DОС.ru побеседовал с доктором исторических наук Екатериной Яцишиной и выяснил, в чем слагаемые успеха этого дока, каким человеком был Игорь Васильевич и как распоряжаются современные ученые наследием Курчатова.
«Курчатов»
трейлер фильма
Екатерина Борисовна, сегодня политическая обстановка напоминает ту, о которой идет речь в фильме. И Курчатова, отца атомной бомбы, сейчас вспоминают с особой благодарностью. Ведь за счет открытий ученого наша страна заговорила с Западом на равных. Не кажется ли вам, что этот фильм в наши дни оказался весьма актуальным, что подтверждают и рейтинги?
Да, история повторяется. Безусловно, Игорь Васильевич – уникальная личность. На площади перед Курчатовским институтом стоит памятник ему – суровое, сосредоточенное лицо человека, который пронес на своих плечах колоссальный груз атомного проекта. А на самом деле он был веселым, остроумным, живым человеком. Безусловно, он был одним из ведущих специалистов в нашей стране, да и в мире, в совершенно новой области ядерной физики, но во многом именно из-за человеческих качеств его назначили научным руководителем атомного проекта. Он мог обаять всех своей улыбкой – практически гагаринской. И эта черта Курчатова – его обаяние, конструктивность, умение ладить с людьми – помогла ему, когда он собирал команду проекта.
Конечно, то, что Курчатов и его команда смогли уже в 1949 году взорвать первую советскую атомную бомбу, сыграло в истории и геополитическую роль. В то же время в середине 1950-х Курчатов выступил в атомном центре в Великобритании, где рассказал, по сути, о еще закрытых исследованиях в области управляемого термоядерного синтеза, атомной энергетики.
Это произвело тогда настоящий фурор?
Разумеется. Курчатов, будучи отцом советской атомной бомбы, в то же время стал и одним из инициаторов ограничения испытаний ядерного оружия, ведь он хорошо представлял его опасность. Еще он был междисциплинарным ученым, широко мыслящим. Кроме физики хорошо понимал важность и биологических исследований, изучения влияния радиации на живые организмы. Именно он и Анатолий Петрович Александров взяли под свое крыло генетиков после их разгрома на сессии ВАСХНИЛ, об этом упоминается в фильме.
Игорь Курчатов
фото: архив Росатом
В фильме также рассказывается, что Сталин уже знал на Потсдамской конференции в 1945 году, что у нас практически готово ядерное оружие, поэтому и вел себя спокойно, когда Трумэн сообщил о создании американцами атомной бомбы.
Да, он знал о работах, которые вел Курчатов, ему докладывал Берия, ставший к тому времени куратором атомного проекта от правительства. Советская разведка информировала руководство страны об изысканиях в этом направлении, которые шли в Германии, Великобритании, США аж с 1942 года. Это подтолкнуло Сталина к решению о возобновлении прерванных войной исследований по урановой проблеме. Ведь работы в этом направлении успешно развивались в СССР все 1930-е годы, мы шли здесь вровень с западными странами. Была заложена фундаментальная школа, что в дальнейшем ускорило процесс создания бомбы.
В фильме упоминается, что Курчатов хорошо умел договариваться с людьми.
Даже в его характеристике написано, что он был настоящим дипломатом. Мог поддерживать дружеские отношения с самыми разными людьми, начиная от простых лаборантов до членов правительства. Был внимателен ко всем сотрудникам тогда секретной Лаборатории номер 2, которой руководил, знал всех в лицо. Да и немудрено: в 1944 году у американцев в Манхэттенском проекте работали тысячи человек, а у нас сто человек, включая кочегара и конюха. Так что жили практически одной семьей. Годы были голодными, поэтому Курчатов разрешил выращивать на участке у здания овощи. В фильме об этом говорится.
Читайте также: Рецензия на фильм «Курчатов». История с бородой
В картине вы вспоминаете, как Курчатов, готовясь к внештатной ситуации перед первым испытанием ядерного реактора, положил в лаборатории… топор. Это не нарушало внутренний регламент?
Безусловно, оставались сомнения, вдруг что-то пойдет не так и приведет к неожиданным последствиям. Так что для подстраховки Курчатов мог топором обрубить трос, и тогда практически мгновенно кадмиевые стержни упали бы и цепная реакция прекратилась. Но этого не понадобилось. Поэтому 25 декабря 1946 года на территории Лаборатории номер 2 в Москве (в настоящее время это Курчатовский институт) заработал первый в Евразии ядерный реактор. Это стало первым важнейшим шагом советского атомного проекта.
Екатерина Яцишина в фильме «Курчатов»
фрагмент
В фильме рассказывают, что борода Курчатова была своего рода индикатором его настроения: теребит – значит, что-то не так, поглаживает – все хорошо. А когда Игорь Васильевич решил отрастить бороду, известно?
Зимой 1942-го он приехал в Казань, где находились в эвакуации сотрудники ЛФТИ и его жена Марина Дмитриевна. Там Курчатов тяжело заболел, его долго лечили от воспаления легких. За два месяца болезни было не до бритья, вот борода и отросла, а дальше уже руки, что называется, не доходили, привык. В качестве шутки ближайший соратник Анатолий Александров подарил ему бритву, но Игорь Васильевич ею так и не воспользовался. К слову, сотрудники будущего Курчатовского института не только работали, но и умели веселиться, шутили, устраивали капустники, концерты. Кстати, при Курчатове появился и наш Дом культуры.
Какие-то традиции, связанные с Курчатовым, сохранились в вашем институте?
Читайте также: Андрей Забродский о фильме «Курчатов» и судьбе нашей науки
В масштабах истории как могли бы оценить личность Игоря Васильевича?
Приведу фразу нашего директора института Михаила Ковальчука: «Подобно титанам Возрождения, появились титаны атомного века». Безусловно, Игорь Васильевич Курчатов был одним из титанов советского атомного проекта, всего XX века.
В фильме рассказывается и про семью Курчатова, ведь его брат тоже был ученым.
Борис Васильевич был моложе на два года. Игорь высоко оценивал его как ученого, его вклад в атомный проект. Именно он выделил первые микрограммы плутония на циклотроне, и в дальнейшем его направление — физикохимия, оставалось очень важным для развития многих работ.
«Курчатов»
кадр из фильма
Скажите, почему на Западе постоянно снимают интересные игровые байопики об ученых – и они собирают мировой прокат, а у нас не получается? К примеру, «Оппенгеймер» завоевал пять «Оскаров». Вот о Курчатове снял неигровой фильм НМГ ДОК. А художественных проектов высокого уровня еще не было. Может, кинематографисты боятся авторитета вашего института?
Читайте также: 5 фильмов об Игоре Курчатове
Екатерина Борисовна, а кого бы вы хотели увидеть в цикле «Великие» НМГ ДОК в будущих фильмах?
Академика Анатолия Петровича Александрова. Он прожил почти век, его называли отцом советского атомного флота. Одновременно с работой в Курчатовском институте он 11 лет был президентом Академии наук СССР. Его биографическая канва с точки зрения кинематографа даже в чем-то более увлекательна, чем у Курчатова. Есть прекрасная книга «Прямая речь», которую составил его сын Петр по воспоминаниям отца. Это судьба великого человека, очень яркая, неординарная. Думаю, НМГ ДОК смог бы снять ее в увлекательном формате.
А почему бы посоветовали посмотреть документальный фильм «Курчатов»?
Документальный фильм «Курчатов» доступен для просмотра на сайте РЕН ТВ.
Заглавное фото: Екатерина Яцишина / архив НИЦ «Курчатовский институт»