Клушанцев, Херцог и Годар. Чем удивит «Послание к человеку»

Фестиваль порадует любителей документального кино.

С 17 по 25 октября в Санкт-Петербурге пройдет юбилейный 35-й кинофестиваль «Послание к человеку». Президентом фестиваля выступает режиссер, сценарист и продюсер Алексей Учитель. Программным директором смотра и куратором программы «Новые голоса» является киновед и педагог Михаил Ратгауз. Редакция DОС.ru пристально следит за «Посланием к человеку» и рассказывает об интересных фильмах, которые можно будет посмотреть в ходе фестиваля.

День экспериментального кино

21 октября в медиацентре Новой сцены Александринского театра впервые пройдет День экспериментального кино, призванный привлечь внимание к этому важнейшему инструменту развития современного киноязыка. В рамках мероприятия состоится Конкурс проектов экспериментальных фильмов с призовым фондом 300 тыс. рублей. На этот приз претендуют 16 проектов, таких как «Шуба Параджанова едет к себе на Родину – в Иран» Яны Осман и Антона Хамчишкина, «(Де-)музеефикация памяти» Алексея Пряхина и «Апоптоз» Геворга Галстяна.

«Слоны-призраки»

Режиссер: Вернер Херцог

Кадр из фильма «Слоны-призраки»
Фильмом открытия фестиваля станет документальная лента Вернера Херцога «Слоны-призраки». Эта картина рассказывает о южноафриканском биологе Стиве Бойсе, который отправляется из Национального музея естественной истории Смитсоновского института в Вашингтоне на поиски неизвестного науке вида гигантских слонов. В «Слонах-призраках» прослеживаются черты предыдущих работ Херцога. Как и в «Человеке гризли», перед нами портрет одержимого своей целью энтузиаста. Как и в драме «Агирре, гнев божий», режиссер приглашает зрителя в путешествие по диким, неизведанным землям: съемки дока проходили в Анголе. Однако новая работа режиссера не самоповтор, а увлекательная и лирическая история о погоне за мечтой, которую сам Вернер Херцог сравнивает с «Моби Диком».

«Имаго»

Режиссер: Дени Умар Пицаев

Программа: «Панорама.doc»

Кадр из фильма «Имаго»

Родившийся в Чечне, выросший в России и в Казахстане, а ныне живущий в Бельгии режиссер Пицаев после короткометражки «В поисках Дени» продолжает заниматься поисками идентичности, теперь уже в формате полного метра. В доке «Имаго» он приезжает в Грузию, в Панкисское ущелье, где издревле живут чеченцы. Мать подарила Умару полтора гектара земли в этом ущелье, ведь ему уже 40 лет, пора строить свой дом. Фильм показывает, как Умар бродит по селу, общается с родственниками и соседями, пытается обрести чувство причастности к культуре. Родные навязчиво пытаются заставить его остепениться, осесть, жениться на хорошей местной девушке. В финале из Москвы приезжает отец, которого Умар не видел со времен Чеченской войны, и вялотекущее противостояние переходит в горячую фазу. Через сложный разговор с отцом режиссер показывает и конфликт поколений, и различия в менталитете двух цивилизаций.

«Крестная»

Режиссер: Маржена Сова

Программа: Международный конкурс полнометражных документальных фильмов

Маржена Сова тоже сняла историю о конфликте традиционных устоев и веяний нового времени. Маржена уже 20 лет живет во Франции, где некоторое время обитал и Пицаев, но периодически на нее накатывает тоска по родной Польше, и она едет в гости к своей крестной Нюшке. Режиссер снимала Нюшку на протяжении шести лет и собрала из своих наблюдений док на тему «Жила-была одна баба». Будучи современной, прогрессивной женщиной, феминисткой, активисткой и вегетарианкой, Маржена не приемлет многое из жизни крестной, и в ее фильме порой проскакивают назидательные интонации, свойственные борцам за социальную справедливость. В то же время Сова не может не признавать, что восхищается Нюшкой, которая тянет на себе всю семью, не пасует перед трудностями и выступает носителем простой, народной мудрости.

