Виктор Гуреев: «Нейросеть никогда не заменит старое русское кино»

DOC.ru побеседовал с режиссером проектов НМГ ДОК, активно использующим в своей работе искусственный интеллект.

Мы начинаем серию публикаций об использовании ИИ в кино. Первой решили обсудить продукцию НМГ ДОК, ведь компания работает над созданием нескольких десятков документальных проектов с использованием новейших технологий. Это картины о современных изобретениях, циклы, посвященные великим открытиям и людям, в том числе фильмы о медике и алхимике Парацельсе, художнике и изобретателе XV века Леонардо да Винчи, царе всея Руси Иване Грозном, правившем в XVI столетии. В этих и других фильмах исторические персонажи оживают при помощи искусственного интеллекта. Зритель получает возможность не только увидеть, как выглядели знаковые личности позднего Средневековья, но и считать их характер, индивидуальные особенности. О пользе и минусах ИИ и о том, почему новыми технологиями столь активно пользуется современный док, каким будут кино и мир через несколько десятков лет, мы и поговорили с режиссером.

Виктор Гуреев

фото: личный архив режиссера

Режиссер Виктор Гуреев с закрученными усами Сальвадора Дали в очках и в белой футболке

Виктор, как создаются проекты НМГ ДОК из цикла «Великие» о людях, живших во времена, когда еще не было ни фотоаппаратов, ни видеокамер? Что конкретно вы загружаете в программу ИИ?

Мы отбираем живопись, которая запечатлела этих личностей. Изображений Парацельса оказалось совсем немного, буквально несколько картин, в основном гравюры, из них кадр получается хуже – не всегда портрет выглядит достоверно, иногда выходит похожим на мультяшных персонажей. А вот Ивану Грозному, напротив, посвящено много полотен, написанных разными художниками. Материала в этом случае было более чем достаточно. Есть даже изображение слепка его черепа, которое делали антропологи в советские годы. Из всех найденных картин мы выбираем подходящие – те, на которых царь на себя похож, исходя из исторических описаний. С этим изображением и начинаем работать при помощи ИИ. Закидываем в нейросеть несколько картинок: портрет персонажа, одежду, которую хотим использовать, локацию, а потом делаем промт – запрос, своими словами пишем, что хотим увидеть. Нейросеть в свою очередь наш промт корректирует. С ней обычным языком, тем более русским, общаться не получается. Все ИИ западные, поэтому основаны на английской и китайской транскрипциях. В итоге нам выдается результат.

Знаю, многие думают, что достаточно взять фото, кинуть его в нейросеть, нажать волшебную кнопку – и получится то, что ты хочешь. Нет, не получится.

Когда, к примеру, работал над Грозным, у меня была исходная картина, написанная маслом. Изображение было не очень хорошего качества, поэтому при помощи одной нейросети я улучшал его, а через другую добавлял текстуру лица, чтобы появились мимические морщины для более реалистичного выражения. Потом шел процесс фотошопа. Короче, все надо докручивать через разные инструменты, что-то даже дорисовывать, и только потом мы запускаем изображение в нейросеть и начинаем экспериментировать.

Вдохновившись беседой с Виктором, редакция DOC.ru решила попробовать нарисовать его портрет при помощи нейросети, используя описание «бородатый русский режиссер». Похож наш Виктор на оригинал?

иллюстрации сгенерированы ИИ

Молодой человек славянского типа с русыми волосами и голубыми глазами выбирает очки в оптике

А характер герою как придаете?

Описываем все в промте точными словами, например: «Негодует, о чем-то думает, гневается, испытывает ярость». Не всегда все получается с первого раза. Мы ведь сейчас пока не на пике развития нейросети. Думаю, через пару лет она будет работать идеально.

Голос, рост, вес, персонажа – такие параметры тоже задаете?

