Рецензия на фильм «Кракен»: стоит ли смотреть новый фильм с Александром Петровым

17 апреля в прокат выходит фантастический боевик режиссера Николая Лебедева.

Со времен фильма «72 метра» Владимира Хотиненко у нас в стране не снималось картин о подводниках так, чтобы их хотелось пересмотреть. Николай Лебедев как никто подходил на роль режиссера, способного справиться с этой миссией, а заодно выполнить сразу две задачи, которые традиционно ставит студия «ТРИТЭ» перед своими авторами: а) воспеть силу духа русских мужчин; б) сделать это зрелищно. Мы же все помним, как лихо реализовывал эти задачи Лебедев в фильмах о летчиках («Экипаж») и хоккеистах («Легенда № 17). Вот приблизительно по тем же опробованным успешным лекалам он снял и «Кракена». Правда, на этот раз вместо Данилы Козловского на главную роль был взят Александр Петров. Что хорошо: Козловскому играть в третий раз одно и то же ни к чему, а Петрову давно пора выходить на новый уровень. «Полицейский с Рублевки» был прекрасен, но, как говорит сам Саша: «Что сыну Федору показывать буду?!» 

Итак, о чем же кино?

«Кракен»

трейлер фильма

Сюжет

По всем законам жанра в первые минуты фильма необходима коротенькая экспозиция, знакомящая зрителя с бытовой частью жизни главных героев. Из экспозиции «Кракена» мы узнаем, что в семье Волковых есть два брата, оба служат командирами на разных подводных лодках. Сыновья героического моряка, погибшего «при исполнении», они почему-то совсем не дружны: старший, Александр, даже чинил препятствия в продвижении карьеры младшего, Виктора. Да и мама (Анна Каменкова) в фотоиконостасе с гордостью разместила кадры старшего сына в форме, а младшего – исключительно в гражданском: он ведь не оправдал надежд, не стал врачом. «Ага, комплекс младшего брата» – понимаем мы суть проблем персонажа Александра Петрова. И вскоре герою представится шанс доказать, что он стал взрослым мужиком, способным принимать судьбоносные решения.

Ракетный крейсер специального назначения «Атаман Ермак», возглавляемый Ворониным-старшим, бесследно исчезает во время секретной миссии в Гренландском море. Даже если экипаж погиб, допустить, чтобы российская субмарина попала в лапы «западных империалистов» и выдала секреты нашего вооружения, категорически нельзя: в таких случаях принято действовать по принципу «так не доставайся же ты никому» и взрывать торпеды. На поиски атомохода отправляют Воронина-младшего.

Виктор Добронравов

кадр из фильма  «Кракен»

Виктор Добронравов задумался

Александр Петров, как и в «Звоните ДиКаприо!», в полный рост прорабатывает в этом фильме тему братской любви-ненависти, есть даже кадр, в котором, как и в сериале Жоры Крыжовникова, брат несет брата на руках, но обойдемся без спойлеров. Петров появляется на борту своей подлодки с птичкой в клетке и с отцовскими часами на руке. Зрителю на минутку кажется, что это легкомысленный мажор, который начнет куролесить под песню «Yellow Submarin», как куролесил в Барвихе майор Измайлов. Но нет, таких не берут в подводники. Саша Петров играет стержневого молодого человека с нестандартным складом ума, обладающего невероятной отвагой, ну и удачливого, чего уж.

На рейс молодому командиру ставят «контролера» – замкомандующего заполярным флотом, контр-адмирала  Ольшанского(Алексей Гуськов). Этим персонажем отработана привычная для подобных фильмов схема с антагонистом. В наших фильмах и сериалах хрестоматийно орудует какой-нибудь мерзкий кагэбэшник или чиновник, каким был персонаж Марата Башарова в «Движении вверх», и их функционал – мешать совершать геройские поступки хорошим парням. Персонаж Гуськова критикует все приказы Воронина и пытается перехватить руководство подлодкой, его позиция – расстреливать любую цель. Но при ближайшей же опасности его агрессивная стратегия терпит крах, и Петров снова героически спасает всех.

