«Земля и Медь»
трейлер фильма
Использование медных икон на Руси было запрещено указом императора Петра I, но старообрядцы сохранили технику литья образов святых из меди. По сведениям Андрея Игнашина, последний литейщик Федор Ефимович Варламов продолжал работать до середины восьмидесятых годов прошлого века. Андрей купил заброшенный дом и, разбирая старые вещи, нашел туесок с литейными инструментами и «матками» – специальными формами, с помощью которых в особым образом высушенной земле делается оттиск иконы. Прочитав, что умение отливать иконы из меди в землю было утрачено, Андрей решил возродить его, но недооценил сложность задачи. Изначально Игнашин предполагал, что ему потребуется несколько недель, однако ушли годы, прежде чем литейщик смог отладить технический процесс. У Андрея за спиной множество прочитанных книг и сотни опытов, в которых за редкими удачами следовала череда провалов, а ведь каждый из таких опытов требовал не менее трех дней кропотливого труда. Для создания иконы по старинной технологии необходимо учесть множество факторов, Игнашин сравнивает это с подбором вслепую кода из четырех или пяти знаков.
Андрей Игнашин
кадр из фильма «Земля и Медь»

Дарья Артюшкова призналась, что герой ее фильма поначалу не слишком охотно шел на контакт. Андрей Игнашин не ищет славы, он привык уединенно трудиться в своей маленькой мастерской, похожей на монашескую келью. Теперь, когда Андрей довел процесс создания икон до автоматизма, его руки продолжают выполнять привычные движения, а мозг погружается в думы. Значительная часть картины посвящена рассуждениям Игнашина о человеческой греховности, о вечных и преходящих ценностях и о теряющей самобытность русской деревне, где резные наличники уступают место безликим пластиковым окнам. Андрей не гуру и не мудрый старец, он не учит, как жить, но, подобно показанному у Тарковского Андрею Рублеву, находится в поиске ответов. Режиссер Дарья Артюшкова рассказала, что во время съемок фильма Игнашин порой отказывался отвечать на ее вопросы, но через несколько дней сам приходил и говорил, что он все обдумал и теперь знает, что сказать.
Андрей Игнашин
кадр из фильма «Земля и Медь»

В настоящее время Андрей Игнашин – единственный в мире мастер, владеющий искусством литья икон из меди в землю. Он счастлив, что занимается любимым делом и может таким образом обеспечивать свою семью. Андрей с женой воспитывает трех дочерей и надеется, что сможет передать секреты своего ремесла зятьям, если они проявят интерес к литейному делу.
На кинофестивале «Мост» фильм «Земля и Медь» получил спецприз экспертного совета с формулировкой «За сохранение национальных традиций».
Дарья Артюшкова
личный архив

Заглавное фото: Андрей Игнашин, кадр из фильма «Земля и Медь»