Читайте также: Бадди-муви о ловле блох. Рецензия на фильм «Левша»
«Левша»
трейлер фильма
Илья, посмотрела «Левшу» и обнаружила в фильме яркие исторические параллели и пробросы в сегодняшний день. Вы готовы к упрекам в конъюнктуре?
Готов к любым упрекам, но я не работаю ни на политическую, ни какую-то другую конъюнктуру. Очень давно хотел сделать историческое кино, про Российскую империю. Не могу сказать, что в «Левше» есть пробросы в сегодняшний день. Несмотря на легкий фэнтезийный фон, фильм приближен к историческим событиям. Но важно заметить: политические реалии за сотни лет вообще не меняются. Когда ты показываешь реальность позапрошлого века, она оказывается такой же, как и 300 лет назад, 100 и сейчас. В мире происходит вечная борьба, что поделать. В конце XIX века происходила борьба за влияние в другой части света – Афганистане, сошлись интересы Великобритании и Российской империи, англичане претендовали на подконтрольные нам территории и пытались обмануть. Наша цель в фильме была раскрыть всякие хитроумные ловушечки и, собственно, перевести историю в приключения. Никто же не будет упрекать в политической конъюнктуре «Индиану Джонса» за то, что герой там борется с нацистами.
В «Левше» есть еще один забавный крючок. Один из персонажей – император Александр III. А мы с недавних пор знаем, что это любимый император Путина, потому что портрет именно этого монарха украшает кабинет президента.
Из чего состояла ваша подготовка к работе?
Про актеров и людей
Режиссер Беседин еще во время съемок фильма высказал мысль, что Россия – страна с проблемой среднего звена. То есть внизу, у народа, все хорошо, наверху – сердобольный царь-батюшка, заинтересованный в переменах, а вот посередине обязательно найдется чиновник, который зарубит прекрасную инициативу… Все эти министры, коррупционеры и шпионы, и тормозят процессы в обществе.
Но в фильме все-таки есть немножко про кастовость.
Вы же и продюсер «Левши». Принимали решения в утверждении актеров? Скажу свое мнение, пара Колокольников – Федотов сложилась, а Артур Иванов – просто вылитая копия Александра III.
Артур Иванов
кадр из фильма «Левша»
Наверняка кто-то скажет, что дочь первого заместителя председателя правительства Дениса Мантурова Леонела попала в проект не случайно, хотя я ее помню по убедительной работе в «Злом городе».
Кстати, «Злой город» тут и сыграл решающую роль. Давно работаю с Константином Бусловым. Он снимал когда-то мой сценарий, получился фильм «Конверт» с Юлией Пересильд, очень классный, на мой взгляд. Мы сдружились. Внимательно следил за всеми работами Кости, «Злой город», конечно, тоже посмотрел. Буслов как раз и посоветовал обратить внимание на Леонелу.
Меня мало волнует, кто что скажет, мне понравилось, что это не заезженное лицо, не раскрученная актриса. Дали посмотреть Володе Беседину, он записал несколько проб – подходит, не подходит. Пара с Федором Федотовым образовалась и получилось так… я не очень люблю это слово, но мило… Переходя на английский, so sweet, это даже по трейлеру видно. Может быть, как раз из-за того, что Леонела действительно чуть больше знает об этой министерской жизни, чем кто-то еще, вышло аутентично.
А без мелодраматической линии в кино никак не обойтись? Мы недавно об этом с Андреем Золотарёвым говорили, он утверждает, что даже в видеоиграх нельзя.
Насколько вы держали в голове Гая Ричи и его «Шерлока Холмса», когда придумывали структуру бадди-муви, в котором один герой (Левша) – чудаковатый гений с несносным характером, а второй – сдержанный смельчак (князь Огарев)?
Обожаю Юру, но какой он Левша?! «Левша – это мужичок!» – сказал я режиссеру. И Володя ответил: «А ты почитай свой сценарий, это же “Смертельное оружие”, это напарники-полицейские, которые ведут расследование, равноценные друзья, не старше и не младше». Я подумал, перечитал, пришел на пробы с Юрой… и увидел реальный бадди-муви.
Какими качествами должен обладать персонаж, чтобы зритель к нему подключился?
