«Гагарин. Второй виток вокруг Земли»
(2024, Первый канал)
В документальном фильме Валдиса Пельша рассказывается о жизни Юрия Гагарина после исторического 108-минутного полета в космос. Первого космонавта планеты мечтали увидеть во всем мире: простые люди, монархи, президенты, шейхи… Буквально в течение двух недель после полета Гагарину поступили приглашения из 80 стран. Так 27-летнему вчерашнему старшему лейтенанту из обычной деревенской семьи, никогда не покидавшему свою страну, выпал шанс взглянуть на земной шар не только из иллюминатора космического корабля. Гагарин совершил 46 поездок в 29 стран. Современники отмечают в фильме, что благодаря неповторимому обаянию и необыкновенной дружелюбной ауре он менял окружающую его обстановку. Главная миссия первого космонавта состояла в укреплении мира.
Любопытный факт: после поездки во Францию Гагарин начал брать с собой запасные пуговицы, нитки и иголки, потому что французы с корнем отрывали пуговицы с его формы.
Поездки Гагарина по зарубежным странам стали его вторым витком в карьере. Он мечтал совершить и третий виток – полететь вокруг Луны в качестве командира экипажа в рамках советской лунной программы. Но, к сожалению, этого не случилось. Некоторые моменты поездок Юрия Алексеевича по планете не были задокументированы. К примеру, посещение Гагариным Букингемского дворца в Англии. Сначала его принял профсоюз литейщиков, Гагарин ведь по первому образованию был литейщиком. Нет снимков и видеозаписей его встреч с королевой Англии, хотя известно, что Елизавета Вторая фотографировалась с ним.
В фильме рассказывается, как на торжественном приеме с королевой Юрий Алексеевич не растерялся и признался, что не готов к такому огромному количеству аристократических приборов и блюд, предложив «есть по-русски». На что Елизавета Вторая ответила: «Давайте есть по-гагарински». Интерес к личности первого космонавта не угасает, потому что он был не только первооткрывателем, а живым и открытым человеком, которым мы все по сию пору гордимся.
«Гагарин. Второй виток вокруг Земли»
кадр из фильма

«Боевые лазеры. Охота за супероружием»
(2025, НМГ ДОК)
Двухсерийный проект НМГ ДОК рассказывает об изобретении наших физиков Александра Прохорова и Николая Басова. Именно они создали лазер в 1960 году, но пришли к этому открытию, впоследствии изменившему мир, еще раньше. Разработки Прохорова и Басова дали возможность СССР быстро выйти в лидеры в освоении космоса. Интернет, современная электроника появились тоже благодаря этим советским ученым. Однако с момента изобретения стало ясно: лазер можно использовать не только в мирных целях, но и как супероружие. Как следствие началась охота за нашими наработками, противостояние советской и американской разведок достигло апогея. На советских испытательных полигонах натовские диверсанты выводили из строя боевые лазеры, а несколько наших ученых по непонятным причинам скончались за короткий промежуток времени. Но работы, направленные на оборону государства, в Советском Союзе успешно продолжались и дальше. И специалисты делали все, чтобы страна, способная защититься столь мощными изобретениями, жила спокойно.
Из фильма зрители узнают, как советскими учеными был создан тот самый лазерный пистолет из фильма «Звездные войны». Он не стрелял на поражение, но ослеплял и выводил из строя различные оптические устройства и приборы, находящиеся на космическом корабле.
После развала Советского Союза многие программы по разработке и испытаниям лазерного оружия были закрыты или приостановлены. Но наследие, оставленное советскими учеными и военными, позволяет нашей стране и сегодня быть лидером этого направления в мире. На вооружении российской армии находятся современнейшие разработки, среди них – комплекс «Пересвет», способный вывести из строя спутники-разведчики на орбите до 1,5 тыс. километров.
«Боевые лазеры. Охота за супероружием»
кадр из фильма

