«Морозко»: Елизавета Боярская и Кирилл Зайцев в новой версии старой сказки

DOC.ru побывал на съемочной площадке ожидаемого проекта, озяб, но нашел в себе силы поделиться подробностями.

Искрящиеся сталагмиты, растущие из земли, и хрустальные сталактиты, спускающиеся с самого верха и почти соприкасающиеся с нижними сосульками, создавая эффект ледяных колонн, пустившихся в причудливый танец. Зеркальный блеск пола, гигантская корневая система, служащая воротами и подернутая инеем, – и ощущение дикого пронизывающего холода. Именно такими в детстве мне представлялись «чертоги Снежной королевы». Но нет, мы на съемках другой сказочной истории под названием «Морозко». И это обитель главного героя. Вот он как раз входит на площадку: не старик с усищами и бородой, а высокий статный молодой красавец, как будто только что из барбершопа. Актер Кирилл Зайцев едва узнаваем в гриме. Окидывая взглядом съемочную площадку, видим стул с надписью «Ведьма». И она не заставляет себя долго ждать: в чертоги врывается нечто черное, но изящное. Вернее, некто. Елизавету Боярскую можно узнать даже в самом многосложном костюме, в самом причудливом головном уборе. Но… позвольте, какая Ведьма в «Морозко»?!

Елизавета Боярская и Кирилл Зайцев

кадр со съемочной площадки фильма «Морозко»

Елизавета Боярская и Кирилл Зайцев актеры в ледяном замке Морозко

Сказочное фэнтези с примесью драмы

Снимаемый компаниями Star Media и «Централ Партнершип» (входит в «Газпром-Медиа») при поддержке Фонда кино фильм не ремейк знакомого зрелому зрителю одноименного культового фильма Александра Роу. Это самостоятельная история по мотивам старой сказки. По сюжету жили-были волшебники – брат и сестра. Морозко отвечал за приход зимы, которая нужна природе для плодородия и всякой радости человеческой, которая наступает с приходом зимнего времени. А сестра, лесная ведьма, будила брата в конце осени, чтобы приходила зима и наступала смена времен года. Но однажды в ней взыграла гордыня, и она захотела стать единственной владычицей, для чего объявила войну брату, заколдовала Морозко и была такова. Живущие в деревне сводные сестры Марфа и Настя, вопреки старому советскому аналогу, очень были дружны и вместе решили вызволить Морозко из колдовского плена, вернуть зиму и прогнать Ведьму. Вот, собственно, этим приключениям и посвящен новый фильм.

По жанру это фэнтези, но пока у нас ощущение весьма психоделическое. Выясняется, что то, где мы сейчас находимся, – терем Морозко, с легкостью тянущий на дворец, располагается под землей, мы провалились… нет, не в кроличью нору, но к самым корням могучего волшебного дерева. В одной стороне громадного заледенелого зала – «рогатый» стол и скамья, а напротив на стене висит панно, изображающее Морозко и Ведьму в пору их дружбы. Даже если это и фэнтези, то, судя по говорящим деталям, явно с примесью психологической семейной драмы, решаем мы. И находим подтверждение своим мыслям в словах режиссера фильма Эдуарда Бордукова: «Главная тема нашей сказки – это сила истинной любви, побеждающей все, даже древнюю могучую магию. Старую сказку Роу мы старались не повторять, наша история сильно отличается и по сюжету, и по масштабу съемок. Главные персонажи (да и то не все) те же, но с ними происходят другие вещи».

«Морозко»

кадр со съемочной площадки фильма

Елизавета Боярская и Кирилл Зайцев актеры в ледяном замке Морозко

Боярской жмет корона

На площадке становится шумно. Кирилла Зайцева привязывают страховочными тросами, и он взлетает ввысь! А потом происходит вообще нечто непонятное. На площадке появляется еще один Зайцев, и с ним проделывают тот же трюк. Выясняется, что двойник – каскадер, которому надлежит выполнить трюк, он будет взмывать, а потом со всего размаха хлопаться спиной об арочное окно и падать без сил на пол. Вот этот финал – падение – на крупном плане будет уже отыгрывать Зайцев. Каскадера на тросах поднимают вручную специально обученные люди и по команде ослабляют металлические нити. Двойник Зайцева ловко создает иллюзию, что с грохотом ударяется спиной, и так целых пять раз! Кирилл убегает отсматривать снятое на мониторе, чтобы подхватить трюк с нужного места и доиграть его. Актер въедлив, скрупулезен и внимателен к мелочам.

