5 фильмов, вызывающих гордость

В День народного единства вспоминаем переломные моменты истории.
/

В нашей подборке киноистории, сумевшие не только рассказать о драматических вехах в жизни нашей стране, но и показать силу русского характера, его способность противостоять вызовам времени и не ломаться. Нашествия монголов, рыцарей Ливонского ордена, Гражданская война, Отечественная 1812 года и Великая Отечественная… Эти трагические события и разделяли наш народ, и объединяли, заставляли совершать подвиги – невидимые, маленькие, безрассудные, благодаря которым все вместе и выстояли. Эти пять фильмов, возможно, не великие, а некоторые из них даже не выдающиеся, но в них, по нашему мнению, отражен национальный характер.

«Злой город», 2024

Режиссер: Константин Буслов

В ролях: Алексей Гуськов, Алексей Розин, Дмитрий Куличков, Александр Метелкин, Алексей Шевченков, Владимир Любимцев, Артем Волобуев, Полина Чернышова

Алексей Гуськов и Алексей Розин

кадр из фильма

Алексей Гуськов и Алексей Розин в фильме «Злой город»

Фильм посвящен малоизвестной широкой публике, но весьма вдохновляющей странице нашей истории. Весной 1238 года войско хана Батыя, уже взявшее Рязань и столицу Северо-Восточной Руси Владимир, разбившее русские войска под Коломной, двинулось к богатому купеческому городу Козельску, являвшемуся одним из удельных центров Черниговского княжества. Городом правил 12-летний князь Василий, потомок ветви Мстислава Святославича Черниговского, погибшего в 1223 году во время битвы на Калке.

Монголы думали, что быстро разграбят поселение и двинутся дальше, однако Козельск проявил несгибаемый характер: жители держали оборону целых семь недель – два с половиной месяца, пока к монголам не пришло подкрепление со страшной камнеметной машиной. Жители предпочли погибнуть все, включая юного князя, но не сдаться. Предания сохранили свидетельства врагов, восхищенных героизмом русских. Они назвали отчаянно сопротивлявшийся город Злым. Согласно легендам, крупнейший военачальник, соратник и стратег Чингисхана Субэдэй сказал хану Батыю: «Ты возьмешь Злой город, но славу обретешь не ты, а те, кто тебе так сопротивлялся».
Помимо общей сюжетной канвы в фильме представлены и линии героев. Один из главных – монах Даниил, сыгранный Алексеем Гуськовым. Когда-то он был грозным воином – обоеруким Ратшей, однако во время прежнего набега монголов был поставлен перед условием: уйти с ними и обучать воинскому ремеслу тамошних воинов или умереть. Ратша выбрал жизнь, но впоследствии сбежал из добровольного плена и ушел в монахи – замаливать свой тяжкий грех. В фильме оборона Козельска становится для Ратши способом попросить прощения, в том числе и у сына – воеводы города, которого играет Алексей Розин. Ратша собирает небольшое войско из лесных разбойников, у которых оказывается больше представлений о чести и патриотизме, чем у местных купцов, предавших своих (как всегда, за роль негодяя отвечает Дмитрий Куличков). Есть в фильме и любовная линия между прекрасной дочерью кузнеца Весняной (Леонела Мантурова) и разбойником Улыбой (Максим Белбородов).
Картинка фильма впечатляет: в Тверской области был построен деревянный город с высотой стен 12 метров – эти декорации не разобрали и будут использовать для дальнейших исторических киносъемок. Актеры сражались на мечах в тяжелых доспехах зимой до разрывов на руках. Было сшито более тысячи исторических костюмов. В ролях монголов снялись актеры из Якутии, Казахстана и Калмыкии.

Фильм получился эпическим, настоящим экшеном, однако получил противоречивые оценки критиков: указывалось на плохие диалоги и сценарные промахи, высмеивались древнерусские имена персонажей. Но реальная история произвела на зрителей сильное впечатление. Как сказал нам в интервью актер Алексей Гуськов, этот эпизод вызывает в русском человеке чувство гордости.

Телепремьера фильма «Злой город» состоится на канале РЕН ТВ 4 ноября в 20:00.

«Александр Невский», 1938

Режиссер: Сергей Эйзенштейн

В ролях: Николай Черкасов, Андрей Абрикосов, Николай Охлопков и др.

