Константин Маньковский: «Когда снимали “Нам покер”, помнили, что любим Гая Ричи»

Интервью с продюсером.
/

Сериал «Нам покер» – одно из ярчайших событий уходящего сезона, достойный всяческих наград и премий. Увы, проект не получил бешеного пиара, поэтому настоятельно советуем: если пропустили, бегите смотреть его в онлайн-кинотеатре Wink. Это настоящий hand made. Отличный сценарий, креативная режиссура, яркий актерский состав, остроумные диалоги и хороший русский язык. Такой набор характеристик – редкость в нашей конвейерной киноиндустрии. Прибавьте еще глубинные смыслы о сути отношений отцов и детей, братской любви, законе «бумеранга»…

В центре сюжета – два брата: Витя (Артем Кошман) и приемный Егор (Тимофей Елецкий), приехавшие в Питер из провинции. Не найдя денег на то, чтобы продолжить учебу Вити в универе, братья вовлекаются в авантюру – устраивают покерный клуб на дому. К компании прибивается мать-одиночка, крупье, а иногда и вебкамщица (Александра Бортич). Вскоре незадачливых бизнесменов сажает на «счетчик» полицейский с психотравмой (Петр Скворцов). А еще ребят преследуют акулы подпольного игрового бизнеса…

Мы поговорили с продюсером проекта Константином Маньковским (за плечами которого также сериалы «Тетя Марта», «Граница миров», «Кухня. Война за отель», «Психологини», «Казанова») о формуле талантливой истории, работе сценариста, индустриальном кризисе и выяснили, кто выживет в сложные времена.

«Нам покер»

трейлер сериала

Про сценарные комнаты и кармические законы

Константин, мы видели «Нам покер» еще на «Пилоте», и зал лежал от смеха на полу. Вы осознаете, что придумали очень крутую, вкусную штуку?

Очень надеюсь, что это так, там все слагаемые для хорошего сериалаПервый сезон закончился достаточно закономерно, как нам кажется. История, у которой в принципе и не могло быть хеппи-энда, показала, к чему может привести игровая зависимость. Это опасно и неконтролируемо. Именно в этом была наша главная задумка – показать, что, несмотря на любые проблемы в жизни, связанные с деньгами, обязательно найдется альтернативное решение выхода из кризиса и не нужно выбирать в попытке справиться со своими проблемами самый опасный план. Мы традиционно оставили интригу для возможного продолжения истории. Потому что получили огромное количество положительных отзывов со стороны как профессионального сообщества и критиков, так и телезрителей. Показателям  значительно превышают показатели получасовых сериалов. И, конечно, уже есть наброски и задумки – какой может быть новый сезон.

Главное слагаемое хита?

Все идет от истории, от сценария. И если беда в «консерватории», то уже не спасет ничто. На мой взгляд, в «Нам покер» сценарий довольно крепкий, интересный, его было очень интересно читать, там живые классные диалоги. С этого мы начали, потом появились классный режиссер (Рустам Ильясов), классный оператор (Андрей Лунинский), классные артисты, крутая платформа (Wink), на которой мы вышли.

Очевидно, что вы зашли на территорию Гая Ричи: «Карты, деньги, два ствола»…

Ну, никто в этом не сознается, конечно. Наверное, мы заходили на территорию разудалого, разухабистого, веселого стиля. Классного бади-муви, где есть друзья, страшные ситуации, бандиты, тем не менее на происходящие события смотришь легко и весело. 

Стилистику Гая Ричи повторить нельзя, можно только спародировать. А это же путь в никуда. Поэтому аккуратно скажу так: когда снимали, просто помнили о том, что любим Гая Ричи.

Меня всегда напрягает, когда в авторах сценария несколько человек. Это говорит о том, что не все получалось, что один писал диалоги, второй – сцены, третий переписывал или сводил. В «Нам покер» тоже трое сценаристов.

В основном писали двое – Артем Скуба и Арсений Ванин, они работают с нашей компанией Black Box с 2018 года, то есть уже давно. Это креативная, сложившаяся пара, они написали кучу сценариев («Тетя Марта», «Кухня. Война за отель»). И знаете, я согласен: втроем, вчетвером, впятером действительно драматическую историю не напишешь, а вдвоем, наверное, все-таки можно.
Вы прямо точно подметили эту особенность, мы буквально сегодня утром сидели, обсуждали, что нам нужны авторы на ситком, необходимо собирать сценарную комнату, искать людей, чтобы один шутки придумывал, другой их усиливал, третий над ними смеялся – в общем, все по классике. Параллельно у нас есть еще один проект – драма, и мы думали, кто бы из сценаристов – один человек – мог бы начать писать. То есть чем больше история клонится в сторону драмы, тем меньше людей в сценарной комнате остается. Получается, чем больше убийств в сериале, тоже тем меньше людей должно остаться в сценарной комнате.

