«Носферату» (2024)
Новая классика от мастера хоррора Роберта Эггерса («Маяк») – это ремейк классического фильма «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, вольной интерпретации сюжета про графа Дракулу. Как известно, он имел свой прототип – румынского князя Влада III Цепеша, властителя Валахии, о котором ходили слухи, что тот пьет кровь своих врагов. Американский режиссер вслед за своим немецким предшественником делает этот миф реальностью, создавая образ могущественного вампира, который покупает недвижимость в городке Висборг, чтобы устроить там настоящую охоту за кровью.
Прелесть эггерсовского «Носферату» в том, что он делает фильм максимально реалистичным: образ графа Орлока в картине 2024 года вдохновлен изображениями восточноевропейских вампиров, от румынских вырколаков до сербского вурдалака Савы Савановича. Таким образом, он как бы создает новый архетип Дракулы – максимально приближенный к тому, каким он мог бы выглядеть в реальности. Почти документальное кино!
Уиллем Дефо и Лили-Роуз Депп
кадр из фильма «Носферату»

«Реальные упыри» (2014)
Если уж есть кино о вурдалаках, похожее на документальное, то это, определенно, фильм Тайки Вайтити и Джемейна Клемента, ставший новой вампирской классикой. История четырех друзей-вампиров, которым уже много-много лет, к которым наведывается в гости компания режиссеров, чтобы снять о них фильм, удивляет смелым сочетанием стилей. Тут вам и комедия (причем очень смешная), и хоррор (так что иногда комедия становится черной), и пародия на фильмы о кровососах, и одновременно любовное признание жанру.
Каждый упырь вдохновлен каким-то известным киношным образом, от канонического Дракулы в исполнении Белы Лугоши (Виаго, его роли играет Тайка Вайтити) до собственно графа Орлока из «Носферату» (Петир, в жизни актер Бен Френшам). Но самое интересное в фильме – это, конечно же, стилистика мокьюментари, к 2014 году казавшаяся устаревшей и неактуальной и в которую удалось вдохнуть новую жизнь. «Реальные упыри» похожи на реалити-шоу, и такая форма оказалась настолько удачной, что получила продолжение в виде сразу двух спин-оффов фильма – «Паранормальный Веллингтон» и «Что мы делаем в тени». Выйди такое кино лет сто назад, в вампиров поверили бы по-настоящему – и захотели бы с ними затусить!
Тайка Вайтити
кадр из сериала «Реальные упыри»

«Тень вампира» (2000)
И если уж мы говорим про кино о вампирах на стыке игрового и документального, то нельзя обойти стороной крайне интересный жанровый эксперимент – фильм-мистификацию о съемках «Носферату, симфония ужаса».
Как известно, когда картина Фридриха Вильгельма Мурнау вышла в 1922 году, увидевшие ее были так поражены образом графа Орлока, воплощенным на экране актером Максом Шреком, что почти уверовали в легенду, что тот был… нет, не огром из королевства Дюлок (это будет позже), а настоящим вампиром.
Режиссер Э. Элиас Мэридж, до этого отметившийся необычным хоррором «Порожденный», который сам был похож на утерянный немой фильм, хотя снят в 1989 году, решил воплотить этот миф на экране. По его версии, Макс Шрек (играет пугающе достоверный Уиллем Дефо) и впрямь является вампиром, который мечтает заполучить кровь своей партнерши по кадру Греты Шредер, играющей Элен Хуттер, возлюбленную графа Орлока. Мэридж делает необычный эксперимент: совмещает реальные истории о съемках фильма и легенды об исполнителе роли могущественного вампира. Смотрится весьма необычно: стирается грань между реальностью и вымыслом.
Макс Шрек
кадр из фильма «Тень вампира»

«Поцелуй вампира» (1988)
Николас Кейдж был очарован вампирской тематикой с малых лет: в детстве отец сводил его на показ «Носферату, симфония ужаса», что и стало одной из причин, приведших его в актерскую профессию (так что неудивительно, что он, впечатленный «Порожденным» Мэриджа, стал продюсером «Тени вампира»).
Графа Орлока он, увы, так и не сыграл (в «Носферату»-2024 взяли Николаса, но другого – Холта), а Дракулу воплотил лишь в 2023-м в комедии «Ренфилд». Однако еще до этого он все-таки успел побыть вампиром. Или нет?
В «Поцелуе вампира» Кейдж играет офисного работника, который после встречи с загадочной женщиной становится одержим идеей, что отныне он – вурдалак. Прелесть в том, что ни он, ни зритель наверняка не знают, действительно ли он обратился или же просто сходит с ума. Необычная форма вкупе с абсолютно безумной игрой (именно оттуда пошел знаменитый мем с Кейджем). Нам же интересны также некоторые детали создания фильма: как известно, Николас действительно съел живого таракана в кадре, а сцены, в которых его герой пугает прохожих, бегая с колом в руке, даже не режиссировались. Люди в кадре не массовка, а реальные прохожие, которых искренне напугал странный человек в окровавленной рубашке, бегущий на них с безумными глазами. Возможно, поэтому фильм иногда смотрится слишком реалистично и способен серьезно напугать.

Николас Кедж

«Ночная жизнь» (1989)
Забытый абсолютно всеми комедийный фильм не особо заметного сценариста и режиссера Дэниэла Таплитца, который можно считать прототипом «Реальных упырей» (не путать с одноименным фильмом Дэвида Акомбы, тоже вышедшим в 1989 году, но о зомби вместо вампиров). «Ночная жизнь» была снята для телевидения и не пользовалась особым успехом, но идея о древних вампирах, которые вынуждены сосуществовать среди обычных людей в современном мире, впервые была воплощена именно в нем. А вы думали, в нашем сериале «Вампиры средней полосы»?
По сюжету могущественный Влад, пробудившись от древнего сна из-за того, что его решили выставить на всеобщее обозрение в музее, мечтает найти свою любовь Анжелику, но вот незадача: она уже в отношениях. Когда-то она тоже очнулась и была спасена от голода врачом Дэвидом, которого не смутила ни ее тяга к человеческой плазме, ни гроб вместо нормальной кровати, и с тех пор полюбила его, пристрастившись к донорской крови (помните ту же мысль в «Выживут только любовники»?). В общем, у Влада серьезный конкурент! Фильм по-своему наивный и больше похожий на пилот сериала, но весьма обаятельный. Забавно, кстати, что спустя пару лет Бен Кросс вновь сыграл вампира – в телесериале «Мрачные тени» (том самом, ремейк которого в 2012 году снял Тим Бёртон).
Лиза Фуллер и Иан Зиринг
кадр из фильма «Ночная жизнь»

Заглавное фото: Тайка Вайтити, кадр из фильма «Реальные упыри»