Как снимали фильм НМГ ДОК «Боевые лазеры. Охота за супероружием»

14 мая проект выходит к зрителям. Режиссер Сергей Айрапетов рассказывает, что осталось за кадром.

Двухсерийная докудрама рассказывает об уникальном изобретении советских физиков Александра Прохорова и Николая Басова – лазере, который, между прочим, родился 65 лет назад – 16 мая 1960 года, а открытие наши ученые сделали раньше. Фильм раскрывает и историю противостояния спецслужб США и СССР, развернувшегося в прошлом веке на фоне изобретения супероружия. 

Эта тема весьма актуальна и в наши дни, – говорит режиссер Сергей Айрапетов. – Не снять фильм, учитывая сегодняшнюю ситуацию в мире, было бы странно. Да и интерес к тому, что делали в Советском Союзе и чего тогда добилась страна, находится сейчас на пике. Во время работы над проектом открыл для себя много нового и неизвестного. В детстве, когда смотрел «Звездные войны», даже не мог представить, что разработка лазерного оружия активно велась у нас в стране. Советскими учеными был создан «тот самый» лазерный пистолет из кино. Но он не стрелял на поражение, а мог ослеплять и выводить из строя различные устройства и приборы, находящиеся на космическом корабле. Меня поразило то, на что были способны талантливые советские люди, работавшие на оборону страны. Они, безусловно, были преданы родине, понимали, что такое паритет в вопросах вооружения, и осознавали, что надо делать, чтобы все жили спокойно.

«Боевые лазеры. Охота за супероружием»

трейлер проекта НМГ ДОК

Какой временной период охватывает ваш фильм?

Наш герой, советский разведчик, проходит длинный путь, в 1950-х предстает молодым человеком, а в финале фильма он пожилой полковник. В картине действует и его антагонист – американский шпион, цель которого узнать секреты лазерных технологий, разрабатываемых в нашей стране. Оба образа собирательные. А всего в проекте участвуют примерно 40 артистов.

В картине упоминаются о неких американских «чистильщиках», убивавших советских ученых. Это реальный факт?

Это предположение экспертов фильма, оно не основано ни на каких документах. Но к этой мысли консультантов подтолкнул тот факт, что в какой-то момент по странному стечению обстоятельств подряд ушли из жизни несколько наших специалистов, чья работа была связана с лазерами.

Где проходили съемки?

В столице и окрестностях. Наша Москва – фантастически киношный город. Можно отыскать любые локации, связанные в том числе и с теми периодами, которые прослеживаются в нашем фильме. Старые улочки в центре и на окраинах, сохранившиеся с 50–60-х годов, подходили нам как нельзя точно. Постарались и художники, которые в локациях усилили акценты того времени. Безусловно, они исключили современные детали – кондиционеры, стеклопакеты. Установили на улице телефонную будку того периода, стенды для газет, стоя у которых советские люди читали центральные издания. Наши спецслужбы передвигались на «Волгах», а иномарки использовали для посольских работников. В студии мы не работали совсем. Американское посольство снимали в одном научно-исследовательском институте недалеко от Москвы. Этот НИИ, к слову, часто мелькает в российских фильмах про разведчиков. Выезд из американского посольства снимали там же.

Вместе с героями мы постепенно перемещаемся из 50-х в 80-е годы. Атрибутика эпохи помогает погрузиться в те годы. Реквизиторы находили печатные машинки, телефонные аппараты, лампочки, пепельницы. В кабинетах – стулья, кресла, полки, шкафы. На столах – лампы, бумага именно того времени, книги, журналы, папки…

«Боевые лазеры. Охота за супероружием»

фото со съемочной площадки проекта НМГ ДОК

мужчина в ветровке

Отдельную роль в фильме играет и одежда?

Мы меняли ее постоянно в соответствии с модой тех лет. В 60-х были одни костюмы, дальше – другие. Это касалось и портфелей, сумок, обуви, головных уборов. Одежду в основном брали напрокат, но для главных героев кое-что шили специально. Сегодня снимается много фильмов о советской эпохе, поэтому есть спрос на такие костюмы, появилась и возможность арендовать вещи, раньше с этим было тяжелее.

