Рецензия на «Дракулу» Люка Бессона: сумбурное кино о кризисе веры

В прокат вышла картина знаменитого режиссера, взявшегося за переосмысление вечного сюжета.

О, сколько их упало в эту бездну – режиссеров, пытавшихся рефлексировать на тему бессмертного романа Брэма Стокера о бессмертном же герое. Люк Бессон тоже признается, что прочитал книгу и поразился… истории любви. Но все дело в том, что в романе о любви-то как раз ничего не написано. И если Бессон что-то и «прочел» перед съемками, то фильм «Дракула» Копполы 1992 года, экранизацию романа Патрика Зюскинда «Парфюмер» и много что еще. Но обо всем по порядку. 

«Дракула»

трейлер фильма

Референсы или плагиат?

Бессоновский «Дракула» и впрямь предстает симбиозом нескольких фильмов, которые однажды увидел режиссер и настолько очаровался, что перестал отличать свое от чужого. Ну вот, например, в его картине настойчиво звучит душевынимательный голос дудука – прямо как в «Гладиаторе». Деловитые горгульи, обитающие в замке Дракулы, люто косплеят героев диснеевского мультика «Горбун из Нотр-Дама». Бессоновский Дракула тратит несколько десятков лет на путешествия с целью сбора пьянящих ароматов и в итоге во Флоренции создает духи, способные влюблять в себя и вести за собой толпы людей – прямо как в «Парфюмере» Тома Тыквера. Еще есть явный оммаж «Молодому папе» – в эпизоде, где герой, влюбляя в себя монашек, возвышается над ними, а они срывают головные уборы и вожделеют его. Конечно, если столь обильно цитируешь коллег, почему бы не процитировать и себя любимого? Например, «Пятый элемент»? Но об этом чуть позже.

Матильда Де Анджелис, Зои Блю и Калеб Лэндри Джонс

кадр из фильма «Дракула»

«Дракула» Люка Бессона

Сюжет

Завязка истории между тем более чем оригинальная. 1480 год. Князь Валахии Влад Второй живет в своем замке вместе с обожаемой женой Элизабет. Они не вылезают из устланной лепестками роз постели, иногда только прерывают секс на битву подушками или совместную стрельбу по дичи – так банально в восприятии Бессона выглядит неописуемое семейное счастье.
На христианскую Европу несвоевременно надвигаются османы, враг у ворот, и князя буквально силком выволакивают из алькова, облачают в доспехи и заставляют выступить с боем. Но перед этим предусмотрительный князь заходит к священнику в церковь и просит: я иду исполнять волю Божью, а Бог за это пусть гарантирует целостность и сохранность моей любимой жены. Быстро разделавшись с битвой, Влад спешит к любимой, но она в чистом поле в кольце врага. Князь издали пуляет в сторону османа кинжал, но – о ужас! – оружие пронзает и врага, и одновременно Элизабет.

«Дракула»

кадр из фильма

«Дракула» Люка Бессона

Казалось бы, какой многообещающий твист! Герой по ошибке и невнимательности сам губит свою любовь, как Орфей когда-то погубил Эвридику. Какой простор для драмы про испепеляющее чувство вины! Но нет, Бессон идет другим путем: его князь во всем обвиняет Бога, мол, я-то свою миссию выполнил, а ты не сдержал слова. Поэтому вне всякой логики князь убивает священника – нерадивого «почтальона», не донесшего Господу смысла сделки, и громогласно отказывается от Всевышнего. Теперь он – Дракула, вампир, пьющий человеческую кровь, обреченный на вечную жизнь.

400 лет он пытается бороться со своим одиночеством: сначала предпринимает комические попытки умереть, несколько раз выпав из окна, но нет, смерть ведь тоже Божья награда, а посему терпи и мучайся. Потом князь вдруг спохватывается и решает найти любимую в переродившемся обличии. Делегирует эту задачу подчиненным. На балу «у Людовика какого-то» он надкусывает шеи десяткам женщин, превращая их в вампирш; теперь они свита князя, которая рыщет по свету в поисках Элизабет. И вот одной из них, Марии (Матильда Де Анджелис), удается-таки найти княгиню, переродившуюся в тело нежной Мины Мюррэй, невесты апатичного юриста Джонатана Паркера (Эваен Абид).

Одновременно с этим некий священник (Кристоф Вальц) из старинного ордена, гоняющегося за кровососами, одержимый целью поймать Дракулу, тоже ведет охоту на реинкарнацию княгини. Конечно, все они встретятся в одной точке – и будет битва.