Параллельно с этими коллизиями разворачивается сюжет на суше: международная организация геологов, проводившая в ледниках сейсморазведку и сделавшая серию взрывов, становится жертвой катастрофы: невиданная природная сила сметает их лагерь, выживут только любовники – вернее, двое геологов: женщина и мужчина-француз, которые готовятся умереть посреди жуткой метели. Но всплывшие русские подводники с Петровым во главе, конечно, их спасут и возьмут на борт.

Иностранцы на военном объекте могут быть и шпионами, но этой мысли не дадут развиться: неожиданно эхолокационные приборы зафиксируют приближение огромной биомассы. Она везде. Это и есть морское чудище кракен, похожее на гигантского осьминога, которое начнет свою кровавую охоту за нашей субмариной. Попутно выяснится, что и первую подлодку, управляемую Александром Ворониным, тоже уволокла эта глубоководная сволочь.

Сергей Гармаш

кадр из фильма  «Кракен»

Сергей Гармаш генерал злится

Актерские работы

Главным героям фильма даны реальные имена актеров - только наоборот: Александр Петров играет Виктора Воронина, Виктор Добронравов – Александра Воронина. Этот трюк – фишка Лебедева: на съемках он любит обращаться к актерам по именам персонажей, добивается абсолютного погружения в образ. Тут, видимо, хотел, чтобы ребята побывали на месте друг друга. Более того, как-то так получилось, что в «Кракене» оба актера даже имеют внешнее сходство.

Играют оба сдержанно. Но если Добронравов в роли военного чувствует себя привычно (уж сколько таких ролей за плечами), то Петрову явно неуютно в новом амплуа. Гуськов выдает порцию токсичности уже на автопилоте, у него это традиционно отлично получается; кроме того, выясняется, что это не просто злодей, а персонаж с аркой – он был другом и старпомом отца Ворониных, смотрел в рот, пока тот был командиром подлодки, а потом получил должность – и возгордился.

Смешная роль получилась у Олега Гааса: он весь фильм сидит в наушниках, делает сосредоточенное лицо, а в моменты опасности сильно морщится – играет командира гидроакустической группы. Не забыл Лебедев и про актера своего предыдущего фильма «Нюрнберг» Сергея Кемпо – он единственный (за исключением поваров) на этой лодке отвечает за легкость, носит фамилию Кошкин и в ответственный момент демонстрирует умение управлять батискафом. Есть на борту и женщина, «которая к несчастью», подобранный геолог Джулия Браун, ее играет Диана Пожарская. Ну как играет… Произносит в кадре слова и отвечает за романтическую линию – не персонаж, а функция.

Алексей Гуськов

кадр из фильма  «Кракен»

Гуськов удивление

Спецэффекты

Главный аттракцион – гигантский осьминог, которого издревле называют кракеном, представлен нарисованным компьютерной графикой спрутом: невероятные размеры, мощные щупальца, способные одним ударом снести целую нефтяную станцию – здания с людьми и оборудованием… И невероятный слух, заставляющий мчаться к цели; морское чудовище получилось довольно страшным. Для детей. Вся коллизия, с ним связанная, отработана по принципу «Челюстей»: внезапность, неуязвимость, невероятная хитрость и мощь. Подлодка, которая до того потрясала нас своими огромными размерами, кажется крошечной игрушкой в конечностях этого монстра. И за этим противостоянием с погонями и битвами действительно очень интересно наблюдать. Тем более что кракены – вовсе не плод больной фантазии писателей или часть морской мифологии: они существует в реальности, но вот сведения об их размерах разнятся: кто-то пишет о щупальцах длиной в 20 м, а кто-то и о ширине зрачка в 60 см.