«Байкал. Новый ковчег»
(2020, Первый канал)
В наши дни многие ученые называют главным ресурсом страны именно воду, а не нефть, как это было раньше. Россия – одна из крупнейших мировых водных держав. На территории страны примерно 2,5 млн рек, более 2 млн озер. Жемчужиной России по праву считается Байкал, в нем более 20 процентов мировых запасов чистой пресной воды. Создатели фильма пытаются понять, что происходит с Байкалом в наши дни и удастся ли его сохранить для потомков.
Съемочная группа Первого канала вместе с учеными Лимнологического института Сибирского отделения РАН исследовала акваторию Байкала, побывала в нескольких заповедниках, обследовала километры побережья и даже участвовала в волонтерской акции по уборке мусора. За 15 дней экспедиции группа объехала 12 пунктов в окрестностях уникального озера. Во время работы над проектом использовались наземные, подводные, воздушные и космические съемки. В фильме показаны редкие кадры животных, птиц и рыбы в их естественной среде обитания и, конечно, красоты самого озера Байкал – гордости нашей страны.
«Байкал. Новый ковчег»
кадр из фильма

«Киборг»
(2024, PREMIER)
Документальный проект рассказывает о жизни людей с роботизированными протезами. Несмотря на то что все герои трехсерийного фильма, мужчины и женщины, инвалиды (у каждого по какой-то причине ампутированы конечности), они вдохновляют зрителей и заряжают энергией и целеустремленностью. «Киборг» призывает научиться жить на полную катушку, показывает, что нет ничего невозможного, что никогда не надо опускать руки. А еще он заставляет устыдиться нас самих, ноющих и жалующихся на жизнь без видимых причин.
Один из героев фильма мечтает встать на самокат, другая – перестать бояться и решиться на прыжок с парашютом… Каждый из них потерял часть себя в прямом смысле слова. Ведь им ампутировали руку или ногу, и пока они просто не знают, как строить свою жизнь дальше. Но каждый встречает своего проводника, который обязательно поможет воплотить мечту и сделать шаг в будущее благодаря инновационным отечественным протезам.
Герои проекта сначала рассказывают, как проходили физическую и психологическую адаптацию к новому телу. А в продолжении сериала они сами становятся наставниками людей, сравнительно недавно столкнувшихся с ампутацией. Олимпийский чемпион по фигурному катанию Роман Костомаров откровенно делится со зрителями своей историей о том, как он привыкал к новой жизни с протезами, с какими трудностями столкнулся. А сегодня он не только ходит, но и участвует в ледовых шоу благодаря своей стойкости и высоким российским технологиям.
«Киборг» получил награду «Самый ожидаемый документальный сериал» на VI фестивале «Пилот» в Иваново.
«Киборг»
кадр из фильма

«Руками»
(2022, «Первое Кино»)
Этот жизнеутверждающий документальный фильм режиссера Евгения Григорьева повествует о простых людях, которые каждый день трудятся руками. Раньше в нашей стране гордились рабочим человеком, но после распада Советского Союза престиж этой профессии ушел в прошлое. В доке показаны люди, результат труда которых можно увидеть и потрогать. Герои проекта делают детали для самолетов, добывают руду, ловят рыбу, варят сталь, пекут хлеб... И в конце дня у них всегда есть продукт, созданный своими руками. В больших городах их ежедневный труд практически незаметен, мы ведь привыкли жить в комфорте и обращаем внимание лишь на нехватку каких-либо товаров или продуктов. А ведь за каждым продуктом или услугой стоят тысячи неизвестных нам людей, о профессиях которых мы даже не задумываемся, но без их работы сегодняшние будни напоминали бы жизнь людей несколько веков назад.
Фильм спокойный, непафосный, но он призывает задуматься. Один из участников проекта забросил успешную карьеру пиарщика и начал создавать авторскую мебель. «Там все слова пустые были, – говорит он. – А тут виден результат». Последний герой документальной картины – священник, он же по совместительству и врач в реанимации. Заканчивается фильм жизнеутверждающими словами этого героя проекта: «И вечность встанет с нами рядом».
«Руками»
кадр из фильма

