Рецензия на фильм «На выброс»: классная история про мусор и людей

Знаменитый режиссер Константин Бронзит выпускает в прокат философскую анимацию.

Эту работу критики впервые увидели на фестивале «Маяк». Включенный в конкурс игровых картин, проект соревновался с тяжелыми семейными драмами. И, на наш вкус, победил многих из них. Но наград не получил, зато завоевал наши сердца.

Авторы на «На ВыБрос» – знаменитый на весь мир, дважды номинант на «Оскар» (за «Мы не можем жить без космоса» и «Уборная история – любовная история») мультипликатор Константин Бронзит, создававший на студии «Мельница» коммерческие проекты «Лунтик» и «Алеша Попович», и сосценарист Дмитрий Высоцкий, что отражено в оригинальном написании названия на постере.

Идея фильма родилась пять лет назад, когда Дмитрий принес Бронзиту идею, оформленную в некий синопсис. В истории орудовали люди, выброшенные на обочину жизни. Однако, когда начался процесс написания сценария, все оказалось не столь лучезарным и логичным, как показалось в первый раз. История бесконечно переписывалась и, даже когда была раскадрована и вышла в производство, не оставляла у авторов удовлетворения. Полностью отрисовав два эпизода фильма, художники поняли, что все рассыпается, и принялись переделывать. Что зритель увидит в итоге?

«На выброс»

трейлер фильма

Сюжет

Персонажи фильма – одушевленные вещи. Галстук фирмы «Макьярини» оказывается выброшенным своим богатым хозяином на помойку. Красивый, смахивающий своим оранжевым цветом на галстуки вполне себе реальной фирмы, он переживает ужас и панику и считает происшедшее нелепой случайностью. Мак верит, что вернется в роскошную гардеробную особняка, и ведет себя с остальными обитателями помойки как мажор и сноб. Кого тут только нет! Сломанные игрушки, радиоприемник, поникший  мяч, погнутые столовые приборы, вентилятор, велосипед, дряхлый матрас… На помойку залетает и пакет из книжного магазина «Эзотерий» и начинает читать проповедь и агитировать всем идти за счастьем к Великому разделителю. В приключение в итоге отправляются вазочка Лили, ниточная катушка Кати, башмак Бут с прилипшей к подошве жвачкой, баллончик с освежителем воздуха Бриз и Мак. В дороге к ним присоединяется старый мобильник Лестар, и, как и во всех роуд-муви, странники окажутся в пучине неизведанного. Их ждет переправа по реке, встреча с голодной и жутко начитанной крысой в библиотеке, рейв на мусорном полигоне, схватка со страшными машинами, вооруженными катками и химикатами… Пережив разные угрозы, едва не погибнув, герои сближаются, и даже с Мака спесь сбивается: грязный, потрепанный, с дырой в виде сердечка во всю галстучью грудь, он бесповоротно меняется, понимает теперь цену истинным отношениям, дружбе, взаимопомощи.

«На выброс»

кадр из фильма

Кадр из мультфильма «На выброс»
Не все из героев проходят эти испытания с достоинством. Антагонистом в фильме выступает баллончик Бриз – корыстный, злопамятный. Авторы показывают, что у ничтожных персонажей психологическая травма становится не толчком к внутреннему диалогу, развитию, анализу, а к еще большему падению, мерзким, мстительным поступкам. Константин Бронзит признается, что поначалу баллончик даже звали Токсом, но потом решили, что это слишком прямолинейно.

Персонажи

Понятно, что под видом вещей авторы выводят людей. Вазочка Лили – архетип хрупкой женщины, пытающейся быть сильной и преодолевать препятствия в одиночку, но, конечно, однажды она не выдержит и сломается. Катушка Кати – уязвимый подросток, девочка, которая пока мало чего сама умеет, но очень хочет быть полезной. Башмак Бут – работяга, когда-то крепко стоявший на земле, надежный и отважный, но слегка потерявшийся в этой жизни из-за утраченной пары. Его отношения с прилипшей к подошве жвачкой – как брак хорошего мужика с паразитирующей истеричкой. Мобильник Лестар воплощает образ интеллигентного, слегка экзальтированного старика-любителя поэзии, силы которого ускользают, но он все еще находит в жизни и очарование, и вдохновение. А в баллоне Бризе узнаешь человека с непомерными амбициями, оценивающего себя чрезмерно высоко, при этом мелкого и злобного, способного идти по головам к своим призрачным целям.

