В центре сюжета – два брата: Витя (Артем Кошман) и приемный Егор (Тимофей Елецкий), приехавшие в Питер из провинции. Не найдя денег на то, чтобы продолжить учебу Вити в универе, братья вовлекаются в авантюру – устраивают покерный клуб на дому. К компании прибивается мать-одиночка, крупье, а иногда и вебкамщица (Александра Бортич). Вскоре незадачливых бизнесменов сажает на «счетчик» полицейский с психотравмой (Петр Скворцов). А еще ребят преследуют акулы подпольного игрового бизнеса…
Мы поговорили с продюсером проекта Константином Маньковским (за плечами которого также сериалы «Тетя Марта», «Граница миров», «Кухня. Война за отель», «Психологини», «Казанова») о формуле талантливой истории, работе сценариста, индустриальном кризисе и выяснили, кто выживет в сложные времена.
«Нам покер»
трейлер сериала
Про сценарные комнаты и кармические законы
Константин, мы видели «Нам покер» еще на «Пилоте», и зал лежал от смеха на полу. Вы осознаете, что придумали очень крутую, вкусную штуку?
Очень надеюсь, что это так, там все слагаемые для хорошего сериала. Первый сезон закончился достаточно закономерно, как нам кажется. История, у которой в принципе и не могло быть хеппи-энда, показала, к чему может привести игровая зависимость. Это опасно и неконтролируемо. Именно в этом была наша главная задумка – показать, что, несмотря на любые проблемы в жизни, связанные с деньгами, обязательно найдется альтернативное решение выхода из кризиса и не нужно выбирать в попытке справиться со своими проблемами самый опасный план. Мы традиционно оставили интригу для возможного продолжения истории. Потому что получили огромное количество положительных отзывов со стороны как профессионального сообщества и критиков, так и телезрителей. Показателям значительно превышают показатели получасовых сериалов. И, конечно, уже есть наброски и задумки – какой может быть новый сезон.
Главное слагаемое хита?
Все идет от истории, от сценария. И если беда в «консерватории», то уже не спасет ничто. На мой взгляд, в «Нам покер» сценарий довольно крепкий, интересный, его было очень интересно читать, там живые классные диалоги. С этого мы начали, потом появились классный режиссер (Рустам Ильясов), классный оператор (Андрей Лунинский), классные артисты, крутая платформа (Wink), на которой мы вышли.
Очевидно, что вы зашли на территорию Гая Ричи: «Карты, деньги, два ствола»…
Ну, никто в этом не сознается, конечно. Наверное, мы заходили на территорию разудалого, разухабистого, веселого стиля. Классного бади-муви, где есть друзья, страшные ситуации, бандиты, тем не менее на происходящие события смотришь легко и весело.
Стилистику Гая Ричи повторить нельзя, можно только спародировать. А это же путь в никуда. Поэтому аккуратно скажу так: когда снимали, просто помнили о том, что любим Гая Ричи.
Меня всегда напрягает, когда в авторах сценария несколько человек. Это говорит о том, что не все получалось, что один писал диалоги, второй – сцены, третий переписывал или сводил. В «Нам покер» тоже трое сценаристов.
Интересная закономерность. А с «Нам покер» как было изначально? Вам принесли готовый сценарий или идею?
«Нам покер»
кадр из сериала
Сейчас контент серьезно меняется из-за всяких запретов – сцен курения, мата. Например, в «Волшебном участке» целого героя пришлось переписать – Гнома-матерщинника. А что с покером? Игровой бизнес на территории России практически запрещен. Приходилось ли что-то купировать из соображений цензуры?
Поскольку наши герои ничего хорошего в результате своей авантюры не приобретают, мы не нарушаем никаких законов, не пропагандируем аморальный образ жизни. Знаете, в старом Голливуде был такой подход: если ты ведешь себя плохо, с тобой и будет происходить что-то плохое, это кармический закон. Есть очень небольшое количество режиссеров, которым позволено снимать беспросветный ужас, например, Ари Астер, автор «Солнцестояния», да и то это хоррор, особый жанр.
В целом я про то, что в Голливуде есть негласная договоренность о том, что они не популяризируют бандитов, там зло всегда наказывается или страдает. И у нас кино в принципе устроено так же.
Знакомый тезис. Балабанов в конце жизни, когда был уже очень болен и задумался о смерти, стал говорить, что недостоин рая, потому что «много людей убил в кино».
Есть мнение, что покерные игроки по типу – прирожденные руководители, умеющие выстраивать стратегии, реагировать на кризисы. Действительно можно что-то конкретное сказать об их характере, темпераменте?