Через пару минут задача усложняется. На площадке появляется Елизавета Боярская. На ней корона в виде черного корневища. Тот же ветвистый рисунок повторяется на щеках. Черные длинные волосы, сурово подведенные глаза и брови, аскетичный черный наряд и кулон на груди… Всегда нежная актриса выглядит крайне зловеще. Лиза выставляет вперед руку, выкрикивает заклинания: «Корни, стекла!...» – и от каждого ее слова Кирилл Зайцев сильно бьется спиной об окно и в изнеможении падает.

Елизавета Боярская

кадр со съемочной площадки фильма «Морозко»

Елизавета Боярская в короне из веток

Отыграв сцену, Лиза рассказывает нам, как создавался образ: «Я предлагала много всякого: и по прическе, и по костюму, и по головным уборам. В какой-то момент мы увлеклись настолько, что моя Ведьма стала получаться какой-то скандинавской. А для нас все-таки важно подчеркнуть, что речь идет о лесной колдунье. Поэтому мы делали акценты на атрибутах, связанных с лесом, землей, укорененностью ее в природе. Моя героиня оборачивается в сказке вороной – она повелительница леса, а основа ее сверхспособностей – корни. Она умеет их «вызывать» и пускать в дело, как Человек-паук выпускает паутину, моя Ведьма сражается корнями. Но без посоха, который есть у брата, я не такая всесильная. Добыть этот волшебный аксессуар – основная задача моей героини».

Вглядевшись в глаза Лизы, видим, что она в черных линзах. «Это самая неудобная и неприятная деталь моего образа. Спасаюсь глазными каплями. Ну и корона, конечно царапается. А вот моему низкому голосу наконец тут нашлось достойное применение», – смеется актриса. У Боярской за фильм будет несколько перевоплощений: она, например, притворится обычной барышней, прелестной блондинкой с голубыми глазами, предстанет и в образе традиционной лесной ведьмы с красивым венком на голове.

Артем Быстров и Елизавета Боярская

кадр со съемочной площадки фильма «Морозко»

Елизавета Боярская ведьма и Артем Быстров

Актриса никогда до этого не играла в сказках. «Для меня это новый уровень», – признается Боярская. Поскольку жанр и без того утрированный, тут, по мнению Елизаветы, «важно не переборщить»: «Это же дети будут смотреть, не нужно, чтобы они пугались. Играть всерьез и пафосно не хочется. Мне важно было сохранять иронию, я все время подтягивала юмор в свои сцены. И даже это презрение Ведьмы к мерзотным людишкам, которые ей мешают в осуществлении целей, старалась обернуть в более обаятельную и привлекательную форму», – улыбается актриса.

Боярская, как и ее партнер Кирилл Зайцев, чрезвычайно въедлива в проработке характера: «Когда ты играешь в сериале, за пять месяцев съемки нащупываешь персонажа, ты не думаешь о том, какой он, ты в нем. А тут приезжаешь – два часа грим, несколько дублей на одну и ту же сцену: руки подняла пять раз, руки опустила… В таком дробном существовании трудно сохранить состояние. И мне как театральной актрисе это дается тяжело: кинодубли – процесс менее органичный, чем постоянные повторы в театре. Но мы с режиссером Эдуардом Бордуковым стараемся много обсуждать и репетировать – отдельно пластику, отдельно игру в костюме».

Спрашиваю, какой бы сверхспособностью хотела бы обладать Елизавета в жизни.

Ой, я так люблю говорить об этом со своими детьми! – заметно оживляется Боярская. – Я бы хотела знать все языки, уметь лечить людей от всех-всех болезней, играть на всех инструментах, иметь голос как у Селин Дион и Марайи Кэрри, чтобы исполнять вокальные партии, уметь танцевать во всех танцевальных жанрах…

Играет ли она тотальное зло? Или нам объяснят, почему Ведьма вдруг стала такой противной, и оставят ей шанс на исправление? «Я очень хотела арку для своей героини, – отвечает Лиза, – но, кажется, ее не будет. Может, только в финале она что-то и поймет – про любовь, которая спасает все». «Может, сиквел?» – спрашиваю у актрисы. «Мы уже придумали с Кириллом идею второй части и назвали ее “Отморозки” – в духе Тарантино», – смеется Боярская.