Интересная закономерность. А с «Нам покер» как было изначально? Вам принесли готовый сценарий или идею?

Идею. Где-то четыре года назад мы обсуждали с ребятами, что бы нам такого сделать –  диджитального, веселого, какую-то историю про молодых парней, которые… О, знаете, как мы описываем сериал «Нам покер»? Это история про парней, которые думают, что у них есть план. Мы вращали идею в этом контексте. И еще мы все когда-то в разное время играли в покер – дома, любительски. Арсений и Артем и предложили в итоге идею про героев, которые открывают подпольный покерный клуб. И сразу стало ясно, что здесь много чего можно придумать. Любому продюсеру про это скажи – он бы сразу стал бы накидывать: «Ага, тут и хорошие парни, и плохие, тут и девушка, и любовь…» Сразу дерево вырастает в голове. Ребята предложили написать первую серию, потом она хорошенько отлежалась, как это у нас в индустрии принято, где-то годик. Затем я озвучил идею Wink, нам сказали: берем, и мы пошли писать.

«Нам покер»

кадр из сериала

Кадр из сериала «Нам покер»

Сейчас контент серьезно меняется из-за всяких запретов – сцен курения, мата. Например, в «Волшебном участке» целого героя пришлось переписать – Гнома-матерщинника. А что с покером? Игровой бизнес на территории России практически запрещен. Приходилось ли что-то купировать из соображений цензуры?

Поскольку наши герои ничего хорошего в результате своей авантюры не приобретают, мы не нарушаем никаких законов, не пропагандируем аморальный образ жизни. Знаете, в старом Голливуде был такой подход: если ты ведешь себя плохо, с тобой и будет происходить что-то плохое, это кармический закон. Есть очень небольшое количество режиссеров, которым позволено снимать беспросветный ужас, например, Ари Астер, автор «Солнцестояния», да и то это хоррор, особый жанр. 

В целом я про то, что в Голливуде есть негласная договоренность о том, что они не популяризируют бандитов, там зло всегда наказывается или страдает. И у нас кино в принципе устроено так же.

Я скажу немножко наивно, но нарушение каких-то общечеловеческих моральных заповедей в кино добра не приносит и самим кинематографистам.

Знакомый тезис. Балабанов в конце жизни, когда был уже очень болен и задумался о смерти, стал говорить, что недостоин рая, потому что «много людей убил в кино».

Ну да. Изначально название нашего сериала было «Даунстрик» – это такой термин в покере, когда каждый твой ход еще более усугубляет ситуацию. Вот это про наших героев, потому что каждое их движение в этом очевидно неправильно выбранном направлении ухудшает их ситуацию, они падают все глубже и глубже. В сериале показываются и лудоманы, а их уж никак хорошо не презентуешь. У людей, которые ночью приходят играть в покер на деньги, очевидные проблемы; против правды не попрешь, все равно история выруливает в какую-то истину. И она не конфликтует с законодательством Российской Федерации, что не может не радовать.

Есть мнение, что покерные игроки по типу – прирожденные руководители, умеющие выстраивать стратегии, реагировать на кризисы. Действительно можно что-то конкретное сказать об их характере, темпераменте?

Надо разделять: есть покер просто как набор правил поведения за столом, на котором лежат карты и фишки, а есть болезненный азарт, есть лудомания. Я, например, сам по себе не азартен. Пару раз заходил в казино в Красной Поляне, когда мы снимали сериал «Кухня», проигрывал очень небольшое количество денег, порядка 3 тысяч рублей, и уходил, перекрестившись; у меня никаких проблем с зависимостью нет.

