Рецензия на фильм «Авиатор»: разморозили – и потекло

В прокат вышла экранизация знаменитого романа Евгения Водолазкина.

Работа над этим фильмом началась шесть лет назад. И поначалу планировалось, что снимать его будет Данила Козловский, а сценарий напишет Юрий Арабов. Однако Арабов умер, Козловский на какой-то момент отошел от кинодел, в итоге самому Водолазкину пришлось бесчисленное количество раз переписывать свою книгу, допустить до нее еще Олега Сироткина,  Мирослава Станковича и Егора Кончаловского, чтобы родилась киноистория. Наличие большого отряда сценаристов – всегда тревожный признак. Водолазкин верно замечает, всех волнует вопрос, близко получившееся лежит к книге или нет. «Близко, но отдельно. Потому что прямой путь от романа к фильму невозможен, это разные стихии… Литература – это искусство слова, кино – искусство действия». Снимать же «искусство действия» доверили Егору Кончаловскому. 

Для продюсера Сергея Катышева этот проект – личный, на кинодеятельность он просил благославения у батюшки на Афоне, а когда после побывал в Индонезии, случилось еще одно событие из области «провидения». Сергей заболел ужасной лихорадкой, в горячечном бреду читал Покаянный канон Андрея Критского (настойчиво упоминаемый в «Авиаторе»), а еще увидел в голове фильм по роману Водолазкина, и одну из главных ролей там играл Константин Хабенский. Когда выздоровел, решил увиденное во сне экранизировать. Недавно на презентации в рамках фестиваля «Читка» Катышев заявил, что работает над трилогией. Следующий фильм будет по «Лавру», а третью книгу Водолазкина продюсер называть отказывается.

Итак, принимая во внимание все трудности, связанные с выходом фильма, а также духовные посылы истории, важные для создателей, постараемся объективно и уважительно проанализировать картину.

«Авиатор»

трейлер фильма

Сюжет: он улетел и не обещал вернуться

Киноистория сильно отличается от книги. Фильм начинается как абсолютно авантюрно-приключенческий: группка людей, среди которых пара безумно влюбленных — ученый и его ассистентка, ведут раскопки в развалинах соловецкого монастыря. В результате случайного обвала случайно находится то, чего они так ждали – замороженный 100 лет назад человек, участник безумного советского эксперимента, заключенный местного лагеря. Целью эксперимента было найти возможность подарить вторую жизнь дряхлеющим советским вождям. Казалось бы какой очаровательный фантастический сюжет в духе «Замороженного» с Луи де Фюнесом мог бы развиться. Ан нет. Фильм выруливает в сторону психоделики.

Подопытный «лазарь», герой Александра Горбатова, Иннокентий Платонов, ровесник прошлого века, воскресает в 2026 году в лаборатории гениального ученого Гейгера (Константин Хабенский). Достаточно быстро осознает, кто он такой и где оказался, и впадает в смертельную тоску – ведь все, кого он любил мертвы. В зеркале он видит отражение 30-летнего человека, но прошлое, вспыхивающее флешбэками, напоминает ему о ужасе революции и последующих репрессий: арест профессора Воронина — соседа по коммунальной квартире, отца любимой девушки; собственное задержание с отправкой в лагерь на Соловки. Всплывают в памяти и фрагменты немыслимого счастья – любви к соседке Анастасии… Все кончилось с уходом той эпохи, в новом мире для Платонова как бы нет даже смысла жить. Но… Женой Гейгера вдруг оказывается точная копия Анастасии, и Платонов возьмет и влюбится. Образуется любовный треугольник – пошлый, банальный. Гейгер будет смертельно ревновать, Анастасия преступно сравнивать мужа с подопытным…

Константин Хабенский

кадр из фильма «Авиатор»

Константин Хабенский в фильме «Авиатор»
Да, Платонов во всей этой истории окажется изначально подопытным, потому что его разморозили и принялись изучать по заказу бизнесмена по кличке Желток (Евгений Стычкин), который проплачивает Гейгеру все эти исследования и мечтает повторить историю Платонова и заморозиться на энное количество лет. Он говорит, что в этом веке все уже видел, наскучило, пресытился, но на самом деле врет: он смертельно болен и хочет обмануть судьбу – а там, Бог даст, и лекарства появятся.
«Бог даст», кстати, важный референс фильма (в книге-то он смыслообразующий). Все эксперименты с замораживанием живых людей – попытки вмешаться в волю Божью, в высший замысел, а значит, ничем хорошим они закончиться не могут. Желток демонстративно декларирует атеизм – и так же демонстративно (очень по-киношному) оказывается за это наказан – эпизод служит яркой иллюстрацией к фразе «Расскажи Богу о своих планах»…

Ну а планы Платонова в этой истории, кажется, никого не интересуют. Оставшиеся участники любовного треугольника просто о нем забывают. Он улетает на собственном же старинном аэроплане. Потому что, послушно следуя названию фильма, оказывается авиатором. Это наивная, но симпатичная попытка оправдаться: ну кому нужен Платонов-художник, каким он предстоит в книге, гораздо кинематографичнее смотрится летчик, «ведь всегда найдется тот, чей горизонт достаточно широк».

