«Обнальщик»
трейлер сериала
Про злобных критиков и признание Данелии
Борис, «Обнальщик» движется к финалу. Есть ли страхи, как оценят проект индустрия, зрители, когда досмотрят проект до конца?
Что вас не устраивает в этом сериале, что хотели бы в нем изменить?
Борис Акопов
на съемках сериала «Обнальщик»
А почему вы не продолжаете работать с собственными сценариями?
У вас есть право выбора тем в работе со студией? Как к вам вообще приходят сценарии?
Мне много всего присылали и присылают, и ничего не нравилось, а снимать, конечно, хочется качественные проекты, тут я не оригинален. Особенно сложно выбирать в студийном производстве: надо реализовывать историю, как я уже говорил, вместе со многими людьми, а это всегда немножко эксперимент. Когда стал читать первую серию «Обнальщика», вдруг увидел в авторах фамилию своего однокурсника по мастерской документального кино Кирилла Кулагина и его жены Елены Ваниной и подумал: ни фига себе, это знак свыше! Кирилл талантливый, классный, в том числе и режиссер (он снял док «Еще один длинный день». – Прим. ред.). Мне понравился сценарий, я и до этого стремился расширить географию своего кино, а тут действие происходит на Дальнем Востоке. Понимал, что это экспедиция. А еще привлекло, что это история про семью и там есть фундаментальная мысль про ценности, про то, что получается, когда человек не очень везучий пытается нормализовать свою жизнь.
Борис Акопов, София Лопунова и Федор Кудряшов
на съемках сериала «Обнальщик»
Какой вы сделали вывод из опыта студийной работы?
Александр Яценко
на съемках сериала «Обнальщик»
Ну, если студии доверяют вам такие скоростные проекты, это характеризует вас как исключительно дисциплинированного режиссера, потому что есть у нас общие знакомые, которые и выбиваются из графиков, и уходят со съемок, хлопнув дверью, и их заменяют…
Да, у нас не было ни одной сорванной смены. Вся группа и продюсеры Star Media – большие профессионалы, я хочу им сказать спасибо за то, что… Я ведь тоже не подарок, но, вы правы, человек я дисциплинированный.
По крайней мере, вы на съемках не уходите в запой?
Пока нет (смеется).
О биткоинах и дефиците китайцев
История «Обнальщика» построена вокруг махинаций с криптовалютой на заре ее существования, в 2013 году. Вам приходилось изучать вопрос, погружаться во все эти блокчейны, майнинги?
У нас были консультанты, работа над сценарием постоянно продолжалась, потому что история не была дописана на момент съемок проекта, она писалась в процессе, что тоже, конечно, добавляло определенные сложности производству. Конечно, я погружался, хотя там столько нюансов! Но кино – визуальное искусство, и мы должны были достаточно сложные вещи объяснять простым языком.
Мне всегда была интересна тема крипты: куда это пойдет, во что выльется. Был период, и мой папа майнил. С помощью какого-то друга он поставил мини-ферму у себя дома на заре криптодвижения. Единственное, что я понял: количество потраченной энергии и полученный профит – это прямо связка, сидя дома, ты ничего не добьешься. А еще в этом бизнесе все быстро меняется, одновременно с правовым полем.
Борис Акопов
фото из личного архива
Ого, вы в наследство можете получить биткоины?
Ну, это как привязываться к пуговицам на военных мундирах. Кино – довольно условная штука, а за точностью надо отправляться к хроникерам.
Самое главное: китайцев же у вас не казахи играют?
Елена Николаева
на съемках сериала «Обнальщик»
О Юре Быкове и странных совпадениях
На момент начала работы вы знали о «Лихих» Юры Быкова?
Знали и все равно пригласили Елену Николаеву на роль мамы?
Когда время на поиск иссякло, я предложил Елену Николаеву, она подошла Яценко лучше всех. И только спустя время мне кто-то сказал: «Ты знаешь, что у Юры Быкова Николаева тоже играет, и тоже в сериале про семью». Я подумал-подумал и решил: ну и Бог с ним. Сроки поджимали, да и отказывать Лене из-за этого казуса не хотелось. Слушайте, в конце концов, у Юры в «Лихих» снялся Егор Кенжаметов… (Смеется.)