А есть больные люди, которые возвращаются. Покер, наверное, классная игра. Я считаю, что зря она была запрещена. Она единственная из игр, в которой можно иметь какую-то стратегию. Вот в рулетке от человека ничего не зависит. Куда выпадет шарик, туда и выпадет, повезет – не повезет. В покере все-таки можно блефовать с помощью повышения ставок, пугать соперников. Здесь многое зависит от игрока, в отличие от других азартных игр. Но если это рушит судьбы людей, то и покер может быть опасным.
Для показа сериала «Нам покер» был разработан QR-код. Он ведет на сайт проекта, на котором объясняется, что такое лудомания и как можно получить помощь, если вы (или скорее ваш близкий) столкнулись с этой проблемой. Потому что это тоже своего рода наркомания.

Улан Адамбаев в проекте «Нам покер»

кадр из сериала

Улан Адамбаев

Про казахов, Артема Кошмана, Юру Борисова и город Достоевского

На каком этапе в сценарии сериала появились казахи – и не было ли здесь оммажа «Ладе Голд», где казахи обеспечили очень много шуток?

Все гораздо прозаичнее. Мы со сценаристами происходим из Новосибирского государственного университета, который находится в знаменитом новосибирском Академгородке. Из-за географической близости в нем учатся довольно много студентов из Казахстана, потому что Академгородок Новосибирска гораздо ближе к Казахстану, чем Москва. Соответственно, родилась идея о товарище-казахе Беке (Улан Адамбаев) для наших героев-братьев. Это сразу родило очень много шуток – даже на уровне языка, вот эти слова «ехалА», то, как здороваются казахи, что для русского уха звучит как мат (мы прямо боролись за эту фразу), вот таких фишек, конечно, хотелось набрать.
Мы с компанией еще параллельно снимали проект для ТНТ, который называется «Новости», режиссером которого был Аскар Бисембин («Папины дочки. Новые», «Два холма»), он родом из Казахстана. И мы пару раз у него консультировались. Казаха просто найти для консультаций. Тем более что мы не принижаем героя, там нет ничего оскорбляющего национальное достоинство, просто хотелось по полной отработать происхождение персонажа, чтобы зрителям было и интереснее, и веселее.

Ну, знаете, казахские комики сделали все для того, чтобы разрушить стереотип, что нельзя смеяться над разрезом глаз или над национальной едой. Они сами над собой шутят… Но в «Нам покер» есть и другие шутки. Когда герой разговаривает со слепой, идет титр шрифтом Брайля. Или оживает рыбка на свитере у следователя. Вот эти придумки были прописаны в сценарии или во время съемок рождались?

Здесь режиссер Рустам Ильясов, конечно, молодец, у него мозг нацелен на такие штучки, такие вкусности. Все время на съемках пробует что-то улучшить. А что-то и на постпродакшене во время монтажа рождалось. Не скрою, мы сомневались по поводу шутки со шрифтом Брайля, думали, не обидная ли она.

А почему действие происходит в Питере? Это мода какая-то? Сейчас многие фильмы в антураже Северной столицы снимают.

Это режиссер предложил. Нам было все равно, где снимать. Мы, собственно, думали о Москве, важен был столичный город, потому что парни из большого города переехали в еще больший. Но Рустам на первой же встрече сказал, что хочет, чтобы история разворачивалась в Питере. Он гнул в эту сторону очень сильно, я как продюсер, конечно, сопротивлялся от дополнительных затрат, мне Wink надо было объяснять, почему такой бюджет. Но Рустам продавил нас всех. И оказался прав. Питер дал какую-то глубину мира.

Да, эти дворы-колодцы, старые квартиры с гигантской площадью, с парадными лестницами…

Все локации, сам город живо интегрировались в историю. Да и сами посудите – где же еще снимать историю про игроков, если не в Петербурге? Так что такой вот у нас путеводный кумир – Гай «Достоевский» Ричи получился.

В сериале потрясающий актерский состав. Феерический Руслан Братов, харизматичные Хельга Филиппова, Владимир Майсурадзе, Улан Адамбаев. Как всегда естественная, как кошка, Саша Бортич. Но пленяет братский дуэт. Между героями – дикая химия. Чье было решение, продюсерское или режиссерское, взять на роли именно Тимофея Елецкого и Артема Кошмана?

По Кошману мы все сразу же сошлись. А вот по Елецкому нам пришлось поуговаривать разные инстанции, принимающие решения. На мой взгляд, Тимофей прекрасен в роли приемного брата. История интересна тем, что героя взяли в семью лет пять назад, в очень взрослом возрасте, и он до сих пор немножко угловатый такой, немягкий мальчик, который очень хочет заслужить любовь. Мы сделали ансамблевые пробы, которые всех убедили, вопросов не осталось. Хотя, наверное, это и правильно: дело заказчика – сомневаться, а наше дело – доказывать, что мы правы.

