Для продюсера Сергея Катышева этот проект – личный, на кинодеятельность он просил благославения у батюшки на Афоне, а когда после побывал в Индонезии, случилось еще одно событие из области «провидения». Сергей заболел ужасной лихорадкой, в горячечном бреду читал Покаянный канон Андрея Критского (настойчиво упоминаемый в «Авиаторе»), а еще увидел в голове фильм по роману Водолазкина, и одну из главных ролей там играл Константин Хабенский. Когда выздоровел, решил увиденное во сне экранизировать. Недавно на презентации в рамках фестиваля «Читка» Катышев заявил, что работает над трилогией. Следующий фильм будет по «Лавру», а третью книгу Водолазкина продюсер называть отказывается.
Итак, принимая во внимание все трудности, связанные с выходом фильма, а также духовные посылы истории, важные для создателей, постараемся объективно и уважительно проанализировать картину.
Читайте также: «Авиатор» станет частью киновселенной
«Авиатор»
трейлер фильма
Сюжет: он улетел и не обещал вернуться
Киноистория сильно отличается от книги. Фильм начинается как абсолютно авантюрно-приключенческий: группка людей, среди которых пара безумно влюбленных — ученый и его ассистентка, ведут раскопки в развалинах соловецкого монастыря. В результате случайного обвала случайно находится то, чего они так ждали – замороженный 100 лет назад человек, участник безумного советского эксперимента, заключенный местного лагеря. Целью эксперимента было найти возможность подарить вторую жизнь дряхлеющим советским вождям. Казалось бы какой очаровательный фантастический сюжет в духе «Замороженного» с Луи де Фюнесом мог бы развиться. Ан нет. Фильм выруливает в сторону психоделики.
Подопытный «лазарь», герой Александра Горбатова, Иннокентий Платонов, ровесник прошлого века, воскресает в 2026 году в лаборатории гениального ученого Гейгера (Константин Хабенский). Достаточно быстро осознает, кто он такой и где оказался, и впадает в смертельную тоску – ведь все, кого он любил мертвы. В зеркале он видит отражение 30-летнего человека, но прошлое, вспыхивающее флешбэками, напоминает ему о ужасе революции и последующих репрессий: арест профессора Воронина — соседа по коммунальной квартире, отца любимой девушки; собственное задержание с отправкой в лагерь на Соловки. Всплывают в памяти и фрагменты немыслимого счастья – любви к соседке Анастасии… Все кончилось с уходом той эпохи, в новом мире для Платонова как бы нет даже смысла жить. Но… Женой Гейгера вдруг оказывается точная копия Анастасии, и Платонов возьмет и влюбится. Образуется любовный треугольник – пошлый, банальный. Гейгер будет смертельно ревновать, Анастасия преступно сравнивать мужа с подопытным…
Константин Хабенский
кадр из фильма «Авиатор»
Ну а планы Платонова в этой истории, кажется, никого не интересуют. Оставшиеся участники любовного треугольника просто о нем забывают. Он улетает на собственном же старинном аэроплане. Потому что, послушно следуя названию фильма, оказывается авиатором. Это наивная, но симпатичная попытка оправдаться: ну кому нужен Платонов-художник, каким он предстоит в книге, гораздо кинематографичнее смотрится летчик, «ведь всегда найдется тот, чей горизонт достаточно широк».
Александр Горбатов и Дарья Кукарских
кадр из фильма «Авиатор»
Актеры и роли: оптические очки и Шариков
Константин Хабенский очень старательно изображает ревнивого мужа, особенно в эротических сценах, от которых остается чувство неловкости. Его Гейгер подрастерял и ироничность, и эмпатию, и интеллигентность, транслируемые книжным героем. Единственная забота ученого – удержать жену, а уж научные опыты – гори они огнем. И эту мысль затейливо подтверждает финал: когда бесплодный Гейгер узнает о беременности жены, он радуется, не задавая лишних вопросов.
Алексей Кравченко, Евгений Стычкин и Софья Эрнст
кадр из фильма «Авиатор»
Евгений Стычкин в роли Желтка, весь будто на шарнирах, изображает очередного циника: рейвы, яхты, красотки… Кстати, все это снято так, что чувствуешь почерк бывшего режиссера рекламных роликов.
Дарья Кукарских томно изображает сразу двух Анастасий — из прошлого и нынешнего века. В ее «ученость» совсем не веришь, и чтобы зритель перестал сомневаться, актриса носит в кадре большие оптические очки. Софья Эрнст в своей фирменной деревянной манере играет медсестру Валентину, которая вдруг оказывается девушкой Желтка и совершенно не смахивает на ту теплую и добрую женщину, которая отогревала Платонова в романе.
Александр Горбатов
кадр из фильма «Авиатор»
Чего не хватило
Книга Водолазкина – это философское высказывание, но и попытка проанализировать вековую историю России с позиции глубоко верующего, религиозного человека. Водолазкин препарирует время – прошлое, настоящее, будущее, анализирует катастрофические исторические события, типа революции, и приходит к выводу, что в такие моменты перестают работать внешние законы – остаются только внутренние, человеческие. Но если многие разрешают себе многое, наступает настоящий апокалипсис. По Водолазкину войны и революции – не результат политико-экономических нерешаемых проблем, а следствие критически накопленной в народе массы зла. Писатель убежден: наказания без преступления не бывает. А потому главный мотив романа – покаяние. Убив даже мерзавца, доносчика, человека, причинившего боль любимой, книжный Платонов как истинно верующий человек не может жить дальше, ибо нарушил волю Господа.
Платонов Водолазкина жив только воспоминаниями: очнувшись от заморозки он прислушивался к звукам воды в кране – они были другими, уличным шумам – нет больше цоканья копыт, больше не кричат молочницы и старьевщики за окнами. Платонов из книги считал, что за лагерные годы сформировался как стержневая личность не благодаря тому, что выдержал побои, а благодаря тому, что всегда помнил стрекотание кузнечика и запах вскипевшего самовара на даче – события, которые в контексте его личной судьбы были важнее Ватерлоо… Всего этого – тонкого, неосязаемого, чувственного, метафизического фильм лишен.
Ирина Пегова
кадр из фильма «Авиатор»
резюме
Смотрите фильм «Авиатор» в кинотеатрах с 20 ноября.
Заглавное фото: Александр Горбатов и Дарья Кукарских / кадр из фильма «Авиатор»