«Дракула»
трейлер фильма
Референсы или плагиат?
Матильда Де Анджелис, Зои Блю и Калеб Лэндри Джонс
кадр из фильма «Дракула»

Сюжет
«Дракула»
кадр из фильма

Казалось бы, какой многообещающий твист! Герой по ошибке и невнимательности сам губит свою любовь, как Орфей когда-то погубил Эвридику. Какой простор для драмы про испепеляющее чувство вины! Но нет, Бессон идет другим путем: его князь во всем обвиняет Бога, мол, я-то свою миссию выполнил, а ты не сдержал слова. Поэтому вне всякой логики князь убивает священника – нерадивого «почтальона», не донесшего Господу смысла сделки, и громогласно отказывается от Всевышнего. Теперь он – Дракула, вампир, пьющий человеческую кровь, обреченный на вечную жизнь.
Одновременно с этим некий священник (Кристоф Вальц) из старинного ордена, гоняющегося за кровососами, одержимый целью поймать Дракулу, тоже ведет охоту на реинкарнацию княгини. Конечно, все они встретятся в одной точке – и будет битва.
Калеб Лэндри Джонс
кадр из фильма «Дракула»

Актеры и роли
Снимать такое кино и не иметь актера, способного транслировать амбивалентное обаяние, невозможно. И надо сказать, что Калеб Лэндри Джонс с его экзотической внешностью почти идеально подходит на эту роль. Он старается выжать из нее максимум и выдает весь спектр эмоций – играет страсть, отчаяние, ярость, нежность, смирение. Гримеры знатно постарались над обликом актера: сначала он златокудрый молодой красавец, потом он разгуливает по замку чуть ли не в образе Дивы Плавалагуны из «Пятого элемента», потом он – бледный отвратительный седой старик с длинными когтями, затем, напившись крови монашек, он резко молодеет и почему-то превращается в черноволосого господина…
Элизабет и Мину играет Зои Блю, и, пожалуй, это главная проблема фильма. Если Элизабет показана страстной нимфоманкой, девушкой живой, харизматичной, то Мина – лишенная какой-либо окрашенности, пресная и кроткая героиня с совершенно невыписанной биографией. Откуда она взялась? Что за чувства связывают ее с невнятным Паркером? С Миной невыразимо скучно, но Дракула почему-то вдруг узнает в ней свою перерожденную жену. Почему?!
Рафаэль Люче и Кристофер Вальц
кадр из фильма «Дракула»

Готические миры
Несомненное достоинство фильма – костюмы, реквизит, грим. Невероятные туалеты княгини со струящимися шлейфами, массивными украшениями; бал эпохи Людовика со всеми этими нарядными аристократами; Всемирная выставка, проходящая в Париже (француз Бессон патриотично переводит основное действие на свою родину); замок Дракулы с портретами, каминами, столовым серебром, кроватью с балдахином – картинка в фильме красивая и сочная. Битвы кровавые, снятые в хорошем темпе. Но вот все, что касается CG… По дому Дракулы снуют помощники – горгульи, словно сошедшие с фасада собора Парижской Богоматери, и вот то, как они прорисованы, не выдерживает никакой критики: смотрятся слегка анимированными кусками серого пенопласта. Для диснеевского мультика 1996 года «Горбун из Нотр-Дама», видимо, ставшего референсом, это нормально, но видеть такой визуал тридцать лет спустя… А уж когда в финале горгульи превращаются в серых же грустных детей, так и хочется сказать: Люк, милый, завязывай с травкой.
Калеб Лэндри Джонс
кадр из фильма «Дракула»

А что со смыслом?
Дракула в финале (ОСТОРОЖНО, БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!) отказывается от любви всей своей жизни, отпускает Мину, возвращает свою душу Богу и погибает, вознесясь на небо. В чем тут логика? На что герой потратил 400 лет и почему в один миг отрекся от своего плана?
Зои Блю и Калеб Лэндри Джонс
кадр из фильма «Дракула»

Как теперь будет доживать свой век Мина, а) потерявшая любимого, б) оставшаяся совсем одна в разрушенном и плохо отапливаемом замке? Критики уже шутят о том, что Бессон снял психологическую драму о созависимых токсичных отношениях, слоганом которой мог бы стать девиз «Если любишь, отпусти».
На самом деле, как мне кажется, Люку Бессону все эти вопросы совершенно не важны. Его интересует единственно религиозный аспект этой истории: Дракула перестал верить в Бога, но Бог-то продолжал верить в него, дождался через 400 лет покаяния и искупления и принял в свои объятия. Это кино о бесперспективности богоборчества, о том, что соборы любой Богоматери, как и рукописи, не горят и что истинная вера способна и кровососа превратить в человека.
Смотрите фильм «Дракула» в кинотеатрах с 11 сентября.
Заглавное фото: кадр из фильма «Дракула»