Как снимали фантастический боевик «Левша»

Сказ Николая Лескова превратился в экшен со взрывающимися блохами.

Декабрь 2024 года, Санкт-Петербург. У старинного двухэтажного здания с нависающим над парадным входом полукруглым эркером припаркован караван машин. До Октябрьской революции здесь, в особняке историка и мецената Александра Половцова, проходили заседания Русского исторического общества. Позднее это здание было передано Союзу архитекторов, а теперь режиссер Владимир Беседин снимает в нем фильм «Левша» по мотивам рассказа Николая Лескова.

«Левша»

трейлер фильма

Наш фильм не про то, как тульский мастер подковал блоху. У нас гораздо более многослойная история, – сразу предупреждает режиссер.

«Левша воплощает русский народ, и мы постарались передать этот дух в нашей картине. Мы играем с историческим контекстом, погружая зрителя во вселенную, но у нас очень много условностей, все сделано в угоду жанру, чтобы это был яркий аттракцион в сеттинге конца XIX века. Так что не ищите у нас блох, – просит Беседин. – Мы снимаем классический buddy movie про двух очень разноплановых героев. У нас есть князь Петр Огарев и Левша – босяк, человек из народа, но при этом гений. Мы сталкиваем эти два мира, и они значительно друг на друга влияют».

Николай Беседин

кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

режиссер фильма Левша на съемках боевика

Поднявшись по облицованной белым мрамором парадной лестнице, мы попадаем на второй этаж, где погружаемся в бурлящий котел съемочного процесса. По роскошным залам с обилием позолоты и картинами на потолке торопливо перемещаются эффектные мужчины в строгих мундирах: Ян Цапник, Федор Федотов, Алексей Гуськов. В одной из комнат гример припудривает мужчину, удивительно похожего на императора Александра III (актер Артур Иванов без всякого грима обладает портретным сходством с российским самодержцем).

«Мы не делим общество на касты. Наоборот, мы показываем, что в нормальном мире разные слои общества должны пересекаться, и проводником этой идеи у нас служит император Александр III, который играет в фильме огромную роль. Мы показываем его как сердобольного человека, переживающего за судьбу страны. Но, к сожалению, в его окружении не оказывается людей, способных ему помочь в трудную минуту. Император ожидает притока свежей крови, которая поможет ему найти правильный курс для движения страны вперед, – поясняет Владимир Беседин. – Союз Левши и Огарева позволяет подсветить актуальную проблему: если у тебя есть какая-то инициатива, на среднем уровне найдется человек, который скажет тебе сидеть и не высовываться, в то время как на самом верху в твоей идее могут быть очень заинтересованы. И порой нужно предпринять очень много усилий, чтобы донести свою мысль до людей, принимающих решения».

Для тульского мастера Левши этим человеком стал князь Огарев, который заметил его талант и привел инженера-самоучку на аудиенцию к императору.

Юрий Колокольников и Федор Федотов

кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

Федотов и Колокольников в кадре на съемках фильма Левша

«Огарев – молодой офицер, уверенный в себе и порой даже самоуверенный. На наших глазах он проходит путь взросления. После встречи с Левшой понимает, какой огромной и разнообразной может быть жизнь, как иногда можно вести себя по-другому.

Наши герои учатся друг у друга, и как актер я каждый день учусь у Юрия Колокольникова, – рассказывает о своем герое Федор Федотов.

Лицо актера украшают аккуратные усики, приклеенные пастижерами. Федор с улыбкой сетует, что его собственные усы отдают рыжиной, придавая ему ненужное сходство с Виталием Соломиным в роли доктора Ватсона, так что пришлось использовать накладные.

На наших глазах Левша заходит в просторную комнату с мебелью из ценных пород дерева и огромной картой Российской империи на стене. За спиной у тульского мастера нечто вроде рюкзака, покрытого россыпью клапанов и вентилей.

«Над рюкзаком Левши работали несколько цехов. Мы продумывали не только внешний вид, но и функционал отдельных деталей. Думали, какие материалы он мог использовать в XIX веке, что он мог придумать, а что – нет, как все это должно двигаться. Только концепт разрабатывался около месяца. Нам нужно было сохранить дух эпохи, но показать альтернативную реальность, добавить вымысла», – комментирует ассистент художника-постановщика Мария Маевская.

С помощью своего чудо-рюкзака Левша ищет в кабинете императора подслушивающие устройства – тех самых «блох». Согласно замыслу режиссера «блохоискатель» окажет разрушительное воздействие на электронику и заставит взорваться плафоны ламп, установленных в кабинете, но взрывы дорисуют на постпродакшене, так что Цапник и Гуськов прикрываются руками от несуществующих осколков.

