Рецензия на фильм «Материалистка»: умное кино с Дакотой Джонсон, притворяющееся ромкомом

19 июня в прокат выходит фильм Селин Сон.

Режиссер картины – канадка корейского происхождения, режиссер, драматург и сценаристка, живущая в США. Ее дебютная работа «Прошлые жизни» была номинирована на «Оскар» в категориях «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий» и получила хорошую критику. Кажется, в мире действительно появился новый интересный режиссер, иначе бы студия А-24 (ведущая компания в области независимого кино, работающая с такими небанальными творцами, как Ари Астер, Шон Бэйкер, Роберт Эггерс, Алекс Гарленд, Йоргос Лантимос), не обратила бы на Селин Сон внимания. Еще кажется, что из всего многообразия тем режиссера больше всего интересуют отношения мужчин и женщин, особенно если у них есть общая история. «Прошлые жизни» рассказывают о двух друзьях детства, которые воссоединяются в зрелом возрасте. Новая картина «Материалистка» почти о том же. 

«Материалистка»

трейлер фильма

Главная героиня Люси (Дакота Джонсон) – профессиональная сваха из брачного агентства, и она довольно успешна: пары, подобранные ее чутьем и умением, доходят до свадебной церемонии. Более того, среди ее клиентов есть весьма обеспеченные люди. Да-да, финансовый вопрос, как обещает нам название сериала, имеет для Люси чрезвычайно важное значение. Это ее давний триггер и боль: когда-то давно, будучи молодой, она в день пятилетия отношений бросила своего парня из-за того, что у него не было 20 баксов на парковку машины неподалеку от хорошего ресторана. С тех пор она всегда заглядывает в кошелек своих клиентов, решая, насколько они ликвидны на рынке женихов и невест. Рынок жесткий, и, говоря об этом, режиссер заходит на территорию «Секса в большом городе»: если ты мужчина средних лет ростом от 180 см и доходом в сотни тысяч долларов, из «хорошей семьи», с хорошим воспитанием, образованный и не урод, ты «единорог». Таких в природе почти не встречается, но в них свято верят, и если такие особи мужского пола вдруг появляются, они достойны, да что там, просто обязаны заполучить любую женщину. Однако если в мужском «анамнезе» нет хотя бы одного из перечисленных пунктов, ставки резко падают, тогда соглашайся на не очень молодую и не очень привлекательную или молодую, но дуру. Женщины у Сон, как и в «Сексе в большом городе», тоже выведены с беспощадной жестокостью: они крайне претенциозны, их список требований к партнерам исчисляется многими страницами, исписанными мелким почерком, при этом они лишены самокритичности, самоуверенны и считают себя «прекрасным уловом».

Дакота Джонсон

кадр из фильма «Материалистка»

Дакота Джонсон забирает свой багаж из такси в Нью-Йорке

Задача Люси – подружить своих клиентов с реальностью, донести мысль, что нельзя относиться к будущим партнерам как автомобилям или часам, что «улов» – это про рыбу, а не про человека, что цель любого брака – найти… нет, не того, кого ты полюбишь и кто полюбит тебя, а просто соратника по старости, того, с кем сумеешь прожить долгую жизнь и стать соседом по могилам. Цинично? Да. Но что это, как не переложение на язык логики возвышенной фразы «Они жили долго и счастливо и умерли в один день»? 

Казалось бы, люди давно могли разочаровать Люси, ведь ее клиенты поверяют ей мысли, в которых стесняются признаваться психоаналитикам (например, что мотивацией к браку может стать желание обскакать сестру). Но нет, Люси понимает, принимает и, кажется, любит каждого. И даже когда невеста посреди пышного свадебного торжества забьется в секретной комнате под одеялко, терзая себя вопросом: «Почему из всего разнообразия ролей и функций я выбрала быть замужней женщиной?», Люси успокоит ее одной фразой: «Потому что он поверил в твою ценность». 

Дакота Джонсон и Педро Паскаль

кадр из фильма «Материалистка»

Дакота Джонсон танцует медленный романтический танец на свадьбе с мандалорцем Педро Паскалем
Однажды посреди богатой свадьбы Люси и сама почувствует себя «уловом»: вербуя богатого холостяка Гарри (Педро Паскаль), она вдруг поймет, что он «единорог» и что их обоих тянет друг к другу. Ну и зачем такого отдавать очередной неблагодарной клиентке? Завяжется красивый роман: он будет приходить на свидания с огромным букетом роз, они будут заниматься любовью в его роскошной квартире, и материалистка Люси, утопая в жарких объятиях, будет оценивать жилье и обстановку. Гарри окажется остроумным и тонким человеком, их общение, сплошной словесный пинг-понг, изощренный флирт, будет кружить головы обоим. Как вдруг посреди этого волнующей красоты нарисуется давний парень Люси – Джон (Крис Эванс), 37-летний неудачливый актер, подрабатывающий официантом и живущий в чудовищной квартире с чудовищными соседями. Бывшие парни – они такие – всегда объявляются в самый неподходящий момент. И Люси поплывет… Забавно, на премьере речь Джона титровалась словами «Мне 47»… Ошибка по Фрейду: мужчины такого типажа и в 37, и в 47, и в 67 остаются инфантилами, жалующимися на то, что никто не понимает их талант.

