«Горький fest», день 5: градус безумия зашкаливает

Киносмотр сегодня вечером заканчивает свою работу.
/

Будут объявлены имена победителей в номинациях «Лучший фильм», «Актерский ансамбль», «Режиссура» и «Драматургия». А один победитель уже есть: кинокритики, смотревшие конкурсную программу, и я в том числе, выставляли представленным фильмам оценки. В результате победил док «Колхандра» режиссера Кирилла Верхозина – история о том, как дети в каникулы снимают в деревне кино.

Примечательно, что из пяти проектов, получивших у критиков наибольшие оценки, три (причем в первой тройке) документальных. Кроме «Колхандры» критикам еще понравились «Хрупкое» Максима Аньшина и «Теплая жизнь» Никиты Журавлева. Среди игровых картин в пятерку попали «Обрыв» Семена Грицая и «Глубокий сосуд» Вадима Плохотникова.

«Броненосец “Потемкин”» снова в тренде

Перед завершающими показами конкурса программный директор Андрей Апостолов объявил, что на фестиваль попали 19 картин из просмотренных 600. А ведь была еще обширная внеконкурсная программа. В ее рамках и состоялся атмосферный показ «Броненосца “Потемкина”» Сергея Эйзенштейна в киноконцертном зале пакгаузов. В этом году легендарному фильму, повлиявшему на всю последующую киноиндустрию, исполнилось 100 лет. Дате посвящены многие активности, а на постерах фестиваля в этом году красуется революционный матрос. Показ картины сопровождался игрой на фортепиано «живого» тапера и предварялся комментариями классика кинокритики Наума Клеймана. Он, в частности, рассказал, что выходу фильма в прокат способствовал Владимир Маяковский, который пригрозил побить палкой тех, кто не выпускал ленту на экраны. А далее жена Максима Горького актриса Мария Андреева обеспечила фильму мировую славу: будучи постпредом в Германии, предложила немцам взять фильм в свой прокат. Немцы очень сопротивлялись: их пугал красный флаг в финале, он казался им призывом к свержению буржуазного строя, кроме того, они сочли ленту очень жестокой и потребовали правок. Для их утверждения в Германию прибыл Эйзенштейн, он согласовал и выбранную музыку. Зарубежная премьера фильма сопровождалась титром «В нашей стране такое невозможно».

Просмотр «Броненосца» в очередной раз доказал его шедевральную актуальность, ибо истории с «червивым мясом» чреваты последствиями во все времена.

кадр из фильма «Броненосец “Потемкин”»

Матросы в фильме Броненосец Потемкин

Последний аккорд

Завершали конкурсную программу три экспериментальных фильма, причем два из них сделаны родственниками.

«В поисках движения»

Режиссер Юрий Мокиенко

Короткометражный док, посвященный искусству танца. В кадре царит Его Величество Движение. Люди танцуют как дышат, но камера не способна отразить всей полноты чувств и высоты полета, на этом конфликте и строится довольно скучное, но красивое кино.

«В поисках движения»

трейлер проекта

«Алиса»

Режиссер Никита Мокиенко

«Алиса» Никиты Мокиенко, брата предыдущего режиссера, снята на контрасте: красиво и весело, но не без закидонов. Герои фильма то и дело подзадоривают зрителя выкриками: «Полная чушь! Ничего не понятно!», как бы намекая: не ищите во всем этом смысла. На самом деле картина – вольная экранизация книги Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы. Девочка блуждает по лесу в поисках убегающего от нее Зайца (мужчина в головном уборе с длинными заячьими ушами – неудачливый актер). На пути ей повстречаются компания бомжей, устроивших безумное чаепитие в лесу; сердитые дети, похожие на Шалтая с Болтаем, и Чеширский Кот, который и не исчезает, и не улыбается, потому что улыбаться нечему. Каскад совершенно сумасшедших сцен и диалогов припечатывает появление в кадре Александра Баширова, а это всегда тревожный признак и угроза нарративу. Впрочем, и женские образы, в которых угадываются Красная и Черная королевы, заставляют поерзать, особенно когда героини принимаются рассуждать о процедурах красоты и жире из попы доктора, который он изобретательно вкалывает в губы пациенток. Неожиданно в этом потоке сознания обнаруживается смысл и даже намек на психодраму. Заяц оказывается отцом Алисы, который бросил ее маму, Красную королеву, ради Черной. Этот вечный бег нерадивых отцов от своих обязанностей, детей – забот – быта, и осуждает Никита Мокиенко. В блицобщении с публикой он признался, что в ролях Красной и Черной королев – его первая и вторая жены. Учитывая, что Алису сыграла его дочь Екатерина, в итоге понимаешь, что для режиссера это автобиографичное высказывание и рефлексия на тему отцовства, продолжившаяся после их с братом документалки «Отцы».

«Алиса»

тизер проекта

«Конец концов»

Режиссер Антон Бильжо

Этот фильм обеспечил фестивалю главную интригу. Заявленный посередине программы, он вдруг из нее пропал: выяснилось, что у фильма нет прокатного удостоверения. Быстрые попытки продюсера Максима Добромыслова решить проблему обернулись торжеством логики: фильм с говорящим названием заканчивал конкурс фестиваля, но логики в самом произведении не обнаружилось. Перед показом Бильжо попросил отнестись к его работе как к «безумному эксперименту», «странным фантазиям, из которых вылезло подсознание». Режиссер рассказал, что предложил своей группе подумать о том, что случается во времена апокалипсиса, а потом вывез ее в лес, где они десять дней прожили в палатках, докручивая идеи на ходу. Однако даже предупрежденный зритель оказался не готов к тому, что происходило на экране.

По сюжету в мире произошел конец света, видимо, как-то связанный с вирусом. В итоге человечество вымерло, земля пришла в запустение. Посреди лесов выжили только какие-то отдельные люди, которые теперь обитают кто в палатке, кто в машине. Разбойник, видимо, намародерствовавший мешок золота; женщина, боящаяся заразиться; девушка, испытывающая сексуальное влечение к пистолету; айтишник, фиксирующий конец времен; документалист… Набор диких сцен, абсолютно голые дамы, бродящие посреди всей этой смертной тоски, одна из них переходит обнаженная реку с телевизором в руках… Понятно, что все это какие-то аллегории и метафоры, но разгадывать их совсем не хочется из-за претенциозной игры режиссера в артхаус. Идея о том, что даже в конце времен человечество не способно на светлые и чистые поступки, не спасает этого утомительного перформанса. Ведь в конце времен и кино должно быть светлым и чистым.

Антон Бильжо

Global Look Press

Антон Бильжо

Заглавное фото: Оксана Михеева, Наум Клейман, Андрей Апостолов и Михаил Пореченков / пресс-служба «Горький fest»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время