«В списках не значился»
трейлер фильма
Киноведы помнят: в 1995 году Андрей Малюков (тот самый, снявший культовые «Мы из будущего») уже экранизировал повесть Васильева, а адаптировала ее в сценарий Елена Райская. Картина называлась «Я – русский солдат», и Васильеву она не нравилась, он считал, что за 1 час 40 минут показать эволюцию мальчика в народного героя невозможно. Новая версия длится чуть больше двух часов и, кажется, с задачей, поставленной Борисом Львовичем, справляется. Но есть и нюансы.
Алена Морилова и Владислав Миллер
кадр из фильма «В списках не значился»

Сюжет
Режиссер Сергей Коротаев прилежно идет вслед за литературным произведением и рассказывает историю молоденького лейтенанта Коли Плужникова, который 21 июня 1941 года, получив назначение на службу в Брестской крепости, прибывает на приграничный вокзал. Многоязыкая толпа, иностранцы, убегающие от Гитлера, немецкий офицер, вольготно расположившийся в зале ожидания… В воздухе отчетливо пахнет тревогой, все только и говорят о близкой войне с Германией. Но политически грамотный молодой лейтенант считает эти разговоры провокацией, оперируя недавно заключенным пактом о ненападении.
Плужникова провожает в крепость молодая еврейка Мирра – хрупкая, маленькая хромоножка, работающая в крепости поварихой. Она предлагает ему выпить чаю, привести одежду в порядок и подать рапорт о прибытии утром. Но через пару часов начинается жуткий обстрел, крепость осаждена немцами. Хаос, шок, груда мертвых тел. Плужникову поручают командование десятью бойцами, но паренек, попав в первый бой, теряется. Ему страшно, он не знает, кому и какие отдавать команды, куда бежать, где прятаться; за один бой его несколько раз спасают подопечные. Кроме всего Коля ловит себя на мысли, что он не может убить человека, даже врага.
Владислав Миллер
кадр из фильма «В списках не значился»

Московский мальчик, выросший в центре столицы, привыкший к эклерам из Елисеевского магазина, он ехал в Брест делать военную карьеру. Но ему придется резко повзрослеть. С небольшой группкой людей он будет оборонять крепость от фашистов, каждый раз придумывая хитроумные операции, совершая вылазки… Они будут убивать немцев методично и целенаправленно, а новые будут прибывать и прибывать. Постепенно он лишится всех своих людей. Останется только Мирра. И посреди войны родится любовь, которая окончательно превратит мальчишку в мужчину. Мирра станет его миром, олицетворением всего того, что он обязан будет защищать до последней капли крови. Любимая женщина забеременеет, и он отправит ее из катакомб наверх, чтобы дать ребенку шанс родиться. И останется совсем один – грозным призраком Брестской крепости, жестоким мстителем, убивающим врагов и по одному, и группами.
Дальше будут спойлеры, но, поскольку многие читали повесть, они не так уж страшны. Лейтенант Плужников продержится более 300 дней. И выйдет из крепости только по просьбе дяди Мирры, которого будут шантажировать немцы. Ослепший от постоянной тьмы, изможденный от голода и жажды, превратившийся в старика (актер Миллер хорошо справляется с трансформацией образа)… Когда Плужников предстанет перед фашистами, немецкий генерал прикажет своим подчиненным встать в караул и отдаст героически сражавшемуся противнику честь. На просьбу представиться Коля не назовет имени, а скажет: «Я русский солдат, крепость не пала, просто она истекла кровью, а я ее последняя капля».
Плюсы и минусы фильма
Снимать столь драматическую, героическую историю чрезвычайно сложно – как не удариться в пафос, патетику? Как сделать героев живыми, а не монументальными? Режиссеру Сергею Коротаеву что-то удалось, что-то нет. Есть в фильме чрезвычайно эмоциональные сцены, прекрасные в своей трагичности и ужасе – когда заживо сгорает старшая повариха, сыгранная Яной Сексте. Или когда раненый старшина, герой Машкова, взобравшись на высоту, летит с нее, раскинув руки с гранатами, слово крылья, прямо в гущу немцев. Это эпические эпизоды, но их мало. Мало и режиссерских придумок, за счет которых мы бы подключились к героям, сроднились с ними. Тимур Вайнштейн говорит, что снимали скорее для молодежи, которая не то что не читала книгу – не слышала о ней. Поэтому, чтобы быть понятыми ими, пользовались современным киноязыком. Да, герои в кадре моментами выглядят как «300 спартанцев», да, некоторые сцены напоминают сюжеты компьютерных игр. Но это о-о-очень осторожное «осовременивание». Понятно, что тема вселяет не только безмерное уважение, но и страх: легко стать мишенью для упреков как в «недостаточном» патриотизме, так и в рьяном исполнении «госзаказа». Но масштаб истории таков, что по крайней мере позволяет игру в жанры – из нее можно делать как античную трагедию, так и комикс. И если бы режиссер (а за его плечами сериалы «Мосгаз», «Горький 53» плюс грядущий «Авиатор») был чуть смелее, могло бы получиться нечто крутое, дерзкое, с амбицией быть культовым и, простите за слово, модным – как это случилось с фильмом «Красный призрак» Богатырева или тарантиновскими «Бесславными ублюдками».
Павел Чернышев, Владислав Миллер и Павел Шевадо
кадр из фильма «В списках не значился»

