«Маяк». День 2: три сестры, мертвый муж и Снигирь-мачеха 

Фестиваль авторского кино представил фильмы дебютантов.

По словам программного директора киносмотра Стаса Тыркина, большинство фильмов конкурса посвящены семье и отношениям в ней, картины находятся в диалоге и дополняют друг друга. Первый конкурсный день продемонстрировал самые разные «ячейки общества» и заставил зал ужасаться и смеяться. 

«Мой сын»

Режиссер: Вячеслав Клевцов

Леон Кемстач в фильме «Мой сын»

Юлия Снигирь в который раз играет стерву на грани нервного срыва. На сей раз она успешный адвокат, от которой ушел муж, оставив ей на попечение собственного сына-подростка (Леон Кемстач). Героиня Катя не особенно убивается из-за развода: в онлайн-сессии с психологом она приводит странную метафору, что по ощущениям это похоже на то, когда ты хочешь кофе на миндальном молоке, а миндального молока нет. Катя живет свою жизнь коррумпированного юриста, у нее все схвачено, она давно участвует в схемах по подтасовке фактов, делясь взятками со следователями и оперативниками; по сути она торгует тюремными сроками и приговорами. Однажды к ней обратится оскорбленный в лучших чувствах отец: его сыночка-мажора избил некий тренер из спортивной секции. Богатый папаша требует для обидчика максимального тюремного срока и платит 25 млн рублей. Катя по привычке вгрызается в дело и неожиданно обнаруживает, что мажор замешан в ряде изнасилований и в избиениях девушек. И что тренер, по сути, восстанавливал справедливость – избил подонка. Но рефлексии не по ее душу, и она запускает процесс.

По роковому стечению обстоятельств (о, эти сценарные допущения!) тренер оказывается наставником пасынка Кати, очень уважаемым в среде подростков и авторитетным человеком, создавшим целое сообщество борцов за справедливость (слегка напоминающее нацистскую организацию). Пасынок просит мачеху не сажать тренера, но разве деньги пахнут? И тогда юноша совершит собственный суд – проучит мажора. Но нелепая случайность – насильник погибает, а пасынок Кати бросается в бега…

Фильм вдруг совершенно немотивированно начинает нам показывать совсем другую героиню: забывавшая покормить подростка, не приходившая на его соревнования, озабоченная собственной фертильностью и возможностью родить своего ребенка, она вдруг обнаруживает в себе материнский инстинкт, да такого масштаба, что бросает всю свою налаженную жизнь к ногам не своего сына. Попутно и окружающие ее коллеги начинают вести себя не так, как ведут живые люди в реальной жизни.

Визуал фильма холодный, интерьер богатой квартиры словно перекочевал сюда из кучи других сериалов, героиня Юлии Снигирь почему-то время от времени погружается в бассейн – видимо, это какая-то метафора. Хороших актеров – Снигирь, Юрия Чурсина, Алексея Филимонова – безмерно жаль: они будто не понимают, про что играют. Роль Павла Табакова, сыгравшего молодого коллегу Кати, вообще сокращена. Как рассказал приехавший на фестиваль Павел, входя в образ, он понимал все мотивации своего героя, но в хронометраж многое не уместилось, в итоге роль получилась не такой, какой задумывалась. Крепче всех в этом фильме смотрятся Леон Кемстач и Яна Сексте, сыгравшая маму «невиновного» тренера. Но даже пара удачных эпизодов с их участием не спасают эту разваливающуюся на части картину, на которой, кстати, прямо посередине съемок сменился художник-постановщик (на место ушедшего пришла Елена Окопная). Стас Тыркин назвал «Моего сына» «фильмом трудной судьбы», очевидно, эта судьба будет нелегкой и в прокате.

«Присутствие»

Режиссер: Аполлинария Дегтярева

Кадр из фильма «Присутствие»
Это социальная драма о домашнем насилии, притворяющаяся якутским хоррором. Перед просмотром две главные актрисы фильма погружали нас в атмосферу: песнопения, имитация криков птиц, рычание, стоны – под эти звуки по залу несли веревочку, на которую зрители повязывали разноцветные ленты, загадывая желания. Как обещала режиссер, эта веревка уедет в Якутию, там обряд будет завершен.

Эта земля действительно напитана легендами, мифами, верованиями; все это проникает в национальный кинематограф, напитывая его, делая поэтичным, метафоричным, уникальным. Но вот когда все это начинают эксплуатировать… Не найдя подходящей легенды для фильма, Аполлинария Дегтярева… придумала ее сама. О Принцессе, которую полюбил Дракон – да такой удушающей любовью, что стал мучить. Принцесса отсекла ему голову, но, поскольку тоже любила Дракона, принялась с этой головой жить.

