Что общего между фламинго и «Докером»

Фестиваль «Докер» раздал призы и награды.
/

«Докер»

обзор фестиваля

Про искусство

В новой секции «Докер Арт» экспертное жюри, в которое вошли три девушки – актриса и танцовщица Александра Киселева, кинокритик Катя Комарова, актриса Полина Федина, особо упомянули «Великанцев» Юрия Мокиенко, а статус лучшего фильма достался Марии Бородянской, автору сценария и продюсеру фильма «Про Бородянского, автора сценария про сантехника Афоню и др.» 

Размышления Александра Бородянского о методе работы со сценарием, об отношении к теории драматургии, о жизни в профессии и юмор героя сделали картину живой и очень информативной. Мария постеснялась в титрах объявить себя еще и режиссером картины об отце. Теперь, получив фестивальную награду, может делать это с полным правом.

Что касается Юрия Мокиенко, сразу в двух фильмах, попавших в программу, он использует киноманский прием, прислоняя философские или научные выкладки к событиям в кадре. Точнее и интереснее это сделано в «Великанцах».
В театре «Кукольный формат» готовят к выходу в свет ростовых кукол великих русских писателей Достоевского, Пушкина, Гоголя. Процесс напряженный, реплики часто комичны («Надо ехать голову перерезать Гоголю» и в таком духе). Пик – когда северный ритуал, описанный в советском научфильме, герой начинает исполнять в натуре. Сам догадался или кто подсказал, не принципиально – фильм с этого момента окончательно превращается в алхимическую практику по оживлению мертвой материи и выходит на уровень серьезного исследования, как рождается искусство в коллективном порыве. Жаль только, что большое у труппы театра получилось, а настоящее все-таки не совсем.

«Лилипутцы»

Конкурс короткого метра дистанционно судила интернациональная команда. На закрытии фестиваля за всех отдувался режиссер Андрей Богатырев («Красный призрак», «Легенда о самбо»), объявлявший со сцены победителей. Кажется, именно его стараниями обе российские картины в конкурсе получили особое упоминание жюри. С формулировкой «За кино, дающее надежду на новую жизнь» – «Нечужие» Нины Изотовой и «За талантливое переосмысление традиций» – «Молчаливая песня оленя» Александра Красновского.

«Нечужие»

кадр из фильма

Фильм «Нечужие»

Каждый фильм программы был по-своему достоин наград. В основном были представлены работы не первоходов, но маститых документалистов со всего мира, решивших поупражняться с формой в малых стандартах. Результат – очень разнообразная и интересная программа. Победителем среди прочих равных стал канадско-венесуэльский фильм «Аудио и аллигатор» Андреса И. Эстрады.

Аудио Канья – венесуэльский фермер, который любит рассказывать байки. Кто-то ценит его эту особенность, кого-то она раздражает. Найдет ли фермер своего 500-килограммового хищника, о котором так любит рассказывать городским, не так важно, главное, что сам он и его семья оказываются в пространстве магического реализма, в котором возможно все. Главное – жить и работать без скуки.

Основной курс

В основном конкурсе не только выбрали главную картину, но и раздали цеховые награды. В такие моменты начинаешь поеживаться, когда честно отработал фестиваль: про звук-то и не написал ни слова или забыл оператору уделить внимание. В конечном итоге кино рождается из суммы впечатлений, и выделить кого-то одного – это в любом случае означает поощрить всю команду, работавшую над фильмом. Хорошо, что есть жюри, ему и отдуваться!

Звукорежиссер Халил Тункай стал лучшим за фильм «Козочка-501» (Эврим Черватолу, Турция, 2025). За лучшую операторскую работу отмечен оператор и режиссер фильма «Дары гор» Араш Рахша (Иран).

Камилль Мутон (Франция) получил награду за монтаж фильма «Котлован» Николая Бема. Награду вышел получать оператор картины Артур Соколов. И хотя сам он мог претендовать на большее, но на сей раз дело ограничилось устной похвалой от критика и члена жюри Всеволода Коршунова, который вручал награды основного конкурса.

