«Тайны Чароводья», злой дух «Убыр» от Мульменко и другие победители «Читки»

Подведены итоги фестиваля экранизаций.

В Москве в течение двух дней проходил смотр, на котором ведущие издательства представляли современные книги, имеющие потенциал для киновоплощения. Также шло состязание в двух конкурсах: в первом сценаристы, режиссеры и продюсеры делились планами на экранизации, находящиеся в стадии разработки. Во втором соревновались фильмы, основанные на литературных источниках, которые скоро выйдут к зрителю. Результат оказался предсказуемым. Но для начала общие впечатления.

Главное – в 2026 году грядет рекордное количество проектов, снятых по книгам.  Важный нюанс: и современные писатели, и киношники видят своей основной аудиторией молодежь. Оно и немудрено: именно эти зрители обеспечивают миллиардную кассу проектам, даже таким несовершенным, как «Алиса в Стране чудес» или «Горыныч».

Читайте также:
Рецензия на фильм «Алиса в Стране чудес»: чуда не произошло
Рецензия на фильм «Горыныч»: Саша Петров, Бамбула и дракон – кино для малышей

Антон Калинкин

учредитель фестиваля «Читка»

Антон Калинкин с микрофоном на пресс-воле Читки

На «Читке» прошел питчинг литературных прав, на котором издательства представили ряд книг, из которых, по их мнению, могли бы получиться киноистории. Забавно, что в зале находился Карен Оганесян, шоураннер «Любопытной Варвары». Он пришел для того, чтобы проверить себя: не упускает ли какую-то важную книгу с «потенциалом к экранизации» (напомню, «Варвара», ставшая успешнейшей кинофраншизой, тоже вышла из книги – Георгия Ланского, но быстро вывалилась из ее рамок). Однако ушел Оганесян несолоно хлебавши, так как все представленные проекты были вариацией «Варвары»: бесчисленные подростки, мальчики и девочки, уезжали куда-то на каникулы или расследовали преступления прямо в школе либо во дворе; некоторые из них были помощниками Деда Мороза, кто-то – ассистентом сыщика Холмова, сражающегося с конкуренткой Мориартьевой, а кто-то и вовсе общался с призраками.

В итоге самым перспективным литературным проектом для экранизации жюри питчинга назвало книгу Натальи Ремиш «Моя Лола. Записки мать-и-мачехи», в которой заложена социальная и психологическая глубина, а не только страсть к приключениям. Это повесть об 11-летней девочке, чья мама умерла. Лола тяжело переживает горе и всеми силами отвергает мачеху, но девочке скоро придется повзрослеть и научиться принимать жизненные реалии.

Андрей Золотарёв

член жюри конкурса проектов в разработке

Андрей Золотарев на Читке 2025

Похожая ситуация с перебором подростков, пускающихся в авантюры, происходила и в конкурсе проектов, находящихся в разработке. «Куда бегут и что их преследует?» – задал справедливый вопрос творцам член жюри секции, сценарист Андрей Золотарёв. Бежали герои от эпидемий и прочих опасностей, искали пропавших родственников, а в референсах многие называли сериал «Топи».

Диплом жюри проектов в разработке заслуженно получили «Тайны Чароводья», экранизация популярных книг Юлии Ивановой, которой занимается «Союзмультфильм». Это фэнтези – франшиза про магию, про 7 камней и 7 сил – создавать, исцелять, разрушать… Главная героиня, 14-летняя Эльда, призвана раскрыть свои подавленные магические способности. Ей помогут разные герои – Сержен и всякие фантастические твари. Зрителей презентации впечатлил глубоко проработанный персонажный и вещественный мир истории: все камни отличаются друг от друга и несут разную магическую силу, все персонажи обладают либо харизмой, либо милотой. А имена Эльды и Сержена смешно апеллируют на подсознательном уровне к истории Эды и Серкана из турецкого хита «Постучись в мою дверь».

Любовь Мульменко

сценарист и шоураннер сериала «Убыр»

Любовь мульменко с наградой на читке

Самым интересным проектом в разработке жюри признало сериал «Убыр» по книге Шамиля Идиатуллина от сценариста и шоураннера Любови Мульменко. Это тоже история о подростках, которые обнаруживают, что в тела их родителей вселился злой дух Убыр. У него способности размножаться – как у вируса, и вскоре злым духом уже отравлен весь город. Юные герои бегут к дедушке, чтобы он помог совладать с нечистью и вернуть душу родителям. Цимес истории заключается в том, что духи тут из татарской мифологии и нужна тщательная их проработка. Верим, что Любовь Мульменко, автор прекрасного фильма «Фрау», сможет это сделать не только точно, но и с юмором, хотя уши «Эпидемии» из проекта торчком торчат. Впрочем, авторы в качестве референсов называют сериалы «Топи» и «Библиотекарь». Продюсируют  восьмисерийку Борис Хлебников и Анна Тихонова.

