Смерть папы римского также вновь дала повод для спекуляций о грядущем конце света, ведь, как известно, именно на Франциске на стенах базилики Святого Петра в Риме закончилось место для портретов понтификов. А ведь есть еще и пророчество святого архиепископа Малахии, согласно которому Франциск также должен стать последним папой римским. Впрочем, некоторые ученые считают книгу, содержащую это пророчество, подделкой, созданной в политических целях. Богословы же напоминают, что Библия предостерегает от попыток предсказать дату второго пришествия Христа, ведь в Евангелии от Матфея говорится: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец один». Но пророчества и тайны, связанные с церковью, во все времена будоражили умы людей, наделенных воображением. Достаточно вспомнить Дэна Брауна, чьи книги (и снятые по их мотивам фильмы) опираются на мифы вокруг католической церкви.
«Код Да Винчи»
Этот детективный фильм режиссера Рона Ховарда, как и его литературный первоисточник, многие называют антихристианским произведением. И дело даже не в том, что в этой картине в качестве злодеев выступают католический епископ (Альфред Молина) и действующий по его приказам религиозный фанатик-убийца (Пол Беттани). «Код Да Винчи» поднимает апокрифы, согласно которым Мария Магдалина была не только ученицей, но и женой Иисуса Христа. Фильм рассказывает о том, что у Иисуса были земные потомки и что его род не прервался и по сей день.
Эта идея также не является выдумкой Дэна Брауна, она встречается в текстах гностиков, раннехристианских еретиков. Подобно тому, как гностики не признавали сосуществование во Христе божественной и человеческой природы, «Код Да Винчи» концентрирует внимание зрителя на земной биографии Иисуса и его биологическом наследии. А ведь с точки зрения церкви главным наследием Иисуса является его искупительная жертва. Недаром апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Таким образом, «Код Да Винчи» – пример фильма, который не способствует укреплению веры зрителей, а скорее производит обратный эффект.
Одри Тоту и Том Хэнкс
кадр из фильма «Код Да Винчи»

«Ангелы и демоны»
В этом триллере Рона Ховарда по мотивам книг Дэна Брауна католики показаны в целом как положительные персонажи или хотя бы как вызывающие сочувствие жертвы. Действие фильма происходит в период Sede Vacante, когда кардиналы заняты выборами нового понтифика, папский престол пустует, а Ватиканом руководит камерленго. История строится вокруг похищения и убийства кардиналов, которые считаются наиболее вероятными кандидатами на роль нового папы римского. Предполагается, что за этими злодеяниями стоит тайное общество иллюминатов, однако в финале выясняется, что покушения организовал камерленго (Юэн Макгрегор), возжелавший сам воссесть на папский престол и вернуть католической церкви было величие.
При всей фантастичности сюжета картина подсвечивает существующий в среде католиков раскол между фундаменталистами-консерваторами и либералами (к числу которых относился и ныне покойный Франциск). Кроме того, фильм «Ангелы и демоны» пусть поверхностно, но поднимает болезненные вопросы, волнующие католиков, например, необходимость соблюдения целибата среди священников. Однако эта картина практически не затрагивает тему веры, она способна развлечь зрителя, но вряд ли затронет какие-то струны в его душе.
Том Хэнкс
кадр из фильма «Ангелы и демоны»

«В центре внимания»
Биографическая драма Тома Маккарти гораздо обстоятельнее изучает пороки католической церкви. Это история о команде журналистов, расследующих скандалы на почве педофилии, в которых замешаны священники. Журналист Майкл Ресендес (Марк Руффало) выясняет, что около половины священнослужителей в Бостоне не соблюдают целибат и что примерно 6% из их числа удовлетворяют свои низменные потребности путем растления малолетних. Ресендес пытается доказать, что кардинал Бернард Лоу (Лен Кариу), возглавляющий бостонскую епархию, знал о преступлениях священников, но бездействовал или даже покрывал их.
Основанный на реальном расследовании, фильм нанес удар по авторитету католической церкви и привлек общественное внимание к серьезной проблеме. Решение не найдено до сих пор, хотя именно папа римский Франциск прилагал усилия по искоренению педофилии в рядах священников. В частности, он прекратил порочную практику по переводу запятнавших свою репутацию клириков в другие приходы.
Драма «В центре внимания» способствовала более критическому отношению к священнослужителям и вполне могла подорвать веру тех зрителей, которые были и ранее склонны идеализировать церковь. В то же время нельзя не вспомнить слова преподобного Ефрема Сирина, который еще в IV веке нашей эры писал: «Вся Церковь есть Церковь кающихся, как нетрудно видеть имеющему разум; вся она есть Церковь погибающих, как постигает сие глубокий ум мудрых». Во все времена среди клира попадались «паршивые овцы», но подкованные в вопросах веры миряне помнят, что помимо божьей воли существует попущение божье. Ущербность отдельно взятого священника не означает ущербности той идеи, которой они призваны служить. Недаром Иисус призывал тех, кто без греха, первыми бросить камень в блудницу.
Рэйчел Макадамс, Майкл Китон и Марк Руффало
кадр из фильма «В центре внимания»

