Юлия Засько

Юлия Засько раскрыла данные об объеме и структуре рынка нон-фикшн контента на телевидении. За период с мая 2024 года по май 2025-го было произведено 8396 часов документального контента. Лидером в этой сфере выступает канал РЕН ТВ, на долю которого приходится 38% всех доков, следом идут каналы «ТВ Центр» (20%) и «Звезда» (16%). Напомним, мы рассказывали об успешных документальных фильмах «Авторазвод: новые схемы обмана» и «Космос. Поле ядерной битвы», которые выходили на РЕН ТВ.
Следует отметить, что 70,5% всего нон-фикшн контента создают каналы, в аудитории которых преобладают зрители-мужчины: РЕН ТВ, Матч ТВ, «Звезда». А вот средний возраст зрителей подобного контента варьируется от 28 лет (на канале «2×2») до 62 лет (у «ТВ Центра»). В текущем десятилетии замечен стабильный рост числа просмотров научно-популярных проектов: +12% в 2021–2022 годах, +37% в 2022–2023 годах и +42% в 2023–2024 годах. Это позволяет говорить об устойчивой тенденции. И НМГ ДОК уверенно себя чувствует в этой тематике, поставляя рынку такие проекты, как «Что мы знаем о Вселенной», «Где живёт любовь?» и т. д.
Востребованы у зрителя и исторические расследования, детективные сюжеты и доки о геополитике, а также проекты с нотками ностальгии или элементами научной фантастики. Хорошим примером конкурентоспособности документального контента может послужить премьера фильма «Великие. Александр III» на РЕН ТВ, собравшая у экранов 5,8 млн зрителей и показавшая долю аудитории 7,5%, – таким может похвастаться не каждый игровой проект! В дальнейшем за счет онлайн-показателей совокупный охват аудитории вырос до 11 млн. Это еще раз доказывает, что исторические проекты с драматической подачей востребованы, особенно у аудитории 14–44 лет, которая наиболее интересна рекламодателям.
Юлия Засько обозначила ключевые принципы создания востребованного эфирного нон-фикшн контента. Успешный док должен сразу привлекать внимание зрителя, иметь интригующее начало, подавать информацию короткими, емкими и точными предложениями, иметь выверенный темпоритм. «Окно внимания» современного зрителя – это примерно 20 секунд экранного времени, по прошествии которых он может начать терять нить рассуждений и интерес к происходящему на экране. Важно уметь заново захватывать фокус внимания. Это называется «правилом золотой рыбки» – так Юлия Засько сделала отсылку к популярному мифу о том, что аквариумная рыбка помнит только последние 9 секунд своей жизни.
По словам Засько, НМГ ДОК продолжает работать над уникальными проектами, в основе которых лежит синергия игрового и документального кино, позволяющая создавать интересный для широкого зрителя контент даже из самых обычных на первый взгляд историй. Параллельно ведется поиск новых каналов дистрибуции контента.
Напомним, что на днях VK и НМГ ДОК заключили крупнейшую сделку на рынке документального кино, благодаря которой на площадке VK Видео в ближайшее время появятся 52 фильма производства НМГ ДОК.