Рецензия на фильм «Первый на Олимпе»: спорт как психотерапия

Глеб Калюжный сыграл выдающегося советского спортсмена.

Режиссер Артем Михалков, в фильмографии которого уже есть спортивный байопик о советском боксере Валерии Попенченко, взялся за картину об олимпийском чемпионе Юрии Тюкалове. Следует отметить, что Юрий Сергеевич в самом деле был уникальной личностью, ведь он вошел в историю не только как чемпион по академической гребле, но и как талантливый скульптор. Картина Михалкова старается раскрыть разные стороны Тюкалова и поговорить о боли, которую несли в себе представители его поколения.

«Первый на Олимпе»

трейлер фильма

Сюжет и художественный вымысел

Юрий Тюкалов был ленинградцем, он еще мальчишкой пережил блокаду и получил медаль за участие в обороне города. В фильме Артема Михалкова показано, что будущий чемпион (Марк-Малик Мурашкин, «Каруза», «Соловей против Муромца») лишился отца (Антон Филипенко, «Говорит Земля!», «На страже пляжа») на войне, хотя в некоторых источниках указано, что Сергей Тюкалов вернулся с фронта. В любом случае Великая Отечественная война оставила глубокий след на психике Тюкалова, и вокруг проработки этой травмы и выстраивается сюжет.

После победы Юрий Тюкалов (Глеб Калюжный, «Территория», «Вампиры средней полосы») устроился работать на завод «Электросила», где в его руки по чистой случайности попала листовка с предложением попробовать свои силы в академической гребле. Это также не соответствует действительности, ведь Тюкалова привел в спорт его двоюродный брат Константин, и изначально Юрий выступал и одерживал свои первые победы в составе четверок. В картине Михалкова главный герой с самого начала тренируется как одиночный гребец, и следует признать, что такой ход хорошо работает на драматургию истории.

Глеб Калюжный и Юрий Тюкалов

фото: фрагмент постера фильма «Первый на Олимпе», СПГХПА им. А.Л. Штиглица

Глеб Калюжный и Юрий Тюкалов в байдарке

Тренировать подающего надежды новичка берутся чемпион СССР Михаил Савримович (Артем Быстров, «Лихие», «Опасная близость») и его супруга Вера (Елена Лядова, «Чистый лист», «Поле чудес»). Они сближаются с Юрием, который становится для них почти что членом семьи. Вера и Михаил потеряли на войне сына, и общий опыт переживания потерь объединяет их с Тюкаловым. Но в клубе «Красное знамя» также есть тренер Иван Колосов (Андрей Смоляков, «Мосгаз», «Оперативная память»), который с первого же появления в кадре испытывает сильнейшую антипатию к главному герою и стремится его сломать. Подоплека ненависти Колосова к Тюкалову и Савримовичам раскрывается лишь в самом конце фильма, так что на протяжении всей истории он выглядит типичным злобным чиновником, без которого не обходится практически ни одна картина о советских спортсменах. Вопреки козням антагониста Юрий Тюкалов одерживает одну победу за другой и зарабатывает право представлять страну на Олимпийских играх в Хельсинки.

Визуал

Академическая гребля – не самый кинематографичный вид спорта. Он не контактный, в отличие от бокса или хоккея, а ровная водная гладь скрадывает значительную часть динамики происходящего. И все же Артем Михалков постарался снять зрелищный фильм, в котором за соревнованиями было бы интересно наблюдать. Для этого было разработано уникальное техническое решение: оснащенный моторами плот, к которому были прикреплены каяки спортсменов. Благодаря ему по команде режиссера можно было выдвигать вперед то одну, то другую лодку, имитируя напряженное соревнование гребцов.

Артем Быстров и Елена Лядова

кадр из фильма «Первый на Олимпе»

Артем Быстров и Елена Лядова

Комментатор Дмитрий Губерниев, который и сам является мастером спорта по академической гребле, любит напоминать, что в этом виде спорта задействовано 95% мышц тела. Глеб Калюжный, Артем Быстров и другие актеры, изображающие в фильме спортсменов, прошли интенсивную подготовку на гребном тренажере и в специальном бассейне, чтобы научиться правильно грести в кадре. Сложно не залюбоваться тем, как Калюжный работает руками, ногами и спиной на крупных планах. Камера делает акцент на вздувающихся мышцах, подчеркивает четкость и плавность движений актера и заставляет поверить, что каяк почти летит над водой.

Актерская работа

Конечно же, вклад Калюжного в фильм не ограничивается красивой и техничной работой с веслами. Героиня Елены Лядовой отмечает, что академическая гребля – это единственный вид спорта, где не видно финиша. Спортсмен гребет спиной вперед, его взгляд обращен назад, и Михалков использует этот факт, чтобы выстроить вокруг него красивую метафору. Все ключевые персонажи картины живут прошлым, на каждом из них оставила свой след война, и Глеб Калюжный играет человека, раз за разом воскрешающего в памяти самые травматичные воспоминания. На протяжении первого акта Юрий Тюкалов в его исполнении смотрит на окружающих, но словно не видит их. У него больной, почти безумный взгляд, сфокусированный в одной точке, и наполненные болью глаза.

Глеб Калюжный и Ирина Паутова

кадр из фильма «Первый на Олимпе»

Глеб Калюжный и Ирина Паутова

Главный герой преображается, когда на горизонте появляется его любовный интерес – студентка Шура (Ирина Паутова, которая с красной помадой на губах очень похожа на Ангелину Стречину из «Любви Советского Союза»). Взгляд Тюкалова становится теплым и лучистым, но вместе с тем цепким, он обволакивает Шуру и не хочет ее отпускать. Стоит отметить, что романтическая линия разыграна убедительно и в то же время почти что по-советски целомудренно. Через отношения с Шурой Михалков раскрывает другую сторону личности Тюкалова: творческую, уязвимую, тянущуюся к прекрасному и способную видеть красоту в повседневности. Глеб Калюжный смог совместить в одном персонаже спортсмена и лирика, показать внутренний рост и преодоление травмы.

Вывод

«Первый на Олимпе» – вдохновляющая история чемпиона, достигшего небывалых высот. В фильме подчеркивается, что Юрий Тюкалов побеждает не за счет силы своих мышц, ведь в академической гребле первостепенное значение имеют техника спортсмена и выбранная тактика. Кроме того, «Первый на Олимпе» – это рассказ о том, как долго заживают оставленные войной шрамы и как люди помогают друг другу справиться с потерями, заново обрести смысл жизни и оставить прошлое в прошлом. Артем Михалков поднимает важные темы и вселяет в зрителя надежду на лучшее завтра.

«Первый на Олимпе» в кинотеатрах с 9 октября 2025 года.

Заглавное фото: Глеб Калюжный / кадр из фильма «Первый на Олимпе»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время