«Молчание» (2016)
Режиссер: Мартин Скорсезе.
В ролях: Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон, Киаран Хайндс и другие.
Мартин Скорсезе, снявший «Последнее искушение Христа», столкнулся с обвинениями (небезосновательными, надо отметить) в кощунстве и святотатстве, поскольку в своем фильме он слишком вольно пересказывал Евангелие и показывал Иисуса как приземленного, одержимого страстями и даже греховного человека. Верующих возмутило авторское допущение о том, что Христос мог сойти с креста, чтобы прожить спокойную и тихую жизнь с Марией Магдалиной.
Похожий сюжетный ход мы видим и в драме «Молчание», где молодой иезуитский священник Себастьян Родригес (Эндрю Гарфилд) в XVI веке приезжает в Японию, услышав, что его учитель и наставник Криштован Феррейра (Лиам Нисон) под пытками отрекся от веры. Родригес не боится стать мучеником, но даймё Иноуэ Масасигэ (Иссэй Огата) пытается сломить его дух, подвергая истязаниям принявших христианство японцев. Для того чтобы прекратить чужие страдания, Родригес соглашается отречься и наступить ногой на фуми-э (японский аналог иконы) и слышит в голове голос Бога, разрешающий попрать святыню. Себастьян женится на японке и живет мирной жизнью до старости, но финал картины заставляет иначе взглянуть на его отречение. Скорсезе показывает, что вера не ограничивается внешними проявлениями и символами, а христианское служение может быть разным по форме.
Лиам Нисон
кадр из фильма «Молчание»

«Монах и бес» (2016)
Режиссер: Николай Досталь.
В ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Никита Тарасов и другие.
В православных патериках есть история о преподобном Иоанне, архиепископе Новгородском, который подчинил беса своей воле и верхом на нем совершил путешествие в Иерусалим. Этот сюжет вдохновил сценариста Юрия Арабова на написание «русского народного Фауста», где насельника мужского монастыря Ивана (Тимофей Трибунцев) искушает и соблазняет бес (Георгий Фетисов). «Монах и бес» Николая Досталя – это фильм-притча, который начинается как комедия в духе произведений Гоголя и Лескова, но затем воспаряет (и увлекает за собой зрителя) к вершинам христианской морали. Досталь в легкой и ироничной манере показал духовную борьбу христианина с каждодневными искушениями и напомнил о всепобеждающей силе любви к ближнему. «Монах и бес» показывает, что даже самые пропащие души могут прийти к вере.
Тимофей Трибунцев
кадр из фильма «Монах и бес»

«Страсти Христовы» (2004)
Режиссер: Мэл Гибсон.
В ролях: Джеймс Кэвизел, Моника Беллуччи, Майя Моргенштерн, Лука Лионелло и другие.
Туринскую плащаницу называют «пятым Евангелием», поскольку на ней отпечатались следы тех истязаний, которым подвергался Иисус перед смертью (и воскресением). О страданиях Сына Божьего повествует и фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Гибсон поставил себе целью максимально натуралистично передать на экране все пытки, которым подвергался Христос, и старался сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Некоторые критики обвиняли режиссера в том, что он заслоняет суть учения Христа физиологическими подробностями его мучений и чрезмерно смакует сцены насилия. Вместе с тем нельзя отрицать, что эти сцены пробирают до мурашек, ведь одно дело – читать про страдания Иисуса, а другое – видеть, как на его спине появляются кровавые полосы от кнута. Кстати, в настоящее время Гибсон работает над сиквелом «Страстей Христовых», где собирается показать сошествие Иисуса в ад и последующее воскресение.
Моника Белуччи
кадр из фильма «Страсти Христовы»

«Остров» (2006)
Режиссер: Павел Лунгин.
В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Тимофей Трибунцев и другие.
Фильм Павла Лунгина «Остров» стал одной из первых больших российских картин, целиком посвященных вопросам веры. Это история монаха Анатолия (Петр Мамонов), наделенного редкой прозорливостью и даром исцеления. К нему вереницей тянутся паломники, что вызывает недовольство у других обитателей монастыря, ведь страждущие приезжают не в поисках Бога, а для решения сиюминутных проблем. Сам Анатолий тоже не может обрести душевный покой, ведь когда-то давно, еще до пострига, он запятнал себя предательством и ради спасения жизни выстрелил в товарища. «Остров» напоминает, что пути Господни неисповедимы и проводником божьей воли может быть не благообразный батюшка, источающий ауру умиротворения, а колючий, резкий в общении, юродствующий и перепачканный углем кающийся грешник. Лунгин живо и целомудренно рассказывает о покаянии и искуплении, о христианском смирении и обретении мира через служение другим.
Петр Мамонов
кадр из фильма «Остров»

