Ведущий цикла «Легенды и мифы» Александр Ингилевич вновь отправляется в путешествие, чтобы отыскать реальные прототипы героев преданий, сказок и былин. Из нового выпуска зрители узнают о происхождении посоха, а также о том, как обычная палка стала символом власти и могущества у разных народов и почему является неотъемлемым атрибутом Деда Мороза.
Шумерский царь Ур-Намму около четырех тысяч лет назад основал династию, создал первый в мире официальный свод законов и вошел в историю как мудрый и справедливый… пастух. Именно так его прозвали в народе. Изображался Ур-Намму в соответствии со своим прозвищем — с посохом и свернутой веревкой, которая использовалась пастухами для обуздания баранов.
По мнению историков, древние иудеи «позаимствовали» идею о рае и сюжет о всемирном потопе у шумеров, однако именно в иудейской культуре посох становится атрибутом власти не только над людьми, но и над природной стихией — вспомнить хотя бы пастушью палку Моисея, которая по сути стала оружием пророка против египетских фараонов.
Из Ветхого Завета следует, что посох Моисея оборачивался змеей, а затем снова принимал первоначальную форму. И в 2021 году финские археологи сделали сенсационное открытие: образ, описанный в первой части Библии, оказался более древним, чем считалось до этого.
Интересные факты
На территории современной Карелии посохи, представлявшие собой ольховые палки с наростами, использовались шаманами и дополняли образы многих волшебных существ финно-угорского мифологического пантеона, которые позже «превратились» в хорошо знакомых нам сказочных персонажей. Одним из них стал и Дед Мороз. Но зачем в его руки попал посох, и какое значение ему придавали в древности? И почему прототипом доброго волшебника считается бог Велес? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из выпуска.
Кое-что еще: о Финисте Ясном Соколе, китайском драконе и Вифлеемской звезде
Первыми соколов начали приручать кочевники, обитавшие в холмистых степях древней Ассирии, еще в VIII веке до н.э. В Западной Европе об охоте с помощью этих птиц узнали только в V веке, а спустя несколько столетий охотничьи навыки соколов оценили и на Руси. Считается, что любовь к соколиной охоте наши предки переняли у кочевников-хазар, но настоящего расцвета это занятие достигло при отце Петра I, Алексее Михайловиче. Он был заядлым любителем соколиной охоты и имел в своей «коллекции» порядка трех тысяч особей. Но если расцвет соколиной охоты на Руси приходится на XVII век, то откуда изображения этих птиц появилось на амуниции и оружии войска киевского князя Святослава Игоревича, а также на гербе Московского княжества? В еще одном сюжете выпуска эксперты расскажут, какую роль хищная птица сыграла в славянской мифологии, и как богатырь Финист превратился в Ясного Сокола.
Следующий сюжет просветительского фильма посвящен драконам. В Поднебесной до сих пор верят, что эти монстроподобные ящеры существуют (или как минимум существовали в древности), более того, именно от них берет свое начало китайский народ. Эксперты выпуска расскажут, почему именно в Китае возник культ гигантской рептилии, и как древнее драконоподобное существо, пожирающее людей, превратилось в главный символ страны.
Также из этого выпуска цикла «Легенды и мифы» зрители узнают, что традиция готовить на Новый год упитанного поросенка, дабы отвести от дома все болезни и беды, берет свое начало от древнего и отнюдь не безобидного ритуала. Кроме того, эксперты расскажут, что именно библейские волхвы приняли за свет Вифлеемской звезды и когда в следующий раз можно будет наблюдать это явление.
Экспертами выпуска выступили: заведующий кафедрой истории России Воронежского государственного университета, доктор исторических наук Юрий Селезнев; заведующий кафедрой истории, археологии и краеведения ВЛГУ, доктор исторических наук Андрей Тихонов; советник ректора Государственного университета управления, кандидат исторических наук Сергей Чуев; руководитель Санкт-Петербургского центра изучения стран Дальнего Востока, востоковед, писатель Кирилл Котков; научный сотрудник Отдела образовательных программ и научно-методической работы Государственного музея истории религии, религиовед, культуролог Павел Тугаринов; начальник отдела «Экзотариум» Ленинградского зоопарка Анна Багатурова; журналист, преподаватель истории медицины СПБ ГБПОУ «Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева» Юрий Иванов; культуролог, исследователь мифов, легенд и традиций западных народов Дмитрий Шамонов; протоиерей, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Юревич; куратор Музея Библии Ольга Ешкибарова; преподаватель физики и астрономии СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж, действительный член Петровской академии наук и искусств, доктор философии Андрей Резунков; доцент кафедры социологии, психологии управления и истории Государственного университета управления, кандидат исторических наук Ирина Щербакова; старший преподаватель кафедры небесной механики СПбГУ Борис Эскин; научный сотрудник Государственного музея истории религии Сергей Подлесный и другие.
Проект
Цитаты
Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время