«На выброс»

кадр из фильма

Кадр из мультфильма «На выброс»

Во второй части истории к предметам примыкают и живые персонажи: изголодавшаяся крыса-книгочей, с которой связано несколько искрометных литературных шуток; чайки, кружащие над мусорным полигоном и следящие за порядком. Совершенно случайно толстая и ленивая чайка по имени Джонатан Ливингстон оказывается потомком легендарной птицы из книги Ричарда Баха. И в этот персонаж авторы вкладывают замечательную мысль о том, что даже охранники способны к полету, к проявлению благородства и доброты, а вот латентные диктаторы – нет.

Забавно, но зрителям запоминаются и второстепенные персонажи. Так, на спецпоказе Константину Бронзиту попеняли на то, что судьба харизматичного тюбика с клеем, впечатавшегося в дно мусорного бака, осталась не раскрыта, и посоветовали вспомнить о нем в режиссерской версии на титрах.

«На выброс»

кадр из фильма

Кадр из мультфильма «На выброс»

Шутки

Фильм «На выброс» – забавное и легкое зрелище, хотя темы в нем затрагиваются самые важные, касающиеся души. Летающий пакет Эзотерий одновременно и жирная пародия на всех лжепророков и коучей, обещающих легкий путь к счастью, и цитата из «Американской красоты». Есть и еще одна смешная отсылка – лампа, рыдающая над фонариком, это оммаж лампе Pixar, которая вздыхала в короткометражке над лопнувшим мячиком, стала мемом, а потом и вовсе превратилась в заставку компании.
Мусор не только разговаривает в фильме разновозрастными голосами, он еще и издает ритмичные звуки, которые становятся зажигательной мелодией: шумы реальных предметов – царапание по коже, позвякивание бутылок – переработаны композиторами фильма Мариной Ланда и Сергеем Васильевым в настоящий хит.
Веселье обеспечат зрителю и сцены общения героев с крысой в библиотеке. То и дело жонглируя именами классиков, крыса, поедающая книги, систематизирует их в соответствии со вкусовыми пристрастиями: Пастернак пресный, а Дюма – роскошный пир…
Конечно, остроты, равно как и отсылки, рассчитаны на продвинутого зрителя, но Бронзит и не скрывает, что снимает для интеллигентной публики.

«На выброс»

кадр из фильма

Кадр из мультфильма «На выброс»

Резюме

Фильм «На выброс» – многослойный пирог. Кто-то считывает, увы, только первый слой – экологический, о том, как важно сортировать мусор. Но те, кто даст труд себе поразмыслить, поймут, что послание глубже и объемнее. Оно о выборе: кто ты – мусор или человек? Тут каждый решает сам – не словами, а поступками. В моей голове в этой связи возникает еще одна отсылка – эпизод из «Однажды в Америке», когда герой Джеймса Вуда Макс, предавший и себя, и друзей, заканчивает свою жизнь в мусорной машине – жил как помои и так же умер.
Помимо этого месседжа считывается и намерение авторов представить нам драму взросления. Галстук Мак по сути тот же «Холоп», мажор, который, пройдя через испытания, понимает ничтожность своих прошлых стремлений, он меняется.
И наконец, это история о том, как важно найти своих и успокоиться, – то, что сформулировал когда-то Балабанов.

Финал фильма не все зрители воспримут с восторгом: истории с реинкарнацией всегда вызывают кучу вопросов, в том числе и теологических. Однако мысль о том, что каждый заслуживает рая, если проводит жизнь в сомнениях, в борьбе за праведное, весьма утешительная. Бронзит и Высоцкий сняли ясно и остроумно то, о чем путано размышляет последние десятилетия весь мировой кинематограф.

«На выброс» сделан в копродукции с канадцами, это абсолютно мирового уровня картина, однако, увы, из-за политических сложностей она не выйдет в международный прокат – а жаль, это кино поймут и в Азии, и в Африке, и в Америке.
Очень жаль и что в России фильм расписан всего 250 копиями. Понимаем, что «На выброс» – не «Лунтик» и не «Богатыри», но так сомневаться в мыслительном потенциале нашего зрителя… Поэтому примите добрый совет: бросайте все и бегите на показ.

Смотрите фильм «На выброс» в кинотеатрах с 20 ноября.

Заглавное фото: кадр из фильма «На выброс»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время