Дакота Джонсон и Крис Эванс

кадр из фильма «Материалистка»

Дакота Джонсон ржет в машине с Крисом Эвансом
Казалось бы, выбор очевиден: зачем возвращаться в деструктивные отношения, из которых ты один раз уже сбегала? Зачем давать шанс тому, кто за десять лет разлуки так и не сделал усилий для того, чтобы чего-либо достичь, подняться на новый уровень – хотя бы ради тебя? Но Люси, живя с «единорогом», готовым хоть завтра жениться, будет сравнивать и думать о Джоне. 
Фильм напичкан искрометными диалогами, в нем много юмора и точных жизненных наблюдений. Но еще больше в нем глубоких рассуждений о том, на что готовы люди ради личного счастья. На все, включая операцию по увеличению роста (это когда тебе ломают ноги и добавляют при помощи штырей 15 см), – самооценка и уверенность вмиг достигают космических размеров. Но одно дело – сломать ноги, а другое – сломать себе будущее…

Дакота Джонсон и Педро Паскаль

кадр из фильма «Материалистка»

пара целуется в огромном петнхаусе
Дакота Джонсон в кои веки не пытается «поддавать сексу» в кадре, она не облизывает губы и не перебарщивает с томными взглядами, как это было в «50 оттенках серого», напротив, играет на полутонах. Озорная и трогательная, умеющая веселиться и грустить… Джонсон наконец удается создать не плоский, а сложный образ циничной стервы, внутри которой живет романтичная маленькая девочка.
Режиссер обманывает зрителя несколько раз. Во-первых, ее фильм искусно маскируется под жанр ромкома, но не является им! Да, все внешние атрибуты ромкома как бы налицо: героиня и два парня, мучительный выбор между деньгами и чувствами, свидания в манхэттенских ресторанах и в Центральном парке… Но глубокие переживания, мысли, думы – ромкомы обычно такое не показывают.

Дакота Джонсон

кадр из фильма «Материалистка»

Дакота Джонсон пьет колу и пиво на свадьбе
А еще на ромкомы не затащишь парней, а тут с первых же спецпоказов «Материалистка» вызвала оживление и горячие обсуждения в мужских кругах – и не потому что у Селин Сон получилось настоящее голливудское кино, а потому что это кино вламывается в нашу систему паттернов и триггеров, связанных с любовными отношениями, и тут, оказывается, есть о чем сказать не только многострадалицам-женщинам, но и мужчинам, которые обычно молчат о своем опыте неудачных свиданий и поисках партнеров. И знаете что? Многим мужчинам не понравился финал. И я с ними солидарна.

Дакота Джонсон и Крис Эванс

кадр из фильма «Материалистка»

Дакота Джонсон и Крис Эванс посреди вечеринки с гирляндами

(Дальше будут спойлеры!) Концовка фильма сбивает с ног. Ошарашивает. Показывает то, что не укладывается в логику, что неправдоподобно и сказочно; это как будто «Красотка» наоборот. Героиня уходит от «единорога» к тому, кто надевает ей на палец кольцо, сплетенное из ромашки. Тому, кто в свои 37 говорит: «У меня нет ничего, кроме любви к тебе», к тому, кто переворачивает ее мир настолько, что она готова отказаться от повышения, высоких заработков и карьеры ради… чего? Ради того, чтобы сидеть на лавочке в Центральном парке с ромашкой на пальце и есть курицу, купленную в фастфуде? Нет, мы тоже не материалисты, и речь тут не о каратах, не о совместной поездке в Исландию и не о рае в пентхаусе. Речь о том, что между Гарри-«единорогом» и Люси в этом фильме летают искры и сочится химия, что они выглядят влюбленными и счастливыми. Но героиня почему-то выбирает возвращение в эмоциональные качели прошлого – неустойчивые и нестабильные. А это не про любовь. Это про наши страхи и извечную страсть к саморазрушению. Мечта вот-вот сбудется, счастье близко – только руку протяни. А мы возьмем и уничтожим все.

Смотрите фильм «Материалистка» в кинотеатрах с 19 июня.

Заглавное фото: Крис Эванс, Дакота Джонс и Педро Паскаль, «Материалистка»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время