Герой должен иметь историю за плечами, судьбу, некую драму. У нас один персонаж – сирота, второй потерял надежду в жизни, потеряв семью. И есть девушка, которая вынуждена по воле родителей заниматься тем, что ей не нравится. В нашем фильме злой волшебник никого не убивает. Исторический фон настоящий, а вот мир лишь немножко фэнтезийный. У героев жизненные мотивации, понятные нам, сегодняшним. И зритель подключается к узнаваемым проблемам. Персонажи «Левши» – люди, которые принимают тяжелые решения. Берут ответственность и делают выбор не как проще, а ради общего блага, даже в ущерб себе. Сейчас это тоже актуально.
Почему изобретения англичан, те же металлические блохи, в кадре выглядят гладенькими, хорошенькими, а изобретения Левши такие неказистые, корявенькие? Это какой-то русский стиль?
Ну потому что это правда: англичане переживали индустриальный и технический подъем в конце XIX века, там были изобретения потока, и против них стоит один человек, который сам создает, отшлифовывает как может, все это работает, но не имеет товарного вида. У него получается условно не айфон, потому что он один сражается против производственной машины.
Какое из изобретений Левши вы хотели бы получить в собственное пользование? Наверняка робота-собутыльника?
Наоборот, хорошо.
Юрий Колокольников
кадр из фильма «Левша»
Вы по-прежнему привносите в свои сценарии личные пристрастия, хобби и вкусы?
Являясь адреналинистым режиссером, который хорошо держит темп и баланс юмора и трогательности, почему вы доверили такую фактурную историю дебютанту – Владимиру Беседину? Из-за его удачного опыта с «Майором Громом»?
А Володя – тот режиссер, который работает ради какого-то высшего достижения. Это очень круто. То есть это не просто человек, который пришел заработать деньги или ремесленник, даже талантливый (их очень много, даже с известными фамилиями), который пришел отточить мастерство. Это человек, который верит, что создает что-то действительно важное, и он ради этого готов практически на все. Он жил этим фильмом.
Вы признанный хитмейкер. Можете назвать основные составляющие успешного жанрового кино?
Ну, про успех или неуспех «Левши» говорить рано. А составляющие есть. Во-первых, действительно, должны быть герои, к которым люди легко подключаются, персонажи с простыми, понятными проблемами. Во-вторых, должен быть увлекательный сюжет. Есть извечный движок, который помогает зацепить зрительское внимание. В «Левше» это детектив, который присутствует в той же мере, что и приключения. И конечно, если мы говорим о блокбастере, то должна быть зрелищность. Это не всегда подразумевает какие-то спецэффекты, архитектурную графику, но у нас все это есть, тут все масштабно. Ты не просто сидишь во время сеанса, жуешь попкорн и смотришь цветные картинки, а вместе с людьми, которых понимаешь и за которых переживаешь, отправляешься в эти приключения. Так мне кажется. Но посмотрим, что скажет зритель.
«Нам нужны люди с раскачанной в хлам психикой»
Продолжая разговор об актерах, что изменилось с тех пор, когда вы и Николай Картозия в феерическом подкасте обсуждали некоторых из них, неких Бургея Серунова и Петро Сашева, называли их зарвавшимися звездами, требующими по миллиону за съемочный день?
Ну вот сейчас надвигается кризис. Гонорарные ставки звезд останутся теми же?
Что вы хотите от людей, особенно мужчин, которые желают, чтобы на них смотрели, любовались и наслаждались?! Однако без них мы не можем делать кино, потому что нам нужны люди с такой раскачанной, разломанной в хлам психикой. Без этого свойства хорошего актера не будет, и великого тоже. Если вы видите великого актера, значит, там все так расшатано...
Но должна существовать жесткая система контроля в виде гильдий, каких-то рамок вменяемых, чтобы это не развращало, не разваливало индустрию, не ухудшало кино. Потому что такие гонорары выбивают из экономики, забирают деньги из других мест. Но повторюсь, это не проблема актеров, они не изменятся, они не виноваты, они не плохие. Требовать от них понимания – все равно что ждать от суперпрофессионального спортсмена, не очень умного, который колотит по мячу 8 часов в день и доставляет вам во время матча удовольствие своей игрой, ждать от него параллельно академических знаний в гуманитарных науках.