«Русская живопись»
(2022, Оkko)
Известная оперная певица Светлана Касьян рассказывает в своем фильме об истории русской живописи, ее истоках, периодах взлета и упадка. Проект начинается с истории искусства Древней Руси – с традиций, которые наш народ перенял у Византии и позже переосмыслил. Особое место уделено золотому веку древнего русского искусства XV века – Андрею Рублеву, Феофану Греку и Дионисию. Зрители узнают о знакомстве русских мастеров с западной школой живописи, о том, как они отрабатывали новые техники, начинали использовать новые материалы и краски. В ХIХ веке в русской живописи появились Карл Брюллов, Александр Иванов и Орест Кипренский. Это был период расцвета творчества пейзажистов Алексея Саврасова и Ивана Шишкина, реалистов Ильи Репина и Василия Сурикова.
В фильме затрагивается история передвижников, символистов и импрессионистов. Кроме того, рассказывается о влиянии русских купцов и меценатов на развитие отечественной живописи. Зрители узнают, как возник авангард и как он повлиял на нашу страну. Революция в искусстве опередила революцию в стране. Наши художники смело интегрировались в авангард мирового искусства. Василий Кандинский, Марк Шагал, Казимир Малевич – их имена ценятся по всему миру, их картины – мечта любого коллекционера и музея. Часть фильма посвящена советской живописи и ее главным представителям, а финальный эпизод – современному искусству, в котором тоже, поверьте, есть чем гордиться.
«Русская живопись»
кадр из фильма

«Огненный лис»
(2023, «Шпиленок фильм»)
Съемки фильма Дмитрия Шпиленка, сделанного в соавторстве с его супругой Анной, проходили в общей сложности в течение 26 месяцев в Кроноцком заповеднике на Камчатке. Сюжет удивительный – история взросления лисенка по кличке Ветер. Он родился самым слабым в семье, но оказался единственным выжившим после нападения медведя. Режиссер с любовью, трепетом, эмпатией и юмором демонстрирует на экране существование животных, которые, как выясняется, живут по человеческим законам. Как и люди, они заботятся о потомстве, влюбляются, создают пары, беспокоятся друг о друге и так же не прощают предательства…
Фильм завораживает не только динамичным сюжетом, развивающимся вокруг семейства лис, но и красотой уникальной природы Камчатского края. Эту землю еще называют Огненной землей – из-за количества вулканов и гейзеров, добавляющих необыкновенный колорит истории проекта. Глядя на запоминающиеся кадры, понимаешь, в какой красивой стране ты живешь. Осознаешь, что ни дизайнер, ни искусственный интеллект не смогли бы передать первозданное величие нашей земли. В фильме действительно нет компьютерной графики. В проект вошли исключительно натурные съемки – с камер, квадрокоптера и развешанных фотоловушек. Великолепные ландшафты, потрясающие пейзажи, огромное количество животных… Своеобразие рельефов Камчатки местами напоминает фантастические инопланетные пейзажи: красные, зеленые и белые пространства, пар, исходящий от гейзеров, причудливые горные расщелины – силу стихии ощущаешь даже через экран.
В прошлом году «Огненный лис» был удостоен премии «Золотой орел» в номинации «Лучший документальный фильм».
«Огненный лис»
кадр из фильма

«Медицина. 1/8 земли: Визионеры России»
(2024, онлайн-кинотеатр KION)
Проект рассказывает о российских ученых и технологиях, стремительно меняющих представление о здоровье и долголетии, улучшающих качество жизни и увеличивающих ее продолжительность. Этот документальный проект не только о медицине будущего, позволяющей жить 200 лет, но и об уже используемых разработках. Например, о технологии, дающей возможность врачам отслеживать состояние пациента после выписки из больницы. В основе методики – использование современных глюкометров и кардиостимуляторов, постоянно передающих сигналы на сервер. При появлении отклонений программа подает сигнал врачу и подсказывает дальнейшие действия в отношении пациента. Еще одно важное устройство – кардиостимулятор с дефибриллятором; это прибор, помогающий исключить необратимые последствия инфаркта.
Зрители документального проекта получают возможность заглянуть в лабораторию по разработке нейропротезов, способных замещать нарушенные функции головного и спинного мозга. Технология позволяет улучшать качество жизни пациентов, прикованных к постели. Еще одна разработка – импланты в головной мозг, восстанавливающие зрение. Мы долгое время не верили в отечественную медицину, но, похоже, настало время ею гордиться.
«Медицина. 1/8 земли: Визионеры России»
кадр из фильма

Заглавное фото: кадр из фильма «Руками»