И тем не менее при всем богатстве фактуры, представленной в разных проектах, мы решили выбрать всего пять фильмов фестиваля, которые готовы порекомендовать зрителю. Авторы одних пленили нас тем, что не побоялись взяться за трудные, некомфортные темы, создатели других представили интересных героев, за судьбой которых следишь с сочувствием и эмпатией. Подключение к истории – вот основа драматургии, и в данных пяти проектах с этим все в порядке.
«Рак. На пороге открытия», KION
режиссер Александр Македонский
«Рак. На пороге открытия»
трейлер фильма
Получивший Гран-при фестиваля сериал режиссера Александра Македонского снимает табу с темы, на которую не принято говорить в открытую. Страх «заразиться», первобытное желание подыскать для опасного недуга эвфемизм, типа «онкологическое заболевание»… Авторы фильма идут в атаку с открытым забралом и не только называют рак раком, но и приводят удручающую статистику: им заболевает приблизительно каждый пятый человек на планете – каждый девятый мужчина и двенадцатая женщина. В развитых странах рак – вторая причина смертности, и все больше болезнь затрагивает молодых.
«Пять чувств Алтая», RTDOC.TV
режиссер Наталья Кадырова
«Пять чувств Алтая»
трейлер фильма
Этот поэтический фильм Натальи Кадыровой был удостоен диплома с формулировкой «За жажду жизни». Герой истории – фотограф Анатолий Болдырев. Он болен сахарным диабетом и почти совсем потерял зрение. Его первая фотовыставка, наполненная буйством красок и светом, сменяется новыми работами: как у Гойи, в жизни фотографа начинается «черный период». Он снимает вслепую, его глаза перестали различать свет, на работах черно-белые горы Алтая, но и это красиво. Анатолий приучается жить, подключая другие органы чувств. Он пробует жизнь на вкус, на запах… Параллельно нам показывают медицинские исследования, через которые проходит молодой человек. Операция, забрезжившая надежда, изменение судьбы…
«Екатерина Фурцева. Невыносимая легкость бытия», KION
режиссер Игорь Прокопенко
Ирина Княжева
в фильме «Екатерина Фурцева. Невыносимая легкость бытия»

Специальный приз с формулировкой «За мастерство журналиста в документальном кино» достался проекту Игоря Прокопенко. Опытный телевизионщик представил фильм, сделанный в традициях старой школы документалистики: внимание к деталям, поиск редких архивных источников, жанр остросюжетного политического детектива, визуальные реконструкции… Лента превращает жизнь легендарного советского министра культуры Екатерины Фурцевой в увлекательный авантюрный рассказ, где личность героини обретает и живость, и сложность. Да, партийный функционер, привыкший судить о некоторых явлениях с «большевистской прямотой», Фурцева, например, недовольная многомиллионным тиражом пластинок Валерия Ободзинского, отдала распоряжение поделить их между другими музыкантами, а певца, прославляющего «эти глаза напротив», популяризировать меньше. Это стоило талантливейшему артисту Ободзинскому карьеры, да и жизни. Но с другой стороны, строительство хрущевок, решивших жилищный вопрос в стране коммуналок и бараков; рождение Театра на Таганке и «Современника»; организация Московского международного фестиваля с приездами в нашу столицу легенд мирового кинематографа посреди холодной войны… Все это тоже Фурцева.
Фильм развенчивает легенды об участии «Екатерины великой» в операции по смещению Хрущева, а также раскрывает малоизвестные страницы ее личной жизни. Знаете, почему в СССР приезжали на гастроли артисты Ла Скала, а наши певцы, включая Муслима Магомаева, ездили туда на стажировку? Потому что у Фурцевой был роман с директором знаменитого итальянского оперного театра Антонио Гирингелли. Он посылал любимой букеты даже после ее загадочной смерти.
«Секс в СССР», KION
режиссер Никита Кононов
«Секс в СССР»
трейлер фильма
Смелый фильм с достаточно дерзким визуалом получил приз за оригинальное операторское видение. Оператор Егор Мясников действительно работал на грани, за которой легкая эротика превращается в порно. В игровых фрагментах этой картины участвуют Даниил Воробьев и Ольга Зайцева, и они уж постарались обеспечить картинку сексом. Кстати, в первой части фильма это слово все время запикивается – таким приемом режиссер Никита Кононов пытается намекнуть, что «секса в СССР не было». Вернее, слова такого не было. Кстати, знаменитая фраза, сказанная во время телемоста с Америкой, ставшая мемом, в фильме приводится в контексте, и становится ясно, что бедная женщина, не справившаяся с формулировкой, всего лишь имела в виду отсутствие секса в отечественной рекламе.
Спикерами фильма стали очень разные люди – от пожилой женщины, признавшейся в 100 связях с мужчинами во времена СССР, до героини, которая вступила в первую для них с мужем интимную связь исключительно после свадьбы. О том, почему такой популярностью пользовались туристические походы и дома отдыха, почему «изделие № 2» именно так называется, почему в слове «сноха» есть неприличный смысл, в чем смысл срамной игры «Коровушка», по какой причине в 1936 году ввели запрет на аборты, а в 1941 году холостяков обложили налогом в 6 процентов, в фильме рассуждают историки и писатели.
«История русского секса», Okko
режиссер Андрей Маяцкий
«История русского секса»
кадр из фильма

Идеи действительно витают в воздухе, и когда на Okko узнали о фильме KION, пришлось даже созваниваться и обсуждать пересечение в фактуре. Совпадений действительно хватает, особенно в части, где рассказывается об утехах древних славян, однако сериал Андрея Маяцкого можно смело считать антологией, энциклопедией русского секса.
Начинается повествование аж с языческих времен, отличавшихся крайне свободой (одни непристойные игры чего стоят!), и далее: христианская эпоха, строго регламентировавшая интимные связи; феминизм XIX-го столетия; Серебряный век с его модой на тройственные союзы; пуританская сталинская эпоха; оттепель 60-х и новейшие времена. Сериал отличается специфическим визуалом: примитивистской анимацией (по типу мультика «Падал прошлогодний снег»), герои которой Иван да Марья проходят длинный путь сексуальной эволюции, что отражается и на их внешности: их одеяния трансформируются параллельно с изменениями отношения к сексу в обществе – от фиговых листочков, прикрывающих «срам», до многослойной одежды, оставляющей простор для эротического воображения и вдохновляющей на прекрасную поэзию. На фестивале проект был поощрен за оригинальное режиссерское видение.
Заглавное фото: Ольга Зайцева и Даниил Воробьев в фильме «Секс в СССР»