«Брат навсегда»
трейлер фильма
Никита Михалков, характеризующий 90-е как «время унизительных ложных надежд, самообман, на который повелась страна». Любовь Аркус, вспоминающая дружбу Сельянова и Балабанова и говорящая, что Сергей Михайлович был для Алексея «фигурой отца», который защищал, решал проблемы, давая гению возможность ни о чем не думать и творить. Взъерошенная и хохочущая Надежда Васильева, так не похожая на «классическую вдову», но классная, рок-н-ролльная – настоящая боевая подруга…
Фильм «Брат навсегда», с одной стороны, получился старательным классическим доком, в котором «говорящие головы» вспоминают. А с другой – интонация, взгляд изнутри (потому что сына Григория Сельянов, конечно, подпускает ближе, чем кого-то чужого), подробный разбор значимых сцен, вкусные детали…
Никита Михалков
кадр из фильма «Брат навсегда»

Ну вот, например, оказывается, Ирину Салтыкову пришлось уговаривать снимать в ее квартире – отремонтированной, с джакузи. Она боялась, что киношники попортят ей новенькие полы, но сдалась перед перспективой войти в вечность. А начинал писать сценарий «Брата» Балабанов сразу на Бодрова. Уехал на дачу жены – развалюшку с печью, попросил Надю приготовить горохового супа и скоро выдал 14 страниц «Брата». Он записывал необычным способом – картинками, которые видел в голове. Потом в этом же доме через оконное стекло он будет снимать сцену, в которой мама ругает Данилу Багрова: Бодров сидит в рубашке режиссера, а актриса, сыгравшая роль мамы, – в халате его тещи и жилетке соседки. «Я все знаю – какого цвета должны быть портьеры, какая крупность», – признается в кадре молодой, еще безусый Балабанов.
Ирина Салтыкова
кадр из фильма «Брат навсегда»

А знаменитый бодровский свитер, о котором как будто уже и неудобно говорить? Знаете, что Надежда Васильева передала его Сельянову для Светланы Бодровой? Тот тогда жил у Сергея Члиянца. Вроде пришел с вещью туда, но свитер пропал. «Пропал, как Сережа», – вздыхает Надежда. А вот бодровская кожаная куртка жива. Она была «супермощного бренда», никому тогда не доступного, потому что Москва в этом фильме – город контрастов. Васильева подробно рассказывает о вещественном мире «Брата», о тех ссорах, которые у нее случались с мужем из-за того, что Бодров, например, делал свой трюк с перекатом через машину не в реквизиторских ботинках, а в собственных туфлях.
Съемочная группа дока съездила в Америку, прошлась по «местам боевой славы», зашла в «тот самый» магазин пластинок… Но главная удача фильма – то, что о «Брате» вспоминают дети тех, кто сотворил этот успех, Федор и Петр Балабановы, сам Григорий Сельянов… Их картинки из детства бесценны. В кадре сын режиссера Федя рассказывает, как отец ставил его за провинности в угол, а через полчаса подходил и спрашивал: «Ты подумал?» И в зависимости от правильности ответа выпускал или не выпускал его. Гриша Сельянов хохочет, когда говорит, что однажды застал сильно пьяного Балабанова на родительской кухне, и режиссер, мрачно глядя на ребенка, изрек: «Гриша, ты урод». «Папа не умел проигрывать, был очень ранимым человеком и, когда я обыгрывал его в шахматы, говорил, что это нелепая случайность», – со смехом вторит ему Федя.
Надежда Васильева
кадр из фильма «Брат навсегда»

А Надежда Васильева вспоминает, как Федя пришел из школы, ему надо было выучить стихотворение. Балабанов с сыном его разучивал, так в фильм вошло бессмертное «Я узнал, что у меня есть огромная семья». Его фильмы и были сотканы из всего, что его окружало, – из ощущений, бытовых деталей…
«Брат 2» собрал в прокате чуть больше миллиона долларов, побил кассу «Титаника». Это был хороший результат, но он не покрыл затрат на производство. Что началось потом? Травля. И это тоже откровение для многих из нас, думающих, что Балабанова сразу причислили к лику «святых кинематографистов». «Какими только “фашистами” нас не назвали либеральные критики», – усмехается в кадре Сергей Сельянов. С ними перестали здороваться, замолкали в их присутствии. Они не выясняли отношения; как говорит в кадре Аркус, «с них бы упала корона». Но неожиданно фильм зажил своей жизнью, потому что, как замечает Никита Михалков, «Брат 2» оказался попыткой продекларировать собственное достоинство.
Сергей Сельянов
кадр из фильма «Брат навсегда»

Фильм «Брат навсегда» пронизан щемящей болью: как здорово было бы, если бы они и сегодня были живы, как рано Балабанов и Бодров ушли… Но остались кинокартины, и Сергей Сельянов, едва сдерживая скупую мужскую слезу, резюмирует: когда он недавно представлял «Брата» перед молодежью, а потом были танцы под музыку из фильма и следом он появился на сцене, эти 15–16-летние, не жившие в 90-х, принялись скандировать: «Спасибо!» Наверное, ради такого и стоит снимать кино.
Фильм «Брат навсегда» стартует в кинотеатрах 30 октября.
Заглавное фото: кадр из фильма «Брат навсегда»