7 доков с фестиваля «Пилот»: от Антарктиды до цирка

Неигровые сериалы впервые попали в конкурсную программу.

С 19 по 22 июня в Иваново прошел фестиваль сериалов. В этом году в рамках «Пилота» был впервые проведен конкурс документальных проектов. Жюри, состоящее из признанных мастеров-документалистов (Светлана Музыченко, Ангелина Ашман, Евгений Григорьев), оценивало 7 работ, среди которых были как проекты с большим бюджетом, снятые для платформ, так и сериалы, созданные частными лицами фактически на голом энтузиазме.

«Арт – это я. Цирк»

Платформа: KION.

Режиссеры: Катя Жемерова, Родион Макаров.

В ролях: Эмилия Будзилович-Николенко, Алихан Алиханов, Татьяна Черниговская, Александр Кулаков, Анатолий Окулов, Егор Сухоруков.

Создатели сериала «Арт – это я» задались целью показать людей, прямо сейчас меняющих художественный ландшафт, и рассказать, как искусство меняет мышление. Героями проекта стали художники, поэты, архитекторы и музыканты, а показанная на «Пилоте» серия была посвящена артистам цирка. Режиссеры Родион Макаров и Катя Жемерова позволили подсмотреть, как тренируются канатоходцы Алихан и Аристарх Алихановы, жонглер Александр Кулаков, дрессировщица овечек Эмилия Будзилович-Николенко, клоун Анатолий Окулов и другие люди, для которых цирк давно стал домом. Потомственные артисты цирка (про таких говорят «рожденные в опилках») рассказали о детстве, проходящем в гастролях и переездах, об отсутствии чувства дома. Гимнаст-самоучка Егор Сухоруков поведал, как забирался в заброшенные дома или на деревья, чтобы закрепить полотна и отрепетировать на них трюки. Но «Арт – это я» – не набор интервью, а яркое, словно цирковое представление, зрелище. Нас пускают за кулисы и позволяют подсмотреть, как готовится представление. Особенно впечатляющей оказалась история Анатолия Окулова, ведь клоун должен не только веселить людей на арене, но и в той или иной степени владеть всеми цирковыми профессиями – от жонглирования до ходьбы по канату.

«Арт – это я. Цирк»

кадр из фильма

мужчина раскинул руки на пирсе у моря

«В поисках Андрея Рублева»

Платформа: START.

Режиссер: Орхан Абдулов. В ролях: Кирилл Кяро.

Казалось бы, зачем искать Андрея Рублева, если он не терялся? Его работы выставлены в Третьяковской галерее, иконе «Троица» можно поклониться в Троице-Сергиевой лавре, а о жизни легендарного иконописца рассказывает бессмертный фильм Андрея Тарковского. Но что мы на самом деле знаем о Рублеве? Оказывается, не так уж и много, ведь в старинных летописях можно найти сведения о князьях и боярах, а вот биографию человека, который расписывал храмы, никто не удосужился записать. «Андрей Рублев – это бренд», – с толикой иронии заявляет в фильме Орхана Абдулова архимандрит Симеон (Томачинский). Подобно тому, как исследователи икон восстанавливают их первоначальный вид, снимая драгоценный оклад и удаляя потемневший от времени защитный слой олифы, создатели сериала «В поисках Андрея Рублева» пытаются отделить мифы об иконописце от крупиц подлинного знания, а заодно рассказывают зрителю, чем уникальна русская школа иконописи. Представляя свой сериал, Орхан Абдулов скромно сказал, что он формально числится режиссером, но на самом деле автором проекта выступает Бог, ведь во время съемок было столько удивительных и счастливых совпадений, что верующий человек может объяснить их лишь промыслом Божьим. Подобно творениям Андрея Рублева, док Абдулова радует глаз чистыми, яркими природными цветами, но по своей форме он представляет классическую череду «говорящих голов». Впрочем, в дальнейшем в сериале должны появиться и игровые фрагменты, в которых облик Рублева примерит на себя Кирилл Кяро.

«В поисках Андрея Рублева»

кадр из фильма

интервью священника в храме

«Система Хотиненко»

Платформа: VK Видео.

Режиссер: Саид Туляганов. В ролях: Владимир Хотиненко, Сергей Маковецкий, Александр Цой, Евгений Миронов, Владимир Ильин.