Актерский спецназ и трюки
Главную роль лейтенанта Плужникова сыграл 25-летний Владислав Миллер, Мирру – 20-летняя Алена Морилова. Вместе с другими актерами Театра Табакова они выезжали на двухнедельную подготовку в лагерь с настоящими военными инструкторами. Режиссер просил их не щадить, поэтому ребят истязали всеми видами боевой подготовки. Им выдали реальное оружие образца 1941 года. А однажды ночью даже устроили атаку, чтобы посмотреть, как молодежь будет себя вести. Владислав говорит, что ему все это очень помогло, как и длительный репетиционный процесс и разбор роли по строчкам. Наверное, для молодого актера эта работа действительно станет вехой. Но лично мне не хватило харизмы и обаяния главного героя. Вот на минуту представляю в роли Плужникова молодого Влада Галкина с его улыбкой, прищуром глаз, с его способностью быть парнем из соседнего двора – и сразу вся история становится на место.
кадр из фильма «В списках не значился»

Подопечных Машкова называют «актерским спецназом»: они сами делают трюки, не прибегая к помощи дублеров и каскадеров. Режиссер говорит, что отдельное внимание уделялось и пластике – чтобы в кадре люди двигались так, как в жизни. Все это получилось, а энергетика – то, чем как раз силен сам Машков, у его учеников пожиже.
Что до спецэффектов, то сцены боя смотрятся зрелищно. Создатели утверждают, что в начальных кадрах, где все рушится и взрывается, создавая ощущение внезапного хаоса, снималось практически без компьютерной графики. Но есть в фильме эпизоды, где CG-эффекты считываются явно. А вот что касается декораций, то тут невозможно не отдать должное: в кинопарке «Москино» на площади 42 тысячи квадратных метров почти в оригинальную величину воссоздана Брестская крепость – со всем ее функционалом и даже костелом, и это впечатляет. Декорации не станут разбирать, они пригодятся киношникам и для других проектов.
Алена Морилова, Сергей Угрюмов, Владимир Машков, Павел Шевадо, Яна Сексте и Владислав Миллер
кадр из фильма «В списках не значился»

идти ли в кино
Фильм «В списках не значился», показанный в рамках Московского международного кинофестиваля, скоро выходит и в прокат – 1 мая, и тем, кто не знаком с произведением Бориса Васильева, его смотреть надо. Чтобы помнить. Чтобы знать, как наши воевавшие прадеды и деды в мгновение ока превратились из пацанов в воинов. Поколение героев – это не просто слова. У исполнителя главной роли Владислава Миллера прадед был награжден медалью «За отвагу» за взятие «языка». Вот вам реальная история через три рукопожатия. Ну а тех, кого покоробят в фильме фамилии предателей, например Федорчука, спешу разочаровать: скандала не будет, это не дань политической моде (как было предположили на пресс-показе некоторые кинокритики), так было у Васильева написано.
Заглавное фото: Владислав Миллер, кадр из фильма «В списках не значился»