«Левша»
трейлер фильма
Наш фильм не про то, как тульский мастер подковал блоху. У нас гораздо более многослойная история, – сразу предупреждает режиссер.
«Левша воплощает русский народ, и мы постарались передать этот дух в нашей картине. Мы играем с историческим контекстом, погружая зрителя во вселенную, но у нас очень много условностей, все сделано в угоду жанру, чтобы это был яркий аттракцион в сеттинге конца XIX века. Так что не ищите у нас блох, – просит Беседин. – Мы снимаем классический buddy movie про двух очень разноплановых героев. У нас есть князь Петр Огарев и Левша – босяк, человек из народа, но при этом гений. Мы сталкиваем эти два мира, и они значительно друг на друга влияют».
Николай Беседин
кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

Поднявшись по облицованной белым мрамором парадной лестнице, мы попадаем на второй этаж, где погружаемся в бурлящий котел съемочного процесса. По роскошным залам с обилием позолоты и картинами на потолке торопливо перемещаются эффектные мужчины в строгих мундирах: Ян Цапник, Федор Федотов, Алексей Гуськов. В одной из комнат гример припудривает мужчину, удивительно похожего на императора Александра III (актер Артур Иванов без всякого грима обладает портретным сходством с российским самодержцем).
«Мы не делим общество на касты. Наоборот, мы показываем, что в нормальном мире разные слои общества должны пересекаться, и проводником этой идеи у нас служит император Александр III, который играет в фильме огромную роль. Мы показываем его как сердобольного человека, переживающего за судьбу страны. Но, к сожалению, в его окружении не оказывается людей, способных ему помочь в трудную минуту. Император ожидает притока свежей крови, которая поможет ему найти правильный курс для движения страны вперед, – поясняет Владимир Беседин. – Союз Левши и Огарева позволяет подсветить актуальную проблему: если у тебя есть какая-то инициатива, на среднем уровне найдется человек, который скажет тебе сидеть и не высовываться, в то время как на самом верху в твоей идее могут быть очень заинтересованы. И порой нужно предпринять очень много усилий, чтобы донести свою мысль до людей, принимающих решения».
Для тульского мастера Левши этим человеком стал князь Огарев, который заметил его талант и привел инженера-самоучку на аудиенцию к императору.
Юрий Колокольников и Федор Федотов
кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

«Огарев – молодой офицер, уверенный в себе и порой даже самоуверенный. На наших глазах он проходит путь взросления. После встречи с Левшой понимает, какой огромной и разнообразной может быть жизнь, как иногда можно вести себя по-другому.
Наши герои учатся друг у друга, и как актер я каждый день учусь у Юрия Колокольникова, – рассказывает о своем герое Федор Федотов.
Лицо актера украшают аккуратные усики, приклеенные пастижерами. Федор с улыбкой сетует, что его собственные усы отдают рыжиной, придавая ему ненужное сходство с Виталием Соломиным в роли доктора Ватсона, так что пришлось использовать накладные.
На наших глазах Левша заходит в просторную комнату с мебелью из ценных пород дерева и огромной картой Российской империи на стене. За спиной у тульского мастера нечто вроде рюкзака, покрытого россыпью клапанов и вентилей.
«Над рюкзаком Левши работали несколько цехов. Мы продумывали не только внешний вид, но и функционал отдельных деталей. Думали, какие материалы он мог использовать в XIX веке, что он мог придумать, а что – нет, как все это должно двигаться. Только концепт разрабатывался около месяца. Нам нужно было сохранить дух эпохи, но показать альтернативную реальность, добавить вымысла», – комментирует ассистент художника-постановщика Мария Маевская.
С помощью своего чудо-рюкзака Левша ищет в кабинете императора подслушивающие устройства – тех самых «блох». Согласно замыслу режиссера «блохоискатель» окажет разрушительное воздействие на электронику и заставит взорваться плафоны ламп, установленных в кабинете, но взрывы дорисуют на постпродакшене, так что Цапник и Гуськов прикрываются руками от несуществующих осколков.
Федор Федотов и Алексей Гуськов
кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

