылать заявки. Правда, Игорь Волошин, режиссер фильма «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», считает, что этот механизм в нашей киноиндустрии не разработан. «Систему кастингов надо менять целиком. Нужны сайты, которые могли бы работать с актерами напрямую. Они платили бы какую-то мелочь, к примеру тысячу рублей в год, и получали бы доступ ко всем кастингам, которые выкладывались бы. В итоге актеры могли бы сами подаваться на все проекты, которые снимаются сейчас в киноиндустрии, и у кастинг-директоров был бы огромный выбор. Не понимаю, почему этого до сих пор никто не сделал».
И запомните: ничего невозможного нет. Как говорит Маргарита Ленская, есть только два типа актеров, которые она никогда не посоветует режиссеру: «Это пьющие и те, кто презрительно относится к съемочной группе. Эти товарищи сразу попадают в мой черный список. Со всеми остальными я готова работать».
Маргарита Ленская, глава Гильдии кастинг-директоров
фото: guildcast.ru

список номинантов премии Гильдии кастинг-директоров 2025 года:
Лучший дебют
Эвелина Мазурина («Ангелы района»)
Арина Рожкова («Последний богатырь. Наследие»)
Полина Цыганова («110»)
Михаил Иванов («Лапин»)
София Лопунова («Многогранники»)
Сергей Кузнецов («Втроем»)
Лучшая мужская роль
Милош Бикович («Дайте шоу»)
Алексей Розин («Дино»)
Виктор Добронравов («Инспектор Гаврилов»)
Артем Быстров («Лихие»)
Александр Яценко («Я знаю, кто тебя убил»)
Дмитрий Лысенков («Последний богатырь. Наследие»)
Лучшая женская роль
Анастасия Талызина («Воздух»)
Ангелина Стречина («Любовь Советского Союза»)
Ольга Лерман («Плевако»)
Елизавета Базыкина («Комбинация»)
Карина Разумовская («Трасса»)
Оксана Акиньшина («Неверные»)
Лучшая мужская роль второго плана
Егор Корешков («Первый номер»)
Николай Шрайбер («Плевако»)
Павел Ворожцов («Дайте шоу»)
Игорь Царегородцев («Комбинация»)
Антон Кузнецов («Операция "Холодно"»)
Всеволод Володин («Дино»)
Лучшая женская роль второго плана
Аглая Тарасова («Воздух»)
Мария Смольникова («Плевако»)
Василиса Немцова («Трасса»)
Елена Ворончихина («Трасса»)
Анна Завтур («Лихие»)
Мадлен Джабраилова («ГДР»)
Открытие года
Ида Галич («Первый номер»)
Диана Арбенина («Обоюдное согласие», 2-й сезон)
Олег Гаркуша («Длительные свидания»)
Лучший актерский ансамбль художественного фильма
Яна Кушаковская, Анна Сагалович («Воздух»)
Анна Кеворкова («Любовь Советского Союза»)
Ирина Лаврентьева («Сто лет тому вперед»)
Мария Бомбина («Свет»)
Клавдия Хмельницкая («110»)
Ольга Дубовицкая («Ненормальный»)
Лучший актерский ансамбль многосерийного художественного фильма
Наталья Титова («Плевако»)
Татевик Залинян («Золотое дно»)
Евгений Феоктистов («Дино»)
Мария Галактионова («Инспектор Гаврилов»)
Ирина Кожухарь, Ирина Малышева («Дайте шоу»)
Татевик Залинян («Трасса»)
Заглавное фото: guildcast.ru