За какое время сделан этот проект?

От идеи до окончания съемок вместе с постпродакшеном работа заняла примерно около года. Мы познакомились с хроникой тех лет, что-то из увиденного использовали в своем фильме. Пересматривали с удовольствием художественные фильмы, к примеру, «ТАСС уполномочен заявить» и другие шедевры, снятые о разведчиках. Черпали из них детали. Читали газеты того времени со статьями о преступлениях, раскрытых Комитетом государственной безопасности. Тогда подобные публикации появлялись крайне редко, тем не менее что-то проходило в центральной прессе. Я смотрел много документальных фильмов. Хотелось сделать часть нашей докудрамы максимально визуально приближенной к тем годам. Поэтому мало использовали сложную технику, в основном были статичные планы, чтобы добиться эффекта того времени. Когда в фильме идет рассказ о 50–60-х годах, на экране мелькают черно-белые кадры.

Сергей Айрапетов

фото со съемочной площадки проекта НМГ ДОК

Сергей Айрапетов режиссер за работой

Много ли в фильме CG-эффектов?

Чистую компьютерную графику не использовали, делали качественную цветокоррекцию, которую профессионально выполнили режиссеры монтажа. Их труд в проекте огромен, им надо было привести картинку в разные цветовые гаммы, соответствующие своему периоду времени. С оператором-постановщиком Сергеем Розановым долго обсуждали процесс съемок реконструкций, которых в фильме достаточно, чтобы каждая эпоха выделялась визуально. Но есть сцены, где уходили от классики. Например, во время задержания разведчиков применяли экшен-съемку, чтобы создать атмосферу жанра детектива.

В фильме, кстати, показываем, как выглядит сегодня тот легендарный полигон, на котором советские ученые испытывали боевые лазеры. Сейчас это сплошные развалины, где бродят сталкеры в поисках острых ощущений. Перед крушением СССР туда – нонсенс! – стали пропускать иностранных журналистов, среди которых, конечно, были не только представители прессы, но и шпионы. У нас в проекте представлен внешний вид полигона в период его расцвета, его удалось найти в хронике. Оттуда же нами взяты кадры первого запуска в Байконуре ракеты «Энергия» с блоком «Полюс», который был прототипом лазерного оружия.

Что для вас стало самым сложным на этом проекте?

Наверное, работа с актерами Тимофеем Дашуком (Зотов) и Александром Тимохиным (Браун), исполнявшими роли двух наших главных героев. Они молодые ребята, и надо было для них не только создать нормальную атмосферу на площадке, но и постоянно корректировать игру. Они ведь должны были себя вести как люди той эпохи, а они о ней мало знали. Приходилось скрупулезно объяснять вплоть до малейших деталей, как человек того времени ходит, сидит, как берет фотографию, листает книгу, надевает фуражку… Тем не менее с удовольствием бы взялся за подобную тему еще раз, она очень интересна.

Сергей Айрапетов и продюсер Екатерина Авалиани

фото со съемочной площадки проекта НМГ ДОК

Режиссер Сергей Айрапетов и продюсер Екатерина Авалеани

Почему этот фильм стоит посмотреть зрителям?

На протяжении длительного периода про времена позднего СССР говорили много лжи: мол, все у нас в стране разграбили и разворовали. Но было не так. Наследием, оставленным советскими учеными и военными, мы пользуемся и сегодня, что позволяет нашей стране быть той знаковой фигурой в мире, которой она сейчас и является.

Над проектом НМГ ДОК «Боевые лазеры» работали продюсеры Михаил Тукмачёв, Екатерина Авалиани, Юлия Засько, Евгения Козырь. Сценаристы – Евгения Козырь, Алексей Зензинов, закадровый голос – Михаил Горевой.

Смотрите документальный фильм «Боевые лазеры. Охота за супероружием» c 14 мая на Wink.

Заглавное фото: Сергей Айрапетов, фото со съемочной площадки проекта НМГ ДОК. Фото: пресс-служба НМГ ДОК

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время