«Крутая перемена»
трейлер сериала
Никита, вы в последнее время концентрировались на ролях драматических, выбирали социальные и философские проекты – от «Нулевого пациента» до «Сестер» и «Между нами химия». Почему решили сняться в комедии «Крутая перемена»?
На первый сезон согласился по понятным причинам: отец моего персонажа находился в местах не столь отдаленных, и мне показалось важным эту тему так или иначе исследовать. Что касается второго сезона… Мне нравится сниматься в экспедициях. А тут путешествие в Узбекистан! Сериал ненавязчивый, легкий, позволяет изучить другую культуру и про свою не забыть. Плюс с режиссером Кареном Оганесяном и его съемочной группой уже много раз работали, прекрасно в итоге провели время.
Второй сезон сериала снова совпал с вашими личными обстоятельствами: отец героя выходит на свободу. Ваш папа Михаил Ефремов тоже уже с нами. Каково это, когда сериал настолько отражает твою жизнь?
Сначала мы снимали сериал, а потом уже случилось то, что случилось, – освобождение по УДО. Классно, что мы это предвосхитили, мне понравилось.
Как папа себя сейчас чувствует?
Все хорошо. С его стороны есть просьба. Он устал от внимания прессы, поэтому без больших комментариев. Чувствует себя хорошо, готовится к работе потихоньку. Спасибо.
Тогда к сериалу. Чем удивил Узбекистан?
фото: Анастасия Климачева

О математике, судьбе и первых учителях
В последнее время появился тренд – о школе вспоминать только плохо, как о месте деструктивном, которое порождает травмы на всю жизнь: буллинг, психологическое насилие со стороны учителей… У меня от школы на 85 процентов счастливые воспоминания, а у вас?
Я учился в математической гимназии. Было интересно, много друзей. Мои воспоминания связаны и с прекрасными педагогами, с кем-то из них до сих пор на связи, и с некоторыми одноклассниками тоже иногда встречаемся. Поэтому воспоминания у меня в основном хорошие.
Учась в математической школе, вы рассчитывали стать ученым?
Будто бы меня, шестилетнего ребенка, кто-то спрашивал, куда идти учиться. Но школа оказалась хорошей, из нее выпустилось невероятное количество талантливых ребят, которые сейчас стали уже профессорами русских и зарубежных университетов, директорами компаний… Конкурировать с ними с точки зрения математики, когда зачастую включалась их врожденная гениальность, было довольно сложно. У меня в какой-то момент вообще пропал интерес к математике. Когда оканчивал школу, уже принял решение попробовать поступить на актерский. Не могу сказать, что оно было осознанным. Скорее обоснованным тем, что до поступления мне посчастливилось сниматься в кино и я подумал: «О, как клево! Буду классным актером, у меня будет интересная жизнь, деньги, много девчонок и все такое».
Как быстро вы поняли, что это в общем-то не так?
Да это же так! (Смеется.) А если без шуток, где-то курсе на третьем. Мы учились у Константина Аркадьевича (Райкина. – Прим. ред.), для которого актерская профессия, в первую очередь театральная, невероятно важна и фактически является делом всей его жизни. Он великий, конечно, мастер. Однако на первом курсе прозвенели зловещие звоночки: у нас большое количество народа отчислили. Я тоже попал в очередь на отчисление.
Константин Аркадьевич вообще славится своей строгостью: он отчислил Павла Прилучного, Кристину Асмус, Ивана Макаревича, Настасью Самбурскую… Что испытывали вы, когда висели на волоске?
Страх, ужас. Комплексы. В себе сомневался, его критиковал и всех подряд, считал: что за придурки здесь собрались? Но как-то собрался и доказал свою нужность, право на принадлежность к профессии.
Когда вы стали понимать, что у вас получается?
Собственное осознание, удовлетворение тем, что сделано.
«Дорогая, я больше не перезвоню»
кадр из фильма