Тимофей тут замечательный. Что касается Кошмана, он сегодня просто лучший кудрявый парень России, потому что Марк Эйдельштейн уже повзрослел. Кажется, вот-вот и у Артема стрельнет международная карьера, потому что он может быть любым. Как вы вообще относитесь к этим нашим международным победам?

Никак не отношусь, потому что ко мне это не имеет никакого отношения. Я искренне рад за тех людей, у которых это получается. Я рад за Юру Борисова, но давайте будем честными, это не заслуга русского кино, понимаете? Это не заслуга российской индустрии, это заслуга режиссера «Аноры», сценариста и прекрасного артиста Юрия Борисова. А еще Дарьи Екамасовой, Марка Эйдельштейна. Они замечательные артисты, я желаю им всего наилучшего.

Вы состоите в Международном кворуме продюсеров кинофильмов (The International Quorum of Motion Picture Producers, или IQ), которому уже 60 лет и конференции которого проходят в США. Наивный вопрос, но все же задам: насколько возможно продвижение русского кино на Запад? Мы ведь помним, как до 2022 года наши продакшены и артисты выходили на общие проекты с Netflix.

Ко мне за границей вопросов от профессиональной индустрии нет. Потому что русская культура уважаема вне зависимости от того, что делают люди, которые приписывают себе единоличное обладание русской культурой. На Западе уважают наших писателей. 

Если вобьете, например, в «Гугл» the best novelist of all time, там будут Чехов, Достоевский, Толстой, Набоков, Булгаков. Там будут и Джойс, Диккенс, Драйзер, но русских там будет больше всего. К русской культуре вопросов не было и не будет. И к представителям русского искусства. Вопросы к тому, возможно ли сейчас взаимодействие. Наверное, на данный момент оно невозможно.

В 2023 году Константин Маньковский получил премию ТЭФИ-Kids за лучший сериал «Тетя Марта»

фото: пресс-служба

Константин Маньковский с детьми на премии ТЭФИ Kids

«Все будет схлопываться, не все выстоят»

Участие в международной ассоциации продюсеров что вам дает?

Это общение с профессионалами, у нас ежемесячные созвоны, каждый рассказывает про то, что у них происходит. Я, кстати, там год назад находясь, услышал про то, что начинается кризис перепроизводства сериалов в Америке и в Мексике. И вот теперь, обратите внимание, кризис перепроизводства добрался и до нас.

Что касается вашего вопроса, мне кажется, культура и искусство, особенно телевизионная и киноиндустрия, как и наука, не могут быть вещью в себе. Они не должны иметь границ. Необходимо общаться на разных языках с разными людьми, потому что изолированная культура превращается в выставочные экспонаты в Эрмитаже. Великолепная египетская культура – вот она вся, на первом этаже Лувра, красивая и неживая. Поэтому нельзя замыкаться на себе, а взаимодействие – единственный выход и рецепт вечной жизни. Уверен, что все в конце концов будет хорошо.

Тем не менее прогнозы на следующий год у всех довольно мрачные: деньги в индустрии заканчиваются, не все платформы выстоят.

Да, это правда, сейчас все будет схлопываться. Проекты закрываются; наверное, сейчас именно таков естественный ход вещей, в текущем историческом моменте. Мне кажется, в будущем году мы увидим эпидемию закрытия продакшен-компаний – самых уязвимых участников рынка, которые в нашей системе отсутствия роялти живут только за процент от производства… Что же касается платформ… Не знаю, откуда они еще берут свою устойчивость, кроме уже исчерпавшего себя ресурса новых подписчиков. Думаю, с ними в итоге все будет в порядке, а производителям контента придется несладко. Тем, кто сам себе зарабатывает деньги.
Вторые на очередь к выходу с этого затянувшегося праздника – члены съемочной группы. Люди привыкли к большим зарплатам, к большим деньгам. Полгода назад невозможно было найти специалиста, у всех невероятные запросы.

Человек, который снял полситкома для СТС, заряжает такую ставку… Ты думаешь: откуда ты взялся, за что тебе платить такие деньги?