Надо разделять: есть покер просто как набор правил поведения за столом, на котором лежат карты и фишки, а есть болезненный азарт, есть лудомания. Я, например, сам по себе не азартен. Пару раз заходил в казино в Красной Поляне, когда мы снимали сериал «Кухня», проигрывал очень небольшое количество денег, порядка 3 тысяч рублей, и уходил, перекрестившись; у меня никаких проблем с зависимостью нет.
Улан Адамбаев в проекте «Нам покер»
кадр из сериала
Про казахов, Артема Кошмана, Юру Борисова и город Достоевского
На каком этапе в сценарии сериала появились казахи – и не было ли здесь оммажа «Ладе Голд», где казахи обеспечили очень много шуток?
Ну, знаете, казахские комики сделали все для того, чтобы разрушить стереотип, что нельзя смеяться над разрезом глаз или над национальной едой. Они сами над собой шутят… Но в «Нам покер» есть и другие шутки. Когда герой разговаривает со слепой, идет титр шрифтом Брайля. Или оживает рыбка на свитере у следователя. Вот эти придумки были прописаны в сценарии или во время съемок рождались?
А почему действие происходит в Питере? Это мода какая-то? Сейчас многие фильмы в антураже Северной столицы снимают.
Да, эти дворы-колодцы, старые квартиры с гигантской площадью, с парадными лестницами…
Все локации, сам город живо интегрировались в историю. Да и сами посудите – где же еще снимать историю про игроков, если не в Петербурге? Так что такой вот у нас путеводный кумир – Гай «Достоевский» Ричи получился.
В сериале потрясающий актерский состав. Феерический Руслан Братов, харизматичные Хельга Филиппова, Владимир Майсурадзе, Улан Адамбаев. Как всегда естественная, как кошка, Саша Бортич. Но пленяет братский дуэт. Между героями – дикая химия. Чье было решение, продюсерское или режиссерское, взять на роли именно Тимофея Елецкого и Артема Кошмана?
Тимофей тут замечательный. Что касается Кошмана, он сегодня просто лучший кудрявый парень России, потому что Марк Эйдельштейн уже повзрослел. Кажется, вот-вот и у Артема стрельнет международная карьера, потому что он может быть любым. Как вы вообще относитесь к этим нашим международным победам?
Вы состоите в Международном кворуме продюсеров кинофильмов (The International Quorum of Motion Picture Producers, или IQ), которому уже 60 лет и конференции которого проходят в США. Наивный вопрос, но все же задам: насколько возможно продвижение русского кино на Запад? Мы ведь помним, как до 2022 года наши продакшены и артисты выходили на общие проекты с Netflix.
Ко мне за границей вопросов от профессиональной индустрии нет. Потому что русская культура уважаема вне зависимости от того, что делают люди, которые приписывают себе единоличное обладание русской культурой. На Западе уважают наших писателей.
Если вобьете, например, в «Гугл» the best novelist of all time, там будут Чехов, Достоевский, Толстой, Набоков, Булгаков. Там будут и Джойс, Диккенс, Драйзер, но русских там будет больше всего. К русской культуре вопросов не было и не будет. И к представителям русского искусства. Вопросы к тому, возможно ли сейчас взаимодействие. Наверное, на данный момент оно невозможно.
В 2023 году Константин Маньковский получил премию ТЭФИ-Kids за лучший сериал «Тетя Марта»
фото: пресс-служба
«Все будет схлопываться, не все выстоят»
Участие в международной ассоциации продюсеров что вам дает?
Что касается вашего вопроса, мне кажется, культура и искусство, особенно телевизионная и киноиндустрия, как и наука, не могут быть вещью в себе. Они не должны иметь границ. Необходимо общаться на разных языках с разными людьми, потому что изолированная культура превращается в выставочные экспонаты в Эрмитаже. Великолепная египетская культура – вот она вся, на первом этаже Лувра, красивая и неживая. Поэтому нельзя замыкаться на себе, а взаимодействие – единственный выход и рецепт вечной жизни. Уверен, что все в конце концов будет хорошо.
Тем не менее прогнозы на следующий год у всех довольно мрачные: деньги в индустрии заканчиваются, не все платформы выстоят.
Человек, который снял полситкома для СТС, заряжает такую ставку… Ты думаешь: откуда ты взялся, за что тебе платить такие деньги?
Как будто звучит пессимистично, но одновременно выглядит и как некий эволюционный процесс – всем нужно прозреть и очиститься от скверны общества потребления?
Ну давайте все же немножко «скверны» оставим – у многих ипотека и дети. А рынок – да, очистится от случайных людей, которые не понимают своей настоящей стоимости. Останутся профессионалы плюс останутся люди, которые хотят работать и будут просить за это адекватные деньги. Это несомненный плюс. А минус в том, что, во-первых, просто жалко людей, которые потеряют работу, а во-вторых, молодым талантам сложнее будет пробиться: узкое окошко входа в эту индустрию станет еще уже.