Кого вы считаете своими учителями в жизни?
А вы разбирали роли вместе со своими родными, с бабушкой, папой?
О страданиях и книгах – светлых и темных
Каждая серия «Крутой перемены» строится на разборе конкретного произведения литературной классики. А какие книги сформировали вашу ментальность?
Ну, например, я не мыслю себя человеком без опыта прочтения Достоевского, без «Преступления и наказания», «Идиота».
А я себя спокойно представляю человеком без опыта прочтения Достоевского, потому что это какие-то беспросветные страдания, которые меня уже достали, если честно. Да, это великие книги постижения жизни, но при этом сплошной ад. Как будто бы нам его и так хватает.
А есть авторы про рай?
Про рай для меня – Пушкин. Без Пушкина точно не представляю себя. То впечатление, которое я получаю, перечитывая «Евгения Онегина», то, что гений Пушкина передал сюда, к нам на землю, в виде слов, для меня ничем не заменимо. Мне кажется, без драмы я бы гораздо проще жил бы. Или вот еще: «Над небом голубым есть город золотой с прозрачными воротами и яркою звездой. А в городе том сад, все травы и цветы. Гуляют там животные невиданной красы» – строки Анри Волохонского. Тоже про свет.
В сериале препарируется и «Горе от ума», и главного героя почти называют токсичным. А кто для вас Чацкий? И как относитесь к людям, говорящим беспощадную правду в лицо?
Насколько, по-вашему, книги закладывают на будущее паттерны поведения? Многие сегодня шутят, что надо запретить «Золушку», зомбирующую девушек на неоправданные ожидания принца на белом коне.
Все, что нас окружает в жизни, закладывает паттерны. У каждого свой путь. Я не знаю, нужно ли запрещать «Золушку» или что-то еще и как вообще работает система запретов. Но я понимаю, что вряд ли бы сейчас мог с вами разговаривать спокойный и трезвый, если бы у меня не было каких-то уроков жизни. Или, например, Петр Мамонов. Какая уж у него была сложная и беспорядочная жизнь в начале пути. Но, может быть, в том числе и благодаря такой жизни он в итоге пришел к Богу в своем понимании. Другое дело, что каждый по-разному проходит эти уроки.
Запреты – дело родителей. Если верить в систему тибетской кармы, то к каким родителям человек попал, такой его путь и ждет. Для кого-то «Золушка» может быть негативным примером, для кого-то наоборот.
У меня своих детей пока нет, я нахожусь в счастливом эгоистичном состоянии, когда могу думать о себе. Но в любом случае я не тот человек, который будет давать советы другим людям по поводу того, что им читать.
Правильно ли я понимаю, что вы сейчас сказали о том, что человек во многом наследует судьбу своих родителей?
Об искусственном интеллекте и смерти
Мне Ира Старшенбаум рассказывала, как вы оба ходите к психологам не только с личными вопросами, но и носите им сценарии для проработки мотиваций поступков персонажей. Что такой опыт привносит в профессию?
Кстати, об ИИ. Я видела фильм с вашим участием «Реплика» – как раз о том, как далеко можно зайти, увлекаясь новейшими технологиями. Там оцифровывали воспоминания об умерших близких и создавали их веб-копии, реплики, дающие иллюзию, что любимые люди живы. Не опасна ли эта мысль? Разве эволюция не подразумевает умения расставаться, прощаться, проходить через опыт потерь?
Ирина Старшенбаум и Никита Ефремов
кадр из фильма «Сестры»

Скажите, вы легко выходите из образов?
А как вы работаете, по какому методу? Михаила Чехова?
В моем случае надо больше работать с комплексом неполноценности, расслаблять его, и тогда я смогу быть более свободным. А по поводу входа или выхода из образа… Состояние игры – самое естественное, которое только может быть.
Да, можно чрезвычайно увлечься. Например, когда мы репетировали «Горбунова и Горчакова», там был вход в образ. Но все равно это не так, как у Дэниела Дэй-Льюиса, который готовится к роли по полтора года. В нашей ситуации, когда в индустрии все делается довольно быстро, невозможно отдаваться погружению сполна. Я знаю людей, на которых влияют роли; возможно, они этого не признают, но, мне кажется, влияют. Однако жизнь – это единое полотно, и самый важный вопрос не в том, как я выхожу из ролей в профессии, а как я буду выходить в жизни из роли Никиты Ефремова, когда придет смерть. Вот это гораздо интереснее.
Какая глубокая мысль.
Что-то подобное уже звучало в вашем фильме «Дорогая, я не перезвоню». А вы часто думаете о смерти?
И что вы о ней думаете?
И вы верите в теорию реинкарнации, раз склоняетесь к буддизму?
А это смотря что имеется в виду, все ведь представляют что-то свое. Я точно знаю, как происходит цикл. Например, если срубить дерево, из него получится бумага. Бумага сгорит, превратится в тучу, упадет на землю дождем – и снова вырастет дерево. Я слушаю Семихатова (доктор физико-математических наук, автор канала «Вселенная плюс» и научно-популярных фильмов. – Прим. ред.), и он мне говорит про квантовую физику, про то, что мы все состоим на мельчайшем уровне из каких-то более-менее одинаковых частиц. Поэтому мне не кажется, что что-то глобальное улетало или прилетало на эту землю. Все в круговороте. Есть такой мем, что пластиковые динозавры – это настоящие динозавры. Потому что динозавры умерли, разложились, из их продуктов гниения образовалась нефть, из нефти – пластик, из которого и сделали динозавров. Можно сказать, что яркая иллюстрация моего представления о том, как все устроено. Поэтому, пока мы живы, можно тренироваться, укреплять дух, чтобы не растеряться, когда все опоры рухнут.
фото: Анастасия Климачева