Но его можно понять: он пришел в индустрию три-четыре года назад и других денег-то и не видел, не то что местные старожилы. Мы вот недавно вспоминали, как у нас в 2018 году на втором сезоне проекта «Психологини», фудтрак появился. Я тогда думал: ничего себе, вот это Голливуд, вот это вырос уровень российского кинопроизводства!

Как будто звучит пессимистично, но одновременно выглядит и как некий эволюционный процесс – всем нужно прозреть и очиститься от скверны общества потребления?

Ну давайте все же немножко «скверны» оставим – у многих ипотека и дети. А рынок – да, очистится от случайных людей, которые не понимают своей настоящей стоимости. Останутся профессионалы плюс останутся люди, которые хотят работать и будут просить за это адекватные деньги. Это несомненный плюс. А минус в том, что, во-первых, просто жалко людей, которые потеряют работу, а во-вторых, молодым талантам сложнее будет пробиться: узкое окошко входа в эту индустрию станет еще уже.

Константин Маньковский и Фёдор Бондарчук на съемках сериала «Игра на вылет»

фото: bbp kino

Константин Маньковский и Федор Бондарчук на съемках сериала «Игра на вылет»

«Сценаристы не одуванчики»

Вы как сценарист и одновременно продюсер не испытываете когнитивный диссонанс? Продюсер не бьет по рукам сценариста, придумавшего нечто такое, что понесет серьезные затраты?

Это моя в некоторой степени личная проблема, потому что мне в какой-то момент пришлось переквалифицироваться из сценаристов в продюсеры. Примерно лет 10 назад, когда мы основали компанию, я еще по инерции писал довольно много вместе со своими коллегами, но потом осознал невозможность совмещения должности генерального продюсера и сценариста. Звучит так, будто я сделал осмысленный выбор, но, если честно, я ничего не решал — обстоятельства за меня решили, как, наверное, и бывает со всеми важными решениями в жизни.

Естественно, я отношусь к сценаристам с огромным уважением, считаю и даже глубоко уверен в том, что все участники съемочного процесса (некоторые с нами не согласятся) обслуживают сценаристов: все – от администратора до исполнителя главной роли, гримеры, режиссеры, операторы и постановщики – занимаются только тем, чтобы воплотить сценарий. Без сценаристов не было бы вообще ничего, понимаете? Можно справиться без того, без другого, без третьего. Но вот труд сценариста – он самый главный.
Вы знаете, что такое blank page syndrome? Это страх, боязнь белого пустого листа. Когда сценарист садится за компьютер и видит: листочек в Word пустой. И нет никакой вероятности, что там что-то появится. А вот у съемочной группы изначально есть сценарий, протокол, дорожная карта. Сценарий может быть кривой, косой, но проект появится, они что-то да снимут, какими корявыми не были бы. В этом большая разница и большая несправедливость. Сценарист – наиболее важная фигура, особенно на первых этапах, а у нас такое отношение к ним… «Что курил автор?», «Понаписали»… Если бы сценарист не написал, вы бы тут вообще не собрались бы.
Я очень люблю сценаристов, потому что это все-таки писательское ремесло, и оно мне близко. Уровень сценаристики у нас сегодня разный, но мы же говорим про настоящих?

А сколько их, настоящих? Максимум на пальцах одной с половиной руки можно посчитать...

Нет, нет, это неправда, им работать не дают просто. Не очень большое количество продюсеров умеют со сценаристами работать. Сравните уровень оплаты труда с голливудским, например.

Я знаю, что некоторые российские сценаристы и по 2 миллиона за серию получают. Или вы про систему роялти, о которой бьет в колокола Андрей Золотарёв?

Да-да, о ней. Люди, которые придумывают историю, дальше не имеют никаких прав на свое творение. Вот поэтому сценаристы и берут сразу по 5−6 заказов, пишут их параллельно, качество от этого страдает. Одной рукой он фэнтези заканчивает, второй для «России» какую-то мелодрамку доделывает. Потому что нужны деньги, надо семью кормить.

Вот у нас, например, в компании сценаристы на зарплате. Это редко где бывает, потому что их берут обычно на проект, а потом все, до свидания. А мы стараемся наших сценаристов удержать, даже если нет проекта, что-то придумываем, договариваемся.

Сценаристы не одуванчики, которые через асфальт растут, это очень нежные цветы, которые надо поливать, как-то о них заботиться, они все-таки талантливые люди. Поэтому и говорю, что не так много продюсеров с ними умеют разговаривать. Это «Не копай отсюда и до обеда», «Завтра две страницы, послезавтра четыре. Не написал? План нам срываешь».