«Книга Илая» (2010)
Режиссер: Альберт Хьюз, Аллен Хьюз.
В ролях: Дензел Вашингтон, Мила Кунис, Гэри Олдмен, Майкл Гэмбон и другие.
«Книга Илая» – это постапокалиптический боевик о человеке, несущем через разоренную ядерной войной Америку последний сохранившийся экземпляр Библии. За книгой охотится глава бандитов Карнеги (Гэри Олдман), который видит в ней не священное писание, а мощный инструмент для управления массами, но Илай (Дензел Вашингтон) не хочет, чтобы Библия попала в руки одержимому властью безумцу. И когда в кульминационный момент фильма Илай ради спасения чужой жизни отдает книгу Карнеги, выясняется, что злодей все равно не сможет ее прочитать. Эта глубоко метафоричная сцена показывает, что человек, который погряз в грехах и не стремится к покаянию, останется глух к вере, даже если «изучит теорию». В то же время Илай, даже утратив физическую копию Библии, остается сопричастным описанным в ней истинам и лишь сокрушается, что так часто читал книгу, что порой забывал жить в соответствии с ней.
Дензел Вашингтон и Мила Кунис
кадр из фильма «Книга Илая»

«Страсти по Матвею» (2023)
Режиссер: Сергей Ильин.
В ролях: Денис Власенко, Валери Зоидова, Тимофей Трибунцев, Алексей Розин и другие.
На первый взгляд главный герой романтической комедии «Страсти по Матвею» на протяжении всего фильма движется по траектории от веры к неверию. Сын священника Матвей (Денис Власенко) должен стать настоятелем нового храма, но перед этим ему необходимо жениться. В процессе поиска невесты Матвей влюбляется в далекую от православия художницу Агату (Валери Зоидова) и ради нее идет наперекор отцу (Алексей Розин), погружаясь в суетный поток мирской жизни. Но если присмотреться, режиссер Сергей Ильин рассказывает не о плотской любви, ведь отношения Агаты и Матвея не зашли дальше поцелуя в знак благодарности за оказанную помощь. Героем Дениса Власенко движет возвышенная христианская любовь, о которой говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, ведь не случайно именно цитату из этого послания Матвей вспоминает в самый драматичный момент фильма. Пережитый опыт позволяет Матвею лучше понять самую суть православия, что в дальнейшем поможет ему стать хорошим священником.
Валери Зоидова
кадр из фильма «Страсти по Матвею»

«Догма» (1999)
Режиссер: Кевин Смит.
В ролях: Бен Аффлек, Мэтт Деймон, Алан Рикман, Сальма Хайек и другие.
В провокационной комедии «Догма» католического кардинала сыграл известный своей антиклирикальной позицией стендап-комик Джордж Карлин, а проводниками божьей воли выступают сотрудница абортария (Линда Фиорентино) и два торчка-лоботряса (Джейсон Мьюз и Кевин Смит). Кевин Смит, выступивший режиссером и автором сценария фильма, вырос в глубоко верующей семье и сам остается убежденным католиком, так что при всей своей дерзости «Догма» высмеивает не Бога, а пороки католической церкви вроде торговли индульгенциями и постоянных попыток осовремениться ради привлечения новой паствы. Ключевой конфликт фильма строится вокруг двух падших ангелов (Мэтт Деймон и Бен Аффлек), которые нашли «лазейку», позволяющую им вернуться на небеса. В то время как в вышеупомянутом «Монахе и бесе» представитель нечистой силы становится человеком и в самом деле обретает надежду на спасение, в «Догме» падшие ангелы пытаются «срезать углы» и попасть в рай без покаяния, в обход Бога, а потому закономерно терпят крах. Таким образом, в основе фильма лежит вполне христианский посыл.
Бен Аффлек и Сальма Хайек
кадр из фильма «Догма»