А можем ли мы при жизни что-то поправить, чтобы после смерти физического тела с энергетическим (или душой – как угодно) все было хорошо?
Но мне кажется, как раз ваша профессия, извините, если обижу, во многом про внешний мир.
О психологии, комплексах и бесах
Вы уже звучите как коуч. Или очень глубокий человек.
Я вас умоляю, это кажется так. Нет. Какая-то степень глубины во мне есть, но мне пока кажется, что я все-таки в бассейне, а не в море.
Вы несколько раз за интервью сказали «комплекс неполноценности». Сейчас опять звучит мысль о неуверенности в себе. Почему?
Все эти «откуда» иногда важно понять, но не настолько. Особенно публичному человеку, семью которого журналисты жрут на протяжении какого-то количества времени.
У меня жесткий вопрос, основанный на опыте многочисленных наблюдений. Не кажется ли вам, что человек, прошедший глубокую терапию, больше не равен своей личности? Он меняется.
Становится прокачанным, отдаляется от своего естества, перестает быть самим собой.
Но ведь все это можно сублимировать в творчество. Не из этих ли переживаний и рождаются произведения искусства? Я спорила об этом с режиссером Юрием Быковым, который решил уйти в глубокую терапию, о том, что свою боль он выплескивал в кино, а теперь не сможет.
Пока мы с вами здесь, на социальном уровне, существуем и у нас есть желания, мы все время будем страдать. Боль нам будет обеспечена. Поэтому не бойтесь потерять свою старую боль. А то, что будет меньше страдательных русских фильмов, так это же, наконец, и ура. Вы хотите, чтобы мы все страдали постоянно на Достоевском, Быкове?
Не дай Бог что-то произойдет с организмом, сразу начнется: «Как же я был слеп! Почему не играл на гитаре, когда у меня были две руки?..» Давайте «деградировать» до благодарности к тому, что уже у нас есть. Это сложный путь, но он увлекательный. Искать дерьмо во внешнем мире – признак того, что человеку не хочется заниматься собой, что проще искать везде дерьмо. Меня тоже пытаются вовлекать: «Вот смотри, как это отвратительно. Давай срочно обсуждать». Я тоже, увы, в это вовлекаюсь сильно.
У вас недавно вышел сериал «Между нами химия», один из лучших в этом индустриальном году. Классные актерские работы и проработка жесткой «страдательной» темы рака через юмор, свет и оптимизм. Почему не оправдались ожидания с рейтингами, как вы думаете?
«Между нами химия»
трейлер сериала
о Николае II, Кончаловском и здоровых людях
Вы снялись в готовящемся к показу 16-серийном проекте Андрея Кончаловского «Хроники русской революции» в роли Николая II. Что вы играли?
Да?
А у вас были сомнения?
У вас есть свое отношение к этой исторической фигуре?
Ну конечно есть. Но передо мной поставлена задача, я же краска, как артист, правильно? Андрей Сергеевич сказал, что ему бы хотелось видеть; я, насколько смог, попытался исполнить. И для меня это его воля. Мне кажется, это было для нашей страны время очень несчастливое, когда сменилась одна большая эпоха другой большой эпохой. Вы говорили про травмы, я думаю, часть из них закладывалась именно там.
Никита Ефремов в роли Николая II
кадр из сериала «Хроники русской революции»

Вы работали с очень разными режиссерами: с молодыми талантливыми, как Александр Фомин, Карина Чувикова, Петр Тодоровский, и со зрелыми и даже маститыми. Чем отличается их творческий метод?
Меня не отпускает фильм Петра Тодоровского с вашим участием «Здоровый человек». Мне кажется, это большая ваша творческая удача. Вы называли своего героя нездоровым человеком, потому что он готов все выносить из дома, оказывая помощь людям. Почему?
Потому что, вынося все из дома и так помогая людям, мы чувствуем себя нужными, себе заслуживаем любовь, уменьшаем собственное чувство вины. Это нормально, но полезно это увидеть честно, зафиксировать, чтобы помощь не стала скрытой манипуляцией и обслуживанием комплексов.
В чем разница между спасательством и поддержкой? Спасательство – это «Я сделаю это за тебя». Оно, возможно, лишает человека его собственной силы.
Мне всегда казалось, что если ты оказываешь помощь, то какая разница, как, с какой мотивацией?
На некоторых из нас больше влияют не проекции, а религиозный постулат «Возлюби ближнего как самого себя», нет?
Надо помнить о том, что первые боги для нас – это родители, и, возможно, вот с этой религией стоит разобраться сначала.
О западном кино и не только
У вас был опыт международных съемок, фильм «Тетрис», а сейчас вы участник бурного российского кинопроизводства. Насколько мы отличаемся? Или мы уже рядом с «настоящей индустрией»?
И как в этой связи вы себя ощущаете, когда уже есть опыт чего-то «планетарного»?
И там, и здесь прекрасно ощущаю. Можно и там, и там страдать (смеется), а можно и там, и здесь получать удовольствие от процесса.
С удивлением прочитала, что вы пишете и исполняете музыку, а также увлекаетесь кулинарией. Если страдания не брать в топку творчества, то, может, кидать туда увлечения?
фото: Анастасия Климачева

Неужели сниметесь в мюзикле?
Вы лихо пускаетесь в эксперименты с внешностью: для «Содержанок» «поправились» на миллион кило методом толстинок, для «Соловья против Муромца» подсушили тело…
Физическая форма в «Соловье» прямо роскошная. Остаетесь в ней?
И отсутствие страданий, я усвоила.
Заглавное фото: Анастасия Климачева