Понятно, что у нас молодая индустрия. Чего говорить, она ведь даже не с развала Советского Союза началась, там еще лет 10−15 просто безвременья было, а то и 20. Соответственно, она не так давно-то развивается. Надеюсь, что мы придем к системе. Вспомните Голливуд, золотую его эпоху, там тоже творилось черт знает что. Прямо столько же лет было, сколько сейчас нам, и тоже работали непонятно как, контракты со студиями – не со студиями, гильдий нет, профсоюзов нет, кто в лес, кто по дрова. А потом все появилось. Это вопросы развития.
Я правильно понимаю, что и сегодня есть актеры, которые получают больше миллиона за смену, а смена может длиться меньше 8 часов?
Сергей Бурунов, Роман Попов, Александр Петров и Илья Куликов на съемках сериала «Полицейский с Рублевки»
фото: личный архив
Про «Камбэк» Саши Петрова
Честно говоря, думала, что после интервью с Картозией вы рассоритесь с этими актерами, а тут бабах – и «Камбэк»…
Я очень люблю Петрова и считаю его едва ли не главным актером своего поколения. Но справедливости ради: великий он не везде. Вот в «Полицейском в Рублевке» и «Надвое» он велик, а в «Почтаре» и «Кракене» – нет.
Разумеется. В этом и есть его величие. По мне, самое лучшее, что могу сказать про актера, – это то, что он пластилин, который работает под задачу.
Саша Петров на 200% свое отрабатывает, он оживляет того персонажа, которого ему дают, о котором они с авторами разговаривают. Но если это дерьмовый персонаж, он дерьмового персонажа тебе и оживит. Это проблемы твои – какого персонажа написал, какую ему задачу дал, такую он и отработает.
Как вам работалось на «Камбэке»?
Ощущение, что лучше, если бы проект тогда и вышел, сериал замечательный, но немного опоздал.
«Камбэк»
трейлер сериала
Помимо Петрова в сериале классные работы молодых актеров: Хинчагова, Коростышевской…
Говорят, вы сели писать второй сезон. Истории есть куда развиваться, разве там не жирная точка поставлена?
Как бы не хотелось, чтобы герой Петрова был киллером! Может, напишете, что его мучают фальшивые флешбэки и ложные воспоминания?
Не получается до конца подключиться к киллеру.
В этом проекте еще остался подвешенным опасный вопрос: 16-летняя героиня Коростышевский ищет в Компоте, этом взрослом мужике, отца? Или она в него влюблена по-женски?
«Буду писать, даже если кино исчезнет»
Илья, кем вы сегодня себя больше ощущаете – продюсером, режиссером, сценаристом?
А вот режиссурой занялся по необходимости, потому что меня просили снять «Полицейского с Рублевки». Если бы сериал снимал другой человек, то все мои гадкие шутки выглядели бы ужасно. Кажется, что вся пошлость мира в этом была бы собрана. А когда все это снимаю я, то получается прикольно, «ну и ладно, ему мы это простим».
Тотальный контроль?
Каково сегодня положение сценаристов? Я разговариваю со многими, Илья Тилькин считает, что к сценаристам относятся как «к сварливой свекрови» – терпят, не любят. Золотарёв говорит о необходимости введения системы роялти, чтобы сценарист получал процент от проката…
Коммерческому?
Уметь делать коммерческое кино не значит падать в низкий жанр, в этом нет ничего плохого. Ты находишься в индустрии, тебя считают за творческую единицу, ты должен уметь делать все. А они там пытаются какие-то глубокие мысли раскрывать, не научившись ничему сначала… Люди хотят летать, не научившись бегать, а до этого ходить. Некоторые еще и ползать-то не научились, но им уже летать надо. Поэтому нужна какая-то школа, которая бы все это объясняла…
Илья Куликов
фото: личный архив
Наверное, такая появится рано или поздно. Пойдете преподавать?