«Котлован»

кадр из фильма

Карьер «Мир»

Специальный приз фестиваля с формулировкой «За поэтическое отражение реальности» получил автор фильма «Место времени» Михаил Басов. Тот случай, когда сложно до конца разобраться с собственным зрительским отношением к этой картине.

Видеохудожника Басова давно и по делу знают и ценят в мире. Его фильм, несомненно, разнообразил конкурс, дал ему дополнительное измерение. Ряд интереснейших визуальных решений и наблюдений создает атмосферу и заставляет задуматься о времени и смысле бытия. Однако само высказывание выглядит слишком простроенным и очевидным. То есть форма киноязыка восторжествовала над содержанием. Хотя кто сказал, что это плохо?

Приз фестиваля за лучшую режиссуру уедет в Швейцарию. Майя Чуми получила награду за фильм «Бессмертные» (Швейцария, Ирак, 2024). Два героя фильма – свидетели и рядовые участники волнений в Багдаде 2019 года. Девушка по их итогам отправляется под бессрочный домашний арест, из-под которого регулярно сбегает, пользуясь протекцией брата и мамы. Эта линия женит игровое кино с неигровым, иракская съемочная группа реконструирует некоторые события с целью обезопасить героиню. Второй герой снимал когда-то протесты на камеру, нашел себя, участвуя в них, получает ранения и увечья и снова отправляется на улицу. Когда Багдад опять восстанет в наши дни, герой, пусть прошли годы и жизнь изменилась, снова ринется на площадь.

«Бессмертные»

трейлер фильма

Картина сделана с европейским пафосом. Причины бунтарства сведены к важным в Европе трактовкам. Местный колорит в кадре есть, но не всегда он соответствует духу и смыслу происходящих в реальности событий. Самое честное, что есть в фильме, – кадры, снятые героем на площади, в них много жизни и правды. В любом случае работа режиссером проделана немалая, с этим нельзя не согласиться.

Гран-при фестиваля «Докер» 2025 года заполучил фильм «Мы здесь живем» Жананы Курмашевой (Казахстан). К сказанному ранее добавить нечего. Если пафос оказывается важнее документа, то, возможно, так и надо.

В конечном итоге зритель сам решает, что смотреть, а что не обязательно. Он и решил. Приз зрителей – у «Милой куколки» Давида Монкаси Архилеса (Испания). Никаких возражений и лишь одно пожелание, чтобы эта жизнеутверждающая картина обязательно добралась до российского проката.

Главная зрительская награда отечественной программы «Док Станция» – у картины «Мои медведи. Гималайцы» Ирины Шапман и Владислава Гришина. Здесь тоже, что называется, без комментариев. Ждем фильм на широких экранах.

«Фламинго: жизнь после метеорита»

трейлер фильма

Если кому-то что-то не понравилось, то подсластить пилюлю был призван фильм закрытия фестиваля. Простоватая, но визуально безупречная картина мексиканца Лоренцо Хагермана «Фламинго: жизнь после метеорита» (2024) – настоящий праздник и свидетельство торжества неигрового кино. Чудесные монтажные шутки, вроде танцевального номера под ча-ча-ча в период спаривания или саспенс с участием крокодила и какого-то мелкого пернатого, решившего полакомиться подкаменкой в болотной водице, – было чем любоваться. Камера парит рядом со стаями красавцев фламинго, спокойно располагается в самой гуще событий, происходящих в колонии птиц из 34 тыс. особей.

Вечный круговорот жизни, за засухой приходят дожди и штормы, за стаей стая прилетает, чтобы дать миру потомство ярких грациозных птиц. Не все выживут, но самый любопытный будет вознагражден жизнью. Лишь где-то на горизонте нависла тень глобального потепления и прочих техногенных проблем, но пока все еще возможно.

Ждем новый «Докер» через год, как тех фламинго ждет Юкатан. И пусть жизнь продолжается, а кино снимается!

Заглавное фото: кадр из фильма «Фламинго: жизнь после метеорита»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время