Саид Туляганов снял историю о выдающемся режиссере и педагоге, который попытался разложить киноязык на отдельные элементы, чтобы обучить этому языку следующие поколения творцов. В первой серии Туляганов показывает несколько уроков системы: кинонатюрморт, однокадровый фильм, демонстрация разных характеров в одной и той же сцене с одними и теми же репликами. Каждый урок сопровождается примерами из работ самого Хотиненко, а также фрагментами из интервью с Владимиром Ивановичем и с его учениками, друзьями и коллегами. Таким образом разбор практического задания быстро переходит в размышления о жизни и творчестве мастера, где за восхищенными вздохами и занятными байками теряется суть системы. Владимир Хотиненко вошел в историю советского и российского кино как изобретательный режиссер, постоянно находящийся в поиске новых способов выражения художественного замысла. А вот сериал «Система Хотиненко» демонстрирует удивительное несоответствие формы и содержания, ведь он представляет собой ретроградный док, снятый по архаичным лекалам и не содержащий интересных режиссерских решений.

«Система Хотиненко»

кадр из фильма

Режиссер Владимир Хотиненко сидя на стуле машет руками в серо-голубом пиджаке

«Черкизон. Ад и рай новой России»

Платформа: Okko.

Режиссер: Вадим Ватагин. В ролях: Иосиф Пригожин, Маша Распутина, Лада Дэнс, Гия Гагуа.

Представляя публике документальный сериал о Черкизовском рынке, продюсер Гавр Гордеев пошутил, что если бы эпоха цифровизации в нашей стране настала на пару десятилетий раньше, то мы бы сейчас закупались на «ЧеркизОзоне». Крупнейший рынок России был основой бизнес-империи Тельмана Исмаилова – человека, оказавшего значительное влияние на политический и культурный рельеф Москвы на рубеже тысячелетий. Первая серия «Черкизона» рассказывает о гулянках, которые закатывал Тельман Марданович в отреставрированном на его деньги ресторане «Прага». Режиссер Вадим Ватагин собрал уникальные архивные кадры, в достоверность которых сложно поверить (в их основу легли скрытые съемки спецслужб): на юбилее Исмаилова Дженнифер Лопес поет для него «Happy Birthday dear Telman», а следом конферансье зачитывает поздравительную телеграмму от Дональда Трампа. Не менее потрясают истории спикеров, среди которых немало эстрадных звезд первой величины. Например, Иосиф Пригожин делится воспоминаниями о том, как охрана Исмаилова держала его, пока Тельман бил Иосифа по лицу за то, что тот посмел вступиться за Авраама Руссо – этого певца Исмаилов считал своей «канарейкой», своей собственностью, которую он может унижать как ему будет угодно. Рассказы о скотском поведении Тельмана Мардановича чередуются с историями о его бесконечной щедрости, готовности помогать даже незнакомым людям и раздавать баснословно дорогие подарки. Исмаилов описывается как человек, способный посадить за один стол вора и прокурора и сделать так, что они не только вкусно поедят, но и договорятся о чем-то важном для них обоих. Важно отметить, что Ватагин не просто вываливает на зрителя невероятные факты, он на глазах зрителя сплетает воедино «рай» роскошных вечеринок и «ад» рынка, где торговали не только кроссовками, но и запрещенными веществами, и даже людьми. Первая из трех серий заканчивается нарезкой из видео штурма Черкизовского рынка бойцами ОМОНа, которая чередуется с кадрами с празднования юбилея Тельмана Исмаилова, и этот контраст пробирает до дрожи.

«Черкизон. Ад и рай новой России»

кадр из фильма

Иосиф Пригожин муж певицы Валерии развалился на стуле в casual

«Антарктида»

Платформа: PREMIER.

Режиссер: Валерия Бойко, Павел Сергацков. В ролях: Лиза Мальцева.