Александр Горбатов и Дарья Кукарских

кадр из фильма «Авиатор»

Александр Горбатов и Дарья Кукарских в фильме «Авиатор»

Актеры и роли: оптические очки и Шариков

Александр Горбатов играет роль человека из серебряного века, абсолютно растерянного и несчастного, с каким-то внутренним трагизмом. В его глазах – непреодолимая тоска, даже влюбленность в Анастасию из нового века не делает его живее, его сердце, как у Кая из «Снежной королевы», осталось замороженным. Пожалуй, это единственная актерская удача фильма, потому что к этому страдающему персонажу чувствуешь острую жалость.

Константин Хабенский очень старательно изображает ревнивого мужа, особенно в эротических сценах, от которых остается чувство неловкости. Его Гейгер подрастерял и ироничность, и эмпатию, и интеллигентность, транслируемые книжным героем. Единственная забота ученого – удержать жену, а уж научные опыты – гори они огнем. И эту мысль затейливо подтверждает финал: когда бесплодный Гейгер узнает о беременности жены, он радуется, не задавая лишних вопросов.

Алексей Кравченко, Евгений Стычкин и Софья Эрнст

кадр из фильма «Авиатор»

Евгений Стычкин в фильме «Авиатор»

Евгений Стычкин в роли Желтка, весь будто на шарнирах, изображает очередного циника: рейвы, яхты, красотки… Кстати, все это снято так, что чувствуешь почерк бывшего режиссера рекламных роликов.

Дарья Кукарских томно изображает сразу двух Анастасий — из прошлого и нынешнего века. В ее «ученость» совсем не веришь, и чтобы зритель перестал сомневаться, актриса носит в кадре большие оптические очки. Софья Эрнст в своей фирменной деревянной манере играет медсестру Валентину, которая вдруг оказывается девушкой Желтка и совершенно не смахивает на ту теплую и добрую женщину, которая отогревала Платонова в романе.

Наталья Вдовина и Евгения Добровольская сыграли роли мам Платонова и Анастасии – и образы интеллигентных старорежимных женщин очень подошли этим актрисам. Чего никак не скажешь об Антоне Шагине. Он создает образ такого мерзкого Зарецкого, который так сладострастно прячет украденную колбасу в ширинке, говорит с лоснящимся лицом такие скабрезности, что хочется убавить звук и притушить изображение. Ну да, мы поняли, что актер изображает победившее быдло Шарикова, зачем так стараться-то?

Александр Горбатов

кадр из фильма «Авиатор»

Александр Горбатов в фильме «Авиатор»

Чего не хватило

Книга Водолазкина – это философское высказывание, но и попытка проанализировать вековую историю России с позиции глубоко верующего, религиозного человека. Водолазкин препарирует время – прошлое, настоящее, будущее, анализирует катастрофические исторические события, типа революции, и приходит к выводу, что в такие моменты перестают работать внешние законы – остаются только внутренние, человеческие. Но если многие разрешают себе многое, наступает настоящий апокалипсис. По Водолазкину войны и революции – не результат политико-экономических нерешаемых проблем, а следствие критически накопленной в народе массы зла. Писатель убежден: наказания без преступления не бывает. А потому главный мотив романа – покаяние. Убив даже мерзавца, доносчика, человека, причинившего боль любимой, книжный Платонов как истинно верующий человек не может жить дальше, ибо нарушил волю Господа.

Платонов Водолазкина жив только воспоминаниями: очнувшись от заморозки он прислушивался к звукам воды в кране – они были другими, уличным шумам – нет больше цоканья копыт, больше не кричат молочницы и старьевщики за окнами. Платонов из книги считал, что за лагерные годы сформировался как стержневая личность не благодаря тому, что выдержал побои, а благодаря тому, что всегда помнил стрекотание кузнечика и запах вскипевшего самовара на даче – события, которые в контексте его личной судьбы были важнее Ватерлоо… Всего этого – тонкого, неосязаемого, чувственного, метафизического фильм лишен.

Ирина Пегова

кадр из фильма «Авиатор»

Ирина Пегова в фильме «Авиатор»
Книга выстроена как подборка дневниковых записей – сначала только Платонова, который пересобирает себя заново, вспоминая день ото дня свою прежнюю жизнь. Во второй части романа появляются дневниковые записи Гейгера и Анастасии (в романе она не жена врача, а внучка первой Анастасии). Все это придает многомерность повествованию и глубину. В фильме же нет рассказов от разных героев. Прямолинейный, не оставляющий просторов для воображения, он сужает историю человека, попавшего не в свое время, страдающего от тяжести содеянного греха, до банального любовного треугольника. При этом нам совершенно не объясняют, почему жена Гейгера – копия Анастасии из прошлого столетия.
Пространство картины почему-то проработано в футуристическом ключе – хайтековская лаборатория, оборудованная в огромном доме на берегу меланхоличной реки, какие-то подозрительно пустынные улицы… Но ведь речь в кино всего лишь о следующем годе, то есть о настоящем.
При том, что фильм сокращает линии главных героев, он вводит совершенно не нужные новые. Желток с Платоновым случайно попадают на киносъемки и знакомятся с энергичной режиссершей. Непонятная линия и у героя Алексея Кравченко – он играет безмолвного соглядатая размороженной жизни Платонова.

резюме

Увы, истории с многолетней подготовкой к фильмам часто завершаются тем, что участники процесса перегорают. Всем заметно, что и продюсер Катышев, и Егор Кончаловский весьма уважительно относятся к книге Водолазкина, но сняли они в результате какое-то свое кино, не определившись с жанром и месседжем.

Смотрите фильм «Авиатор» в кинотеатрах с 20 ноября.

Заглавное фото: Александр Горбатов и Дарья Кукарских / кадр из фильма «Авиатор»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время