«Докер»
обзор фестиваля
Про искусство
В новой секции «Докер Арт» экспертное жюри, в которое вошли три девушки – актриса и танцовщица Александра Киселева, кинокритик Катя Комарова, актриса Полина Федина, особо упомянули «Великанцев» Юрия Мокиенко, а статус лучшего фильма достался Марии Бородянской, автору сценария и продюсеру фильма «Про Бородянского, автора сценария про сантехника Афоню и др.»
Размышления Александра Бородянского о методе работы со сценарием, об отношении к теории драматургии, о жизни в профессии и юмор героя сделали картину живой и очень информативной. Мария постеснялась в титрах объявить себя еще и режиссером картины об отце. Теперь, получив фестивальную награду, может делать это с полным правом.
«Лилипутцы»
Конкурс короткого метра дистанционно судила интернациональная команда. На закрытии фестиваля за всех отдувался режиссер Андрей Богатырев («Красный призрак», «Легенда о самбо»), объявлявший со сцены победителей. Кажется, именно его стараниями обе российские картины в конкурсе получили особое упоминание жюри. С формулировкой «За кино, дающее надежду на новую жизнь» – «Нечужие» Нины Изотовой и «За талантливое переосмысление традиций» – «Молчаливая песня оленя» Александра Красновского.
«Нечужие»
кадр из фильма

Каждый фильм программы был по-своему достоин наград. В основном были представлены работы не первоходов, но маститых документалистов со всего мира, решивших поупражняться с формой в малых стандартах. Результат – очень разнообразная и интересная программа. Победителем среди прочих равных стал канадско-венесуэльский фильм «Аудио и аллигатор» Андреса И. Эстрады.
Основной курс
В основном конкурсе не только выбрали главную картину, но и раздали цеховые награды. В такие моменты начинаешь поеживаться, когда честно отработал фестиваль: про звук-то и не написал ни слова или забыл оператору уделить внимание. В конечном итоге кино рождается из суммы впечатлений, и выделить кого-то одного – это в любом случае означает поощрить всю команду, работавшую над фильмом. Хорошо, что есть жюри, ему и отдуваться!
Звукорежиссер Халил Тункай стал лучшим за фильм «Козочка-501» (Эврим Черватолу, Турция, 2025). За лучшую операторскую работу отмечен оператор и режиссер фильма «Дары гор» Араш Рахша (Иран).
Камилль Мутон (Франция) получил награду за монтаж фильма «Котлован» Николая Бема. Награду вышел получать оператор картины Артур Соколов. И хотя сам он мог претендовать на большее, но на сей раз дело ограничилось устной похвалой от критика и члена жюри Всеволода Коршунова, который вручал награды основного конкурса.
«Котлован»
кадр из фильма

Специальный приз фестиваля с формулировкой «За поэтическое отражение реальности» получил автор фильма «Место времени» Михаил Басов. Тот случай, когда сложно до конца разобраться с собственным зрительским отношением к этой картине.
Приз фестиваля за лучшую режиссуру уедет в Швейцарию. Майя Чуми получила награду за фильм «Бессмертные» (Швейцария, Ирак, 2024). Два героя фильма – свидетели и рядовые участники волнений в Багдаде 2019 года. Девушка по их итогам отправляется под бессрочный домашний арест, из-под которого регулярно сбегает, пользуясь протекцией брата и мамы. Эта линия женит игровое кино с неигровым, иракская съемочная группа реконструирует некоторые события с целью обезопасить героиню. Второй герой снимал когда-то протесты на камеру, нашел себя, участвуя в них, получает ранения и увечья и снова отправляется на улицу. Когда Багдад опять восстанет в наши дни, герой, пусть прошли годы и жизнь изменилась, снова ринется на площадь.
«Бессмертные»
трейлер фильма
Гран-при фестиваля «Докер» 2025 года заполучил фильм «Мы здесь живем» Жананы Курмашевой (Казахстан). К сказанному ранее добавить нечего. Если пафос оказывается важнее документа, то, возможно, так и надо.
В конечном итоге зритель сам решает, что смотреть, а что не обязательно. Он и решил. Приз зрителей – у «Милой куколки» Давида Монкаси Архилеса (Испания). Никаких возражений и лишь одно пожелание, чтобы эта жизнеутверждающая картина обязательно добралась до российского проката.
Главная зрительская награда отечественной программы «Док Станция» – у картины «Мои медведи. Гималайцы» Ирины Шапман и Владислава Гришина. Здесь тоже, что называется, без комментариев. Ждем фильм на широких экранах.
«Фламинго: жизнь после метеорита»
трейлер фильма
Если кому-то что-то не понравилось, то подсластить пилюлю был призван фильм закрытия фестиваля. Простоватая, но визуально безупречная картина мексиканца Лоренцо Хагермана «Фламинго: жизнь после метеорита» (2024) – настоящий праздник и свидетельство торжества неигрового кино. Чудесные монтажные шутки, вроде танцевального номера под ча-ча-ча в период спаривания или саспенс с участием крокодила и какого-то мелкого пернатого, решившего полакомиться подкаменкой в болотной водице, – было чем любоваться. Камера парит рядом со стаями красавцев фламинго, спокойно располагается в самой гуще событий, происходящих в колонии птиц из 34 тыс. особей.
Ждем новый «Докер» через год, как тех фламинго ждет Юкатан. И пусть жизнь продолжается, а кино снимается!
Заглавное фото: кадр из фильма «Фламинго: жизнь после метеорита»