Федор Федотов и Алексей Гуськов

кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

Алексей Гуськов в фильме Левша

Жанровая история – сложная форма кинопроизведения. Мы хорошо умеем размышлять, делать артхаусные и авторские проекты, а в жанровых произведениях учимся у американского кинематографа, набиваем руку, –  говорит Юрий Колокольников.

«И за последние 30 лет мы неплохо ее набили, – продолжает исполнитель роли Левши. – Сегодня вы попали на спокойную разговорную сцену, но даже в ней у нас что-то происходит, падают блохи, взрываются плафоны. Так и должно быть, жанровое кино должно быть насыщенным».

Юрий Колокольников

кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

Юрий Колокольников улетает, держась за карету в боевике Левша

Никогда в моей жизни не было такого наполненного экшен-сценами проекта. Каждую смену я думаю: мне страшно, но это будет круто, я хочу это сделать. Это и есть настоящий актерский азарт,  вторит коллеге Федор Федотов.

«Те дни, когда нам приходится просто разговаривать, становится скучно. Мы будем просто по очереди говорить текст? А где же каскадеры, прыжки, аварии, взрывы? – продолжает Федор. – У нас был большой блок съемок в “Москино”, где выстраивались специальные декорации для экшен-сцен. Все гремело, взрывалось, мы висели на высоте. Но самые захватывающие для меня съемки случились здесь, в Петербурге, на крыше Екатерининской церкви, где мы дрались со шпионом. Там мне пришлось на уровне колокольни пробираться по высокой балке. Ты смотришь вниз и видишь Васильевский остров, и вроде бы он далеко, а вроде и близко. Надеюсь, что мы сняли фильм на столь же высоком уровне».

Ян Цапник и Андрей Пынзару

кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

Ян Цапник в старом авто и Андрей Пынзару на съемках фильма Левша

В перерывах между дублями Колокольников присаживается отдохнуть на тяжелый дубовый стол, и у журналистов есть возможность рассмотреть его поближе. Замечаем, что Левша получил свое прозвище неспроста: вместо левой руки у него механический протез, из которого в фильме будут выдвигаться разные полезные насадки.

«Творения Левши – это классные идеи, которые еще не упакованы, торжество технологии над дизайном. Они выглядят топорно, но эффективно работают, и в них есть свое обаяние. А девайсы англичан – это уже готовый продукт, идеально выверенное заводское производство. Они отличаются друг от друга, как автоботы и десептиконы. Мы превозносим талант русского человека, его смекалку, которая победит все на свете», – рассказывает Владимир Беседин о ключевом конфликте фильма.

«Левша» станет для режиссера полнометражным дебютом, ранее он успел себя отлично зарекомендовать, сняв короткометражный «Майор Гром», наполненный изобретательным и динамичным экшеном. В «Левше» мы тоже увидим немало ярких сцен. В одной из них машина с главными героями в ходе погони повиснет на проводах на высоте второго этажа, а в другой Левше придется спасать жизнь императору, сражаясь с огромной, размером с автомобиль, механической блохой, которой управляет главный антагонист. Этот эпизод снимали на заброшенной электростанции в Сестрорецке, где в пустом ангаре возвели декорации с огромными катушками, стойками и кучей проводов. Кабину гигантской блохи тоже собирали вручную, а вот ее задняя часть будет создана при помощи компьютерной графики.

Федор Федотов и Юрий Колокольников

кадр со съемочной площадки фильма «Левша»

Федотов и Колокольников летят в автомобиле на съемках фильма Левша

Будет в фильме и романтическая линия. Партнершей Федора Федотова стала Леонела Мантурова, которую наши читатели могут помнить по «Злому городу».

«Это первая любовь, настоящая и преданная, когда девушка становится не только объектом вожделения и восхищения, но и верным другом, который выручает советом и участием во всех наших авантюрах», – описывает их отношения Федор.

Над «Левшой» работают люди с горящими глазами, трепетно любящие свою профессию. Владимир Беседин ставит перед собой сверхзадачу – снять не сиюминутное развлечение, а кино, которое и через 20 лет можно будет посмотреть с тем же удовольствием, что и в день премьеры. Глядя на то, как кипит работа на съемочной площадке, как искрит воздух от творческой энергии, хочется верить, что у Владимира получится осуществить задуманное.

Фильм «Левша» выйдет в прокат 22 января 2026 года.

Заглавное фото: кадр со съемочной площадки фильма «Левша». Фото: Студия Legio Felix

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время