Константин Маньковский и Фёдор Бондарчук на съемках сериала «Игра на вылет»
фото: bbp kino
«Сценаристы не одуванчики»
Вы как сценарист и одновременно продюсер не испытываете когнитивный диссонанс? Продюсер не бьет по рукам сценариста, придумавшего нечто такое, что понесет серьезные затраты?
Это моя в некоторой степени личная проблема, потому что мне в какой-то момент пришлось переквалифицироваться из сценаристов в продюсеры. Примерно лет 10 назад, когда мы основали компанию, я еще по инерции писал довольно много вместе со своими коллегами, но потом осознал невозможность совмещения должности генерального продюсера и сценариста. Звучит так, будто я сделал осмысленный выбор, но, если честно, я ничего не решал — обстоятельства за меня решили, как, наверное, и бывает со всеми важными решениями в жизни.
А сколько их, настоящих? Максимум на пальцах одной с половиной руки можно посчитать...
Я знаю, что некоторые российские сценаристы и по 2 миллиона за серию получают. Или вы про систему роялти, о которой бьет в колокола Андрей Золотарёв?
Да-да, о ней. Люди, которые придумывают историю, дальше не имеют никаких прав на свое творение. Вот поэтому сценаристы и берут сразу по 5−6 заказов, пишут их параллельно, качество от этого страдает. Одной рукой он фэнтези заканчивает, второй для «России» какую-то мелодрамку доделывает. Потому что нужны деньги, надо семью кормить.
Сценаристы не одуванчики, которые через асфальт растут, это очень нежные цветы, которые надо поливать, как-то о них заботиться, они все-таки талантливые люди. Поэтому и говорю, что не так много продюсеров с ними умеют разговаривать. Это «Не копай отсюда и до обеда», «Завтра две страницы, послезавтра четыре. Не написал? План нам срываешь».
А сколько у вас в компании на зарплате сценаристов? И сколько они получают?
Потому что в нормальной индустрии, если у тебя есть 15 продюсерских тайтлов или 10 сценарных на Imdb уровня не просто студенческих работ, а вот настоящего, платформенного, федерального уровня, ты невероятно состоятельный человек. Ты получаешь огромные деньги просто за каждый показ, ты себе работу уже выбираешь, ты говоришь: я это буду писать, и мне нужно столько-то времени, я не могу написать сериал за полгода – то, что мы сегодня требуем от российских сценаристов и от продюсеров. Ну и чтобы сохранить какой-то баланс нытья и жалоб на то, как все несправедливо устроено, все же добавлю, что, конечно же, у нас меньше конкуренция и гораздо ниже порог входа в индустрию.
Откровенности ради, мы ведь видим лекальность очень многих сценариев даже у заметных российских авторов. Справедливо ли в этом случае говорить об уникальности профессии и такого же вознаграждения?
Если у нас есть какой-то актер и с этим актером фильм выстрелил, значит, мы берем его в новый фильм. Потому что так безопаснее. В студии сидит человек, ему сказать «да» – значит, нести потом ответственность. А вдруг не получится? И потом начнется: «Кто сказал “да”? Из-за кого студия потеряла такое количество денег?» Поэтому проще сказать «нет», потому что за «нет» никто ругать не будет.
«Тетя Марта»
трейлер сериала
Про Аристотеля, Хичкока и «Большую разницу»
Поговорим про техническую сторону работы сценариста. Как вы относитесь к тому, что фактуру им нынче помогает находить chatGPT?
Если помогать искать фактуру, то на здоровье. А если писать сценарии, то это, конечно, безобразие. Я думаю, уверенность в том, что chatGpt может написать сценарий или построить арку персонажа, идет от непонимания принципа работы ИИ. Если говорить очень простыми словами, то ИИ подбирает по теории вероятности самое подходящее слово за словом, исходя из контекста запроса, и таким образом строит предложение. А также, поскольку ИИ в некотором смысле является маркетинговым продуктом, то в ответе на вопрос он хочет вам угодить, то есть дать такой ответ, который вас удовлетворит, даже если ответ будет неправильным. И на выходе получаются идеальные по форме, но, к сожалению, лишенные смысла тексты, в которых тем не менее в очень красивом порядке расставлены слова.
Какие фильмы необходимо посмотреть начинающему сценаристу?
Аарон Соркин говорил: «Если что-то не работает, значит, ты нарушил правило Аристотеля». Поэтому мой совет – читать, интересоваться, смотреть – в принципе не сильно важно что, главное – чтобы нравилось. Да начните хоть с Топ-250 на imdb.
