Рецензия на фильм «Волчок»: истерн в царской России

В прокат вышла приключенческая картина о кулачном бойце.
/

Россия с ее бескрайними просторами и невероятной красоты пейзажами представляет собой идеальное пространство для создания роуд-муви. Это особенно ощущается, если действие происходит во времена, когда авиаперевозки еще не стали чем-то распространенным, и героям приходится добираться до пункта назначения на поезде, в телеге или даже на своих двоих, что дает им время поразмышлять о жизни и своем месте в ней. Именно это и происходит в приключенческом фильме Константина Смирнова «Волчок».

«Волчок»

трейлер фильма

Сюжет

Иван Огарев (Марк-Малик Мурашкин, «Соловей против Муромца», «Поле чудес») – молодой аристократ, живущий в Москве конца XIX века. Он ходит в гимназию, запоем читает книги Жюля Верна и Фенимора Купера и мечтает о приключениях и экспедициях в дальние страны, о которых он знает по рассказам старинного друга отца, Константина Николаевича (Сергей Маковецкий, «Горыныч», «Дорогой Вилли»). А потом его отец умирает после тяжелой болезни, оставив после себя кучу долгов, и приключения сами находят Ваню, но он почему-то этому не рад.
Мама мальчика ушла из жизни несколько лет назад, так что его ближайший родственник – невесть откуда появившийся дядя Весницкий (Даниил Воробьев, «Жар», «Осьминог»), который собирается продать земли Огаревых, чтобы расплатиться с долгами и заодно поправить свое финансовое положение. Но для продажи требуется письменное согласие наследника, а Иван чует подвох и не хочет ничего подписывать, так что Весницкий нанимает бандитов, чтобы они помогли избавиться от мальчика.

Марк-Малик Мурашкин и Евгений Ткачук

кадр со съемочной площадки фильма «Волчок»

Марк-Малик Мурашкин и Евгений Ткачук
Ване ничего не остается, кроме как бежать на всемирную ярмарку в Нижний Новгород, где находится способный его защитить Константин Николаевич. Спутником и телохранителем мальчика становится кулачный боец по кличке Волчок (Евгений Ткачук, «Король и Шут», «Мир! Дружба! Жвачка!») – грубый, нелюдимый и разочаровавшийся в жизни, словно герои тех книг Фенимора Купера, которые так нравятся Огареву. За время пути Волчок научит изнеженного аристократа драться и питаться подножным кормом, а Ваня в свою очередь попытается объяснить ему необходимость соблюдения личной гигиены и привить тягу к прекрасному.

Юлия Хлынина

кадр со съемочной площадки фильма «Волчок»​

Юлия Хлынина

Юмор и экшен

«Волчок» позиционируется как приключенческая комедия, но приходится признать, что почти все шутки в этой истории построены по одному и тому же шаблону: герой Ткачука, отыгрывая паттерн поведения благородного дикаря, нарушает нормы поведения в приличном обществе или демонстрирует комичное непонимание социальных условностей. Например, на нижегородской ярмарке он узнает, что выступающий перед публикой Дмитрий Менделеев – это создатель водки, и начинает бурно аплодировать. А ведь те, кто смотрел документальный фильм о Менделееве от НМГ ДОК, знают, что Дмитрий Иванович имеет больше отношения к нефти и вареникам, нежели к водке. В свою очередь Иван Огарев ведет себя как избалованный и изнеженный мальчишка, словно не осознавая всю тяжесть своего положения. Особенно нелепо звучит вложенная в его уста фраза о том, что дворяне не дерутся. Не может быть, чтобы этот книжный мальчик ничего не слышал о дуэлях, которые придумали вовсе не простолюдины.
Подобные однообразные взаимодействия могут наскучить, но ситуацию исправляют харизма и витальность Ткачука. Волчок держится в любой ситуации насколько естественно и свободно, что им хочется любоваться, как диким зверем, прекрасным в своей непосредственности. Но по-настоящему он расцветает, когда оказывается в родной стихии – в сердце схватки. Кулачные бои смотрятся ярко и динамично, удары ощущаются полновесными и сокрушительными. Постановка драк в этом фильме лучше, чем, например, в «Мистере Нокауте» Артема Михалкова или в паре последних картин про Адониса Крида.

Сергей Маковецкий

кадр со съемочной площадки фильма «Волчок»​

Сергей Маковецкий

Боги из машины

Константин Смирнов снял увлекательный фильм-аттракцион, который порой пытается притворяться романом воспитания, но в целом неплохо справляется с задачей развлечь зрителя. Однако впечатления от просмотра слегка может испортить третий акт, в котором режиссер начинает бессовестно подыгрывать главным героям, вытаскивая из кустов один рояль за другим. У персонажей, ранее руководствовавшихся исключительно вопросами выгоды, внезапно просыпается человеколюбие, а Волчок и вовсе превращается в настоящего супермена, выполняющего трюки в духе Тома Круза. Примечательно, что в ближайшее время на экраны выйдет еще один фильм, где аристократ по фамилии Огарев работает в паре с простолюдином, – приключенческий боевик «Левша». Но если Владимир Беседин сразу позиционирует свою картину как фантастику с элементами теслапанка, то Смирнов снимал нечто относительно реалистичное, вдохновляясь текстами Гиляровского о Хитровке и фотографиями Прокудина-Горского. И в таком приземленном сеттинге эффектная, но далекая от реальности концовка смотрится несколько чуждо.

Вывод

«Волчок» – обаятельное, но местами излишне сентиментальное жанровое кино с крепким экшеном, выразительными персонажами и впечатляющими пейзажами.

«Волчок» в кинотеатрах с 4 декабря.

Заглавное фото: Марк-Малик Мурашкин и Евгений Ткачук / кадр со съемочной площадки фильма «Волчок»​

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время