Жанровая история – сложная форма кинопроизведения. Мы хорошо умеем размышлять, делать артхаусные и авторские проекты, а в жанровых произведениях учимся у американского кинематографа, набиваем руку, – говорит Юрий Колокольников.
«И за последние 30 лет мы неплохо ее набили, – продолжает исполнитель роли Левши. – Сегодня вы попали на спокойную разговорную сцену, но даже в ней у нас что-то происходит, падают блохи, взрываются плафоны. Так и должно быть, жанровое кино должно быть насыщенным».
Юрий Колокольников
кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

Никогда в моей жизни не было такого наполненного экшен-сценами проекта. Каждую смену я думаю: мне страшно, но это будет круто, я хочу это сделать. Это и есть настоящий актерский азарт, – вторит коллеге Федор Федотов.
«Те дни, когда нам приходится просто разговаривать, становится скучно. Мы будем просто по очереди говорить текст? А где же каскадеры, прыжки, аварии, взрывы? – продолжает Федор. – У нас был большой блок съемок в “Москино”, где выстраивались специальные декорации для экшен-сцен. Все гремело, взрывалось, мы висели на высоте. Но самые захватывающие для меня съемки случились здесь, в Петербурге, на крыше Екатерининской церкви, где мы дрались со шпионом. Там мне пришлось на уровне колокольни пробираться по высокой балке. Ты смотришь вниз и видишь Васильевский остров, и вроде бы он далеко, а вроде и близко. Надеюсь, что мы сняли фильм на столь же высоком уровне».
Ян Цапник и Андрей Пынзару
кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

В перерывах между дублями Колокольников присаживается отдохнуть на тяжелый дубовый стол, и у журналистов есть возможность рассмотреть его поближе. Замечаем, что Левша получил свое прозвище неспроста: вместо левой руки у него механический протез, из которого в фильме будут выдвигаться разные полезные насадки.
«Творения Левши – это классные идеи, которые еще не упакованы, торжество технологии над дизайном. Они выглядят топорно, но эффективно работают, и в них есть свое обаяние. А девайсы англичан – это уже готовый продукт, идеально выверенное заводское производство. Они отличаются друг от друга, как автоботы и десептиконы. Мы превозносим талант русского человека, его смекалку, которая победит все на свете», – рассказывает Владимир Беседин о ключевом конфликте фильма.
«Левша» станет для режиссера полнометражным дебютом, ранее он успел себя отлично зарекомендовать, сняв короткометражный «Майор Гром», наполненный изобретательным и динамичным экшеном. В «Левше» мы тоже увидим немало ярких сцен. В одной из них машина с главными героями в ходе погони повиснет на проводах на высоте второго этажа, а в другой Левше придется спасать жизнь императору, сражаясь с огромной, размером с автомобиль, механической блохой, которой управляет главный антагонист. Этот эпизод снимали на заброшенной электростанции в Сестрорецке, где в пустом ангаре возвели декорации с огромными катушками, стойками и кучей проводов. Кабину гигантской блохи тоже собирали вручную, а вот ее задняя часть будет создана при помощи компьютерной графики.
Федор Федотов и Юрий Колокольников
кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

Будет в фильме и романтическая линия. Партнершей Федора Федотова стала Леонела Мантурова, которую наши читатели могут помнить по «Злому городу».
«Это первая любовь, настоящая и преданная, когда девушка становится не только объектом вожделения и восхищения, но и верным другом, который выручает советом и участием во всех наших авантюрах», – описывает их отношения Федор.
Над «Левшой» работают люди с горящими глазами, трепетно любящие свою профессию. Владимир Беседин ставит перед собой сверхзадачу – снять не сиюминутное развлечение, а кино, которое и через 20 лет можно будет посмотреть с тем же удовольствием, что и в день премьеры. Глядя на то, как кипит работа на съемочной площадке, как искрит воздух от творческой энергии, хочется верить, что у Владимира получится осуществить задуманное.
Фильм «Левша» выйдет в прокат 22 января 2026 года.
Заглавное фото: кадр со съемочной площадки фильма «Левша». Фото: Студия Legio Felix