Калеб Лэндри Джонс

кадр из фильма «Дракула»

«Дракула» Люка Бессона

Актеры и роли

Снимать такое кино и не иметь актера, способного транслировать амбивалентное обаяние, невозможно. И надо сказать, что Калеб Лэндри Джонс с его экзотической внешностью почти идеально подходит на эту роль. Он старается выжать из нее максимум и выдает весь спектр эмоций – играет страсть, отчаяние, ярость, нежность, смирение. Гримеры знатно постарались над обликом актера: сначала он златокудрый молодой красавец, потом он разгуливает по замку чуть ли не в образе Дивы Плавалагуны из «Пятого элемента», потом он – бледный отвратительный седой старик с длинными когтями, затем, напившись крови монашек, он резко молодеет и почему-то превращается в черноволосого господина…

Элизабет и Мину играет Зои Блю, и, пожалуй, это главная проблема фильма. Если Элизабет показана страстной нимфоманкой, девушкой живой, харизматичной, то Мина – лишенная какой-либо окрашенности, пресная и кроткая героиня с совершенно невыписанной биографией. Откуда она взялась? Что за чувства связывают ее с невнятным Паркером? С Миной невыразимо скучно, но Дракула почему-то вдруг узнает в ней свою перерожденную жену. Почему?!

Рафаэль Люче и Кристофер Вальц

кадр из фильма «Дракула»

«Дракула» Люка Бессона
На этом фоне витальная, сумасбродная и экспрессивная вампирша Мария (отличная работа Матильды Де Анджелис) выглядит куда интереснее. Она смотрелась бы в паре с Дракулой органичнее и веселее, но Люк Бессон уготовил ей тяжелую судьбу.
За комизм в кадре отвечает Кристоф Вальц, играющий священника-экзорциста. Походка, пластика, мимика – он словно специально делает так, чтобы, глядя на широкополую шляпу и сутану, мы тем не менее помнили о «Бесславных ублюдках» и нацистском прошлом этого вязкого героя.

Готические миры

Несомненное достоинство фильма – костюмы, реквизит, грим. Невероятные туалеты княгини со струящимися шлейфами, массивными украшениями; бал эпохи Людовика со всеми этими нарядными аристократами; Всемирная выставка, проходящая в Париже (француз Бессон патриотично переводит основное действие на свою родину); замок Дракулы с портретами, каминами, столовым серебром, кроватью с балдахином – картинка в фильме красивая и сочная. Битвы кровавые, снятые в хорошем темпе. Но вот все, что касается CG… По дому Дракулы снуют помощники – горгульи, словно сошедшие с фасада собора Парижской Богоматери, и вот то, как они прорисованы, не выдерживает никакой критики: смотрятся слегка анимированными кусками серого пенопласта. Для диснеевского мультика 1996 года «Горбун из Нотр-Дама», видимо, ставшего референсом, это нормально, но видеть такой визуал тридцать лет спустя… А уж когда в финале горгульи превращаются в серых же грустных детей, так и хочется сказать: Люк, милый, завязывай с травкой.

Калеб Лэндри Джонс

кадр из фильма «Дракула»

«Дракула» Люка Бессона
Невозможно не отметить также визуал психиатрической лечебницы, в которой держат вампиршу Марию. Клинику населяют отвратительные опустившиеся полулюди-полумонстры, но стоит появиться Дракуле – и пациенты узнают в нем… Своего? Они целуют ему руки, с трепетом дотрагиваются до него… Это очень смешной момент, смысл которого зритель волен трактовать как угодно: то ли безумные люди, по мнению Бессона, слуги дьявола, то ли Дракула в прошлом – пациент этой психушки.

А что со смыслом?

Выдержать двухчасовой аттракцион, напичканный жирными киноцитатами, неуклюже лавирующий между жанрами – от мелодрамы до детектива и триллера; страдающий от сюжетных нестыковок (например, как покалеченный Паркер опрометью добирается из Валахии до Парижа?), – выдержать все это можно ради некоего глубокого обобщения. Итак, о чем хотел сказать автор?

Дракула в финале (ОСТОРОЖНО, БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!) отказывается от любви всей своей жизни, отпускает Мину, возвращает свою душу Богу и погибает, вознесясь на небо. В чем тут логика? На что герой потратил 400 лет и почему в один миг отрекся от своего плана?

Зои Блю и Калеб Лэндри Джонс

кадр из фильма «Дракула»

«Дракула» Люка Бессона
Почему священнику так важно покончить с Дракулой, почему бы не оставить в покое эту счастливо воссоединившуюся парочку, которая явно ничего плохого никому не сделала бы, а мирно жила бы в своем замке?

Как теперь будет доживать свой век Мина, а) потерявшая любимого, б) оставшаяся совсем одна в разрушенном и плохо отапливаемом замке? Критики уже шутят о том, что Бессон снял психологическую драму о созависимых токсичных отношениях, слоганом которой мог бы стать девиз «Если любишь, отпусти».

На самом деле, как мне кажется, Люку Бессону все эти вопросы совершенно не важны. Его интересует единственно религиозный аспект этой истории: Дракула перестал верить в Бога, но Бог-то продолжал верить в него, дождался через 400 лет покаяния и искупления и принял в свои объятия. Это кино о бесперспективности богоборчества, о том, что соборы любой Богоматери, как и рукописи, не горят и что истинная вера способна и кровососа превратить в человека.

Смотрите фильм «Дракула» в кинотеатрах с 11 сентября.

Заглавное фото: кадр из фильма «Дракула»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время