Читайте также: «Маяк». День 4: о мусоре и «новой волне»
«Здесь был Юра»
Режиссер: Сергей Малкин

Герои истории – трое друзей, Олег, Серега и Чеба, панк-группа, только начинающая свой путь в музыкальной индустрии. Они готовятся наконец к суперважному выступлению, как вдруг одному из них навязывают уход за дядей-аутистом. Олег и Серега снимают квартиру, в ней есть еще один токсичный жилец, туда они и приводят дядю Юру. Забота о человеке с особенностями развития, не говорящим и довольно беспомощным, становится для ребят путем взросления. Они теперь постоянно поставлены в условия выбора: кутить и тусоваться или сидеть с Юрой, оставлять его одного дома или повсюду брать собой. Как признается режиссер Сергей Малкин, в основе фильма – пережитая им история, и у каждого персонажа есть прототип. Актеры даже знакомились с реальными ребятами, и, по словам Кузьмы Котрелева, это помогло врастать в роль.
Актерский ансамбль – как слаженный музыкальный коллектив. Серега (Кузьма Котрелев) разумный и обстоятельный, Олег (Денис Парамонов) креативный и взрывной и Юра – трогательный, живущий в своем мире, по-детски восхищающийся цветовой подсветкой в комнате душного жильца, обожающий малиновое варенье… У Константина Хабенского было мало возможностей для раскрытия характера героя, Юра не говорит, но он смог языком мимики и жестов одарить его судьбой. В финальной сцене, когда Юра наконец встречается с братом, отцом Олега, вырастившим его, в кадре царит сама любовь.
«Здесь был Юра» выходит в прокат 5 февраля. Доставьте себе удовольствие, посмотрите фильм.
Читайте также: «Маяк». День 3: рефлексии Нади Михалковой и кино «для своих»
«Хорошая жизнь»
Режиссер: Татьяна Рахманова

Фильм получился довольно искусственным, миры в нем разлетаются, так и не собравшись в единое целое, и вымышленные приключения ребенка тут не самое странное. Есть в фильме сцена, которую Рахманова вычитала в дневниках Паустовского, о том, как Гайдар героически перекрывал какой-то кран с водой и держал его до тех пор, пока не почернели руки. Практически то же самое делает герой отца в фильме, но действие происходит во дворе больницы, обитатели которой – и пациенты, и медперсонал – словно вышли из фильма Киры Муратовой: странные, бормочущие, читающие вдруг посреди этого бедлама письмо Татьяны Лариной… Камера Алишера Хамидходжаева, конечно, невероятно красиво снимает все это, но, увы, не отвечает на вопросы.
Читайте также: «Маяк». День 2: три сестры, мертвый муж и Снигирь-мачеха
«Над вечным покоем»
Режиссер: Светлана Проскурина

77-летняя режиссер идеально вписалась в программу фестиваля. Ее фильм – словно еще одна версия «Огненного мальчика» и «Моего сына», даже сюжетные линии совпадают. Почему вдруг болезненные отношения матерей и сыновей выстроились в этом году в кинотенденцию?
Действие происходит в небольшом поселке. Рита работает в соцслужбе, она обходит за день несколько адресов, стрижет стариков, разносит им продукты. Она всем готова помогать и, когда видит, как во дворе пацаны мучают соседского мальчика с особенностями развития, тут же вступается. А потом даже то ли в шутку, то ли всерьез предлагает его легкомысленной матери Вере (Яна Есепович), явно не справляющейся с родительскими обязанностями, отдать ей мальчика. Забегая вперед: Рита его таки заберет. Пообещав отдать пареньку куртку сына, Рита просит прислать мальчишку к ней вечером. Мальчишка приходит, но сыну Сергею (Егор Абрамов) становится жалко вещи, и он начинает задирать больного ребенка. Сначала бросает палки в него, потом камень… Мальчик умирает.
Рита, одержимая материнским инстинктом, принимается спасать сына: она перетаскивает мертвого в погреб и засыпает подростка землей – как герой «Хорошей жизни» засыпал утенка. Теперь это их с сыном персональный ад, и жить им с таким грехом целую жизнь. Рита участвует в поисках погибшего мальчика, которого считают исчезнувшим, она осаждает полицию и предъявляет им претензии, что плохо ищут… Она слегка обезумела, и кажется, что ей даже хочется быть пойманной, чтобы избавиться от тяжести греха. В то же время она мастерски заметает следы и обрывает попытки сына обнародовать эту историю. Кто она, Рита – исчадие ада? Неистово любящая мать? Как могла произойти такая трансформация с соцработником, человеком, заточенным на добро и помощь?
Светлана Проскурина отвечает, что ни один из нас не знает, как бы повел на ее месте, как бы у нас сработал инстинкт самосохранения. Режиссер Павел Лунгин вообще увидел в Рите образ России – святой грешницы; на эту мысль, кстати, работают и финальные кадры фильма, когда нам показывают просторы с лесами, полями и реками.
Читайте также: «Маяк». День 1: каким получился поэт в фильме «Лермонтов»
Заглавное фото: кадр из фильма «Здесь был Юра»