Страшная легенда и страшный фильм. Главная героиня (Анастасия Алексеева) живет одна в квартире в период ковида. Она жутко боится заразиться и до стерильности вычищает жилище. На улицу не выходит, а курьерские доставки выцепляет с лестничной площадки при помощи одежной вешалки. С мужем, уехавшим в командировку, общается исключительно по телефону, а на досуге листает в телефоне свадебные фотографии. Внезапно – о ужас! – женщина обнаруживает следы чьего-то присутствия в квартире: в ванной постоянно находятся комки земли, а в кухне то и дело распахивается окно. Вскоре героиня начинает видеть свою умершую мать, и мы понимаем, что одичавшая женщина сошла с ума. Если бы дело ограничилось только страхом ковида… Хоррор оборачивается вполне себе детективом: у этой квартиры обнаруживается хозяин, который обвиняет женщину в проникновении в его жилище. Дальше – больше: он опознает в ней свою соседку, которая часто ссорилась с мужем. Ну и, как вишенка на торте, выяснится, что муж не уезжал ни в какую командировку. ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ! Просто доведенная до отчаяния его избиениями, она взяла и отрезала ему голову, а потом спряталась вместе с головой в пустующей квартире соседа.

Режиссер призналась, что она японист и увлечена японскими триллерами и хоррорами. Твист с людьми, прячущимися в чужих домах, популярен в Азии (мы же помним «Паразитов»?). Конкретно эта история родилась из новости, прочитанной Аполлинарией в 2014 году, о японке, довольно долго прятавшейся в чужом доме под кухонным гарнитуром. Идея обрела очертания в пандемию: Аполлинария жутко боялась заболеть и заразить своего двухмесячного ребенка, поэтому заперла себя дома на три месяца. Она все-таки заболела, как осложнения от ковида появились панические атаки. Описать состояние паники Григорьевой тоже показалось важным.

В итоге в «Присутствии» отчетливо виден почерк дебютанта: стремление объять необъятное, совместить жанры, высказаться сразу на несколько тем, процитировать и сделать референсы в адрес всего увиденного кино. Все это, увы, лишает фильм самостоятельности и оригинальности.

«Фейерверки днем»

Режиссер: Нина Волова

Александр Робак в фильме «Фейерверки днем»

Отрадой этого конкурсного дня стал фильм об отце-одиночке и трех его дочерях. Картина не только сорвала бешеную овацию; присутствующий на фестивале мэтр Андрей Смирнов не выдержал, поднялся на сцену и поделился своим восхищением.

А история очень простая. Отец (Александр Робак) трех очень разных дочек создал им шикарный уровень жизни: красивый дом с бассейном и камином, дорогие машины и даже конь… Девочки не работают, самореализуются кто в чем, но по сути они содержанки. Однако отцовский бизнес – продажа люстр – приходит в упадок. Добряк Виктор, ведший его с русской безалаберностью, с трудом увольняет людей, не решаясь на радикальные перемены. Из Китая приезжает давний партнер (Ван Бин), который делает ревизию на предприятии, но ни одно из его разумных предложений не подходит Виктору. Да что там, торгуя по сути светом, русский бизнесмен не способен починить проводку в собственном доме, и это ружье обязательно выстрелит.

История показана как раз глазами китайца: что за странные люди эти русские, которые запускают фейерверки днем, которые держат на работе лентяев и покупают дочке в разгар финансового кризиса купальник за 30 тысяч рублей?! Проблемы с бизнесом ставят под угрозу мир в семье, отец предлагает продать дом, чтобы отдать долги, но дочки, саботируя решение, перестают готовить еду, и тогда папаша назло приводит в дом «новую маму». А еще все попутно помогают разведенному китайцу с личной жизнью – например, знакомят его с витальной красавицей Кристиной, которая с порога объявляет: эксклюзивные отношения с содержанием в 300 тысяч – это совсем не проституция…

Простое течение жизни, быт, наполненный малозначимыми событиями, но каждый кадр тут – сама любовь. Ибо, едва не потеряв друг друга, эти близкие люди поймут, как они важны и нужны. Украшением фильма стал Ван Бин, глазами героя которого мы и увидели эту историю. Сдержанный и расчетливый, заточенный на эффективность, он – сама иллюстрация поговорки «что китайцу хорошо, то русскому смерть». Но у нас такая страна… Нелогичная, но душевная, она засасывает, и вскоре и китаец начнет запускать фейерверки днем.

Выяснилось, что Ван Бин – доцент, работающий во Владивостоке, хорошо говорящий по-русски, а на актерскую стезю встал лишь четыре года назад.

Также из любопытного: одну из дочерей играет Вера Енгалычева, которую мы на «Маяке» уже увидели в роли кузины поэта в фильме «Лермонтов»; у девушки редкое обаяние, чем-то напоминающее харизму Лизы Янковской. А еще продюсером этого кино выступает Петр Тодоровский, который чрезвычайно вмешивался в процесс.

Нина Волова призналась, что снимала комедию и очень радовалась, когда зал смеялся. Но по факту у нее получилось просто доброе кино в духе Вани Соснина, когда все не идеальные, но все же хорошие, когда человечное побеждает бесчеловечное (эпическая сцена с автобусной хамкой), когда есть плечо, на которое можно опереться. В фильме отчетливо чувствуются чеховские мотивы: три сестры, разоренный дом, который приходится оставить. Но печаль тут светлая. Как говорит Нина Волова, лучше вместе ночевать под мостом, чем одному в большом доме.

Заглавное фото: Юлия Снигирь и Павел Табаков / кадр из фильма «Мой сын»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время