«Новая волна»

Режиссер: Ричард Линклейтер

В ролях: Гийом Марбек, Зои Дойч, Обри Дюллен, Брюно Дрейфюрс, Бенжамен Клери, Жан-Жак Ле Вессьер, Адриен Руйяр, Роксана Ривьер и другие

Программа: «Двойные вершины»

Кадр из фильма «Новая волна»

Если вы не вошли в число тех счастливчиков, что попали на фестиваль «Маяк» в Геленджике и смогли первыми в России посмотреть фильм «Новая волна», у вас есть шанс увидеть его до выхода прокат в рамках «Послания к человеку». Франкоязычный дебют американца Линклейтера рассказывает, как дерзкий Жан-Люк Годар снимает криминальную драму «На последнем дыхании», признанную одним из самых важных фильмов в истории и открывшую миру новый киноязык. «Новая волна» показывает легендарных кинематографистов как обаятельных молодых бунтарей, способных даже через экран зарядить своей творческой энергией. История создания «На последнем дыхании» местами выглядит почти как фарс, продюсер Жорж де Борегар и исполнительница главной роли Джин Сиберг успевают неоднократно пожалеть, что подписались на участие в этой затее, но из производственного хаоса рождается живая, резкая, незабываемая картина. «Новая волна» – настоящее любовное послание французскому кинематографу.

«Наум. Предчувствия»

Режиссер: Андрей Натоцинский

Кадр из фильма «Наум. Предчувствия»
На фестивале «Послание к человеку» также состоится специальный показ документального фильма о киноведе, историке, заслуженном деятеле искусств РФ Науме Клеймане. Андрей Натоцинский, ученик Александра Сокурова, снял неторопливый док, позволяющий осознать масштаб личности Наума Ихильевича. Нелинейная структура повествования позволяет миксовать истории из детства и юности Клеймана с рассказом о тех мытарствах, которые ему пришлось пройти относительно недавно, чтобы сохранить Музей кино. При этом в фильме довольно мало архивных кадров, он в основном строится на диалогах с Клейманом, который с неподдельной страстью рассказывает о кино (и об искусстве в целом). Как и «Новая волна», картина Натоцинского – признание в любви к кинематографу, которую разделяют режиссер и главный герой его фильма.

«Поля падения»

Режиссер: Игорь Елуков

Программа: Международный конкурс полнометражных документальных фильмов

На севере России, в Архангельской области протекает река Мезень. На ее берега на протяжении многих лет падали отработанные ступени ракет, стартовавших с космодрома в Плесецке. Фильм «Поля падения» основан на видеозаписях, сделанных мужчиной по прозвищу Чечен в начале нулевых. Чечен и его команда искали в лесах и болотах обломки ракет, чтобы сдать на металлолом. Картина Игоря Елукова – захватывающий документальный истерн про отважных и предприимчивых покорителей фронтира, которым приходится преодолевать сложнейшие погодные условия и состязаться с конкурентами, также жаждущими поживиться. В то же время в фильме нашлось место и суровой лирике. Камера Чечена запечатлела посиделки у костра, пролетающих в небе журавлей и забавных щенят, а режиссер Елуков умело смонтировал попавший ему в руки материал, наполнив наблюдения новыми смыслами.

«Грациано: история отшельника»

Режиссер: Йозефин ван дер Альст

Программа: Международный конкурс полнометражных документальных фильмов

«Грациано: история отшельника»
Фильм «Грациано: история отшельника» идет всего 41 минуту. Впервые он был представлен на фестивале короткометражек в Пекине, но на «Послании к человеку» его включили в конкурс полного метра. Это док о пожилом мужчине, последнем жителе удаленной горной деревни. Грациано гуляет по опустевшим улицам со слепой собакой, поет оперные арии в заброшенной церкви, оставляет на стенах покинутых домов политические высказывания и философские изречения, а также пытается вспомнить имя давней возлюбленной. Йозефин ван дер Альст сняла меланхоличную, нежную и чуткую картину о тихой жизни, романтическом одиночестве и ускользающих моментах счастья. Фильм о Грациано – история свободного человека, живущего в гармонии с собой и находящего счастье в предсказуемом, размеренном существовании, дающем время для размышлений о вечном.