…которого вообще-то открыли вы в «Быке». Короче, вы с Быковым квиты.
Юрий Быков
в сериале «Лихие»
Мне кажется, что у вас с Юрой Быковым телепатическая связь. У вас обоих бодрое пацанское кино…
…и вы оба – просто непостижимо – в своих фильмах еще и композиторы.
А вы нотами записываете?
Борис Акопов
на съемках фильма «Бык»
О разорванных суставах и идиосинкразии к «Щелкунчику»
А как вы, все-таки мальчик из хорошей семьи, заинтересовались темами разрушающихся родственных связей?
Кажется, что люди балета за завтраком облачка едят, но это суровая школа жизни. В интернате холодно, голодно, там мучают детей, рвут им суставы, чтобы они стали спортсменами, артистами балета, все это сопряжено с насилием над человеком, потому что тело этого не просит. Гимнастика и балет, всем известно, – это большой, изнурительный труд.
Почему вы не сняли об этом фильм, сериал? Почему это делают Валерий Тодоровский, Евгений Сангаджиев?
Соберитесь, пожалуйста, мне кажется, это может быть очень интересно.
Вы же смотрели сериалы «Большой», «Балет»? Насколько они правдивы?
Борис Акопов в одной из балетных ролей
фото из соцсети режиссера
Боря, я помню, как мы впервые увидели вас на «Кинотавре». Моя подруга-журналист, очень любящая балет, дергала меня за рукав: обрати внимание, как стоит режиссер Акопов – ноги в третьей позиции. То есть вы держали балетную форму, даже уйдя из этой профессии. А вы себя никогда не считали выдающимся танцовщиком?
А я им и не был, я крепкая корда, у меня даже сольных-то партий не случилось.
И амбиций не было?
Вы сейчас интересуетесь тем, что происходит в балете? Ходите в Большой театр на «Щелкунчика», на которого нам, простым смертным, невозможно попасть и который экранизируете тоже не вы, а другой режиссер – Феликс Умаров?
А тряхнуть стариной и выдать в клубе на вечеринке класс?
Нет-нет, я из тех людей, кто даже на тусовке просто стоит у бара и смущается.
Борис Акопов
фото из личного архива
О быдло-балетниках и хмурых рожах
Балетный мальчик – это то же самое, что и мальчик-скрипач, который во дворе считается изгоем, который идет со своей нотной папкой «на музыку», пока остальные мальчишки играют в футбол. Как вас воспринимали в подростковом возрасте ровесники?
Дрались?
Оттуда ли – из детства, либо оттого, что папа был следователем, вот этот пристальный интерес к криминальной теме?
Думаю, скорее из того, что я сам как зритель сформировался именно на таком кино, мне нравился мужской конфликт, история выживания. В этом заложена мощная драматургия, энергетически сильная. Впрочем, мой дипломный, вгиковский фильм «Рай» был совершенно про другое. Это уже после окончания вуза я сел писать «Быка» и решил вспомнить детство, то, какими глазами я, мелкий, смотрел на тех пацанов.
Я мир начал помнить с 90-х, это первые осознанные ощущения, и решил в них разобраться, прочувствовать, что это была за страна, в которой я начал формироваться как человек. Возможно, это была и какая-то терапия. А потом образовалась некая киноколея, в которой до сих пор существую. Но, честно говоря, эти хмурые рожи уже надоели.
Я мир начал помнить с 90-х, это первые осознанные ощущения, и я решил в них разобраться, прочувствовать, что это была за страна, в которой я начал формироваться как человек. Возможно, это была и какая-то терапия. А потом образовалась некая киноколея, в которой я до сих пор существую. Но, честно говоря, эти хмурые рожи уже надоели.
Денис Косиков и Слава Копейкин
в сериале «На автомате»
Вы отрефлексировали 90-е, потом 10-е…
Да, пора. А то ненароком обвинят, что вы романтизируете образ бандитов.