Божество от Зайцева

Кирилл Зайцев, отойдя от монитора, на котором скрупулезно изучал соответствие своей части трюка с каскадерской, готов пообщаться. Возвышаясь над всеми, в длинном белом одеянии, подпоясанный кушаком, украшенным сапфирами, Кирилл весьма импозантен: «Я как “Молодой папа”, – шутит он, оглаживая костюм. – Кстати, представляете я никогда не надевал наряд Деда Мороза и не играл его». Да, на румяного добродушного Деда Кирилл совсем не похож. Скорее на божество. «А я и есть божество, вернее, языческий бог Карачун (Корочун). Мороз может быть разным – жестким, колючим, но и мягким, оздоравливающим. Я играю доброго мягкого героя, который пытается привести мир в равновесие. Он на стороне света. Морозко отвечает за приход зимы и порядок вещей в природе. Весной он засыпает. Функция сестры – будить его осенью. Он просыпается и готовит зиму, которая нужна и для плодородия, и для радости. Но в один прекрасный день сестренка решает меня не будить».

Кирилл Зайцев

кадр со съемочной площадки фильма «Морозко»

Кирилл Зайцев в белом платье

Кирилл Зайцев, который недавно исполнял роль Финиста Ясного Сокола в «Первом богатыре», кажется, рад «сказочному повороту» в своей кинокарьере. Впрочем…

В «Морозко» я скорее играю историю о конфликте двух родственников. Это семейные разборки брата с сестрой, только здесь они происходят с привлечением природных катаклизмов. Я могу направлять циклоны в ее сторону, она тоже что-то умеет. Но история довольно бытовая и распространенная: как я шучу, пока брат спал, сестра стащила у него амулет, можно сказать «ключи от машины», и принялась ездить по городу и беспредельничать. Но брата добрые люди разбудили, и продолжилось выяснение отношений. Это история, рассказанная новым языком. Но она стара как мир.

Герой Зайцева обладает суперспособностью замораживать все подряд. Помните, как в сказке Роу: Дед Мороз дул – и все вокруг остекленевало? В новой сказке Морозко тоже может посылать холодную энергию, для этого у него есть, во-первых, волшебный посох, за которым гоняется его сестра. И во-вторых, его друг, снежный дух. Стоит Морозко слегка выдуть воздух, и появляется эдакий Саб-Зиро (вымышленный персонаж из серии игр Mortal Combat, позывной ниндзя из клана Лин Куэй, обладающего замораживающими способностями) и начинает кружить метель.

«Брат с сестрой выясняют отношения, а люди вокруг страдают. Летят корни, глыбы льда, сосульки, и находящиеся рядом попадают под раздачу, – сокрушается Кирилл. – Но мой герой верит в людей. И пока сестренка совсем не обнаглела, пытается навести порядок, он же старший в семье».

Не по канону

В этой истории есть еще одна пара родственников – Настя и Марфа, сводные сестры по отцу. В старой сказке на противостоянии героинь строилась драматургия: Марфушенька-душенька в блистательном исполнении Инны Чуриковой, румяня щеки свеклой, мечтала о женихе и вместе с мамашей отправляла конкурентку Настеньку в дремучий лес. В новом же «Морозко» сестры дружны и любят друг друга. Брюнетка и блондинка – противоположности во всем. Марфа (Виктория Серикова) – егоза, Настя (Мария Канунникова) более рассудительная, постоянно вытаскивает сестру из разных авантюр.

Виктория Серикова и Мария Канунникова

кадр со съемочной площадки фильма «Морозко»

Марфа и Настенька в платке

«Ну я же младшая, бесенок. А она мудрее, взрослее», – оправдывает свою героиню Виктория. У обеих молодых актрис косы с вплетенными лентами. Коротенькие шубки и длинные в пол юбки – смотрятся девушки как не очень богатые селянки. Кстати, в фильм добавилась линия жителей деревни, и отец героинь внедрен в нее главной ролью: герою Артема Быстрова уготована в этой истории роль куда более значимая и не столь сомнительная, чем в старой сказке; там, как мы помним, батюшка привез в лес дочку и оставил на съедение волкам.

Марфа по сюжету влюблена в Ивана (Вадим Соснин), но и у Насти есть романтическая линия. Спрашиваю у Соснина, будет ли он превращаться в медведя, как это делал персонаж советской сказки. «Увы, нет», – вздыхает Вадим, а отвечая на вопрос, что тогда самое сложное на съемках, говорит: «Вставать в шесть утра. Надо все время находиться в собранном состоянии – много нового, большая команда».