А сколько у вас в компании на зарплате сценаристов? И сколько они получают?

В разное время по-разному – так скажу, чтобы не разглашать коммерческую тайну. Я говорю тут не про цифры, а про подход, мы за них до последнего будем сражаться.
Расскажу историю. Я приехал на конференцию продюсеров в Атланту в прошлом году. И рассказывал там о российском кинопроизводстве, о своей компании. Они спрашивают: у тебя 15 тайтлов как у продюсера и где-то 10 как у сценариста, ты, наверное, на своем частном самолете сюда прилетел? Или на своей яхте прямо вот сюда в глубь штата заехал? Зачем ты тут вообще время тратишь?

Потому что в нормальной индустрии, если у тебя есть 15 продюсерских тайтлов или 10 сценарных на Imdb уровня не просто студенческих работ, а вот настоящего, платформенного, федерального уровня, ты невероятно состоятельный человек. Ты получаешь огромные деньги просто за каждый показ, ты себе работу уже выбираешь, ты говоришь: я это буду писать, и мне нужно столько-то времени, я не могу написать сериал за полгода – то, что мы сегодня требуем от российских сценаристов и от продюсеров. Ну и чтобы сохранить какой-то баланс нытья и жалоб на то, как все несправедливо устроено, все же добавлю, что, конечно же, у нас меньше конкуренция и гораздо ниже порог входа в индустрию.

Откровенности ради, мы ведь видим лекальность очень многих сценариев даже у заметных российских авторов. Справедливо ли в этом случае говорить об уникальности профессии и такого же вознаграждения?

Сейчас попробую выговориться, небольшую терапию пройду. Никто не знает, как сделать хороший проект. Нет рецепта. Это подметили еще в Голливуде в 70-х годах. Сценарист довольно известного фильма «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», получившего четыре «Оскара», Уильям Голдмен написал классную книжку «Похождение сценариста в Голливуде». Рекомендую почитать, это очень интересно. Там есть такая мысль: ни один продюсер не знает секрета успеха, но думает, что секрет успеха в том, чтобы повторить те шаги, которые ранее привели к хиту.

Если у нас есть какой-то актер и с этим актером фильм выстрелил, значит, мы берем его в новый фильм. Потому что так безопаснее. В студии сидит человек, ему сказать «да» – значит, нести потом ответственность. А вдруг не получится? И потом начнется: «Кто сказал “да”? Из-за кого студия потеряла такое количество денег?» Поэтому проще сказать «нет», потому что за «нет» никто ругать не будет.

Кто-то рискует и выигрывает – как, например, получилось со «Словом пацана» Першина, Табарчука и Бондарчука. Было же непонятно, что получится. А сейчас про подростковую преступность на любой платформе проекты есть.
Мы тоже пытались пробивать стереотипы. У нас есть довольно успешный сериал «Тетя Марта». Нам говорили: маленькая девочка не может быть главным героем. Это неинтересно, должен быть хотя бы маленький мальчик. Мы выгнули свое – и отошли от клишированности.

«Тетя Марта»

трейлер сериала

Про Аристотеля, Хичкока и «Большую разницу»

Поговорим про техническую сторону работы сценариста. Как вы относитесь к тому, что фактуру им нынче помогает находить chatGPT?

Если помогать искать фактуру, то на здоровье. А если писать сценарии, то это, конечно, безобразие. Я думаю, уверенность в том, что chatGpt может написать сценарий или построить арку персонажа, идет от непонимания принципа работы ИИ. Если говорить очень простыми словами, то ИИ подбирает по теории вероятности самое подходящее слово за словом, исходя из контекста запроса, и таким образом строит предложение. А также, поскольку ИИ в некотором смысле является маркетинговым продуктом, то в ответе на вопрос он хочет вам угодить, то есть дать такой ответ, который вас удовлетворит, даже если ответ будет неправильным. И на выходе получаются идеальные по форме, но, к сожалению, лишенные смысла тексты, в которых тем не менее в очень красивом порядке расставлены слова.

Сценарист же отталкивается от своих эмоций, от своего опыта, от своего состояния в данный момент и еще от чего-то неведомого фрейдистского «оно», которое сидит где-то внутри и что-то делает там само по себе. Но, конечно, тут еще и слова расставлять в нужном порядке надо уметь. Сценаристу без этого никуда.