Максимальное количество драфтов, которые вы осмеливаетесь потребовать от сценаристов?
Андрей Золотарёв утверждает, что сценаристы делятся на кортизоловых и адреналиновых. Кортизоловые – это те, которые сдают все в срок и получают удовольствие от работы. А адреналиновые – это те, которые работают на стрессе и сдают в последнюю минуту.
Мне вот Илья Тилькин («Библиотекарь», «Григорий Р.», «Сердце пармы») признавался, что он кортизоловый, что у него все выстроено по плану, у него есть офис с компьютером, график и вообще он «взрослый человек».
Константин, у вас есть потрясающий опыт работы в когда-то суперпопулярном шоу Первого канала «Большая разница». Не оттуда ли такая точность в изложении историй, характеров?
Там же и Жора Крыжовников начинал?
Вы как будто стесняетесь того периода, но этого «раскрашенного Штирлица» или пародию на «Ликвидацию» мы друг другу пересылали хохоча. Мне кажется, эти хулиганские вайбы до сих пор доносятся и даже чувствуются в сериале «Нам покер».
Нет ли желания пригласить звезду «Большой разницы» Сергея Бурунова в свое кино?
Константин Маньковский, Полина Гухман и Данила Козловский на съемках сериала «Игра на вылет»
фото: bbp kino
Про Козловского, яблочко ожидания и «Тетю Марту»
Не кажется ли вам, что выходом из ситуации с кризисом перепроизводства является стратегия «лучше меньше, да лучше»? Вот Okko не распыляется, а производит со «Средой» сериалы-события: «Аутсорс», «Трассу», впереди – «Враги» и «Полураспад»… Там мало провалов.
Говоря о сериалах-событиях, мы на какую шкалу ориентируемся? Есть внутренний KPI, цифры, которые никто не покажет. Классный, с точки зрения критиков и индустрии, сериал может не зайти зрителю. Мне кажется, существует некий пузырь-дискурс или даже несколько, в которых мы все обитаем, сейчас поясню, что я имею в виду. В одном живут критики, в другом – продюсеры, в третьем – артисты, в четвертом – зрители и так далее. Есть сериалы, которые журналисты хвалят, но в моем пузыре его просто разносят: «Невозможно, это кровь из глаз». И наоборот, продюсеры говорят: «Круто, вот они постарались», а критики громят. Цифр мы не знаем, кто голосует на «Кинопоиске» – тоже. Так что выход один – делать так, чтобы нравилось себе, своей семье и чтоб перед пацанами не было неудобно. Наверное, как-то так.
А бывает и так, когда объективно отличный сериал, как «Между нами химия», на который ставили и продюсеры, и критики, не собирает ожидаемых цифр. Грустно. Каковы ваши ставки на будущий сериал «Игра на вылет»?
…которое, по вашей логике, может не зайти зрителю? У нас, кажется, уже не осталось неосвоенных видов спорта в кино. В какой стадии проект?
Больше половины отсняли, проект дорогой, сложный, много тенниса, много специальной техники, потрясающие артисты, потрясающая группа, замечательнейший сценарий, я надеюсь, там все должно хорошо получиться. Ближе к финалу, а он, надеюсь, будет уже весной, я вам смогу рассказать о нем подробнее.
Читайте также: Подробности со съемок «Игры на вылет» с Козловским: фото
Данила в какой форме?
У Данилы это уже третий вид спорта – хоккей, футбол и теннис.
В «Игре на вылет» вы не сценарист? Вы вообще оставляете возможность возвращения в эту профессию?
Мы вместе разрабатывали-писали первую серию, причем долго. Я, конечно, все читал, но дальше создавали сценарную историю без меня. Я уже не пишу. Это был тяжелый выбор, я пошел по скользкой дорожке продюсирования за деньги. Последнее, что написал, – первая «Тетя Марта», несколько серий вместе с коллегами.
Константин Маньковский
фото: bbp kino
В нашей стране сегодня все успешные с точки зрения монетизации проекты – это сказки и фантастика. Как относитесь к этой повальной моде?
Какова судьба «Границы миров»?
Жанр фэнтези сегодня снимать очень дорого?
Да. Мы постарались снять качественно и интересно, и получилось очень дорого. Графика, трюки, грим, специальный реквизит, особые локации – все это удовольствие недешевое.
А история «Тети Марты» закончилась?
Знаете, это никого не останавливало – тот же СТС «Папиных дочек» во втором поколении снимает…
Да, зачем же убивать курочку, несущую золотые яйца?
Заглавное фото: Константи Маньковский / bbp kino