Новая картина мастера – тонкая, остроумная драма о выброшенных на помойку вещах, у которых есть душа. Конечно, под личиной вазочки и ботинка скрываются люди – с поломанной судьбой, несчастные и одинокие. Каким способом Константин Бронзит заставляет нас поверить в их историю о поисках счастья, подключиться к ней и даже уронить слезу – в нашем большом интервью.
«На выброс»
трейлер анимационного фильма
Константин Эдуардович, на «Маяке» ваш фильм «На выброс» участвовал в конкурсе, что приятно разрушило традиции фестиваля игровых фильмов. И мы были готовы к тому, что жюри поощрит этот тренд и наградит вас. А вы ничего не получили. Обидно?
Член жюри актриса Елена Громова заявила, что была дискуссия, не наградить ли в категории «Лучшая мужская роль» персонажа из «На выброс» – галстук или башмак.
Это было бы самое дурное, что они могли сделать, потому что выглядело бы как прикол. И этим жестом они точно обокрали бы какого-то актера, что было бы несправедливо. Анимационный персонаж никогда не выдержит конкуренции с живым актером. Такова природная ущербность мультипликации. Давайте по-честному, если этот фильм и мог претендовать на награду на таком фестивале, как «Маяк», то их было всего две – «Лучший сценарий» или, пардон, Гран-при. Понятно, что дать Гран-при анимации на фестивале игрового кино – это нонсенс и на это никто не решился бы. Если помните, церемония награждения началась именно с приза за лучший сценарий, и когда награда ушла одному из игровых фильмов, я сразу понял: все, можно расслабиться, фильму «На выброс» уже ничего не будет.
«Сложить пазл по-другому»
Тогда к картине. Я знаю, что вы раздражаетесь, когда «На выброс» называют историей про экологию. И это понятно, потому что главная тема тут – мусор ты или человек. Но для меня этот фильм еще и о том, как найти своих и успокоиться.
Вы агностик. А говорите про душу, и фильм напитан у вас религиозными смыслами. Он, например, и про лжепророков – таких, как ваш пакет Эзотерий.
Ваши герои стремятся в рай. Что для вас это понятие?
Уберем слово «рай», это обычная метафора. Подразумевается, что герои ищут простого человеческого счастья. Но проблема большинства людей состоит в том, что они толком не знают, что на самом деле сделает их счастливыми. Они мечутся, мечутся, но так и не могут найти ответа. И только к концу пути немногие из них приходят к простым истинам, прожив при этом большую часть жизни в полном смятении души. Вот наши герои так и проживают свои жизни. Но наконец обретают то, что не каждому дано. Фильм и об этом бесконечном поиске чего-то такого, что тебя душевно успокоит.
Скажите, референсом к этому летающему пакету стала «Американская красота»?
Ну, чисто внешне по своей пластике любой пакет, закрученный ветром, будет автоматически напоминать кадр из «Американской красоты». Но, когда мы делали эти сцены, никто из нас про этот фильм даже не вспомнил. Перед нами стояла совсем другая задача – пакет читает проповедь, содержание которой начинает толкать сюжет. И даже если бы мы вспомнили, что наш пакет напоминает ту самую сцену, мы бы этому только улыбнулись, потому что в мировом кинематографе все уже было снято много раз. Тарантино вообще воспроизводит сцены из каких-то старых фильмов, которые он знает наизусть. Сегодня важно сложить пазл по-другому. Важно создать новый контекст.
Константин Бронзит на фестивале «Маяк»
фото: пресс-служба фестиваля
«Искусство вообще никого не воспитывает»
Мы сейчас ваш фильм будем отшелушивать, как луковицу. Еще один из важных слоев – сатира на общество потребления. Какие главные опасности таит такое общество?
Вы работали пять лет над этим фильмом…
Эх, а я думала, будет рассказ о том, в каких муках рождался-переписывался сценарий, как из него исчезли люди и появились вещи.
А мы сейчас к этому придем. Мы написали первый драфт. Он понравился, мы успокоились и решили, что можно запускаться с производством. Дальше продюсер студии «Метрафильмс» Артем Васильев поддержал проект, и мы начали делать фильм. Раскадровка, аниматик, первые два эпизода были готовы… Но вдруг мы почувствовали, что наша история слишком запутанна и тяжеловесна. Мы пришли в ужас и остановили процесс. Начали судорожно переписывать сценарий, и вот тут начался кошмар: время идет, а дело не двигается, у нас ничего не получается. Мы настолько запутались, что пришлось привлекать друзей и коллег из ближнего круга, чтобы с помощью их свежего взгляда на нашу историю как-то выйти из пробуксовки. Какие-то советы нам очень помогли, какие-то внесли новую сумятицу, но все-таки в итоге мы избавились в сценарии от ненужной шелухи, хотя это и стоило нам крови, мы потеряли еще год. Только после этого мы смогли вернуться к производству. Ну что делать? Сами себя загнали в эту ситуацию. Сегодня я удивляюсь, что вообще вырулили.