Мальчикам генетически, что ли, нравится играть в войнушку. Они хотят пестики, они хотят носиться друг за другом. Это заложено на глубинном уровне, тут ничего не поделаешь, и не надо ничего с этим делать, должно пройти какое-то количество миллионов лет, чтобы эволюционно мы поменялись. Но пока, если в нас это заложено, нужно с темой работать.
Афина Кондрашова и Юра Борисов
в фильме «Бык»
О Юре Борисове, Славе Копейкине и актрисах-злодейках
Каков ваш метод работы с актерами? Вы разрешаете импровизации или ваше видение роли – догма?
Я очень люблю актеров. Когда идет кастинг, хочется, чтобы это были мои люди. То есть люди, которые мне нравятся именно как люди. Хочется, чтобы все мы стали друзьями, чтобы думали и чувствовали одно и то же. В сериальном производстве часто не хватает возможности и времени добиться от актеров зерна роли, и они просто занимают свою позицию на шахматной доске. А хочется, чтобы они чувствовали текст, чтобы понимали, куда идет его персонаж, чтобы мы работали в сотворчестве. Когда артистам интересно, они начинают искать, мучить себя.
Играть другого человека, проживать характер – это сложно, если погружаться, а не просто прыгать из одной маски в другую. Секрет кульминации должен где-то в актере существовать с самого начала. Как они определяют движение «туда»? Как насыщают характер объемом и гранями? Я ищу таких артистов, которые хотят сделать роль глубже, которые что-то предлагают, звонят мне среди ночи и говорят: «Боря, я понял, что это должно быть вот так»…
Есть режиссеры, которые выбивают из потока, создают дискомфорт, чтобы артист не вставал на определенные рельсы. Может, на некоторых фильмах такие подходы даже требуются. Но мне хочется, чтобы все любили друг друга. В этом ведь еще и практическая польза: когда артист включен в дело, он готов на переработку (смеется).
Ваши артисты Александр Яценко, Федор Кудряшов, Слава Копейкин, Денис Косиков из такой породы или кто-то уже зазвездился?
Нет, никто не зазвездился. Со всеми было кайфово работать. Из тех, кого вы перечислили, – это прямо 100 из 100. При этом я не имею в виду, что, например, менее опытный Федя Кудряшов какой-то другой. В «Обнальщике» у него дебют, он очень сильно переживал, с ним, конечно, дольше надо было работать – не хочу сказать «нянчиться». Подростковая органика немножко странная, чтобы подключиться к человеку, который вдруг решил заниматься нехорошими вещами, хотя и для благой цели, нужно потрудиться. Мы подробно разбирали роль и, я надеюсь, чего-то достигли. С начала и до финала проекта был пройден большой путь, и этот актерский рост чувствуется.
Денис Косиков и Слава Копейкин
в сериале «На автомате»
Спрошу про Юру Борисова. Вы его сняли в «Быке», когда он еще звездой не был, шесть лет назад, Правда, что он чуть было не потерял эту роль из-за агентских интриг? Как часто с таким вообще приходится сталкиваться?
Что касается Юры, это был настолько из ряда вон выходящий прецедент! Просто шок! Я ему через агентов предложил главную роль в фильме «Бык», послал сценарий. И получил ответ: Борисов играть не будет. Я начал искать другого актера. Слава Богу, абсолютно случайно ситуация разрешилась – благодаря актерской включенности Юры. Потому что, когда он получил «отказ» и ему сказали, что он не будет сниматься в «Быке», он набрался наглости, чтобы мне позвонить. Представляете, думать, что режиссер тебя не выбрал, и звонить с тем, чтобы сказать: «Как так? Я уже в себе роль ращу!»
В чем феномен Юры, почему его все так любят?
Если когда-то у вас появится роль для Юры, позовете?
Мы редко общаемся, но с днями рождения обязательно друг друга поздравляем. Надеюсь, когда у меня будет материал, где будет подходящая роль для Юры, я с ним еще раз с удовольствием поработаю. Я далек от того, чтобы снимать только «своих» актеров. Мне хочется работать с разным материалом, мой творческий интерес базируется на том, чтобы попробовать так, сяк, провести творческое исследование, что-то новое открыть для себя. Но и возвращаться к хорошему, старому тоже здорово.
