«Легенды и мифы. Упыри и вампиры»

Уличная видеокамера в американском Новом Орлеане фиксирует: водитель автомобиля не замечает на пешеходном переходе девушку. Он неминуемо сбил бы ее, но некая фигура стремительно подхватывает ее и в мгновение ока переносит на другую сторону. Фигуру четко видно на замедленной съемке. Ведущий цикла «Легенды и мифы» Александр Ингилевич заявляет: после появления этого видео люди вновь заговорили о вампирах и упырях.

Как ни странно, но эту тему в выпуске комментируют не киношники и писатели-фантасты, а вполне себе титулованные эксперты: кандидат исторических наук, доцент Института современных знаний им. Широкова Игорь Углик; доктор философских наук, религиовед Лариса Астахова; врач-терапевт, кандидат медицинских наук Андрей Кондрахин; специалист по минойской культуре Евгения Козловская; доцент МГУ им. Ломоносова, доктор геолого-минералогических наук Руслан Габдуллин; доктор исторических наук Игорь Шауб; доцент кафедры истории России РУДН, кандидат исторических наук Елена Кряжева-Карцева; научный эксперт Российского экологического движения Илья Рыбальченко; правнучка писателя Петра Ершова Оксана Михайлова; авиаконструктор Юрий Захарченко; доцент кафедры иностранных языков РЭУ им. Плеханова Мария Минова; санскритолог Лев Титлин; кандидат филологических наук Анна Лонская и другие.


Интересные факты

В Румынии вампиров и упырей издревле называют марой. Охота за ними продолжается и в наши дни. В 2004 году в этой стране за осквернение могилы осудили деревенского пастуха и его товарищей. Они выкопали останки соседа — 76-летнего мужчины, которого убила лошадь, и провели обряд изгнания вампира. В выпуске воспроизводится рассказ этого пастуха Морга Митрека. От него мы узнаем, что племянница покойного внезапно тяжело заболела и постоянно говорила, будто ее дядя выходит из могилы и ест ее. Пастух заявляет в кадре: выкопав тело из могилы, разрезав грудину и вытащив сердце, он с друзьями обжег его на костре и выдавил кровь. Эту кровь Митрек потом добавил в чай девушке, после чего она быстро выздоровела. У румын и венгров есть поверье: если после смерти близкого родственника члены его семьи начинают сразу болеть, значит, он превратился в вампира.

Ведущий Александр Ингилевич отправляется и в Белоруссию — в деревню Паре, которую называют местом обитания вампиров. Там есть кладбище с большими деревянными крестами. Многие могилы заложены дубовыми колодами или камнями. Так принято было хоронить тех, кого при жизни считали колдунами и вампирами. По народным поверьям, их души остаются на земле, а так как идти им некуда, они начинают досаждать близким. Такие могилы нередко раскапывали. Голову покойника клали между ног, а сердце вырезали и сжигали, чтобы вампир больше не беспокоил живых.

Считалось, что соль и чеснок в доме отпугивают этих монстров. А вот осиновый кол, который часто фигурирует в фильмах о вампирах, впервые начал упоминаться в Средние века. Люди верили, что осиновое дерево останавливает злую энергию.

Пик борьбы с вампирами пришелся на XVIII — началo XIX века. Он был связан, по мнению экспертов, с эпидемиями чумы, холеры и туберкулеза. В глухих деревнях на больных чахоткой даже объявляли охоту. Зараженные выглядели ужасающе: кровь на губах, синюшная кожа, ввалившиеся глаза — многие считали, что они связаны с нечистой силой. Почему интерес к вампирам не пропал и сегодня? Об этом узнаете из выпуска.


Кое-что еще: о Минотавре, чудо-юдо рыбе и Пиковой даме

В этом же выпуске цикла представлен сюжет о Минотавре. В фильме древнегреческое предание о чудовище с телом человека и головой быка иллюстрируется оригинальным анимационным рядом. Согласно легенде, царь Минос скрывал монстра в лабиринте на Крите, куда на съедение чудовищу бросали каждый год присылаемых из Афин рабов: семь девушек и семь юношей. Ученые уверены, что этот миф не вымысел: были обнаружены останки монстра с головой быка. Что же скрывается за мифом о Минотавре? Известно, что на Крите существовал культ быка. Но почему ему приносили в жертву людей? И почему рев чудовища, доносившийся из подземелья, был слышен в округе? Ответы на эти и другие вопросы зрители получат в выпуске.

В следующем сюжете эксперты доказывают, что писатель Петр Ершов вовсе не выдумал сказку «Чудо-юдо рыба-кит». И ведущий Александр Ингилевич, чтобы доказать гипотезу, отправляется на побережье Азовского моря, где видели это существо. Оно, по преданию, раз в шесть лет с невероятным грохотом всплывает на поверхность, заставляя дрожать землю. Кто является прообразом этой гигантской рыбы, на спине которой стоял целый город? Эксперты выпуска «Легенды и мифы» подробно расскажут об этом.

А еще ведущий цикла поедет в Нижний Новгород, чтобы выяснить, кто является прототипом героини поэмы Александра Пушкина «Пиковая дама». И почему великий поэт упоминал в своем произведении конкретные три карты — тройку, семерку, туз?

Ну а в самом конце выпуска вы узнаете, почему сказка про репку связана с древним славянским календарем и откуда взялось выражение «пролетел, как фанера над Парижем».

Постер фильма «Легенды и мифы. Упыри и вампиры»

Проект

«Легенды и мифы. Упыри и вампиры»

Дата выхода:
2025 год
Жанр:
научно-популярный документальный фильм
Страна: Россия
Хронометраж: 47:28
Авторы сценария: Екатерина Авалиани, Мария Томаева
Режиссер-постановщик: Роман Иовица
Оператор-постановщик: Денис Фадин
Продюсеры: Михаил Тукмачёв, Екатерина Авалиани, Мария Томаева
Ведущий: Александр Ингилевич
Голос за кадром: Михаил Горевой
Создатель: НМГ ДОК (ООО «Акцепт»)
1

Цитаты

В Румынии вампиров и упырей издревле называют марой. Охота за ними продолжается и в наши дни.

персона

Читайте также:

Страна: Россия
Хронометраж: 47:28
Авторы сценария: Екатерина Авалиани, Мария Томаева
Режиссер-постановщик: Роман Иовица
Оператор-постановщик: Денис Фадин
Продюсеры: Михаил Тукмачёв, Екатерина Авалиани, Мария Томаева
Ведущий: Александр Ингилевич
Голос за кадром: Михаил Горевой
Создатель: НМГ ДОК (ООО «Акцепт»)

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время