Вырулили блестяще. Как менялись архетипы персонажей? Почему из всего обихода были выбраны вазочка, катушка, галстук, башмак, кнопочный телефон и баллончик с освежителем воздуха?
А ниточные катушки во всех в странах есть?
Имена у ваших персонажей интернациональные – Лили, Кати, Мак, Бут –для того, чтобы в "какой-нибудь Австралии" быть понятыми?
«На выброс»
кадр из мультфильма
Ну, если с катушкой все понятно – это подросток, который и уязвим, и хочет быть нужным, если Бут – работяга, твердо стоявший на ногах, но растерявшийся от потери пары, если вазочка – это хрупкая женщина, которая вынуждена быть сильной, но однажды она не выдерживает и ломается, то какой типаж воплощает галстук Мак? Это мажор, сноб?
Мажор и сноб. Он, как и все мажоры и снобы, вначале довольно прямолинеен. И зритель, наверное, не ждет от него серьезного поворота на 180 градусов. Но Мак неглуп, и сложные перипетии дали ему понять, что в шкуре мажора ему своей прежней жизни не видать, все закончилось. Вот тут перед ним (как иногда и перед человеком) встает выбор: либо продолжать настаивать на своем, но велика вероятность, что ты проиграешь, либо стать гибче и начать что-то менять не в жизни, а в себе, и тогда есть шанс, что поменяется жизнь.
Ну, это звучит как прагматизм. Это не о высоком, не об изменении души, а о выживании. Нет?
Нет, нет. Практицизм – это подыгрывание ситуации, чтобы просто ее пережить. Это временное изменение себя внешнего при сохранении себя внутреннего. А наш герой вообще больше не может быть прежним. У него произошел инсайт, благодаря которому он как бы увидел себя со стороны. Это колоссальная внутренняя перестройка.
Появляется новый слой. Ваш фильм – еще и «роман воспитания», «роман взросления» помимо всего прочего.
А изменить человека, его восприятие мира, проблемы?
Константин Бронзит и Дмитрий Высоцкий на премьере анимационного фильма «На выброс»
фото: соцсети режиссера
«Ни ноты честной музыки»
У вас в фильме прекрасная музыка, особенно впечатляет номер, когда бытовые приборы издают звуки и из этого рождается зажигательная мелодия. Вообще, музыка, как я понимаю, для вас чрезвычайно важна.
С ума сойти. Потрясающе. А теперь про технику рисунка. Ваши знаменитые работы «Уборная история – любовная история» и «Мы не можем жить без космоса» достаточно просто нарисованы. В фильме «На выброс» техника посложнее, но вы все равно недовольны визуалом. Вы говорили, что можно было сделать круче, но денег не хватило. Как можно было сделать круче эту историю?
Знаете, это тот редкий случай, когда мы с Димой расходимся во мнениях, он гораздо спокойнее относится к визуальной части нашего фильма. А я в идеале хотел видеть это кино в классической компьютерной 3D-графике.
Чем мультипликация отличается от игрового кино? Тем, что зритель знает, что в мультипликации все ненастоящее, все понарошку. В анимационном изображении по умолчанию резко пониженный эмоциональный фон. Это его «родовая травма».
Мне кажется, вы слишком строги к себе. Этот оранжевый галстук вполне себе смотрится как вещица известного французского бренда. Это пародия на него?
А вот взять и ввинтить в фильм продакт-плейсмент?
Недавняя новость о том, что Минкульт разрабатывает законы о возможности 100-процентного госфинансирования производства и проката анимационных фильмов, как будто спасает художника от необходимости бегать по переговорам в поисках денег? Вы, надеюсь, попадете в дотационный список?
На общем фоне эта новость настолько позитивна, что выглядит даже фантастикой. И я, как представитель анимационной индустрии, буду искренне рад, если эта инициатива не останется только на бумаге, а воплотится в реальную жизнь. Но чтобы попасть в «дотационный список», мне, как и любому режиссеру, нужен проект, с которым мы выходим в Минкульт на так называемые питчинги, где и отстаиваем свои идеи. И лично для меня всегда было важно базовое условие: я первый, кого эта идея должна задевать и будоражить.
По счастью, я никогда не бегал в поисках дотаций только потому, что мне нужна была работа.
Константин Бронзит
фото: пресс-служба фестиваля «Маяк»
«Изгоняю из себя дьявола потребления»
Студия «Дисней» на днях объявила о том, что готова представить контент, сделанный искусственным интеллектом. Как вы к этому относитесь?