Николай Черкасов

кадр из фильма

Николай Черкасов на латах и на коне в роли Александра Невского

Работа над проектом началась после того, как Эйзенштейну предложили снять на выбор историческую картину про одного из героев, среди которых были Минин и Пожарский, Иван Сусанин и Александр Невский. Постановщик выбрал последнего. И поначалу хотел назвать картину «Русь», но в процессе работы передумал. Свой выбор он объяснил тем, что на тот момент про этого героя практически не было информации, поэтому проще будет придумывать.

Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новгородского княжества с рыцарским орденом. Действие разворачивается в 1242 году, уже после битвы со шведами на Неве в 1240 году. Рыцари Тевтонского ордена вновь отправляются на завоевание Руси. Воины-захватчики показаны как настоящие злодеи. Дойдя до Пскова, они жестоко расправляются со всеми, кто попадается на пути, убивают даже детей. Во время массовой казни псковичей тевтонцы бросают в костер младенцев. Русские люди во главе с князем показаны истинными героями, готовыми расстаться со своей жизнью ради защиты Родины.
Любопытно, что после того, как СССР и Германия заключили пакт о ненападении в 1939 году, фильм запретили для показа по соображениям политкорректности. Но с началом Великой Отечественной войны картину не только вновь выпустили в прокат, но и обязали показывать во всех кинотеатрах, чтобы укрепить боевой дух народа. Показанные в фильме тевтонцы оказались настолько классическим изображением врага в кинематографе, что их образы цитируются и по сию пору – в частности, в вышедшей недавно сказке «Горыныч».
Знаменитая фраза Александра Невского «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!» на самом деле цитата из Евангелия: «Взявшие меч – мечом погибнут». Эту реплику в уста полководца вложил сценарист Петр Павленко.
Любопытный факт: в картине ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр не крестится. Хотя в те времена каждый православный человек не выпивал даже стакана воды, не осенив себя крестом. Эйзенштейн понимал, что советская цензура все равно вырежет из картины эти сцены.
В начале 1939 года Эйзенштейн и исполнитель главной роли Николай Черкасов получили высшую государственную награду – орден Ленина. А весной 1941-го Эйзенштейн вместе с Павленко, а также актеры Черкасов и Абрикосов были удостоены Сталинской премии первой степени.

В 1978 году картину «Александр Невский» внесли в список 100 лучших кинофильмов мира по результатам опроса общественного мнения, проведенного итальянским издательством Arnoldo Mondadori Editore.

«Война и мир», 1967

Режиссер: Сергей Бондарчук

В ролях: Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Анастасия Вертинская, Олег Ефремов, Антонина Шуранова и др.