Отмечу еще несколько проектов в разработке из конкурса, не удостоенных наград. Продюсер Екатерина Михайлова представила фильм «Голод» – ромком про девушку, страдающую булимией и встречающуюся с парнем-клептоманом. Проект основан на одноименной популярной книге Светланы Павловой. Экранизацией занимается один из самых интересных режиссеров Юлия Трофимова, снявшая «Страну Сашу» и выходящий скоро на экраны фильм «Комментируй это». Снимать «Голод» хотят в Питере и Астрахани, а в качестве референсов держат в голове сериал «Между нами химия» и фильмы «Дневник Бриджит Джонс» и «Мой парень – псих».

Олег Савостюк

актер, ведущий церемонии закрытия фестиваля

Олег Савостюк ведет Читку 4 0

Сериалом «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить», экранизацией романов Ивана Бевзы, занимается режиссер и сценарист Александра Сарана. Это история восхождения к власти подростка Рыжего. Он станет Императором, научившись играть в «сотки» лучше всех. Он превратит фишки в конвертируемую валюту и заставит всех поклоняться золотому тельцу. Проект напоминает «Голодные игры», и в нем будет сильный женский образ – Динара, которая противопоставит хаосу порядок, но передавит с контролем.

«Солонго» – приключенческая 8-серийка с вайбами «15-летнего капитана» и «Паддингтона 2» – это экранизация книги Евгения Рудашевского о 14-летнем Артеме, у которого пропадает дедушка-геолог. Правда, хитрый старичок перед исчезновением оставляет ключ и карты. Вооружившись ими, Артем с родителями и еще парой друзей отправятся в путешествие. Герои столкнутся с древней цивилизацией, с предательством, золотым кладом… Обещают красивые локации. Написаны и фильм, и сериал, продюсер Максим Дашкин ищет партнеров для реализации.

Владимир Пермяков

продюсер фильма «Левша»

владимир пермяков с наградой на Читке

Самым же ярким, на мой вкус, в конкурсе проектов в разработке стал «Рахманинов», который режиссер Алексей Мальцев представил как напряженный блокбастер в стиле «Одержимости» Шазелла. Действие начинается в 1885 году. Рахманинов мечтает стать величайшим композитором, но, попав к мизантропу-наставнику Звереву, вынужден тратить время на то, чтобы виртуозно овладеть игрой на фоно. Наставник стравливает его с другим своим учеником – Скрябиным. Дикая конкуренция закончится дружбой. Ведь оба юноши несчастливы – они родом из деструктивных семей, и в этом разгадка их гениальности: оба всеми силами пытаются доказать своим родным, что они чего-то стоят… Проект, который, по словам Мальцева, «нужно снимать дорого», на стадии написания сценария и поиска денег. Планируется полный метр, хотя первоисточник – книга Маргариты Марич «Композитор тишины. Сергей Рахманинов» тянет и на сериал. Мальцев заверил, что проблем с наследниками не будет, ибо «все находятся в США». Увы, столь яростная и интересная история не получила одобрения жюри.

Михаил Врубель

продюсер фильма «Буратино»

Михаил Врубель с микрофоном

Во втором конкурсе – проектов в производстве – обошлось без сюрпризов. Соревновались «Буратино», «Трудно быть богом», «Левша», «Морозко», «Полдень», «Радар», «Сказка о царе Салтане» – проекты, хорошо известные индустрии. Самой ожидаемой экранизацией в категории «Сериал» был назван проект «Трудно быть богом» режиссера Дмитрия Тюрина («НМГ Студия» и Team Films при поддержке Института развития интернета для Wink и НТВ).

Самой ожидаемой экранизацией в категории «Кино» стал «Левша» режиссера Владимира Беседина (LEGIO FELIX при поддержке Фонда кино).

Виктория Исакова

Исакова Виктория с наградой на Читке

Специальный приз «Продюсерскому тандему по созданию событийных экранизаций» получили Данила Шарапов («Алиса в Стране чудес», «Полдень») и Петр Ануров («Волшебник Изумрудного города»). А специальный приз «За тонкое воплощение классической и современной литературы в кино» получила за ушедшего недавно от нас Юрия Мороза, воплощавшего на экране роман «Угрюм-река» и книги Марининой, его вдова Виктория Исакова.

Заглавное фото: Андрей Золотарёв и Виктория Исакова / пресс-служба фестиваля экранизаций «Читка 4.0»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время