Что ценного у Warner Bros.?
Что же получит Netflix в случае заключения этой сделки? Прежде всего доступ к производственным мощностям и интеллектуальной собственности одной из крупнейших и старейших студий в Голливуде. Warner Bros. владеет правами на «Матрицу», «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Барби», «Дюну», «Смертельную битву», вселенную комиксов DC, в которую входят Бэтмен и Супермен, а также вселенную MonserVerse с Годзиллой и Кинг-Конгом. Кроме того, при успехе сделки Netflix сможет поглотить стриминговый сервис HBO Max – своего прямого конкурента, занимающего третье место по количеству зрителей в США и владеющего обширной библиотекой сериалов, включающей в себя культовую «Игру престолов».
Не секрет, что в то время как с сериалами у Netflix все замечательно, их попытки создать полнометражный блокбастер оборачивались пшиком, несмотря на огромные бюджеты. Боевик «Серый человек» от братьев Руссо, снявших «Мстителей: Войну бесконечности», обещал стать новой бондианой, но кто вспомнит о нем сейчас, спустя три года после премьеры? Такая же судьба постигла «Красное уведомление» с Дуэйном Джонсоном и Галь Гадот, «Деву и дракона» с Милли Бобби Браун и «Мятежную луну» Зака Снайдера. Netflix нужны люди, умеющие снимать дорогое, качественное кино, привлекающее широкую аудиторию, и стриминг может их получить, купив Warner Bros.
Элайджа Вуд
в фильме «Властелин колец: Братство кольца»
Кто против сделки?
Напомним, что у Нолана есть личная обида на руководство Warner Bros. В 2020 году он настаивал, чтобы фильм «Довод» получил широкий кинотеатральный релиз в разгар пандемии, поскольку верил, что кассовые сборы этого проекта помогут выжить опустевшим из-за коронавирусных ограничений кинотеатрам. В результате «Довод» провалился в прокате, после чего Warner Bros. заявили, что все фильмы студии, запланированные на 2021 год, будут выходить на стриминговом сервисе HBO Max одновременно с премьерой в кинотеатрах. Нолан назвал такой подход неуважением к труду режиссеров и ушел от Warner Bros., громко хлопнув дверью. Несмотря на то что Netflix обещает, что все фильмы Warner Bros., находящиеся в производстве, по-прежнему будут выходить в кинотеатрах, режиссеры и продюсеры не сомневаются, что стриминг захочет сократить окно релизов. Если сейчас между премьерой фильма и его появлением в онлайн-кинотеатрах обычно проходит 5 недель, то Netflix наверняка значительно уменьшит этот срок.
Тед Сарандос с женой Николь Авант
Global Look Press
Мы спасаем Голливуд. Люди выросли с мыслью “хочу снимать фильмы для больших экранов, чтобы их две месяца смотрели незнакомцы, люди плакали и все билеты были распроданы”. Эта концепция устарела, – прямо заявлял глава Netflix Тед Сарандос.
Что хочет Paramount?
Помимо Netflix свои предложения к руководству Warner Bros. делали Paramount и Comstat. Вероятно, в ходе закрытых переговоров они предложили менее внушительные суммы, но Paramount не желает выходить из игры. Руководство компании решило провести враждебное поглощение Warner Bros. и обратилось к акционерам напрямую, не спрашивая мнения руководства Warner Bros. Paramount предлагают заплатить по 30 долларов за акцию, в то время как от сделки с Netflix акционеры получат всего по 27,5 доллара за акцию. Таким образом, сумма предложения от Paramount составляет 108,4 млрд долларов – на 25 млрд больше, чем у конкурентов! При этом важно отметить, что, в отличие от Netflix, Paramount выражает заинтересованность во всех активах Warner Bros., включая их сети вещания и Discovery+.
В то же время стоит помнить, что предложение Netflix гарантировано рыночной капитализацией стримингового гиганта в размере 400 млрд долларов. Капитализация Paramount составляет скромные 14,6 млрд долларов. Однако во главе Paramount стоит Дэвид Эллисон, сын миллиардера и соучредителя Oracle Corporation Ларри Эллисона, который недавно стал самым богатым человеком в мире, обойдя Илона Маска и Джеффа Безоса благодаря буму инвестиций в ИИ-технологии. Личное состояние Ларри Эллисона оценивается в 393 млрд долларов, и он может позволить себе профинансировать покупку Warner Bros.
Дэвид Эллисон
Global Look Press
Пропустят ли сделку регуляторы?
Прежде чем сделка будет заключена, она должна быть проверена на предмет соблюдения антимонопольного законодательства США. Президент США Дональд Трамп уже озвучивал свои сомнения относительно осуществимости предстоящего поглощения, поскольку после слияния с HBO Max стриминговый сервис Netflix будет контролировать более 30% рынка. Netflix нужно будет доказать, что сделка нацелена на повышение эффективности в пользу конечного потребителя, как утверждает Тед Сарандос, а не на установление доминирования на рынке. Стриминговый сервис в свою очередь напирает на то, что многие подписчики HBO Max и так имеют подписку на Netflix, так что из-за пересекающихся аудиторий реальный прирост доли рынка будет заметно меньше.
Дональд Трамп, внучка и зять Трампа – Арабелла и Джаред Кушнер, глава аппарата Белого дома Сьюзи Уайлс
Global Look Press
В то же время у Paramount есть сильный козырь в этой игре. Дэвид Эллисон напрямую обратился в администрацию президента США и пообещал провести «радикальные изменения» в работе телеканала CNN, если Дональд Трамп одобрит сделку между Paramount и Warner Bros. Всем известно, что Трамп на протяжении многих лет ведет борьбу с новостными агентствами, которые, по его мнению, искажают его слова и подают информацию о деятельности президента в невыгодном для него свете.
Что ждет зрителей?
Слияние Warner Bros. с любым крупным игроком на американском медиарынке в любом случае приведет к волне сокращений, уменьшению количества заказываемых фильмов и сериалов и в конечном итоге к падению качества контента, ведь продюсеры укрупненных студий стремятся выпускать безопасные, безрисковые, а потому пресные проекты. Формально Netflix обещает не допустить массовых увольнений и продолжить развивать экосистему HBO Max, но в реальности Warner Bros. наверняка ждет объединение подразделений и увольнение сотрудников, дублирующих функции друг друга. Подобную картину можно было наблюдать после слияния Fox и Disney.
Global Look Press / Андрей Аркуша
В любом случае грядущая продажа Warner Bros. является симптомом накрывшего рынок медиаконтента кризиса, отголоски которого затрагивают и Россию. Индустрия страдает от перепроизводства, текущие каналы дистрибуции контента не позволяют захватывать новую аудиторию, а потому количество игроков неизбежно сокращается. Удержаться в бизнесе сможет тот, кто сумеет адаптировать свою модель взаимодействия со зрителем к новым реалиям.