Какие фильмы необходимо посмотреть начинающему сценаристу?

Хичкок считал, что есть два типа сюжета: парень уехал из города, и парень приехал в город, все остальное – вариации вокруг да около. Это, конечно, шутка, но в этом есть доля правды, потому что сюжетов не так много, да и правила драматургии Аристотель в «Поэтике» сформулировал давным-давно, их ровно семь.

Аарон Соркин говорил: «Если что-то не работает, значит, ты нарушил правило Аристотеля». Поэтому мой совет – читать, интересоваться, смотреть – в принципе не сильно важно что, главное – чтобы нравилось. Да начните хоть с Топ-250 на imdb.

Максимальное количество драфтов, которые вы осмеливаетесь потребовать от сценаристов?

От жанра зависит. Если это драма, тут либо автор сразу пишет так, как надо, либо надо искать другого автора. Что может сделать толковый редактор? Что-то подвинуть, чуть-чуть усилить, доделать. Обычно это 2−3 драфта. А все, что дальше, – это издевательство над человеком. Потому что ну вот он пишет так, как пишет. В ситкоме, конечно, авторов любят сильнее помучить – возьмем, например хотя бы такие ужасные для любого автора слова «что-то не очень смешно».

Андрей Золотарёв утверждает, что сценаристы делятся на кортизоловых и адреналиновых. Кортизоловые – это те, которые сдают все в срок и получают удовольствие от работы. А адреналиновые – это те, которые работают на стрессе и сдают в последнюю минуту.

Я кортизоловых не знаю, не встречал.

Мне вот Илья Тилькин («Библиотекарь», «Григорий Р.», «Сердце пармы») признавался, что он кортизоловый, что у него все выстроено по плану, у него есть офис с компьютером, график и вообще он «взрослый человек».

Ну, везет. Но мне кажется интереснее, когда на адреналине. Вообще, вся работа в этой индустрии интересна тем, что она адреналиновая.

Константин, у вас есть потрясающий опыт работы в когда-то суперпопулярном шоу Первого канала «Большая разница». Не оттуда ли такая точность в изложении историй, характеров?

Я на этом шоу был креативным продюсером, руководил авторской группой плюс съемочным процессом. Мне, конечно, этот опыт помог в профессии, но это чуть-чуть другое – скетч все-таки существует по иным правилам. Этот опыт ценен тем, что я попал именно в производственную индустрию, и сразу в такой крутой команде с потрясающими артистами. И первый режиссер, с которым я вместе работал, был Дима Дьяченко. То есть сразу влез на плечи к гигантам.

Там же и Жора Крыжовников начинал?

Да, именно там мы с ним познакомились, вместе работали довольно долго и остались приятелями. Мы с Андреем очень уважительно и тепло друг к другу относимся с тех пор. Ну, я к нему точно.

Вы как будто стесняетесь того периода, но этого «раскрашенного Штирлица» или пародию на «Ликвидацию» мы друг другу пересылали хохоча. Мне кажется, эти хулиганские вайбы до сих пор доносятся и даже чувствуются в сериале «Нам покер».

Может быть. Но «Большая разница» закончилась, потому что кончился материал, нами было спародировано все.

Нет ли желания пригласить звезду «Большой разницы» Сергея Бурунова в свое кино?

С Сергеем я конкретно не работал, но мы здороваемся, хочется верить, что будет проект под него. С кем-то из «Большой разницы» потерялись, с кем-то общаемся, в гости друг к другу не ходим, но помним. Давно это все-таки было.

Константин Маньковский, Полина Гухман и Данила Козловский на съемках сериала «Игра на вылет»

фото: bbp kino

Константин Маньковский, Полина Гухман и Данила Козловский на съемках сериала «Игра на вылет»

Про Козловского, яблочко ожидания и «Тетю Марту»

Не кажется ли вам, что выходом из ситуации с кризисом перепроизводства является стратегия «лучше меньше, да лучше»? Вот Okko не распыляется, а производит со «Средой» сериалы-события: «Аутсорс», «Трассу», впереди – «Враги» и «Полураспад»… Там мало провалов.