«Конклав»
Нашумевший политический триллер Эдварда Бергера ставит во главу угла противостояние между либералами и консерваторами в рядах кардиналов. Этот фильм подсвечивает, что борющиеся за власть церковные иерархи ничем не отличаются от обычных политиков, они не чураются грязных приемов и в своих действиях руководствуются не учением Христа, а политической целесообразностью. В то же время Бергер выстраивает сюжет вокруг организующего выборы нового понтифика декана Коллегии кардиналов Томаса Лоуренса (Рэйф Файнс), который переживает кризис веры. На протяжении всего фильма Лоуренс разоблачает нескольких кандидатов на папский престол, но вместо того, чтобы еще больше разочароваться в церкви, он парадоксальным образом укрепляется в своей вере. Лоуренс проходит через испытание гордыней и начинает ощущать руку Бога на своем плече, что позволяет ему в финале принять непростое решение и позволить свершиться тому, что должно произойти. Ведь, как писал апостол Павел в послании к Ефсеянам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Зритель, который внимательно следит за ходом мыслей кардинала Лоуренса, может вместе с героем Рэйфа Файнса отбросить одолевающие его сомнения или же как минимум заинтересоваться вопросами религии.
Рэйф Файнс
кадр из фильма «Конклав»

Сериал «Молодой папа»
Еще глубже в водоворот ватиканской политики нас погружает Паоло Соррентино. В его ставшем уже культовым произведении в качестве центрального персонажа выступает уже не кардинал, а новый понтифик, архиепископ Нью-Йорка Ленни Белардо (Джуд Лоу), принявший имя Пия XIII. Белардо был избран в качестве компромиссной фигуры, поскольку противоборствующие группировки кардиналов надеялись, что легко смогут манипулировать относительно молодым и малоопытным, далеким от политических вопросов и не имеющим связей в Ватикане понтификом, однако Пий XIII неожиданно для них занимает жесткую и предельно консервативную позицию. Через деяния нового папы римского Соррентино ставит перед зрителем главные вопросы, не дающие покоя католикам: вышеупомянутую проблему педофилии, необходимость целибата, отношение церкви к представителям сексуальных меньшинств (в том числе в рядах клириков) и к абортам. Герой Джуда Лоу руководствуется принципом, который озвучил преподобный Исаак Сирин в «Делах подвижнических»: «Люби грешников, но ненавидь дела их и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они. Помни, что и ты причастен земного естества, и делай добро всем. Не укоряй требующих молитвы твоей и не лишай их умягченных словес утешения, чтобы не погибли они и с тебя не были взысканы души их».
Паоло Соррентино противопоставляет Пия XIII окружающим его кардиналам, значительная часть которых воспринимает свое служение как административное, а не религиозное. Некоторые из этих кардиналов продолжают верить лишь по инерции и механически выполняют предписанные их саном действия, не вкладывая душу. В английском языке это подсвечивается идиомой lip service, изначально означающей церковную службу, в которой молитва совершается только губами, а не умом и сердцем. Впрочем, среди показанных в сериале церковных иерархов есть и те, кто продолжает искренне верить, но и для них вопрос отношений с Богом является чем-то давно решенным, в то время как герой Джуда Лоу задается этим вопросом каждый день. Именно эта двойственность и подкупает зрителя, ведь Пий XIII – святой, но не праведник, он способен творить чудеса, но при этом находится в поиске Бога, вечно одолеваемый сомнениями.
Через историю Пия XIII Соррентино говорит с нами о любви, ведь именно она является ключевой мотивацией молодого понтифика. Движимый своей любовью к Богу и жаждущий почувствовать ответную любовь, он ищет ответы на вечные вопросы и идет непроторенным путем. Зритель, который вместе с Ленни Белардо пройдет этот путь, также может найти ответы на одолевающие его вопросы, пусть и не те же самые, что встают перед Пием XIII, ведь сказано в «Откровении» Иоанна Богослова: «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Соррентино снял глубоко христианское по своей сути произведение, побуждающее услышать голос Бога. «Молодой папа» однозначно способствует укреплению веры и даже может побудить тех, кто ранее не интересовался вопросами религии, начать искать свой путь к Богу.
Джуд Лоу
кадр из сериала «Молодой папа»

Заглавное фото: Джуд Лоу, кадр из сериала «Молодой папа»