Я прекрасно понимаю и «Диснея», и всех остальных, кто начинает смотреть в сторону ИИ. Это правильно, потому что в наших руках, как ни крути, появился самый мощный инструмент из когда-либо созданных человеком с точки зрения креатива и быстрой реализации идей. Игнорировать современный инструментарий недальновидно, можно оказаться в обозе. Поэтому крупные компании делают единственно правильную вещь.
Однако, как с любым инструментом, все в конечном итоге упирается в один вопрос: в чьих руках он находится? Пока все, что я вижу из созданного в ИИ, рождает ощущение, что с ним развлекаются только непрофессиональные люди. Кстати, так когда-то было и с компьютерной графикой, потому что все, что мы видели в 3D на рубеже 90-х, создавалось любителями.
Пресный Пастернак
Ваш фильм напитан многими литературными отсылками. Вы вообще говорили о том, что Россия – литературоцентричная страна. Но не преувеличиваете ли вы эрудицию аудитории? Думаете, все считают оммажи Ричарду Баху, шутку про пресного Пастернака?
А вы помните свое ощущение от прочтения «Чайки по имени Джонатан Ливингстон»?
А оммаж Pixar в виде героини-лампы тоже был изначально?
Я опять не понимаю, как я это прозевал. У нас лампа рыдает над фонариком. Но ведь ясно, что она должна была рыдать над сдутым мячиком!
Выглядит как переработанная отсылка. А как рождаются все эти штуки, остроты?
Константин Бронзит на премии «Оскар» в 2016 году
фото: соцсети режиссера
Почти то же самое происходило с Пушкиным, который говорил: «Представь, какую штуку удрала со мной моя Татьяна! Она замуж вышла! Этого я никак не ожидал от нее».
А у ваших персонажей есть человеческие прототипы?
И никогда не было? Помните, как окружение Довлатова обижалось на него, потому что описывал максимально точно?
«К Диснею вопросов нет»
Международная судьба будет у фильма?
Как бы хотелось. Но ничего про это пока не знаю. Фильм и в России-то выходит всего в 250 копиях.
Очень жаль, мирового уровня кино. И даже то, что вы член Оскаровского комитета, не помогает?
Скажите, а эти две номинации на «Оскар» для ваших амбиций, для вашего самолюбия что значат?
Любой приз – это признание твоей профессиональной деятельности коллегами по цеху. Что-то типа послания: «Чувак, ты старался и сделал классную вещь, и мы это оценили». Значит, у тебя что-то получилось. Это вдохновляет.
На международном рынке вы имя, бренд?
А кто для этого имени является авторитетом? Если бы была возможность спросить о чем-то одного великого мультипликатора – кто бы это был? Дисней, Хитрук?
Мне в этом смысле очень повезло, я общался практически со всеми нашими великими современниками. С Норштейном, с Назаровым, с Татарским, с Хитруком. И с Толей Прохоровым общался. А еще с Джоном Лассетером и Питом Доктером. То есть я тут точно не обижен, счастье привалило. К Диснею, как ни странно, у меня вопросов нет. Он настолько ясен, настолько по-американски, в хорошем смысле, прямолинеен, и я про него столько читал, столько изучал его кино, что там, в общем, уже и спросить нечего.
А у Миядзаки?
В 2025 году Константин Бронзит получил премию ТЭФИ-Kids за анимационный фильм «Лунтик. Возвращение домой»
фото: соцсети режиссера
Мы же только что говорили о том, что оживший персонаж диктует ход повествования.
Вы говорили о том, что вам всегда Pixar был гораздо ближе, чем "Дисней". Это потому, что он не такой прямолинейный?
Pixar не пичкает свои фильмы таким количеством бессмысленных вставных музыкальных номеров: «А сейчас все поём!» У Pixar если и поют, то как-то все по делу и вовремя. Они умеют композиционно вставлять песни в повествование, чтобы оно не разрушалось, чтобы история не буксовала на месте. И вообще у них жесткие сюжеты – например, «Душа». Они не бояться задевать пограничные темы.
Это потому что общество потребления побеждает?
Конечно. Кинокомпания «Дисней» и стала великой именно потому, что ее основатель Уолт Дисней не боялся рисковать и во многом был первопроходцем. Как только все мысли и усилия направляются на то, чтобы продать продукт потребителю, риски становятся неприемлемыми, система должна работать стабильно, по отлаженной схеме. Да и окружающие нас сегодня бесконечные «-измы» диктуют свои условия.
«Да кому нужна моя трактовка?»