В карточке сериала «Антарктида» на сайте фестиваля «Пилот» Лизу Мальцеву называют «русской Бриджит Джонс». Эта общительная полнотелая блондинка посещает экзотические локации, чтобы найти себе прекрасного принца с толстым кошельком. После поездки в Африку Лиза отправляется в Южную Америку, где она ищет мужчину, готового оплатить ей круиз до Антарктиды. Билет на лайнер стоит порядка 10 тыс. долларов, и Лизе он не по карману. Сериал «Антарктида» выглядит как любительский тревел-блог с периодически всплывающими на экране ценниками, позаимствованными из некогда популярного шоу «Орел и решка». Соцсети завалены подобным контентом, причем зачастую снятым более профессионально, так что совершенно непонятно, как и зачем этот проект попал в конкурсную программу фестиваля. Сложно представить человека, которому интересно слушать, как Лиза, девушка, хоть и очень витальная, но с психологией эскортницы, жалуется на очередного мужика, заставившего ее заплатить за обед в ресторане.

«Антарктида»

кадр из фильма

блондинка в спасательном жилете держит в руках краба из ловушки

«Твои мои глаза»

Платформа: неизвестно.

Режиссер: Маша Рудневская. В ролях: Ирина Веснина, Павел Москалев, Анна Москалева, Полина Москалева.

Как и «Антарктида», док «Твои мои глаза» предлагает заглянуть в жизнь обычного человека. Фильм даже не пытается интриговать зрителя обещанием экзотической локации, ведь герои первой серии живут в Петергофе. И все же наблюдать за семьей Москалевых гораздо приятнее, чем за приключениями Лизы Мальцевой. Режиссер Маша Рудневская попробовала доказать, что док может не содержать конфликта и при этом все равно быть занимательным. Она просто показывает, как две девочки и их родители кормят белочек орешками, обедают, выступают в танцевальном кружке, делают уроки и празднуют Пасху. Это выглядит так, словно в руки зрителя попала видеокассета с чьим-то семейным архивом. Конечно, как и в квантовой физике, сам факт наличия наблюдателя влияет на происходящее в кадре: дети немного стесняются, а их родители ведут себя немного наигранно. Да и конфликта целиком избежать не получается, ведь в одной из сцен сестры не могут поделить пасхальные яйца, а в другой взрослые спорят о покупке дома и не могут прийти к общему мнению. И все же эксперимент можно считать удачным, ведь док «Твои мои глаза» интересно смотреть. Он показывает, что, вопреки мнению Льва Николаевича Толстого, каждая счастливая семья счастлива по-своему. Следующие серии этого проекта рассказывают о других семьях, живущих в других уголках России, но тоже объединенных любовью.

«Твои мои глаза»

кадр из фильма

девочка пускает мыльные пузыри на улице лето

«Старый дом»

Платформа: неизвестно.

Режиссер: Любовь Корлыханова. В ролях: Любовь Корлыханова, Надежда Корлыханова, Светлана Корлыханова, Андрей Корлыханов.

А вот документальный сериал «Старый дом» показывает историю неблагополучной семьи. Он начинается с архивных съемок свадьбы Андрея и Светланы Корлыхановых: выкуп невесты, конкурсы для молодоженов, лучащиеся счастьем глаза и танцы до упада в тесной комнате с ковром на стене. Спустя двадцать лет жизнь Андрея оборвется, а чуть позже и Светлана погибнет в автокатастрофе, оставив своих дочерей сиротами. Старшая из них, Люба, стала режиссером и вместе с сестрой Надей решила вернуться в заброшенный родительский дом, чтобы разобраться в обстоятельствах их смерти. Для нее этот сериал – попытка проработать свою травму и похоронить наконец прошлое. Сестры опрашивают тех, кто знал их родителей, и делятся воспоминаниями сами. Надя не любила мать, которая злоупотребляла спиртным и порой била ее сковородкой, а вот об отце помнит только хорошее. Люба же, наоборот, недолюбливает отца, имевшего привычку поколачивать жену, и считает, что Светлана при всех ее недостатках искренне старалась заботиться о детях. «Старый дом» – это фильм-расследование, совмещенный с сеансом психотерапии  с вайбами «Ведьмы из Блэр». Сестры Корлыхановы напоминают ребенка, ковыряющего едва зажившую ссадину на коленке; это больно и выглядит крайне неприглядно, но, начав сдирать корку с раны, очень сложно остановиться.

«Старый дом»

кадр из фильма

Две женщины в темном деревенском доме светят фонариком на старые вещи

Заглавное фото: кадр из фильма «Арт – это я. Цирк»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время