кадр из фильма  «Кракен»

Кракен подлодка

Есть источники, утверждающие, что кракен может достигать размеров острова, и они тоже не сильно врут: как считают ученые, речь идет о сцепившейся стае спрутов. Первые упоминания о монстре, утаскивающем корабли на дно, зафиксированы в отчетах исландских моряков – именно этот факт и эксплуатируют в фильме. Героиня Пожарской, удобно оказавшаяся знатоком древних манускриптов, вспоминает исландский морской документ и с важным видом говорит о том, что разбуженный геологическими взрывами спрут вышел из состояния анабиоза и теперь намерен мстить.

Мы видели гигантского осьминога в кино несколько раз: в «Пиратах Карибского моря: Сундук мертвеца» (визуальные эффекты принесли фильму «Оскар» ), в «Монстре глубин», в «Монстрах на каникулах», в «Приключениях кракена-подростка»… Возможно, кого-то впечатляет то, как он выглядит. Но лично мне гораздо интереснее наблюдать за тем, как на него реагируют персонажи и как в самом спруте вдруг проявляется отголоски «человечности»: ну что, спал он себе, спал, разбудили милаху, ничего не объяснили, теперь вот торпедами по нему бьют…

Диана Пожарская и Александр Петров

кадр из фильма  «Кракен»

Плюсы и минусы фильма

Лебедев прикоснулся к сложному и непопулярному в отечественном кинопроизводстве жанру приключенческой фантастики, и уже это хорошо. Получилось зрелищное кино, которое слегка досаждает хронометражем (2 часа 14 минут), но все же увлекает и подключает. Ты видишь в подробностях, как устроена подлодка, как она функционирует, и, безусловно, отдаешь дань этим редким людям, добровольно выбравшим путь по полгода плавать под водой, не видеть семьи, солнца, земли во имя безопасности страны. Нам показывают и загадочный подводный мир – что происходит на разных глубинах, кто и как там выживает. Помимо приключений есть и «смыслы»: в фильме настойчиво бьется мысль о важности семейных ценностей, братстве, о том, что мужчину делает мужчиной принятие самостоятельных решений и ответственность за них.

А теперь к минусам. Мне не хватило проработки характеров членов экипажа. Они смотрятся тоже некоей биомассой, наподобие кракена, а хотелось бы персонификации, как было у Хотиненко в «72 метрах», когда каждый – Маковецкий, Башаров, Краско, Влад Галкин, Артем Михалков, Игорь Ливанов – получал свой мини-бенефис, в котором раскрывался характер героя. В фильме Лебедева возникнет голос Константина Хабенского, который озвучит письмо отца к братьям – на мой вкус, тут слегка передавили с сентиментальностью.

кадр из фильма  «Кракен»

Есть вопросы и к сценарию. Подобранная девушка-геолог – вот удача! – оказывается и русской эмигранткой, и специалистом по древним рукописям, и, конечно, у них с героем Петрова случится пробуждение чувств. Кракен атакует, люди вот-вот погибнут, а эти двое говорят какие-то фразы, глядя на губы друг друга… Кадры губы-глаза-губы посреди катастрофы вызвали приступы нервического смеха посреди пресс-показа фильма. Пора бы нашим кинопроизводителям принять к сведению, что при хорошей истории возможны сюжеты и вовсе без обязательного женского присутствия. Коллега Джулии, геолог-француз (Антон Риваль), так же удачно и вдруг умеет управлять батискафом, его навык пригождается в критической ситуации. Количество совпадений прям сказочное.

Есть и другие «жирные» сценарные придумки, вызывающие реакцию отторжения: ну зачем, зачем, зачем герой Петрова берет на борт книжку «20 тысяч лье под водой» и зачем нам ее так крупно показывают в кадре?

В остальном же «Кракен» – крепко сколоченный остросюжетный фильм, который соберет свой «ярд» в прокате и, возможно, в будущем получит продолжение. Так что сходите в кино.

Смотрите фильм «Кракен» в кинотеатрах с 17 апреля.

Заглавное фото: Александр Петров, кадр из фильма  «Кракен»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время