Сергей Бондарчук

кадр из фильма

Отечественная война 1812 года тоже стала этапом истории, объединившей русских, ведь плечом к плечу сражались и дворяне – завсегдатаи модных салонов, говорящие исключительно по-французски, и простые солдаты, вышедшие из крестьян. Кинематограф время от времени вдохновляется великим романом Толстого и выдает разные версии: в 1915 году вышла постановка Якова Протазанова, а в 1972 и 2018 годах выходили две экранизации BBC. Первая, 15-часовая, знаменита тем, что роль Пьера Безухова там сыграл молодой Энтони Хопкинс; во второй роль Безухова досталась Полу Дано, а Наташу Ростову сыграла Лили Джеймс.
Сейчас, прямо в эти дни, киноадаптацией «Войны и мира» занимается Сарик Андреасян.
А самой знаменитой западной экранизацией следует считать американскую вариацию 1959 года Кинга Видора. Впрочем, хоть картина выдвигалась на престижные премии «Оскар» и «Золотой глобус», ничего не выиграла. Эта экранизация с Одри Хепберн, Генри Фондой и Мелом Феррером в главных ролях снискала гораздо больше славы в СССР, чем у себя на родине. Вдохновившись фильмом Видора, а также 150-летием Бородинского сражения, в СССР решились на собственную экранизацию.
Фильм стал одним из самых дорогих в истории советского кинематографа. По разным источникам, на его производство государство выделило 8 млн рублей. Съемки длились шесть лет и контролировались Минкультом. На роль режиссера претендовали классик Иван Пырьев и молодой Сергей Бондарчук, снявший нашумевшую «Судьбу человека». По слухам, министр культуры Екатерина Фурцева склонилась к кандидатуре последнего, и Пырьев до конца жизни не здоровался с Бондарчуком.
Съемочная группа получила доступ не только к лучшему кинооборудованию, но и к экспонатам 58 музеев: в кадре подлинная мебель и посуда того времени, а костюмы (это десятки тысяч комплектов одежды) точно воссоздают наряды эпохи. За право написать музыку к картине конкурировали всемирно признанные композиторы Шостакович, Свиридов, Хачатурян, но Бондарчук выбрал никому не известного студента Вячеслава Овчинникова.
Режиссер работал в тяжелой психологической атмосфере, его авторитарность в группе многие не приняли, с картины ушли операторы и художники-декораторы. На съемках эпизодов с поджиганием Москвы Бондарчук, собственноручно принимавший участие в пиротехнических трюках, испытал такое эмоциональное потрясение, что перенес инфаркт. Случился у него конфликт и с Вячеславом Тихоновым. Бондарчук остался недоволен тем, как актер исполнил роль Андрея Болконского, да и сам Вячеслав Васильевич не полюбил картину и настолько разочаровался в своем профессионализме, что четыре года нигде не снимался.
Критика приняла фильм по-разному: одни посчитали, что взрослые актеры не справились с ролями молодых героев (самому Бондарчуку, игравшему роль 20-летнего Пьера Безухова, было 45). Однако были и восторженные отклики. Особенно отмечалось скрупулезное следование тексту Толстого и верное отображение сцен войны, тогда как американская версия концентрировалась на эпизодах мира и любовных коллизиях.
В 1969 году эпопея «Война и мир» была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» и получила заветную статуэтку. Представлять страну в Америку поехала молодая актриса, сыгравшая роль Наташи Ростовой Людмила Савельева; ее в ту пору сравнивали с Одри Хепберн. В советский прокат фильм выходил в четырех частях в течение полутора лет и собрал 58 млн.
Сегодня со всей определенностью можно сказать, что «Война и мир» – это одновременно интеллектуальное и зрелищное кино, показывающее представителей русского национального характера – от капитана Тушина, доблестного офицера Болконского и отчаянно смелого Пьера Безухова до «барыньки» Наташи Ростовой – как истинных патриотов, которые, не прячась от вызовов времени, вершат подлинную историю по зову сердца.

«Хождение по мукам», 2017

Режиссер: Константин Худяков

В ролях: Юлия Снигирь, Анна Чиповская, Леонид Бичевин, Павел Трубинер и др.

Юлия Снигирь

кадр из фильма

Трилогия Алексея Толстого о судьбах людей в эпоху революций, Первой мировой и Гражданской войн экранизировалась трижды. Первая киноверсия Григория Рошаля выходила в трех частях и сделала знаменитыми исполнительниц ролей сестер Даши и Кати – Нину Веселовскую и Руфину Нифонтову.
Вторая экранизация режиссера Василия Ордынского 1977 года долгое время считалась эталонной. Это был 13-серийный телепроект, и роли сестер сыграли первые красавицы страны Светлана Пенкина и Ирина Алферова. Мужские образы – Ивана Телегина и Вадима Рощина, блистательно сыгранные Юрием Соломиным и Михаилом Ножкиным, спровоцировали моду на имена: рождавшихся в конце 1970-х малышей часто называли Ванями и Вадимами.
Последняя экранизация выходила в 2017 году и тоже вызвала море противоположных откликов. Сериал, как и сам роман, посвящен духовным исканиям и метаниям русской интеллигенции. Свою трилогию Алексей Толстой начинал писать в эмиграции, поэтому первая часть романа пронизана ностальгией по Родине. Заканчивал книгу он уже в СССР во время начавшейся Великой Отечественной войны, и его взгляды претерпели существенные изменения. В 1943 году литератор был удостоен Сталинской премии: получил 100 тыс. рублей (15 млн рублей на сегодняшние деньги), которые тут же отдал на производство танка «Грозный».
Как и в любом произведении о Гражданской войне и революции, здесь немало времени отводится рассуждениям о выборе – к кому примкнуть, чью позицию занять. Растерянность, ощущение выбитой почвы из-под ног… В сериале показана идеологическая конфронтация даже в отдельно взятой семье Булавиных. Актрисы Снигирь и Чиповская не повторяют рисунок игры своих предшественниц. Юлия создает образ женщины, умирающий без любви, и по ходу повествования она бледнеет, дурнеет и худеет на глазах. Анна воплощает девушку-пацанку, жадную до впечатлений и адреналина. Но… пройдя через испытаний, через разлуку, болезни, потери друг друга, герои поймут: другой страны у них не будет. И других их не будет. Семья – то, что должно выстоять на фоне эпохальных мировых разломов, то, что не имеет право разрушиться, и то, что даст импульс к новому этапу.