По поводу голоса мы можем лишь примерно представлять, отталкиваясь от внешности, как герой говорит. У нас Грозного озвучивал актер Михаил Горевой, давали ему определенные установки. Предварительно просматривали фильмы – в основном старые советские (самый известный из них – Эйзенштейна, с Николаем Черкасовым в главной роли), но и современные, в одном из них царя играл Петр Мамонов. Потом выводили из всего увиденного среднюю составляющую, затем сам Горевой как актер добавлял что-то от себя. А дальше шел этап липсинга: сгенерированное видео загонялось в другую нейросеть, и там персонаж начинал уже, к примеру, шевелить губами.

Фильм «Грозный» из цикла «Великие»

кадр из документального проекта НМГ ДОК

Иван Грозный сидит на троне и диктует указ писарю

С голосом понятно. А фигура и рост?

У искусственного интеллекта уже есть свои параметры Грозного. Ведь нейросеть – это, условно говоря, жесткий диск емкостью в терабайт, в котором лежит определенная информация. И при помещении ее на сервер эта зазипованная модель раскрывается. Поэтому, когда кидаем туда картинку, ИИ уже понимает, что на ней изображено. Если спросить у нейросети, кто это, ответ будет правильный.

Сколько приблизительно времени занимает технологическая работа над одним документальным фильмом из цикла «Великие»?

К примеру, над историей Ивана Грозного мы работали около шести месяцев. А начиная с придумывания сюжета, примерно год получится. Но мы наши проекты в любом случае продолжаем совершенствовать, потому что у нейросети есть такая особенность – она постоянно улучшается. Сегодня возможности ИИ лучше, чем были два-три месяца назад, поэтому какие-то детали мы еще раз позже генерируем. И качество от этого только выше. Так что едва успеваем за нейросетью и применяем сегодня ее практически во всех фильмах.

С помощью нейросети можно создавать не только иллюстрации, но и видео. Иван Грозный оживает в документальном цикле «Великие» от НМГ ДОК

Сколько человек обычно работает над фильмом с применением ИИ?

Полученное видео мы докручиваем на постпродакшене при помощи цветокорректоров, графистов, режиссеров монтажа… Над фильмом работают примерно человек десять.

На ваш взгляд, не чрезмерно ли много ли сейчас в доках искусственного интеллекта? Создается впечатление, что авторы стараются привлечь молодую аудиторию, ведь старая по-прежнему готова смотреть истории, снятые традиционным способом.

Думаю, эта трендовость – дань моде. Когда рождается что-то новое, все начинают это использовать. Пару лет назад появились приложения в телефонах, с помощью которых можно было делать дипфейки (поддельные изображения. – Прим. ред.). Сначала все просто играли с ними, было забавно, а дальше возможности нейросети быстро выросли. Сегодня, используя ИИ, можно неплохо сэкономить на бюджете фильма, даже художественного. Не делать дорогостоящих съемок, не набирать большую киногруппу, не выезжать на какие-то отдаленные затратные локации, а при помощи компьютера и нескольких профессионалов довольно быстро нарисовать экстерьеры, пейзажи, фоны, сконструировать батальные сцены… Но, согласен, старое доброе русское кино никакая нейросеть не заменит. Если всматриваться в созданных ею персонажей, мы все равно не увидим там человека.

Император Наполеон Бонапарт оживает благодаря современным технологиям искусственного интеллекта в документальном цикле «Великие» от НМГ ДОК

Да, теряется подлинность, появляется ощущение пластмассовости...

Специалисты говорят, что лет через десять ИИ обретет совершенно другой уровень. Тогда мы не сможем отличать реальность от продукции нейросети. Помните, каким примитивным был видеоряд у компьютерных игр двадцатилетней давности? А как они усовершенствовались сейчас! В недалеком будущем придем домой и скажем: «Привет, Алиса! Включи, пожалуйста, фильм с Мэрилин Монро и Иннокентием Смоктуновским».