Да вот нет. Ну, может быть, когда-нибудь. Я могу открыть курсы, собрать денег, принять бешеное количество людей и что-то им начитать «более-менее». Отлично на этом заработаю! Но мне совесть не позволяет это сделать, потому что понимаю, что учить – это ответственность. Хотя у меня есть диплом педагогического университета и я имею право преподавать, в отличие от многих, в кавычках, педагогов. Однако осознаю, что со своим графиком не могу подготовить полноценную программу и уделять 90% своего времени студентам. А если так не делать, то получается нехорошо, обман, а я так не могу. Возможно, если у меня будет больше времени и все станет совсем хорошо в бизнесе, тогда, наверное, да, я буду в каникулы кого-то учить.
Вы затронули тему конфронтации зрительского кино и, как сегодня говорят, «артухи». Вы сами-то какое больше любите-смотрите, как относитесь к пресловутому Тарковскому? Наталья Мещанинова, например, говорит, что его надо запретить во ВГИКе, потому что, как вы верно заметили, не научившись азам профессии, все начинают выстраивать эти длинные планы и делать долгие паузы «под Тарковского»…
Илья Куликов
фото: личный архив
«Подслушано в IKEA»
Сценаристу важно иметь бурную биографию, многое пережить, чтобы писать истории?
Вы как-то рассказывали, что ходили слушать живые разговоры в IKEA. А сейчас куда ходите, IKEA-то нет?
Ну вот поэтому у вас такие живые диалоги, живые люди в «Полицейском с Рублевки» и «Мылодраме». Скажите, а насколько вы считаете свою сценарную среду конкурентной? Вы скольких можете перечислить?
То есть вы не следите, условно, за творчеством Олега Маловичко, Львовой-Тарамаева, Золотарёва?
Вас Николай Картозия в том феерическом интервью назвал самым высокооплачиваемым сценаристом в стране. Это фигура речи или правда?
Александра Бортич и Илья Куликов на съемочной площадке
фото: личный архив
А когда это не ваш продюсерский проект? Или вы уже не пишете на заказ?
Кто кроме вас может высказаться по поводу вашего сценария?
Хоть кто угодно. Что-то поменять в сценарии могу только я, решение в любом случае за мной. Но в принципе слушаю мнения. Если у меня нет контраргументов, могу что-то и поправить.
А как вы пишете? Ваш метод? Вам нужна тишина либо вам все равно?
Вы ловите вдохновение, простите за такое пышное слово, либо для вас это ремесло?
Пользуюсь добрым советом Стивена Кинга: чтобы начать, надо начать. Не сидеть перед пустым листом и ждать, когда сейчас тебя осенит. Лучше начать писать просто всякую чушь.
Мозг – как мышца. Если ты побежишь, тебе сначала будет тяжело, потом организм проработается, дыхание восстановится, и ты поймаешь ритм, будешь бежать нормально. Вот так и я разгоняюсь, чтобы писать. Всегда понимаю, когда мозг включается, и в конце рабочей сессии просто возвращаюсь к первой странице и переписываю ее.
Вы сказали о том, что любите фильмы Балабанова. Вас, кажется, и посвящал в режиссерскую профессию оператор Алексея Октябриновича. Как это происходило?
Он не плевался, нет?
Нет, наоборот, ему очень нравилась наша атмосфера. Он угорал, мы все время ржали и такое на этих съемках вытворяли! Он периодически какие-то вещи рассказывал про Балабанова, про его вечно потерянную рацию, это так мило было, у меня ощущение, что я прикоснулся к мечте. Там был такой сходняк характеров! И разница в опыте совершенно не ощущалась. У меня от работы с Сашей остались самые лучшие воспоминания, думаю, у него тоже неплохие весьма.
А вам что больше всего из фильмографии Балабанова нравится?
Когда Балабанов снял свой последний фильм «Я тоже хочу», он уже умирал. И на вопрос, хочет ли он попасть на ту самую колокольню счастья, он ответил: «А меня не возьмут, я слишком много людей в кино убил». Думаете, ему было страшно, потому что он уже умирал?
Илья Куликов
фото: личный архив
Вы тоже убили много народу в кино – в «Глухаре», «Карпове»… Как считаете, для режиссера и сценариста это имеет кармическое значение? Убить на бумаге и убить в жизни – совсем уж разные вещи?