«Однажды в Ленинграде»

Режиссер: Михаил Архипов

Программа: Национальный конкурс

«Однажды в Ленинграде»
Павел Клушанцев – полузабытый гений, работы которого вдохновляли Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса и Джеймса Кэмерона. Клушанцев был талантливым режиссером, изобретателем и визионером. Он грезил о космосе и далеких мирах и снимал сперва научно-популярные фильмы, а затем и научную фантастику с невероятными для своего времени спецэффектами. Именно он впервые показал зрителям парение космонавта в невесомости и выход человека в открытый космос. Если для того, чтобы снять сцену как он задумал, не существовало технологии, Павел Клушанцев сам придумывал решение, и многие из его изобретений, включая аппарат для съемок под водой, позднее были запатентованы. Фильм «Однажды в Ленинграде», снятый по мемуарам Клушанцева, рассказывает историю его жизни. Отдавая должное таланту Павла Владимировича, режиссер Михаил Архипов отказался от использования компьютерной графики в игровых фрагментах. Как и сам Клушанцев, он работал в технике комбинированной съемки с применением макетов.

«Нам здесь тесно»

Режиссер: Артем Игнатьев, Антон Петров

Программа: Национальный конкурс

«Нам здесь тесно»: астрофизики за компьютерами
В Карачаево-Черкесии, недалеко от поселка Нижний Архыз, расположена Специальная астрофизическая обсерватория РАН, которая периодически привлекает внимание кинематографистов. Виктор Шамиров создавал здесь свою камерную драму «Температура Вселенной», еще не добравшуюся до проката, а режиссеры Антон Петров и Артем Игнатьев сняли документальный фильм о физиках и лириках. Главными героями дока стали Александр Москвитин и Алексей Медведев – два астрофизика, которые в свободное от наблюдения за космосом время пишут музыку. Они извлекают звуки из всего – от банки энергетика до ржавой калитки, но главным музыкальным инструментом для парней выступает сама Вселенная: они преобразуют сигналы далеких галактик в своеобразный эмбиент. Фильм «Нам здесь тесно» романтизирует эстетику андерграунда и показывает, как молодые парни, отказывающиеся загонять свое творчество в установленные кем-то рамки, способны находить прекрасное в повседневном.

«Сират»

Режиссер: Оливер Лаше

В ролях: Серхи Лопес, Бруно Нуньес, Стефания Гадда, Тонин Хавьер, Жад Уки, Ришар Белламюн, Джошуа Лиам Хендерсон и другие

Кадр из фильма «Сират»: папа и сын на рейве в пустыне

Фильмом закрытия фестиваля стала драма «Сират», премьера которой состоялась в мае этого года на Каннском кинофестивале. В исламе Сират – это тонкий, словно волос, мост над огненной пропастью. Души всех людей должны будут пройти по этому мосту, чтобы попасть в рай, но только праведники смогут удержаться от падения. В роуд-муви Оливьера Лаше роль геенны огненной играет пустыня, по которой немолодой дядька Луис и его сын Эстебан едут, чтобы отыскать пропавшую на нелегальном рэйве девушку. Путь героев осложняют как бытовые трудности вроде нехватки бензина, так и серьезные испытания, такие как минное поле и отнюдь не метафорическая пропасть, в которую рискуют свалиться неосторожные водители. Марокканская пустыня обволакивает Эстебана, Луиса и тусовщиков, вызвавшихся быть их проводниками, и утаскивает их всех куда-то в зыбкое пространство между сном и явью, где границы реальности размываются, а сюжетные линии растворяются в бурном хаосе. Сират завораживает зрителя величественными пейзажами пустыни, вводит в транс пульсирующим электронным саундтреком, а затем жестко возвращает к действительности и оставляет в недоумении.

Заглавное фото: кадр из фильма «Крестная»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время