Кстати, образы народных артистов Советского Союза уже воссоздают с помощью ИИ. Братья Андреасяны оживили Юрия Никулина в «Манюне», а Первый канал работает над новыми историями Штирлица в исполнении Вячеслава Тихонова. Родственники актеров дали согласие, все законно. А с морально-этической точки зрения насколько подобное допустимо?

Не вижу в этом ничего плохого. Близким актеров, наверное, интересно понаблюдать над новыми воплощениями любимых людей, это будто очередная их роль.

Сейчас в Японии с помощью искусственного интеллекта можно поговорить с умершим родственником. Видео с покойным загоняется в ИИ, дополняется чертами характера, после чего с ним можно беседовать, задавать вопросы. На мой взгляд, это трогательная история, и кому-то она наверняка нужна. Ничего неэтичного тут не вижу.

У нас уже сняли художественный фильм на эту тему – «Реплика», смысл которого сводится к тому, что человечество утрачивает важные функции, например, умение с чем-то или с кем-то проститься навсегда; начинает заниматься самообманом, уходит в мир иллюзий.

Возможно, это и так, но, вероятно, мы целиком уйдем когда-нибудь в виртуальный мир. Это просто вопрос времени. Если бы мне, мальчику из провинции, сказали 35 лет назад, что у тебя будет маленькая коробочка, по которой ты будешь звонить человеку на другом конце света и общаться с ним при помощи видео, я бы ни за что не поверил. А сейчас это обыденная функция, без которой уже нельзя представить жизнь. Человек подстраивается под все. Уверен, рано или поздно люди как живой организм трансформируется в нечто иное, не очень понятное пока нашему мозгу.

«Да Винчи» из цикла «Великие»

кадр из документального проекта НМГ ДОК​

Леонардо да Винчи

Не настанет ли тот день, когда приветливая домашняя условная Алиса вместо подборки любимой музыки и фильмов подготовит нам неприятный сюрприз?

Вот мы сейчас разговариваем, а все это слушается и анализируется. Вся информация, которую выдаем в ходе беседы, записывается ИИ. Порой вы даже не говорите по мобильному, телефон лежит в другой комнате, вы обсуждаете какую-то покупку, а завтра видите кучу контентной, подстроенной специально для вас рекламы. Нейросеть нас окружает везде. И привести в дальнейшем это может как к хорошему, так и к плохому. ИИ уже «подсиживает» людей в некоторых профессиях. На телевидении больше нет расшифровщиков бесед, записанных на диктофон. Теперь это делает искусственный интеллект буквально за минуту при помощи определенных программ. То же самое происходит и с графистами-дизайнерами. Во время работы над фильмом «Циолковский» из цикла «Великие» нам надо было быстро сделать космический корабль в виде бублика. Нейросеть нарисовала классные концепты, я попросил дизайнеров их быстро смоделировать. Они сказали, что сделают, но через три дня. Сажусь, беру картинку, помещаю в фотошоп, вырезаю космический корабль в форме бублика, сохраняю его на зеленом фоне и закидываю в другую нейросеть. Потом делаю запрос на оживление, и бублик начинает вращаться. Занял этот процесс у меня 40 минут, а не три дня.

Убедили, от нейросети уже не уйти. Но где та разумная грань, как относиться к ИИ?

Со смирением. Мы действительно уже никуда от него не денемся, как и от мобильников, компьютеров… Нейросеть надо пытаться использовать себе во благо, не забывая при этом и о бдительности. Вот пример: буквально неделю назад взломали аккаунт моего коллеги. Я не знал о случившемся, сижу, обедаю в столовой, приходит сообщение от этого человека. Сначала текстовое, потом аудио, голос его я хорошо знаю, и он просит кинуть ему 70 тысяч на пару часов. Я уже было собрался переводить деньги, как вдруг в группах начали писать, что его взломали. Даже я поверил аферистам, умело использующим нейросеть, что уж говорить о более доверчивых людях!

Заглавное фото: личный архив Виктора Гуреева. Фото: НМГ ДОК

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время