Мне недавно один режиссер-мультипликатор сказал, что он каждого режиссера игрового кино заставил бы заниматься анимацией. Потому что это дает верное представление о хронометраже, об арках героев, когда очень быстро надо показать характер в развитии, спрессованно и самую суть. А как вы думаете?
А вы бы сумели перейти в игровое кино?
Не было никогда таких амбиций?
Может, мы еще увидим ваш игровой фильм?
У меня в голове есть отличный сценарий боевика, дело-то за малым – сесть за стол и записать. Но все как-то не до этого. Просто однажды давным-давно, когда я вдруг рассказал Саше Татарскому об этом моем желании, он слегка погасил мой кураж, сказав, что нет режиссера-мультипликатора, который не мечтал бы снять игровой фильм. Оказывается, я не был оригинальным.
Даже у Данелии.
А почему у вас именно боевик в голове?
Кровавая
А кого любите из игровиков вообще?
Мне приходят в голову Тарантино, Альмодовар, Ларс фон Триер, Скорсезе…
Константин Бронзит
фото: пресс-служба фестиваля «Маяк»
Сегодня есть такая тенденция, когда персонажи и сюжеты мультиков переходят в игровое кино. Вам такой жанр интересен?
Это вы про то, что у нас сделали кино про Чебурашку?
Да. И «Моану» сейчас сняли как игровой фильм.
У меня ощущение, что это происходит от отсутствия идей. Так и хочется спросить всех этих людей: неужели вам самим это интересно? Мне трудно в это поверить. Но я допускаю, что могу быть неправ.
А вы как в своей голове стыкуете вот эти ваши тонкие философские работы и одновременно очень коммерческую работу на студии «Мельница», выпускающую бесчисленные продолжения «Богатырей» и «Лунтика»?
Но вы как-то признались, что, перечисляя свои работы, все время забываете назвать «Алешу Поповича».
Забываю. Но о чем это говорит? О моей скромности. (Смеется.)
Не о том, что вам неинтересен этот опыт?
«Лунтик. Возвращение домой»
трейлер анимационного фильма
А как вы относитесь к этому тренду на ми-ми-мишность? Обязательно в мультик или игровую сказку добавляют запредельно ми-ми-мишного героя, вот чтобы зрительское сердце прямо распахивалось и умилялось.
А вы не хотите какую-нибудь экранизацию воплотить в мультфильме?
Ой, ладно.
Вы же видите, индустрия только этим и занимается.
Вот это и поражает, как легко, без всякого трепета люди берутся за сложнейший материал. Никакого пиетета, никакого сомнения, а ведь как легко ошибиться. Но они берут и делают. Я не понимаю этого. Когда у тебя свой материал, гораздо меньше ответственности. Зрителю трудно предъявить претензии автору, так как он смотрит оригинальную историю, и этот новый опыт ему не с чем сравнить.
Но разве вы с высоты опыта не можете поделиться своей трактовкой великих книг?
Обидно и зря.
«Мы не можем жить без космоса»
трейлер анимационного фильма
«Каждый фильм я вынимаю из себя»
Вы на «Маяке» всех нас призвали посмотреть мультик «Отец и дочь» Микаэля Дюдока де Вита. Спасибо, это прямо удар под дых, у меня тоже грандиозная личная история любви к отцу, которого уже нет, и непреходящая боль. А как это возможно – без единого слова, картинками с очень простой прорисовкой и музыкой – вызвать такую эмоцию?
Но вы делали «Мы не можем жить без космоса», опираясь на этот опыт, нет?
Как вы определяете жанр этого своего фильма – броманс? Там ведь такая история мужской дружбы…
История дружбы там есть, и это первый поверхностный слой, который все и считывают. Но для меня этот фильм прежде всего про одиночество. Подобная связь людей в реальной жизни – сказка, выдумка. Такого не бывает. Но, когда я делаю фильм про такую связь, вот тут как раз и вылезает моя экзистенциальная тоска, моя несбыточная мечта о том, чтобы между людьми была хоть толика таких отношений.
Вы все фильмы делаете из себя, из своих чувств и ощущений? Мне вот кажется, что очень продуктивным в фильмах является проработка чувства вины, но очень мало кто умеет на эту тему снимать.
Я не выбираю чувства как из какой-то картотеки: о, мне нравится чувство вины, его я еще не прорабатывал и сейчас на нем, как кофе на горячем песке, заварю фильм. Это так не работает. Последнее время меня вообще не покидает ощущение, что все мои фильмы об одном и том же. И каждый из них я, конечно, вынимаю глубоко из себя. И Лунтика тоже из себя, потому что во мне тоже живет тоска по маме. Это не про вину, хотя и про вину тоже, но в кино этого нет, там про другое, там просто про Любовь.
Заглавное фото: пресс-служба фестиваля «Маяк»