«Андрей Рублев» (1966)
Режиссер: Андрей Тарковский.
В ролях: Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Иван Лапиков, Юрий Никулин и другие.
Православные каноны запрещают изображать на иконах Бога-Отца, поскольку он, в отличие от Сына, не воплощался, а значит, не имеет зримой формы, доступной человеческому восприятию. Иконописец Андрей Рублев изящно обошел этот запрет, изобразив трех ангелов, которые символизируют ипостаси триединого Бога, готовящегося приступить к сотворению человека. Рублев выразил творца через его творение, а Тарковский в своем фильме попытался произвести нечто обратное: нащупать образ художника, отталкиваясь от его творчества. Андрей Рублев (Анатолий Солоницын) у Тарковского проходит через мытарства и сталкивается с самыми неприглядными сторонами человеческой натуры, но в отличие от Феофана Грека (Николай Сергеев) не разочаровывается в людях и остается тверд в вере. Движимый этой верой Рублев, как и юный Бориска (Николай Бурляев) из новеллы про колокол, берется за дело, даже если не знает, как к нему подступиться, поскольку находится в постоянном поиске Бога, одновременно ощущая его присутствие в своей жизни. Фильм «Андрей Рублев» содержит много смыслов, и помимо прочего он может научить заглядывать в суть вещей и видеть Бога в людях.
Анатолий Солоницын
кадр из фильма «Андрей Рублев»

«Конклав» (2024)
Режиссер: Эдвард Бергер.
В ролях: Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Изабелла Росселлини, Джон Литгоу и другие.
«Конклав» Эдварда Бергера – политический триллер об интригах кардиналов, пытающихся избрать из своего числа нового папу римского. В центре истории находится декан Коллегии кардиналов Томас Лоуренс, переживающий кризис веры (не в Бога, но в институт церкви как таковой). Незадолго до смерти предыдущего понтифика Лоуренс хотел покинуть свой пост и удалиться в монастырь, но папа римский не позволил ему уйти в отставку, указав, что не всем дано быть пастырями, кому-то надлежит и управлять фермой. Руководствуясь этой мыслью, декан организует выборы и прилагает огромные усилия, чтобы не допустить на папский престол недостойного кандидата, но начинает понимать, что нельзя просто выбрать меньшее из зол. В одной из своих речей кардинал Лоуренс говорит: «Наша вера жива именно потому, что она идет рука об руку с сомнением. Если бы была только уверенность и не было сомнений, не было бы тайны, а значит, не было бы и необходимости в вере». Эта цитата хорошо подсвечивает, что вся история христианской философии – это история сомнений и поиска ответов.
Рэйф Файнс
кадр из фильма «Конклав»

«По Фрейду» (2023)
Режиссер: Мэтт Браун.
В ролях: Энтони Хопкинс, Мэттью Гуд, Лив Лиза Фриз, Стивен Кэмпбелл Мур и другие.
Марк Сен-Жермен написал камерную пьесу «Последний сеанс Фрейда», пофантазировав о том, как незадолго до своей смерти отец психоанализа принимал у себя в гостях Клайва Льюиса, наиболее известного как автор «Хроник Нарнии». В этой пьесе убежденный атеист Фрейд спорит о Боге с Льюисом, который получил религиозное воспитание, затем утратил веру, а позже вновь обрел ее во многом благодаря общению с Джоном Рональдом Руэлом Толкином. Мэтт Браун снял экранизацию этой пьесы, позволив нам подсмотреть за вымышленным спором двух великих умов. Зигмунд Фрейд пытается отрицать Бога, напирая на отсутствие видимых доказательств его существования, и приводит заезженный аргумент о том, что Бог не допустил бы такого количества страданий. Льюис убедительно парирует и приводит заслуживающие внимания контраргументы, и когда Фрейд заявляет, что было бы глупо полагать, будто они вдвоем смогут здесь и сейчас найти ответ на величайший вопрос в истории, писатель справедливо замечает, что было бы еще более глупо не задаваться этим вопросом. Из всех фильмов в нашей подборке разговорная драма «По Фрейду» наиболее прямолинейно говорит о вере и отношениях человека с Богом, но диалоги в ней так хороши, что эту картину хочется растащить на цитаты.
Энтони Хопкинс
кадр из фильма «По Фрейду»

Заглавное фото: кадр из фильма «Страсти по Матвею»