«Баллада о солдате», 1959

Режиссер: Григорий Чухрай

В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренкова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Эльза Леждей

Жанна Прохоренкова и Владимир Ивашов

кадр из фильма

Жанна Прохоренкова и Владимир Ивашов
Премьера фильма состоялась в 1959 году. Режиссер Григорий Чухрай и сценарист Валентин Ежов сами прошли войну и хотели рассказать о подвиге обыкновенного солдата. Писали сценарий они вместе. На главные роли были утверждены Олег Стриженов и Лилия Алешникова, однако на третий день съемок Чухрай попал под машину с переломом ноги и ключицы. Лечение заняло несколько месяцев. За это время постановщик решил, что главные роли будут исполнять никому не известные молодые артисты. Выбор пал на второкурсника ВГИКа Владимира Ивашова (Алеша) и первокурсницу Школы-студии МХАТ Жанну Прохоренко (Шура).

По сюжету в 1942 году 19-летний связист Алексей случайно подбивает два немецких танка. Именно случайно – с испуга, даже не думая ни о каком подвиге. Командование хочет представить его к ордену, но солдат просит дать отпуск, чтобы увидеться с матерью и починить крышу в доме. Он покупает подарок маме и отправляется в дорогу, впереди шесть дней. На пути Алеша успевает совершить столько добрых дел, что не каждому такое удастся сделать за целую жизнь. А еще герой встречает Шуру, влюбляется в нее, но не решается сказать об этом, и их пути расходятся… А потом Алеша спасет от гибели несколько пассажиров с детьми. На следующий день он наконец-то добирается до матери, чтобы побыть с ней хоть чуть-чуть, потому что отпуск уже кончается. Сын обещает вернуться с фронта живым и уезжает. Но он не вернется. Мы видим мать, машущую сыну на дороге, и голос за кадром скажет: «Он мог бы стать замечательным гражданином, мог бы строить или украшать земли садами, но он был и навечно останется в нашей памяти солдатом. Русским солдатом!»

При всем трагизме финала фильм рождает и гордость за таких вот Алеш, и веру в их бессмертие. Тем не менее картину после выхода критиковали. Особенное возмущение вызвала сцена, в которой герой признается, что подбил вражеские танки, находясь в панике. Хотя этот эпизод Чухрай взял из своего военного опыта. Цензоров не устроила и гибель Алеши в финале, они требовали оптимистичного завершения. В результате художественный совет постановил, что фильм «не соответствует канонам военного кино». «Баллада о солдате» получила ограничение в прокате. В больших городах картину даже запретили показывать в кинотеатрах. Только после того, как руководитель СССР Никита Хрущев посмотрел фильм, его вновь выпустили в прокат и разрешили представлять на международных кинофестивалях.
«Баллада о солдате» стала одним из самых титулованных проектов в истории советского кино, собрав более сотни призов на крупнейших кинофорумах мира. Среди наград – специальный приз жюри Каннского кинофестиваля; два приза «Золотые ворота» в Сан-Франциско: за лучший фильм и за лучшую режиссуру (Григорий Чухрай); премия BAFTA за лучший фильм, а также номинация на премию лучшему иностранному актеру (Владимир Ивашов); премия «Бодил» за лучший европейский фильм (Григорий Чухрай); номинация на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий (Валентин Ежов и Григорий Чухрай); Ленинская премия (Валентин Ежов и Григорий Чухрай) и многие другие награды.

Заглавное фото: кадр из фильма «Война и мир»

Читайте также:

Форма успешно отправлена

Ваша заявка успешно отправлена, менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время