У молодых актеров есть экшен-сцены, для них обе актрисы научились кататься на лошадях и красиво падать. И у каждой есть эпизоды с Елизаветой Боярской и Кириллом Зайцевым. «Опыта набираемся», – говорят девушки о более именитых коллегах. Старую сказку молодые актрисы смотрели и считают ее «очень крутой классикой». А отвечая на вопрос, какой сверхспособностью хотели бы обладать, Настенька-Мария говорит: «Мне часто с детства снится, что я человек-невидимка. Вот путешествовать, попадать в разные интересные и опасные места мне бы хотелось, оставаясь невидимой». А Марфа-Виктория признается: «Я бы летать хотела и хорошо плавать под водой. Русалкой хотела бы быть!»

Вадим Соснин

кадр со съемочной площадки фильма «Морозко»

Иван Соснин в заснеженных елках

На Кудыкиной горе в тридевятом царстве

Фильм снимался в самых сказочных местах России: в природном парке чудес «Кудыкина гора» в Липецкой области, в Карелии. По словам художника-постановщика Ирины Гражданкиной, работать с натурой было тяжелее, чем с декорациями в павильоне. Например, органично вплести резную деревянную карусель в копию скифской крепости в «Кудыкиной горе», где соорудили огромную декорацию ярмарки, или органично ввести выстроенную горку для катаний в живописные постройки Мандроги. Или ликвидировать ненужный по сценарию снег – его пришлось собрать и утопить. Или, наоборот, в то время, когда снега в Карелии не было, привезти его на специальных волокушах и засыпать площадку под съемки.

Кирилл Зайцев

кадр со съемочной площадки фильма «Морозко»

Кирилл Зайцев с бородой и посохом

Что касается павильонных съемок, то тут, как говорит художник, основные материалы – дерево, акрил и пена. Да-да, вот эти сталактито-сталагмитовые колонны, сосульки, ледяные глыбы созданы искусными руками из пенопласта. Нарядный посох Морозко, следить за которым приставлены аж два человека из группы, сделан из монтажной пены с интеграцией пластика. А вот легендарное панно с изображением брата и сестры камушек к камушку собиралось в мозаику вручную.

«Поскольку сюжет у нас изначально отличается от старой сказки, появились и новые локации, более фэнтезийные и масштабные. У Морозко 1964 года терем выглядел как изба, а у нас как дворец. Плюс по сценарию есть волшебная поляна с магическим деревом, дуплом и, собственно, корнями, уходящими в это наше подземелье. Сочетание СG-графики плюс спецэффекты, снятые аналоговыми средствами, обещают зрителю эффектную картинку», – уверена художник.

А кто слушал – молодец

Не могу удержаться, чтобы не задать вопрос режиссеру: будут ли пасхалки старому «Морозко» – может, свекла-румяна или фразы «Тепло ли тебе, девица?» и «Не прынцесса – королевна»? Эдуард Бордуков загадочно улыбается. «Параллелей много, но верю, мы снимаем нечто новое. Советскому фильму более 60 лет, а мифу про Морозко и девушку, которую увезли в лес, вообще несколько сот лет. Мы и от этого мифа отталкивались, соблюдая некие традиции, но на уровне сюжетных ходов, придумали множество аттракционов. Да, Морозко у нас значительно помолодел. Но и сюжет тоже помолодел».

Елизавета Боярская и Эдуард Бордуков

кадр со съемочной площадки фильма «Морозко»

Актриса и режиссер

Эдуард Бордуков говорит, что не считает череду появляющихся на экране сказок следствием эскапизма или модой. «Просто в нашей стране появилась чисто техническая возможность их снимать. Наша индустрия развилась до такого уровня, что может потянуть любые спецэффекты, появились на все это и финансы. Сказки и фэнтези – самый сложный жанр, и вот мы наконец доросли».

Эдуард признается, что в этом проекте реализовались многие его профессиональные желания и, самое главное, кастинг мечты. «Звезды сошлись так, что мое изначальное видение поддержали продюсеры, а востребованные актеры совпали по своим графикам. На других персонажей был длительный кастинг и утомительные пробы. Но все сложилось так, как и планировалось».

И хоть амбиции Эдуарда Бордукова простираются в сторону сказочного блокбастера, но про необходимую в финале мораль он помнит: «Кино – развлекательный жанр, но с запакованными вовнутрь жизненными уроками и опытом, который мы приобретаем, начиная с самого малого возраста. Урок этой сказки: любовь побеждает все».

Выход фильма «Морозко» в прокат запланирован на 12 февраля 2026 года.

Заглавное фото: Елизавета Боярская, кадр со съемочной площадки фильма «Морозко». Фото: пресс-служба Star Media

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время