Говоря о сериалах-событиях, мы на какую шкалу ориентируемся? Есть внутренний KPI, цифры, которые никто не покажет. Классный, с точки зрения критиков и индустрии, сериал может не зайти зрителю. Мне кажется, существует некий пузырь-дискурс или даже несколько, в которых мы все обитаем, сейчас поясню, что я имею в виду. В одном живут критики, в другом – продюсеры, в третьем – артисты, в четвертом – зрители и так далее. Есть сериалы, которые журналисты хвалят, но в моем пузыре его просто разносят: «Невозможно, это кровь из глаз». И наоборот, продюсеры говорят: «Круто, вот они постарались», а критики громят. Цифр мы не знаем, кто голосует на «Кинопоиске» – тоже. Так что выход один – делать так, чтобы нравилось себе, своей семье и чтоб перед пацанами не было неудобно. Наверное, как-то так.

А бывает и так, когда объективно отличный сериал, как «Между нами химия», на который ставили и продюсеры, и критики, не собирает ожидаемых цифр. Грустно. Каковы ваши ставки на будущий сериал «Игра на вылет»?

Сейчас все большие платформы делают ставку на сериалы-события. Сериал про большой теннис с Козловским «Игра на вылет» тоже событие, но не потому, что Козловского снимаем, а потому, что никто никогда не снимал про большой теннис в России. Вообще. Тем более сериалов. Это масштабное погружение в теннис, и это событие…

…которое, по вашей логике, может не зайти зрителю? У нас, кажется, уже не осталось неосвоенных видов спорта в кино. В какой стадии проект?

Больше половины отсняли, проект дорогой, сложный, много тенниса, много специальной техники, потрясающие артисты, потрясающая группа, замечательнейший сценарий, я надеюсь, там все должно хорошо получиться. Ближе к финалу, а он, надеюсь, будет уже весной, я вам смогу рассказать о нем подробнее.

Данила в какой форме?

Отличный, потрясающий артист. Я первый раз с ним работаю. Он тоже влюблен в сценарий, сразу согласился, сказал, что у него нет ни одного вопроса, «просто скажите, когда мы начинаем».

У Данилы это уже третий вид спорта – хоккей, футбол и теннис.

Он умеет играть в теннис, кстати. И довольно неплохо.

В «Игре на вылет» вы не сценарист? Вы вообще оставляете возможность возвращения в эту профессию?

Мы вместе разрабатывали-писали первую серию, причем долго. Я, конечно, все читал, но дальше создавали сценарную историю без меня. Я уже не пишу. Это был тяжелый выбор, я пошел по скользкой дорожке продюсирования за деньги. Последнее, что написал, – первая «Тетя Марта», несколько серий вместе с коллегами. 

Константин Маньковский

фото: bbp kino

Константин Маньковский

В нашей стране сегодня все успешные с точки зрения монетизации проекты – это сказки и фантастика. Как относитесь к этой повальной моде?

Я думаю, что успешные проекты на сто процентов соответствуют текущему состоянию дел во Вселенной на момент выхода. Успешные проекты как бы к месту и вовремя. А еще они так сфокусированы, что попадают прямо в яблочко чувств и ожиданий людей. Но, поскольку в последнее время у нас и чувства, и ожидания так расфокусированы, что непонятно, чего ждем и чего хотим, то и попасть туда сложнее, мне кажется. А сказки просто безопасные, вот и весь секрет их востребованности у индустрии.

Какова судьба «Границы миров»?

Съемки второго сезона закончили буквально несколько дней назад. В отношении третьего сезона – сценарий есть, ждем решения канала. Цифры первого сезона были очень хорошие.

Жанр фэнтези сегодня снимать очень дорого?

Да. Мы постарались снять качественно и интересно, и получилось очень дорого. Графика, трюки, грим, специальный реквизит, особые локации – все это удовольствие недешевое.

А история «Тети Марты» закончилась?

Да, потому что Вита Корниенко выросла.

Знаете, это никого не останавливало – тот же СТС «Папиных дочек» во втором поколении снимает…

Смысл «Тети Марты» заключался в истории маленькой девочки, которая живет среди взрослых, но при этом взрослее всех их. Там дан чистый, незашоренный взгляд ребенка на взрослых. А что будет, когда она станет подростком? В чем ценность такой истории? Впрочем… Чего я так сразу, да?

Да, зачем же убивать курочку, несущую золотые яйца?

Ну все. Вы меня замотивировали. После нашего интервью подумаю, куда развить историю.

Заглавное фото: Константи Маньковский / bbp kino

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время