Ольга Тумайкина
на съемках сериала «Обнальщик»
А у вас нет некоего мизантропического взгляда на героинь-женщин? В «Обнальщике» такие вязкие, пугающие образы бабы Кати, Мамы (Ольга Тумайкина)… Разве такие женщины встречаются в жизни?
Да я женщин разных встречал (смеется). Забавно, что в «Обнальщике» такой набор злодеек, а ведь один из авторов сценария – девушка. Но нам было интересно показать этот странный мир матриархата, где герой Саши Яценко, добрый, несчастный неудачник, страдает от женщин, и его жаль. Там такие фундаментально стоящие на ногах героини… Роясь в типажах и образах, я решил, что это необычно. К тому же и сам жанр, к которому тяготею, все это предполагает, я называю его «эксцентрический реализм», когда все слегка утрировано, когда немножко выкручены краски ради художественного мира.
О документальности в кино
Мы уже затронули тему пока нереализованной вами стези – документалистики. Тот факт, что вы учились на режиссера неигрового кино, заметен: у вас в фильмах пейзажи, декорации непричесанные, будто вырванные из жизни. Что еще документального вы привносите в свое кино?
Что вы думаете о современной документалистике? Она есть?
Конечно, такого взлета документального кино, как в Советском Союзе, уже никогда не будет – когда ленты показывали в кинотеатрах перед сеансами, после отдельными сеансами. И когда Микаэл Таривердиев писал музыку к документалке. Но неигровое кино живо.
Как вам кажется, сколько понадобится лет, чтобы отрефлексировать наши сегодняшние времена в кино?
Борис Акопов
фото из личного архива
О Херцоге, Ларсе фон Триере, шатре и винограде
Борис, из каких фильмов и книг вы состоите?
Фильмы люблю разные. Я подписан на какие-то каналы, где показывают, например, американское трэш-кино категории… Вообще без категории. Это когда собираются не умеющие снимать люди и пытаются делать кино – иногда получается честнее, чем у тех, кто делает это за большие деньги. Там есть душа. Но мне нравятся и хорошие, красивые фильмы, и я каждый раз придумываю новый любимый список.
Пересматриваю какие-то картины и понимаю, что, например, по-разному с возрастом воспринимаю работы Ларса фон Триера – они меняются, и это конечно же, признак мэтра. Потому что ты смотрел, не понимал, но тебе это нравилось интуитивно. А теперь ты смотришь и понимаешь, и оказывается, что тебе просто нужно было повзрослеть.
А как вам модный нынче жанр мюзикла в кино?
Ненавижу мюзиклы – как артист балета в прошлом. Мне странно, когда в фильме идет сюжетная линия – и вдруг люди начинают петь и танцевать. Это меня сильно вышибает, я вижу ряженых, которые, может быть, очень хорошо поют и классно танцуют, но абсолютно не подключают к своей истории.
Даже «Танцующая в темноте» не подключает?
Это фильм, который я до сих пор не понял.
Мне так жаль, что главный кинотеатр столицы нашей Родины Москвы, когда-то называвшийся «Россия», теперь Театр мюзикла. Это о чем-то говорит. Точнее, это говорит об одном – что кино себя не так окупает, как развлекательный контент, чистый аттракцион.
Что касается книг, то у меня есть одна настольная, которая с лихвой заменяет несколько лет обучения. Ее надо читать людям, которые хотят поступить в киновуз. Она существует в двух изданиях, сначала называлась «Познакомьтесь, Вернер Херцог», а сейчас переиздалась, дополнилась и называется «Путеводитель растерянных». Это сборник интервью и каких-то еще статей от составителя, очень интересно написанных о том, какой путь Вернер прошел, в том числе со своим знаменитым фильмом «Фицкарральдо».
А, это когда он на съемках чуть не убил своего главного актера Клауса Кински?
Заглавное фото: Борис Акопов / фото из личного архива