Меня больше бесит другой подход, когда, скажем, на «Нетфликс» сценарист обязан вписать кучу вещей по повестке, при этом черного плохо не назови, геев никак не обзови, но вот расчленять людей – это можно, это запросто.
О «Мылодраме», «Полицейском с Рублевки», «Черной графине» и психопатологии
Обещанный новый сезон «Мылодрамы» скоро появится?
«Мылодрама» дороговатая? Она же павильонная вся. Или опять дело в дорогущих актерах?
С Сергеем Буруновым?
Проект родился из вашей ненависти к телевизионному цеху?
В сериале есть реальные прототипы?
Не скажете, какие?
А в каком состоянии «Черная графиня»?
Я зачиталась описанием проекта. Вы большой поклонник иммерсивного театра?
Не большой поклонник, но рассказать про это было интересно, кажется, никто еще этого не делал. И это опять же отражает мою любовь к внутрянке – тому, как устроены разные цеха. Смешного тут, правда, мало, это детектив, триллер, и даже немного мистический.
Насколько понимаю, по сюжету, на спектакль приходит всего один богатый зритель, и там происходит нечто, что его дико психологически триггерит?
Сами бы согласились на такое?
Илья Куликов
фото: личный архив
«Полицейского с Рублевки» реанимировать не будете ни в какую эпоху?
Эх, жаль, вы нас бросили, а мы по-прежнему в красных кедах ходим.
Вы с себя Измайлова писали?
А что там еще от вас?
Все машины, на которых он ездил, мои. Мы их снимали, чтобы не тратить деньги на аренду.
А «Ролекс»?
Ну а характер?
Вы тяготеете к психологическим темам. Сами пользовались услугами психологов?
Тогда как вы относитесь к обилию пролеченных людей в индустрии?
Прогнозы
В контексте философских ценностей: что будет происходить с нашей индустрией в ближайшие год-два?
Будет меньше финансирования. Не чуть меньше, а существенно меньше. Проектов уже и так немного запускается. И это понятно. Скорей непонятно было, ради чего их запускали в огромных количествах раньше. Тот же самый «Кинопоиск», который, по сути, богаче всех, всегда снимал меньше всех. Потому что понимает, что такое количество не нужно, чтобы поддерживать платформу, которая имеет много лицензионного продукта, куда заходят люди и телек посмотреть, и старые сериалы. На других платформах контент же льется просто безостановочно. И там поток – это задача. На «Кинопоиске» такой задачи нет. Теперь, когда денег стало меньше, все как будто вынуждены перейти на эту модель. И вдруг стало ясно, что ничего страшного не произошло, что это нормально – снимать меньше. Ничего значимого не исчезло. Просто этап эволюции.
Справедливости ради: на Оkko тоже стараются не убивать потоком, а создавать сериалы-события.
Илья Куликов
фото: пресс-служба сценарной премии «Слово»
«Не сравниваю себя со Скорсезе, но…»
Вы начинали с документалистики. Каково сегодняшнее положение неигрового кино в России, существует оно или нет? Почему на фестивалях, как только начинается показ документального сегмента, ползала встает и уходит?
Непонятно, да. Но это случилось во времена, когда на телеке еще были слоты документального кино – и авторы вдруг перепутали док и телепередачи. Документальное кино стало отчасти напоминать телепередачу. Но неигровое кино все же существует, как ни странно. Его делают, иногда платформы его выпускают, ты смотришь – и это прямо событие.
Я, как вы понимаете по сериалу «Полицейский с Рублевки», за «Спартак» не болею, но «Время “Спартака”» посмотрел – действительно крутой документальный сериал. Из последних фильмов «На краю бездны» – просто невероятная работа, чудовищные человеческие затраты на то, чтобы такое снять…
Сами-то не думали вернуться к доку?
О чем могла бы быть ваша документалка?
…и может быть «Кинодрама»?
Ни в коем случае не сравниваю себя со Скорсезе (голливудский режиссер снял большой документальный проект «История американского кино от Мартина Скорсезе». – Прим. ред.), но что-то в этой идее есть (смеется).
Индустрия замерла в ужасе.
Смотрите фильм «Левша» в кинопрокате.
Заглавное фото: Илья Куликов / кинокомпания «Атмосфера кино»